Неблагоприятный детский опыт (ндо)

Внутренняя структура

Адаптация Кравцовой

Методика состоит из 8 шкал, на основе которых вычисляются значения трёх факторов. Каждая шкала включает в себя 4 пункта, ответы на которые формируются по шкале Ликкерта от 1 до 6. Некоторые пункты имеют обратную направленность.

Шкалы методики:

  1. Благосклонность мира (BW, benevolence of world)
  2. Доброта людей (BP, benevolence of people)
  3. Справедливость мира (J, justice)
  4. Контролируемость мира (C, control)
  5. Случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness)
  6. Ценность собственного «Я» (SW, self-worth)
  7. Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control)
  8. Степень удачи, или везения (L, luckiness)

Первичные категории убеждений могут оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира (включает шкалы «благосклонность мира» и «доброта людей»).
  2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий (включает «справедливость мира», «контролируемость мира» и «случайность»).
  3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения (включает «ценность «Я», «самоконтроль» и «везение»).

Адаптация Падуна и Котельниковой

Методика состоит из 37 утверждений, распределённых по 5 шкалам. Ответы формируются по 6-балльной шкале Ликкерта, как и в оригинальной версии.

Шкалы методики:

  1. Образ «Я»
  2. Доброжелательность окружающего мира
  3. Справедливость
  4. Удача
  5. Убеждение о контроле

Шкала (индекс) Бартела

Шкала Бартел в баллах (таблица) является одной из самых удобных шкал для определения уровня самостоятельности больного. Некоторые ее пункты представлены на изображениях ниже.

Традиционно индекс состоит из десяти критериев, хотя реже можно встретить шкалу, в которой будет всего восемь пунктов:

  1. Прием пищи. Этот критерий является показателем того, может ли больной сам принимать пищу без посторонней помощи либо помощи каких-либо устройств.
  2. Персональный туалет. Это показатель дееспособности больного в ванной комнате. Критерий показывает, может ли пациент самостоятельно умываться, чистить зубы и приводить себя в порядок, не прибегая к помощи медицинского персонала.
  3. Одевание. Этот пункт призван проверить, может ли больной одеваться без посторонней помощи, надевать нижнюю и верхнюю одежду самостоятельно.
  4. Прием ванны. Этот критерий указывает на уровень дееспособности больного в вопросах гигиены и показывает, может ли больной вымыться и привести себя в порядок самостоятельно.
  5. Контроль тазовых функций. Данный критерий отвечает за способность больного самостоятельно и полноценно посещать туалет и испражняться, не прибегая к посторонней помощи.
  6. Посещение туалета. Этот пункт призван проверить, может ли больной самостоятельно добираться до туалета и пользоваться всеми устройствами туалетной комнаты.
  7. Вставание с постели. Этот критерий отвечает за способность больного самостоятельно подниматься с постели без посторонней помощи.
  8. Переход с кровати на стул. Это показатель дееспособности больного в отношении сложных передвижений. Критерий показывает, может ли больной самостоятельно подниматься с кровати и садиться на стул, а также выполнять обратную манипуляцию.
  9. Передвижение. Критерий, отвечающий за самостоятельное передвижение больного, показывающий, может ли больной самостоятельно передвигаться по палате или корпусу больничного учреждения.
  10. Подъем по лестнице. Этот критерий показывает, необходима ли больному помощь в передвижении по лестнице, или же он может справиться без посторонней помощи.

Каждый из этих критериев оценивается по пятнадцатибалльной шкале. Чем выше балл, тем самостоятельнее пациент, а чем ниже, тем больше он нуждается в уходе постороннего человека.

Результаты интерпретируются следующим образом: напротив выбранного пункта с описанием возможностей больного ставится галочка, подтверждающая тот или иной выбранный балл. Далее медицинская сестра просматривает карточку, отмечая, какая цифра выбиралась чаще, а также выводит общий средний балл – оценку состояния пациента. Если чаще всего выбиралась небольшая оценка, то и средний балл будет невелик: это будет означать, что состояние пациента тяжелое. Если же чаще выбиралась высокая оценка, то и средний балл будет высоким, что укажет на то, что состояние пациента удовлетворительно.

