Особенности воспитания девиц

Воспитание женщины в эпоху Средневековья

Воспитание и образование женщин в Средневековье не было ни полноценным, ни общедоступным. Воспитание реализовывалось в рамках ограниченных взглядов и было направлено на развитие будущих хранительниц домашнего очага. Поведение женщин имело жесткую регламентацию и общественный контроль.

Эпоха Средневековья ознаменовалась тем, что образование женщин не считалось необходимым. Женщину рассматривали как существо, которое наделено несовершенным разумом, поэтому, она не способна логически мыслить, анализировать, запоминать, перерабатывать и воспроизводить информацию. Такая интеллектуальная работа считалась ненужной и создающей одни только лишние проблемы. В этой связи, обучение и воспитание женщин проводилось, как правило, в домашних условиях с опорой на усвоение женщинами бытовых навыков. Это относилось к аристократическим семьям. Девочек обучали чтению и письму, вышиванию, религиозным канонам. Что касается, семей бедняков, то девочек не обучали грамоте, поскольку считали это дело бесполезным и даже греховным.

Процесс воспитания и образования женского населения в эпоху Средневековья реализовывался согласно одному из трех подходов:

  1. Основное направление жизнедеятельности женщины должно быть ограничено домашними делами. Она должна быть добродетельной и целомудренной. В образовании представительниц женского пола нет необходимости, более того, они этого недостойны. Однако, в этом подходе имелись и исключения. Монахини обязательно обучались грамоте и духовому делу. Это было обусловлено тем, что основная масса средневековых школ для мальчиков находилась при монастырях, и они обучались монахинями. Монахини получали образование, но некоторые дисциплины, им также, не допускалось изучать: юридическая наука, схоластика, астрономия, теология, философия.
  2. Представительницам женского пола необходимо дать элементарное образование. Предполагалось, что представительницы крестьянства должны обучаться ремеслу, мещанки – ведению домашнего хозяйства, а аристократия – грамоте, рукоделию. Элементарное обучение считалось необходимым, поскольку оно должно было воспитать в девушке благородство, терпимость, уберечь ее от мыслей о плотских удовольствиях.
  3. Обучение женщин, практически, по тем же программам, что и мужчин. Считалось, что женщины должны получить научные знания, развить умения логически мыслить, анализировать и обобщать информационные данные. Но у последователей этих взглядов было много противников и данное обучение таки и не было реализовано в средневековую эпоху.

Представительниц аристократических сословий часто отдавали в монастырские женские училища. Они получали знания, которые могли далее использовать для обучения детей при постриге в монахини или же, возвращались в семью, выходили замуж и становились эрудированными и интеллектуально развитыми матерями.

Роль папы и мамы.

Важнейшие роли родителей в воспитании детей четко распределены. Мама — это Источник жизни. Задача и роль мамы ребенка любить, заботиться, поддерживать, опекать. Папа — это Закон. Отец воплощает социум внутри семьи, устанавливает законы и правила. Он может и должен оценивать, устанавливать границы, осуществлять санкции и наказания.

В современной ситуации эти функции часто смазаны, перемешаны или отняты — в основном у отца, и это неудачная ситуация. Функции любви и закона лучше между родителями разделять, и естественным образом лучше их разделять именно так. Если эти функции олицетворяются одним родителем, ребенку это понять сложнее, так как функции (безусловное принятие и ограничение) противоположны в своих проявлениях. Разделение функций меньше путает и уменьшает невротизацию ребенка.

В случае если отец в семье не берет эти функции, ребенок живет в ситуации не обозначенных границ. И ему остается либо нарушать все границы, либо «сидеть на месте» в тревоге, не зная где же эти границы. Если мама занимается установление закона, ребенок не слушает мать и не получает любви, любую санкцию воспринимает как несправедливое, беспочвенное наказание.

При наличии папы, маме брать на себя функции закона и порядка – не эффективно. Для ребенка любого пола естественно слушать мужчину и лучше не участвующий отец, чем авторитарно участвующая мать. Что для мамы, в распространенной сегодня семейной культуре, может быть весьма не удобно.

Естественно, если есть необходимость, о семейных правилах мама может заранее договориться с папой. Но озвучивать их будет папа. Лучшая женская позиция при воспитании из мальчика — мужчины, это — поддержка позиции отца и его подхода к воспитанию (естественно, при условии что этот мужчина в семье присутствует и что он — адекватен).

