Родительское собрание “воспитание любовью”

Краткое содержание

Фредерик Моро, восемнадцатилетний юноша, отправился на теплоходе в свой родной город. Он окончил университет и был полон надежд, думая, что счастье к нему не спешит. Здесь он познакомился с семьёй Арну. Супруг владел магазином живописи и газетой на тему искусства.

Супруга, мадам Мария была настоящей красавицей, пленившей Фредерика смуглой кожей и великолепным станом. Его страсть, как оказывается, останется к Анне на всю жизнь.

По приезде в Ножан Фредерик отправился к своему давнему приятелю Шарлю Делорье. У друга дела шли не так блестяще. Из-за отсутствия денег Шарль не смог закончить высшее образование. Он мечтал стать политиком. Оба друга решили перебраться жить в Париж, где сняли комнату, которую мог оплачивать только Фредерик.

Случай помог снова увидеть свою возлюбленную Марию Арну. Шарль, несмотря на то, что жил на средства своего друга, завидовал ему. Спустя некоторое время он, как и Фредерик успешно защитил диссертацию. Денег на снятие комнаты не хватало, да, и мать Моро тосковала по сыну и Фредерику снова пришлось вернуться в Ножан.

Провинциальная жизнь окутывала его дремотой. Даже любовь к Марии стала принимать туманный вид

Фредерик обратил внимание на соседскую девочку-подростка Луизу Рокк. Её отец был успешным управляющим у парижского банкира

Через три года Моро стал наследником крупного состояния  и он отправился в Париж, пообещав матери стать дипломатом. В столице он встретился с Марией, которая родила второго ребёнка. Она по-прежнему не давала ему шанс на взаимные чувства.

Честолюбивый Фредерик в столице не мог найти применение своим способностям. Он брался за разные дела, но никогда не доводил их до конца. Он близко сошелся с мужем Марии, Жаком Арну. И знал всё о его похождениях. Это доставляло ему только мучения.

Что такое: любовь к ребенку?

Почему невозможно говорить о природосоответствующем методе Иоганна Генриха Песталоцци, не конкретизировав максимально само понятие «любовь в педагогике»?

Андрей Максимов. Фото Дмитрия Брикмана

Чтобы ответить на этот важный, с моей точки зрения, вопрос, давайте еще раз вспомним суть метода. Тем более что постулат «повторение – мать учения» никто не отменял.

Итак.

Суть метода состоит в том, чтобы понять, что дано человеку Богом (если кому больше нравится – Природой) и развить это.

Очень хорошо!

Как понять?

Наблюдая за своим чадом.

Прекрасно!

Как наблюдать?

Не формально, не механически, а с любовью.

Только любя свое чадо больше, нежели мы любим самих себя, – мы сможем не навязать ему свои представления, а разглядеть его собственные желания и устремления.

Без любви теория Песталоцци, попросту говоря, не работает.

Красиво?

Красиво. Но не конкретно.

О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке?

Да, все это тоже важно. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном

Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном.

Давайте снова призовем на помощь психофилософию и вспомним, как она понимает, что такое любовь.

Любовь – осознанное чувство невозможности собственного существования без другого человека, без дела, без города и так далее.

И снова сплетаются психофилософия и жизнь великого швейцарца. Да что там сплетаются, когда вся жизнь Песталоцци каким-то удивительным – чтобы не сказать мистическим – образом доказывает это определение.

Ведь если бы не его любовь к педагогике – то есть не его понимание того, что без педагогики он не сможет жить – мы бы и не знали этого гения!

Однако когда речь идет о его педагогической теории, подобного определения явно недостаточно.

Иоганн Генрих Песталоцци

«Любовь» как понятие в педагогической системе Песталоцци требует более действенного и конкретного понимания.

Любовь к детям для Песталоцци была настолько естественна, что он, видимо, не видел никаких оснований для того, чтобы ее объяснять или доказывать.

Но вот – цитата. Казалось бы, здесь нет прямого определения. Однако когда великий педагог пишет о своих взаимоотношениях с воспитанниками, весь текст превращается в определение «любви».

Разве из этих удивительных слов не становится абсолютно ясно, как понимал Песталоцци, что такое «любовь в воспитании»?

Основываясь на взглядах великого швейцарца, я бы определил ее так:

Когда мы говорим о воспитании, то любовь – это, в первую очередь, умение не оценивать ребенка, а быть рядом.