Интерпретация

Адаптация Кравцовой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Благосклонность мира 5, 9, 25, 30
Доброта людей 4, 26 2, 12
Справедливость мира 1, 7, 14, 19
Контролируемость мира 11, 20, 22, 29
Случайность происходящего 3, 6, 15, 24
Ценность собственного «Я» 28 8, 18, 31
Степень самоконтроля 13, 17, 23, 27
Степень удачи 10, 16, 21, 32
  1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP.
  2. Общее отношение к осмысленности мира вычисляется как сумма показателей J, C, 28 за вычетом R, делённое на три.
  3. Убеждение относительно собственной ценности вычисляется как среднее арифметическое между SW, SC и L.

Адаптация Падуна и Котельниковой

Баллы по шкалам суммируются. Если утверждение входит в шкалу в противоположном значении, значение пункта вычитается из 7.

Шкала Пункты в прямом значении Пункты в обратном значении
Доброжелательность окружающего мира 15, 31 5, 10, 13, 18, 19, 27, 33
Справедливость 11, 21, 22, 34 6, 29
Образ «Я» 12, 17, 23, 35 2, 7, 37
Удача 3, 28, 32, 36 8, 14, 20, 25
Убеждения о контроле 1, 4, 9, 16, 30 24, 26

Для того чтобы иметь возможность сопоставлять показатели, полученные на основе распределений разной формы, сравнивать относительную выраженность характеристик базисных убеждений в когнитивной модели мира каждого индивида, строить «диагностический» профиль и т.п., нелинейным преобразованием «сырых» данных и переводом их в шкалу стенов — так называемую «стандартную десятку» (M=5.5, SD=2) — были получены нормализованные стандартные показатели:

Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доброжелательность окружающего мира 9-21 22-24 25-26 27-29 30-31 32-34 35-37 38-39 40-42 43-54
Справедливость 6-15 16-17 18-19 20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30-36
Образ «Я» 7-18 19-20 21 22-23 24-25 26 27-28 29-30 31 32-42
Удача 8-20 21-22 23 24-25 26-27 28 29-30 31-32 33-34 35-48
Убеждения о контроле 7-18 19-20 21-22 23-24 25 26-27 28-29 30-31 32-33 34-42

Бартел

Доротея Вероника Бартел родилась в 1911 году в Нью-Йорке, в простой рабочей семье. Чтобы хоть как-то помогать родителям кормить семью, сразу после завершения обучения в школе девушка устраивается санитаркой в местную больницу, где получает назначение на работу в палату для тяжелобольных. Будни девушки проходят в невероятно тяжелой работе по утилизации отходов больных, чистке уток, мытье полов. Также в ее прямые обязанности входили уход за больными, сопровождение их в столовую и туалет, а также помощь инвалидам в принятии ванны.

Спустя год Доротея за отличную работу получает звание медсестры и проходит специализацию в больничном центре подготовки кадров, где подтверждает полученное звание, блестяще написав все необходимые проверочные тесты.

Интерпретация

При обработке данных исследования, для каждой шкалы высчитывается показатель, который получают путем сложения учитываемых ответов по всем пунктам соответствующей шкалы. Соответственно, низкими значениями являются интервал баллов от 1 до 3; средний показатель – от 4 до 6; высокий показатель – от 7 до 9.