Воспитание и развитие женщины в Древней Руси

Семейное воспитание на Руси начало развиваться с VIII века. Оно носило народную направленность и во всем было сопряжено с народными обычаями и традициями славян.

Замечание 1

В Древней Руси основным местом приложения сил женщины была семья и семейный быт. Если мальчиков готовили к будущей трудовой деятельности, охоте, войнам, то девочкам отводилась роль хранительниц домашнего очага, занятых рождением и воспитанием детей.

Изначально, женщина была наделена достаточно обширными правами и могла пользоваться свободой в выражении своих желаний, выборе брачного партнера. Постепенно происходит утрата женщиной этих прав. Она начинает занимать в семье особое положение: родители определяют ее желания и потребности, делают за нее выбор суженного. Такое положение женщины установилось и просуществовало в течение нескольких столетий после принятия в 988 году христианства.

Принятие христианства оказало важное влияние на развитие педагогической мысли Руси. Происходит появление первых школ, куда принимали представителей дворянских сословий, преимущественно мужского пола

Считалось, что девочкам не нужно образование. Они должны заниматься домашними делами. Поэтому воспитание девочек реализовывалось в семье.

К X-XI веку появляются разнообразные литературные пособия педагогической направленности. В них содержались советы по воспитанию девочек и мальчиков в домашних условиях. К основным советам относились следующие:

  1. Необходимость воспитание в девочке благочестия и послушания.
  2. Воспитание методом «кнута и пряника» т.е. необходимо поощрять успехи и применять телесные наказания в случае непослушания воспитанниц.
  3. Привитие знаний ведения домашнего хозяйства.
  4. Уважительное отношение к родителям, старшим и мужу.
  5. Воспитание должно проходить в строгости.
  6. Воспитание должно прививать трудолюбие.
  7. Воспитание должно прививать нравственные качества и формировать духовную личность: будущую мать, слугу Господа и верную прислужницу мужа.

К концу XI века начали открываться первые женские училища при монастырях. Обучение носило воспитательную направленность. Девочек учили закону Божиему, внушали правила социального поведения и ориентиры деятельности. Также, проходило обучение письму и чтению, навыкам шитья и приготовления блюд.

C X по XIII века воспитание женщин проводилось в строго регламентированных рамках. Ограничения затрагивали все сферы общественной жизнедеятельности и касались представительниц любого сословия.

Девочка должна была подчиняться своему отцу или иному опекуну до того момента, как выйдет замуж. Далее, ее судьбой и воспитанием занимался ее муж. Женщина не имела права передвигаться по городу одна, а выходить на улицу вообще было допустимо только в крайних случаях: поход в церковь или на обучение.

Девочки воспитывались нянями, приживалками, кормилицами и иными родственницами. Они учились рукоделию, шитью, получали уроки воспитания нравственности, которые должны были затем передавать своим детям.

Значение и роль отца в воспитании девочки

Если для воспитания девочки главное значение имеет мама, то что может предоставить отец, помимо материального благополучия? Но роль отца для «маленькой леди» тоже очень важна. Считается, что именно отец является примером мужчины для будущей женщины, становится её идеалом. Наблюдая, как обращаются друг с другом мать с отцом, девочка начинает понимать, как нужно обращаться со своим любимым мужчиной и что можно ждать от него. Замечено, что девочки, воспитанные без отца, нередко во взрослой жизни разводятся через некоторое время после замужества, а иногда и вовсе остаются старыми девами: ведь они не знают, как нужно правильно обращаться с мужчинами.

Кроме того, если мать учит ребёнка в первую очередь жить в доме, то отец показывает ему сложности и противоречия «большого мира». Без этих знаний девочке тоже придётся трудно во взрослой жизни. Отец также внушает чувство безопасности, семейного благополучия и стабильности.

Бывают и «нестандартные» ситуации, когда девочка испытывает интерес к занятиям, больше характерным для мальчиков и мужчин. Не нужно считать это чем-то плохим: ведь таково своеобразие её личности. И здесь отец может стать подлинным помощником и единомышленником. Если девочка желает научиться обращаться с техникой, кто как не отец лучше всего поможет ей в этом?