Умение ставить себя на место маленького человека.

И снова спрошу: сможет ли это когда-нибудь сделать школа?

И снова отвечу: маловероятно. И уж во всяком случае, не завтра.

И снова сделаю вывод: значит, любить ребенка должны родители. Больше некому.

Это очень важно. Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе

Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – могут кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе.

Любить ребенка могут только его самые близкие люди: родители, бабушки-дедушки, братья-сестры.

Эту любовь им/нам передоверить некому.

УСТАНОВКА НА «ДОБРО»

Чувства, которые вызывает у нас какое-то событие или человек, могут зависеть от того, что мы знаем о нем, и от того, что мы готовы испытать. В этом смысле мы также можем обмануться. Например, девушка много слышала о том, что мамы юношей часто способствуют тому, чтобы сын расстался с невестой, если она не пришлась маме жениха по нраву. Готовясь к знакомству с будущей свекровью, девушка будет испытывать напряжение и волнение. Высока вероятность того, что общение с мамой кавалера будет и дальше напряженным, даже несмотря на объективно дружелюбную позицию. Более того, в процессе общения у девушки могут возникать противоположные эмоции: она может испытать радость и благодарность от удачного подарка свекрови. Но для того, чтобы отношение изменилось с «минуса» на «плюс», понадобится немало времени.

Получив в свое распоряжение некое ощущение или эмоцию, мы начинаем пропускать через свой рассудок: «Действительно ли я боюсь или мне это только кажется? Я влюблен или это просто гормоны?» Размышления влияют на наши чувства. Если мы полагаем, готовясь к собеседованию, что будем испытывать сильное волнение или страх, то вероятность того, что именно эти чувства захлестнут вас, увеличивается. Так называемый эффект самосбывающегося пророчества проявляется и в эмоциональных реакциях. Правда, ученые выяснили, что люди приходят в себя после стрессовых ситуаций гораздо быстрее, чем они прогнозировали

А люди, ожидавшие огромной радости от какого-то важного события, бывают разочарованы тем, что не чувствуют полной меры того, на что рассчитывали

Руководство к действию

Размышления не лучшим образом влияют на нас. Чувство обычно правдивее той интерпретации, которую предлагает разум. Стоит научиться прислушиваться к «первоисточнику», то есть первоначальной эмоции, стараясь не препарировать ее с помощью рассудка. Также не стоит загадывать, что вы можете или даже «обязаны» испытать.

Эмпатия – это «вчувствование»

По Песталоцци в любви к детям нет никакого романтического флера, нет слащавости. Она сродни эмпатии.

Что такое эмпатия?

Все та же психофилософия определяет это «таинственное» слово, не имеющее, кстати, к симпатии вовсе никакого отношения, следующим образом:

эмпатия – от немецкого «еinfuhlung»: «вчувствование» в другого человека, абсолютное слияние с ним, невозможность отстраненной оценки.

Понятие это появилось в конце XIX начале ХХ века, и Песталоцци, очевидно, знать его не мог.

Но, по сути, он говорит именно об этом: жизнь педагога (родителя) должна сливаться с жизнью ребенка. Они – вместе – должны проживать одну жизнь.

В жизни эмпатия может и мешать: очень часто человек как бы сливаясь с другим, теряет свою самость, теряет самого себя. Если Вы испытываете к человеку эмпатию, то Вы не в состоянии объективно его оценивать, не в состоянии в случае необходимости наставлять его на тот путь, который Вам кажется истинным.

Но в воспитании – по Песталоцци – оценка вторична, а первично понимание, умение поставить себя на место ребенка. И в этом эмпатия может серьезно помочь.

Мы ведь не только не умеем ставить себя на место нашего чада, мы даже не представляем себе, что может быть такая задача…

Самая существенная проблема воспитания сегодня состоит в том, что в общении с детьми мы нарушаем основной принцип человеческого общежития: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Вы никогда не задумывались над тем, что если бы дети относились к нам так, как мы относимся к ним, – мы бы быстро сошли с ума.

Например, если бы они заставляли нас есть не то, что нам хочется, а то, что полезно; если бы они укладывали нас спать в определенное время, не разрешая посмотреть какую-нибудь интересную передачу; если бы они приходили к нашим начальникам, и те говорили про нас всякие обидные слова ровно так, как говорят учителя про наших детей; если бы они запрещали нам надевать на улицу красивую одежду, мотивируя это тем, что она не по погоде; если бы на досуге заставляли нас делать не то, что хочется, а то, что они считают нужным…

И так далее, и далее, и далее – без конца…

А каково было бы жить нам, взрослым, если бы дети ругали нас и делали замечания столь же часто, как мы их ругаем и делаем замечания им?