Учитываемые ответы:

  1. Сплочённость:
    • Да: 1, 11, 21, 31, 51, 81.
    • Нет: 41, 61, 71.
  2. Экспрессивность:
    • Да: 2, 12, 32, 42, 52, 62, 72, 82.
    • Нет: 22.
  3. Конфликт:
    • Да: 13, 33, 63, 73, 83.
    • Нет: 3, 23, 43, 53.
  4. Независимость:
    • Да: 4, 14, 44, 54, 64.
    • Нет: 24, 34, 74, 84.
  5. Ориентация на достижения:
    • Да: 5, 15, 35, 45, 65, 75.
    • Нет: 25, 55, 85.
  6. Интеллектуально-культурная ориентация:
    • Да: 6, 26, 56, 66, 86.
    • Нет: 16, 36, 76.
  7. Ориентация на активный отдых::
    • Да: 17, 37, 47, 67, 77.
    • Нет: 7, 27, 57, 87.
  8. Мораль и нравственность:
    • Да: 8, 28, 58, 68, 78, 88.
    • Нет: 18, 38, 48.
  9. Организация:
    • Да: 9, 19, 39, 59, 69, 89.
    • Нет: 29, 49, 79.
  10. Контроль:
    • Да: 10, 30, 40, 50, 60, 80, 90.
    • Нет: 20, 70.

Затем высчитываются средние показатели для всех членов семьи и вычерчивается семейный профиль, который сравнивается со средними значениями нормативного профиля:

Шкалы США, N=285 СССР, N=100
M σ M σ
1 С 6,36 1,86 6,45 1,36
2 Э 5,43 1,49 6,18 1,17
3 К-т 4,65 2,05 3,20 1,56
4 Н 6,67 1,23 4,35 1,25
5 ОД 5,64 1,66 5,46 1,44
6 ИКО 6,15 1,98 6,08 1,39
7 ОАО 6,19 1,66 4,37 1,50
8 МНА 4,55 2,15 5,72 1,09
9 О 5,27 2,03 5,13 1,65
10 К-л 4,80 1,84 3,93 1,27

Также может быть определен показатель несовместимости семьи (ПНС), характеризующий выраженность диссонанса в восприятии семейного климата членами семьи.

Что дальше?

Мы хотим чтобы вы воспользовались этой информацией, лучше познали себя и окружающих людей. Если вы испытываете проблемы в жизни, о которых мы рассказали, то воспользуйтесь помощью хорошего эмпатирующего психолога. Поделитесь своими переживаниями с близким вам человеком, поговорите с вашими знакомыми, кто пережил насилие в детстве. Только сочувствием, пониманием и поддержкой мы сможем помочь друг другу. Только признанием серьезности проблемы и готовностью изменить то, как мы обращаемся с детьми, мы сможем сделать мир лучше, избавить его от огромного количества насилия и построить по-настоящему свободное, процветающее и счастливое общество!

Пожалуйста, поддержите Доброум материально, чтобы мы могли донести эти знания до максимального количества людей!

Практическая значимость

В процессе апробации пересмотренного варианта опросника «Шкала Базисных Убеждений» было показано, что психометрические характеристики методики (валидность, надежность, дискриминативность) продемонстрировали достаточно высокие показатели. Выполненная стандартизация позволяет использовать опросник как с исследовательскими целями, так и в индивидуальной работе.

Основное предназначение методики — клинико-психологическая диагностика лиц, переживших психическую травму, предположительно находящихся в состоянии депрессии. Методика позволяет выделить наиболее проблемные области когнитивной сферы, коррекция которых возможна в процессе психотерапии.

Валидизация

Шкала использовалась в ряде исследований межкафедральной исследовательской группы по изучению личностного потенциала факультета психологии МГУ. Общий объём всех выборок, в которых применялась эта шкала, составил более 1500 человек, в числе которых студенты ВУЗов различных специальностей (N=877), учащиеся старших классов школ, абитуриенты ВУЗов, а также взрослые добровольцы (N=50), представляющие разные регионы страны.

Корреляции с общим показателем опросника социальной желательности BIDR (адаптация Е.Н. Осина, надёжность 0.88) на выборке студентов 4-5 курсов различных специальностей ВУЗов 3-х регионов (N=289,анонимное предъявление) оказались невысокими (r = 0.21; p < 0.001). На этой же выборке получены статистические нормы для ШСС: M=14.7, SD=3.02.

Шкала субъективного счастья достаточно хорошо коррелирует со шкалой удовлетворённости жизнью Динера: их коэффициент корреляции составляет от 0.54 до 0.76 на различных выборках (p < 0.001 во всех случаях) и 0.65 (p < 0.001) на объединённой выборке (N=983). Таким образом, общая доля в дисперсии обеих шкал составляет
примерно 42%, с учётом поправки на надёжность обеих шкал – 75%, что свидетельствует о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки).

В число методик, использованных для оценки конвергентной валидности шкал, вошли:

  • Шкала депрессии как состояния Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой и Ю. Карповой
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
  • Шкала субъективной витальности как диспозиции Р. Райана и К. Фредерик
  • Шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко
  • Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова, 2006)
  • Шкала общей самоэффективности (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996)
  • Опосник самоуважения Розенберга
  • Опросник отчуждения (Осин, 2008),
  • Шкала личностного динамизма (Сапронов, Леонтьев, 2007),
  • Тест диспозиционального оптимизма Ч. Карвера и М.Шейера,
  • Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой и О.В. Митиной (2007).

Во всех этих случаях были получены теоретически прогнозируемые значимые корреляции.

Подобное исследование, проведённое в МГГУ им. М.А.Шолохова, дало практически те же результаты, за ислючением того, что распредление результатов ни по каждому вопросу, ни по шкале в целом не было ни симметричным, ни нормальным. Авторы обнаружили достоверную отрицательную корреляцию результата шкалы и уровнем депрессии по тесту Бека (R=-0,33; p<0,0000001),

В обоих исследованиях было обращено внимание на низкую согласованной пункта №4 с остальными пунктами шкалы, в связи с чем он нуждается в удалении или замене.

Признание

Изначально шкала Бартел (индекс Бартела) использовалась лишь для внутрибольничной консультации молодых санитаров, которые получали ее как памятку по уходу за больными. Однако позже ее стали применять и в других больницах, что поспособствовало ее довольно скорому распространению по системе здравоохранения в целом.

Вскоре индекс Бартела был принят в качестве официального аналитического обследования, в обязательном порядке применяемого к больным в целях уточнения их физического и психического состояния.

Своей популярностью шкала Бартела обязана, прежде всего, простоте, удобству в использовании, а также своей почти стопроцентной точности. С 1958 года было зафиксировано всего около десяти случаев, когда индекс Бартела исчислялся неверно.

Индекс Бартела построен по скриниговому методу, который позволяет оценить состояние пациента за считаные минуты, без первичных полноценных медицинских обследований.

Помимо первичного обследования при помощи индекса Бартела можно осуществлять мониторинг состояния больного на протяжении всего его нахождения в медицинском учреждении.

Оценка по шкале Бартела является простой операцией, доступной даже самому неквалифицированному медицинскому персоналу.

ШКАЛА СТРЕССА (Шкала социальной адаптации Холмса и Рея)

В 1967 году американские психиатры Томас Холмс (Thomas Holmes) и
Ричард Рэй (Richard Rahe) проанализировали медицинские данные более
5000 пациентов, чтобы выясить  зависимость заболеваний (в том числе
инфекционных болезней и травм) от различных жизненных событий. Они
пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно
предшествуют определенные серьезные перемены в жизни человека

Они
составили шкалу из 43 пунктов, в которой каждому важному жизненному
событию соответствует определенное число баллов

Жизненные события Баллы
1 Смерть супруга (супруги) 100
2 Развод 73
3 Разъезд супругов, разрыв с партнером 65
4 Тюремное заключение 63
5 Смерть близкого члена семьи 63
6 Травма или болезнь 53
7 Свадьба, женитьба 50
8 Увольнение с работы 47
9 Примирение супругов 45
10 Уход на пенсию 45
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи 44
12 Беременность (партнерши) 40
13 Сексуальные проблемы 39
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка 39
15 Изменения на работе 39
16 Изменение финансового положения 38
17 Смерть близкого друга 37
18 Смена рода деятельности 36
19 Увеличение конфликтов в отношениях 35
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) 31
21 Просрочка выплаты кредита, растущие долги 30
22 Повышение служебной ответственности 29
23 Сын или дочь покидает дом 29
24 Проблемы с родственниками мужа (жены) 29
25 Выдающееся личное достижение, успех 28
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26
27 Начало или окончание обучения в учебном заведении 26
28 Изменение условий жизни 25
29 Изменение личных привычек, стереотипов поведения 24
30 Проблемы с начальством 23
31 Изменение условий или часов работы 20
32 Перемена места жительства 20
33 Смена места обучения 20
34 Проведение досуга или отпуска 19
35 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием 19
36 Изменение социальной активности 18
37 Ссуда или заем средней и малой величины 17
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном,
нарушение сна
16
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение
характера и частоты встреч с другими членами семьи
15
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество
потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.)
15
41 Отпуск 13
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения 12
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение
правил уличного движения)
11

В список прошлого века не вошли «новинки современности» –
например, автомобильные пробки, внезапный отказ мобильного телефона,
потеря данных на компьютере, новости в СМИ и фильмы с сюжетами о
катастрофах, преступлениях и несчастных случаях.  Вы можете
соотнести степень своих переживаний по этим поводам с примерами из
таблицы и умножить количество этих случаев за последний год хотя бы
на минимальную сумму баллов (допустим, 10).

ВАШИ РЕЗУЛЬТАТЫ

Итоговая сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости
стрессу. Большое количество баллов – это сигнал тревоги,
предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо
срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Подсчитанная сумма имеет еще одно значение: она выражает (в
цифрах) степень вашей стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим
сравнительную схему стрессовых характеристик.

Стрессовые характеристики
Общая сумма баллов Степень сопротивляемости стрессу
150-199 Высокая
200-299 Пороговая
300 и более Низкая (ранимость)

Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную
опасность, то есть вам грозит психосоматическое заболевание,
поскольку вы близки к фазе нервного истощения.

Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину
своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы
незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения
стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.

Хотите научиться избавляться от стресса – быстро, самостоятельно, и даже незаметно для окружающих? – пройдите 1,5 часовой семинар в записи «Антистресс-экспресс»

24 ноября 2016 г.  – живой мастер-класс Любови Богдановой в Москве: уникальная практика энергетического дыхания.    – главное средство самопомощи при стрессах. 

Хотите научиться жить так, чтобы о любых темах, людях, событиях можно было думать легко и спокойно, и развить высокую сопротивляемость к стрессу? Конечно «ДА»! Для  вас “Большой дыхательный тренинг” в Москве,  это – главный тренинг нашей Школы дыхания, он проводится редко, 1-2 раза в год. Ближайшие даты: 24-27 ноября 2016 г. 

Шкала Бартела

Вскоре, после нескольких лет работы медицинской сестрой, Доротея начинает наблюдать за больными, выявляя закономерности в их поведении и пытаясь распределить их по категориям для облегчения работы молодого больничного персонала, еще не имевшего большого опыта работы с подобными людьми.

Наблюдения за больными постепенно превращаются в регулярные записи об их поведении, характере, поступках и стандартных просьбах. Доротея заносит в свои дневники абсолютно все детали, так или иначе связанные с проявлением активности больных.

Во время отпуска девушка систематизирует, классифицирует и объединяет полученные материалы в серию очерков о жизнедеятельности больных. Каждый из очерков был посвящен одной из степеней тяжести состояния пациента. Подобных очерков, темы которых варьируются от «Крайне удовлетворительного состояния» до «Крайне неудовлетворительного положения», было написано около двадцати.

Понимая, что ее труды все еще громоздки и трудны для понимания неподготовленных молодых людей, Доротея создает «Шкалу жизнедеятельности больного» состоящую всего из нескольких пунктов. Позже этот индекс станет известен как «Оценочная шкала Бартела».

С 1958 года и до настоящего времени этот индекс является наиболее удобным в работе для медицинского персонала и позволяет легко, без затруднений определить состояние пациента, не прибегая к длительному комплексному обследованию.