Что делать, если в семье нет отца? В таком случае его могут заменить другие мужчины из числа родственников и хороших знакомых. Зачастую роль главного мужчины в такой семье выполняет дядя, дедушка, иногда – старший брат

В любом случае важно, чтобы воспитание девочки, каким бы оно ни было, приносило ей только пользу

Женщины с «мужским» поведением во многих культурах воспринимались как нестандартные, нередко такое поведение пресекалось ещё в детском возрасте. Однако существуют культуры, в которых такие женщины находятся на вершине социальной лестницы. Примером может служить Албания, в которой издавна было известно такое явление, как «бурнеша». Так называют женщину, как бы превратившуюся в мужчину. Она начинает носить мужскую одежду, принимает мужское имя, говорит о себе в мужском роде и занимается работой, характерной для мужчин. Единственное условие при этом состоит в том, что она должна отказаться от половой жизни. Бурнеша, как правило, является самым уважаемым человеком в семье. Данное явление в основном характерно для сельской местности Албании, обитатели которой традиционно исповедуют ислам. Почему же тамошние женщины время от времени превращаются в мужчин? По разным причинам. Одни из них хотят стать наследницами семейного имущества, поскольку по местным традициям принимать наследство имеют право только сыновья – и приравненные к ним бурнеша. Другим просто хочется вести более свободную жизнь, поскольку возможности женщины в традиционном албанском обществе существенно ограничены.

В современном европейском обществе возможности мужчин и женщин настолько сравнялись, что при воспитании мальчиков и девочек теряет своё значение даже та часть, которая отмечена как «специальная». Так, утончённые манеры в общении и поведении практически не актуальны, и по поведению парней порой сложно отличить от девушек. Разумеется, бывают и исключения. «Правильное», традиционное воспитание мальчиков и девочек практикуется, к примеру, в современной Польше – стране достаточно консервативной. Там, к примеру, сохраняется обычай целовать даме ручку при встрече.

Мифы о воспитании девочек

Познакомимся с некоторыми ошибочными позициями, которые, тем не менее, укоренились в общественном сознании:

Не стоит позволять девочке уделять пристальное внимание собственной внешности. Доказано, что это – не более чем убеждение
Юная принцесса должна быть уверена в своей красоте, только в этом случае она будет счастлива. Иначе ребенок вырастет закомплексованным, будет пытаться самоутверждаться за счет аморального поведения и откровенных нарядов.
Баловать крошку недопустимо. Полностью опровергать миф не будем, скажем лишь, что все хорошо в меру

Девочкам очень важно понимать, что их любят, ценят, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы показывать крохе свои чувства. Иначе повзрослевшая девушка станет легкой добычей манипулятора, который сумеет убедить ее в искренности своей любви

Недополученную в детстве ласку она будет искать в весьма сомнительных источниках.
Многие девочки категорически не хотят выполнять домашние дела. Это неверно, при правильном подходе дочь с удовольствием будет брать на себя часть маминых обязанностей. Главное – проявить такт, предоставить ребенку чуть больше свободы, не контролировать каждый шаг и не ругать за невольные оплошности.

Зная эти мифы, родители смогут избежать ошибок при построении собственной тактики воспитания.

Главное — семейное счастье. Остальное приложится

Очень многие взрослые, убедившиеся на собственном опыте, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание крепкой семьи. А остальное приложится. Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой». Но, как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если задуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с неудавшейся судьбой часто искажается характер. Факт? Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров. Однажды я услышала рассказ матери: «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Сын оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: Мама, не уезжай! Потом подрос и вроде бы привык. А затем, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась больше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет (мальчик покончил собой — авт.), и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу».

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий их смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Важные правила для родителей

В свете всего вышесказанного сформулируем некоторые правила, которым важно придерживаться в вопросе воспитания дочери. Их немного:

Следует с детских лет воспитывать в ребенке стремление заботиться о своем здоровье. Любая девочка – это будущая мать, поэтому проблемы, заработанные в детском, а чаще – в подростковом возрасте, могут поставить крест на ее возможности выносить здорового малыша. Поэтому следует научить малышку правильно питаться, заниматься спортом, следить за личной гигиеной

Мамам нужно донести до нее мысль о важности профилактического посещения врачей, поскольку многие дети медиков не любят, а страх сохраняют даже во взрослом возрасте. Вспомните, как много вполне адекватных людей будут терпеть до последнего и обратятся в больницу только тогда, когда заболевание перейдет в хроническую стадию