Попробуйте подсчитать (хотя бы в течение одного дня) сколько раз Вы ребенка ругали, а сколько – хвалили?

И если количество критики превысит долю похвалы, значит, Ваша система общения с собственным чадом строится не на любви. Значит, Вы не хотите ставить себя на его место. В ваших отношениях нет эмпатии.

Повторю еще раз важнейший вывод Иоганна Генриха Песталоцци:

любовь к детям – конкретна.

Ставьте чаще себя на их место, и постепенно в ваших отношениях родится эмпатия, которая поможет Вашим детям стать счастливыми, а Вам – испытать счастье от их счастья.

Воспитание чувства патриотизма

Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия школы и мини-социума, другими словами, одноклассников.

Патриотически чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом.

На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени. Воспитание патриотических чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования. К вопросу патриотизма подходят лишь только в выпускных классах на уроках защиты Отечества. Такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше. Для этого следует открывать все новые и новые спортивно-патриотические секции, на которых юные девочки и мальчики будут углубленно изучать историю своей страны, заниматься традиционными видами спорта и будут иметь возможность отслеживать политический климат своего государства.

Методы воспитания гуманных чувств

Существует много способов воспитать в ребёнке гуманность как основное чувство отношения к миру в целом. По своей сути гуманизм – это воспитание человека, который будет лояльно, с любовью относиться к окружающим его людям. Все методы гуманного воспитания основываются на эмпатии – умении поставить себя на место другого, почувствовать все особенности его положения.

Существует несколько основных методик воспитания гуманизма у ребёнка, а именно:

1) Проявление любви к самому ребёнку. Когда человек развивается в атмосфере взаимной любви и уважения к своим правам и чувствам, он не будет пытаться унизить подобные права и чувства других людей.

2) Очень действенным методом будет похвала ребёнка за доброе отношение к окружающему миру.

3) Нетерпимость к негативным проявлениям ребёнка к другим людям или окружающему миру (животным, растениям).

4) Взрослым нужно помнить о своём собственном поведении рядом с ребёнком, так как маленькие дети практически во всём копируют их.

Этот перечень не является исчерпывающим, и поэтому его можно дополнять. Но представленные методики являются основными.

Где воспитываются чувства детей?

Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.

Важность любви и взаимопонимания в семье

Способность человека любить не дается ему от рождения – это качество формируется в течение жизни. Важную роль в его становлении играют родители.

Сначала ребенок наблюдает за отношением к нему других членов семьи. Если они теплые, искренние, приносят положительные эмоции, то он начинает перенимать тот стиль общения, который ему нравится. Происходит естественное воспитание детей любовью и заботой.

В дальнейшем, когда ребенок становится старше, у него появляется внутренняя потребность делиться собственными чувствами, вызывая у близких радость и счастье. Формируется та неповторимая атмосфера любви, которая отличает здоровые, дружные семьи.

Потом традиции позитивного общения переносятся людьми в семьи, которые они создают сами, и продолжается воспитание детей любовью.

Таким образом, ощутив на себе чувства любящих родителей, ребенок проникается ими на всю жизнь. Становится понятным, почему в детских домах малыши зачастую лишены этой возможности: их потребность в любви взрослых не удовлетворена, они не могут испытать, как кто-то беспокоится за них, переживает их неудачи и радуется успехам. Многие из воспитанников просто не знают, как это – любить. Их так и называют «недолюбленными».

Но все выше сказанное не означает, что ребенок  – это некий «божок», которого будут любить, как бы он ни вел себя по отношению к другим. Если родители совершают такую ошибку, они рискуют вырастить холодного эгоиста, который будет манипулировать чужими чувствами в угоду себе.

К сожалению, история знает немало примеров, когда у самоотверженных и любящих родителей вырастали не способные на глубокие чувства, жестокие дети. Всему виной было абсолютное всепрощение с их стороны, при котором ребенок с годами настолько уверовал в свою исключительность и правоту, что переставал замечать состояние других людей, в том числе, самых близких.