Тест на определение НДО

Скачать файл с вопросами теста для печати.

Для сбора данных использовался следующий опросник. Он определяет испытанное в детстве, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие и лишение заботы.

Случалось ли с вами, что в течение первых 18 лет вашей жизни:
(Отметьте галочками вопросы с положительными ответами и тест посчитает ваш балл НДО)

1. Родитель или любой взрослый человек часто или очень часто
Ругал, оскорблял или унижал вас?
Или вёл себя таким образом, что вы боялись физически пострадать?
Да
2. Родитель или любой взрослый человекЧасто или очень часто толкал, хватал, шлепал вас или бросал что-либо в вас?
Или хоть один раз ударил вас так сильно, что у вас остались следы или травма?
Да
3. Взрослый человек или любой человек старше вас более чем на 5 лет хоть один раз
Трогал или ласкал вас или просил потрогать его/ее с сексуальным намеком?
Или занимался или пытался заняться с вами любым видом секса?
Да
4. Вы часто или очень часто чувствовали что
Никто в вашей семье не любил или не ценил вас?
Или члены вашей семьи не заботились друг о друге, не чувствовали себя близкими людьми или не поддерживали друг друга?
Да
5. Вы часто или очень часто чувствовали что
У вас не было достаточно еды, вы вынуждены были носить грязную одежду и никто о вас не заботился?
Или ваши родители находились под слишком сильным влиянием алкоголя или наркотиков, чтобы заботиться о вас или отвезти вас к доктору, когда вам нужна была помощь?
Да
6. Ваши родители развелись или стали жить раздельно? Да
7. Кто-либо совершал следующие действия по отношению к вашей матери или мачехеЧасто или очень часто толкал, хватал, давал пощечину или бросал что-либо в нее?
Или иногда, часто или очень часто пинал, кусал или ударял кулаком или твердым предметом?
Или хоть один раз бил в течение нескольких минут или угрожал ножом или огнестрельным оружием?
Да
8. Вы жили с кем-либо, кто являлся алкоголиком или употреблял наркотики? Да
9. Вы жили с кем-либо, у кого была депрессия или психическое расстройство, или кто пытался покончить жизнь самоубийством? Да
10. Кто-то из тех, с кем вы жили, попал в тюрьму? Да

Ваш балл НДО:

Лучшее за:

Применение

Силы, потраченные на ликвидацию проблем, описанных выше, уходят не напрасно. Светодиоды инфракрасного излучения отдельно не используются. Их применяют в составе других схем и оборудований, сфера использования которых все увеличивается. Именно поэтому нужны диоды, мощность которых становится больше, а цветовой спектр расширяется.

Наиболее распространено применение светодиодов для работы в темное время суток. Рассмотрим прибор ночного видения. Чем мощнее в нем будет светодиод, тем больше радиус возврата полноценного изображения. Но здесь еще можно применить импульсы, чего не скажешь про видеокамеру, в которой используется непрекращающаяся подсветка инфракрасным потоком.

Высококлассные продукты цифровой техники диктуют спрос на рынке. Они используются человеком каждый день. В 2007 г. опция ночной съемки была большой редкостью, а сейчас она – неотъемлемая часть техники. Все это благодаря развитию инфракрасных светодиодов.

Применение инфракрасного излучения в аграрной промышленности

Теоретические основы

Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, которые (каждая со своих позиций) пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном «Я». В целом базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека.

В соответствии с этим одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. По мнению американского психолога Ронни Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

  1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.
  2. Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.
  3. Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения.

Таким образом, имплицитная концепция окружающего мира и собственного «Я» большинства здоровых людей может быть сформулирована следующим образом: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувствовать себя защищенным от бед». Однако есть ситуации (экстремальный негативный опыт), резко противоречащие этой концепции. Их осмысление вызывает тяжелые и долговременные психологические проблемы: в одночасье индивид сталкивается с ужасом, порождаемым окружающим миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности и неуязвимости оказывается иллюзией, повергающей личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совладания с травмой, по Янофф-Бульман, состоит в восстановлении базисных убеждений: в случае успеха они становятся качественно иными, по сравнению с тем, какими были до травмы, однако восстановление происходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии собственной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, таким образом, примерно такова: «Мир доброжелателен и справедлив ко мне. Я обладаю правом выбора. Но так бывает не всегда».

Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психической травмы. Травматические события оказывают влияние на различные подсистемы индивидно-личностной структуры, изменяя физическое, поведенческое, эмоциональное, социальное и когнитивное функционирование человека. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внешнего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном

Негативный опыт вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.

Внутренние факторы, способные спровоцировать синкопе

Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.

Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:

  1. Болезни головного мозга. Кистозные образования, опухоли, травмы сосудистой сетки снижают эффективность функционирования «серого вещества», провоцируя обморочное состояние. Если ребенок жалуется на потемнение в глазах, головные боли, галлюцинации, необходимо срочно обратиться к доктору, пройти КТ и МРТ.
  2. Анемия. Патология кровеносной системы, связанная с работой органа: низкое эритроцитов – носителей кислорода, вызывают голодание, что приводит к постоянным обморокам. Низкий гемоглобин – первый признак начала недуга. Необходимо пересмотреть рацион питания ребенка, дополнить его фруктами, овощами, полезными веществами.
  3. Нарушения работоспособности сердечной мышцы, аритмия. Согласно статистическим данным, 30% кризисов связно с патологиями сердца, кроме того синдрому «быстрой смерти» предшествуют постоянные обморочные состояния. Если родители малыша страдают подобными заболеваниями, это первый настораживающий звонок – ребенка нужно срочно показать доктору.
  4. Высокое давление. Гипертония способна настичь пациента, даже в юном возрасте. Резкое снижение давления также может спровоцировать синкопе.
  5. Диабет. Это заболевание достаточно коварно: продолжительное время она может протекать в скрытой форме. Сама патология обморочные состояния не вызывает, но их может спровоцировать пониженное глюкозы. Из-за голодания клеток «серого вещества» кроха теряет сознание.
  6. Сотрясения, ЧМТ. Малыши отличаются гиперактивностью, – потерял равновесие, упал, для них нормальное явление. После непродолжительного плача, они и дальше могут заниматься своими делами, но иногда последствия падения могут напоминать о себе достаточно долго.
  7. Остеохондроз. Идеальная осанка – залог здоровой спины и правильного функционирования внутренних систем, но детям доказать это тяжело. Искривленная поза за столом, излишняя масса тела приводят к изменениям позвоночного столба. Нарушается кровоток, наступает голодание, появляется болезненный дискомфорт. Все эти факторы – основные причины синкопе.

Методики оценивания состояния новорожденного

В первые мгновения жизни малыша оценивают с медицинской точки зрения. Это позволяет понять, нужны ли малышу лечебные мероприятия или его состояние находится в пределах нормы.

Шкала Апгар

Эта методика была введена Вирджинией Апгар. Она предназначалась для среднего медицинского персонала и помогала определить, какой ребенок нуждается в дальнейшем лечении

Чтобы оценить состояние здоровья младенца, обращают внимание на дыхание, частоту сокращений сердца, тонус мышц, рефлексы и окрас кожного покрова


Младенца визуально осматривают, присваивая от 0 до 2 баллов по каждому параметру. Осмотр проводят на 1-й и 5-й минуте после появления его на свет. Показатели в 7-10 баллов говорят о хорошем состоянии, значит, малыш нуждается в обычном уходе. 4-6 баллов значит, что состояние удовлетворительное и младенец нуждается в некоторых реанимационных мероприятиях.

Если ребенок набирает ниже 4 баллов, то ему срочно нужна врачебная помощь для спасения жизни. Низкие оценки связаны с недостатком кислорода или удушьем, физиологи ческой незрелостью. Но, если к 5 минуте ситуация улучшается, прогноз благоприятный.

Родители не должны воспринимать этот метод, как оценку новорожденного или его умственных способностей. Исследования показали, что на будущее развитие ребенка эта оценка не влияет, если вовремя устранить отклонения

Поэтому, родителям не стоит беспокоиться, что ребенок будет в чем-то отставать, важно только обеспечить младенцу соответствующий уход, можно улучшить прогноз

Шкала Сильвермана

Для ранней диагностики дыхательных расстройств у детей, рожденных раньше срока, используют шкалу Сильвермана. К исследованию прибегают сразу после родов, через 2, 6, 12 и 24 часа.

Специалисты обращают внимание на:

  • движение грудной клетки;
  • втянутость межреберья и грудины;
  • положение нижней челюсти;
  • дыхание.


После осмотра ставятся оценки от 0 до 2 баллов. Отличие от шкалы Апгар в том, что чем меньше баллов набирает ребенок, тем лучше. Ноль баллов свидетельствует об незначительных проявлениях дыхательных проблем и отсутствии необходимости в лечении.

Шкала Даунса

Шкала Даунса для новорожденных применяется после осмотра внешних признаков и прослушивания дыхания.

Согласно этой методике, за каждый признак присваивают баллы:

  • Если показатели в 2-3 балла, это говорит о легком расстройстве дыхания.
  • 4-6 баллов – расстройства средней степени тяжести.
  • Больше 6 баллов – тяжелые нарушения дыхания.


Шкала Даунса применяется для оценки функции внешнего дыхания новорожденного ребенка

При серьезных нарушениях назначаются реанимационные мероприятия и дальнейшее лечение. Показатели от 0 до 2 баллов присваивают здоровым детям без дыхательных нарушений.

Дом или интернат

Зачастую многие из людей, имеющие тяжело больных родственников, затрудняются принять решение об их дальнейшей судьбе. Кто-то боится трудностей и сразу хочет сдать больного близкого человека в интернат для инвалидов, а кто-то желает до последнего быть с любимым человеком, надеясь облегчить его страдания.

Многие люди пытаются понять, насколько тяжело болен их родственник, ведь именно от тяжести состояния таких людей зачастую зависит их судьба, а также дальнейшее место проживания.

Если человек действительно находится в тяжелом состоянии, то будет гораздо лучше и для него, и для его близких, если больного увезут в специальный интернат, где за ним будет ухаживать высококвалифицированный медицинский персонал.

Если же состояние больного не представляет угрозы, то ему нет нужды покидать родной дом и близких людей.

Шкала Бартела и Лаутона является одной из самых популярных шкал оценки состояния больного.

Состояние человека очень легко квалифицировать по специальным шкалам жизнедеятельности и физической активности. Многие известные врачи составляли подобные авторские индексы, однако шкала Бартела является самой популярной и удобной на данный момент мерой человеческого здоровья.

Как выставляется степень тяжести РДНС новорожденного в баллах

Шкала Даунса для новорожденных применяется для оценки состояния ребенка в послеродовой период на протяжении нескольких часов от рождения.

Оценки выставляются таким образом:

  1. Сначала оценивают частоту дыхания за минуту. Если показатель меньше 60, присваивают 0 баллов, от 60 до 80 – 1 балл, больше 80 – 2 балла.
  2. Осматривают состояние кожного покрова и слизистых оболочек на наличие синюшного окраса. Если цианоз отсутствует, присваивают 0 баллов. Детям, у которых кожа синеет при вдыхании комнатного воздуха, ставят 1 балл. Если во время дыхания 40% кислородом появляется цианоз, ставят 2 балла.
  3. Если крылья носа не раздуваются, ставят 0 баллов, еле заметно 1 балл, умеренно или выражено 2 балла.
  4. Если трудностей с выдохом нет – это 0 баллов, возникают трудности – 1 балл, отчетливо слышен на расстоянии – 2 балла.
  5. В конце оценивания ребенка прослушивают. Все в порядке – 0 баллов, ослабленное – 1 балл, а еле заметное – 2 балла.

С возрастанием количества балов ухудшается ситуация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.