Причина этому – ошибки воспитания, невнимательность родителей, пустивших все на самотек.
Чрезмерная строгость и сотни запретов столь же вредны, как и безграничная свобода. Мамам и папам предстоит найти «золотую середину», не держать крошку в «ежовых рукавицах», но и не потакать капризам, позволяя ребенку манипулировать собой. Каждый запрет, каждое «нет» и «нельзя» должны быть обоснованы. Девочке важно понимать, почему совершать тот или иной поступок недопустимо.
С раннего детства девочка быть уверенной в собственной привлекательности. Недостатки своего тела – полнота, веснушки, жидкие волосы – не должны смущать ее. Роль мамы – научить ребенка одеваться так, чтобы умело маскировать некоторые дефекты фигуры, оставаясь скромной, элегантной и женственной. Если девочка-подросток не уверена в красоте своего лица, она будет делать все возможное, чтобы отвлечь от него внимания, надевать дерзкие мини-юбки и глубокие декольте. Такая одежда может стать причиной раннего взросления, вступления в половую связь с гораздо более старшим партнером, девушку могут и изнасиловать. А всего этого можно было избежать, если бы с раннего детства ей внушали мысль о собственном очаровании, которое не нуждается в искусственном приукрашивании.
Родителям следует научить свою дочь заниматься типично женскими домашними делами. Причем здесь потребуется дипломатия, такт. Если заставлять ребенка насильно мыть пол или поливать цветы, то он возненавидит это занятие и, начав самостоятельную жизнь, будет сознательно игнорировать домашнюю работу, заслужив репутацию неряхи. Поэтому приборка, готовка должны быть девочке интересны. Маленькие дошкольницы, как правило, с удовольствием помогают мамам готовить, мыть посуду, прибирать в шкафу. Главное – дать им такую возможность, не кричать и не нервничать, если что-то у ребенка получается не так, как того хотела бы мама.
Все вышесказанное не отметает важности интеллектуального развития. Женственность – не синоним глупости и недальновидности, именно поэтому девочку можно и нужно приобщать к искусству, науке, читать с ней книги и беседовать по прочитанному, посещать театры и выставки. Если есть желание, ребенок может записаться на специальные курсы иностранного языка или даже программирования. Какие-то современные умения не делает правильно воспитанную девочку грубой или наглой.
Наконец, очень важно развивать в ребенке женского пола сострадание, доброту, желание помогать нуждающимся. Девочкам, воспитывающимся в неподходящей среде, нередко свойственна особая жестокость и цинизм, следует стараться избегать их формирования, давая крошке возможность позаботиться о ком-то, кто в этом нуждается. Но не менее важно и помочь ребенку понять, что есть люди, недостойные участия и помощи.

И, конечно, не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это, прежде всего, личность, его индивидуальные особенности и предпочтения нужно учитывать.

Половое воспитание – что это?

Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:

  • Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
  • Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.

Почему половое воспитание так важно?

Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?»

Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким

В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.

Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.

С какого возраста нужно начинать?

Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года  с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…

«Бесполая» педагогика

В нашей стране традиционным является одинаковое воспитание детей разного пола, то есть так называемая «бесполая» педагогика. А меж тем доказано, что она во многом вредит становлению личности ребенка. Приведем в пример раздельное образование, которое в качестве эксперимента ввели в английском графстве. Неожиданно оказалось, что дети, обучающиеся в раздельных классах, показали лучшую успеваемость, чем те, кто посещает уроки вместе. Причин несколько:

  • Девочки физиологически и умственно развиваются быстрее, поэтому «соревнование» с ними не заставляет мальчиков чувствовать свою ущербность и неполноценность.
  • Находясь среди детей одного уровня развития, гораздо проще не утратить интереса к учебе. Это касается прежде всего мальчиков.
  • Девочкам же дается возможность выполнять более трудные и интересные для них задания, а не «равняться с отстающими». Они сосредотачиваются на решении учебных задач, а не отвлекаться на уроках.

Эти обстоятельства говорят о том, что воспитывать малышей разного пола следует по-разному. Нельзя, чтобы своими манерами и поведением малышка напоминала мальчишку, проявляла агрессию, поэтому необходимо предложить ей типично «женские» игрушки: посудку, кукол, кукольные домики, коляски.

Какие могут возникать проблемы?

Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. В таком случае стоит обратиться к детскому психологу.

Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера:

  • развращенность;
  • неприязнь к своему телу;
  • неправильная самоидентификация;
  • ранняя половая жизнь и другие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.