Воспитание любви в семье

Как можно вырастить ребенка любящим сыном или дочерью?

Воспитание любви в семье начинается с умения понять другого человека

Внимание – это один из самых щедрых подарков, который близкие люди могут преподнести друг другу. Если ребенок видит, что папа и мама умеют договариваться между собой без ругани и оскорблений, если мама с удовольствием готовит для домочадцев самые любимые кушанья, а папа дарит ей цветы не только по праздникам, это становится в его глазах нормой, и в будущем он станет стремиться к этому «стандарту»
Прекрасный эффект дает чтение книг с последующим обсуждением

В большинстве сказок мотив любви сопровождает положительных героев. Так у детей формируется понимание настоящих чувств, которые требуют от человека глубокой внутренней работы: в борьбе за свое счастье они проходят череду испытаний.

Детям постарше стоит прочитать историю «Звездного мальчика» О. Уайлда. В ней воспитание детей любовью раскрывается на примере судьбы красивого, но бездушного ребенка, прогнавшего свою мать, которая обошла весь свет в поисках своего любимого сына. И только пройдя через трудности, мальчик понял, каким жестоким и несправедливым он был, и исправил ошибку

Дети учатся любить родителей, когда видят, как они заботятся о своих мамах и папах – их бабушках и дедушках. Это прекрасный пример преемственности поколений, и воспитание любви в семье с такими традициями становится естественным и необходимым.

Профилактика формирования детских страхов

Воспитание гуманизма в человеке

Воспитание чувств невозможно без иерархии основных элементов нравственной системы. Она состоит из нескольких уровней, которые созданы для того, чтобы как можно больше упорядочить процесс воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитание гуманных чувств — это самый низший уровень, который будет занимать своё место во всей системе нравственности. Говоря о гуманизме, нужно подчеркнуть тот факт, что большую часть его успешного воспитания играет семья. До того момента, как человек попадает в социальное окружение, он находится в своей семье. Именно там он получает азы своего нравственного развития. Следует помнить тот факт, что в раннем возрасте ребёнок сравним с губкой. Он буквальным образом поглощает абсолютно все, чему его учат родители. Если на этом этапе запрограммировать жестокость, то он будет жестоким в будущем. Поэтому воспитание чувств у дошкольников значительным образом базируется на гуманизме.

ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Вы помните о том, что «первое впечатление можно произвести только один раз»? Когда мы впервые встречаем какого-то человека, он вызывает в нас определенные эмоции. И если этот человек в тот день был «не в форме», в плохом настроении или самочувствии, то первое впечатление может быть отрицательным. Далее вступает в силу закон избирательности восприятия: человек из всего массива информации выбирает и запоминает то, что подтверждает его точку зрения, а то, что опровергает, оставляется без внимания. И вот в отношении неплохого, может быть, человека у нас возникает стойкое чувство неприятия или недоверия.

Насколько можно доверять первому впечатлению и его эмоциональному компоненту? Частично доверять можно, ведь мы способны бессознательно улавливать больше, чем сознательно. Например, мы можем не понимать, почему человек представляется нам неискренним («мне так показалось»), но на самом деле мы уловили невербальные проявления (суженные зрачки, «закрытость» позы, отведенные глаза), которые свидетельствуют о лжи. Но, возможно, наше отношение продиктовано вовсе не объективными причинами. Например, ваш новый знакомый мог быть похож на кого-то из прошлого, кто был вам неприятен. Или вы сами находились не в лучшем расположении духа.

О Гюставе Флобере

Гюстав Флобер был одним из крупнейших французских писателей 19-го века и ключевой фигурой в реалистическом движении. Он написал несколько романов, в том числе «Мадам Бовари» и «Воспитание чувств», которые сейчас считаются классикой.

Его сочинения отличаются, в частности, вниманием к деталям и глубине психологического изучения персонажей, что делает Флобера предшественником многих ведущих писателей 20-го века. Он также был влиятельной фигурой в течение своей жизни:. Он стоит в ряду с наиболее важными писателями своего времени, включая Шарля Бодлера, Ивана Тургенева и Джорджа Санда, и служил образцом для подражания для известного писателя коротких рассказов Ги де Мопассана

Он стоит в ряду с наиболее важными писателями своего времени, включая Шарля Бодлера, Ивана Тургенева и Джорджа Санда, и служил образцом для подражания для известного писателя коротких рассказов Ги де Мопассана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector