Основные подходы к классификации тренинговых групп

1.Критерии классификации

В настоящее время
существует большое количество
классификации психокоррекционных и
психотерапевтических групп, рассмотреть
которые полностью не представляется
возможным. Впервые на русском языке
достаточно широкий спектр методов
группового психологического воздействия
систематически изложен и проанализирован
в работе К. Рудестама (1990). В своей
классификации видов групп Рудестам
опирается на два наиболее существенных
параметра степень осуществления
руководителем ведущей роли в
структурировании и функционировании
группы и степень эмоциональной стимуляции
в противоположность рациональному
мышлению. Восемь видов групп, представленных
в книге, выделены на основе этих параметров
в таблице!.

К сожалению,
подобная классификация вынуждает
включать группы одного и того же типа
в разные классы, поскольку, в частности,
Т-группы могут иметь или рациональную,
или аффективную ориентацию – в зависимости
от конкретной задачи или темы. Группы
встреч могут быть центрированными на
руководителе или участнике, что зависит
от руководителя.

Таблица
1. Классификация
тренинговых групп (по К. Рудестаму
)

Группы

Центрированные
на

Руководителе

Участнике

Рациональные

Т-группы

Т-группы

Аффективные

Гештальт-группы

Группы телесной терапии
Психодрама

Группы танцевальной терапии
Группы
терапии искусством

Т-группы

Группы встреч

На
сегодняшний день единой классификации
тренинговых групп не существует. Каждый
исследователь групповой работы берет
на себя эту задачу и предоставляет свой
вариант. В качестве критериев выделяются:
цель группы, способ ее реализации,
позиция тренера, степень свободы
терапевтического процесса, его главный
действующий фактор, теоретические
основания группы и т.д.

Учитывая
тот факт, что тренинг представляет собой
сложное многофункциональное явление
с элементом непредсказуемости, любая
классификация будет ограниченной и
несколько надуманной. Но тем не менее
она необходима (как и любая схема) для
более четкой ориентации тренера (а
значит и его клиентов) в многочисленных
вариантах групповой работы.

Из
всех критериев наиболее значимыми
представляются два:

1.
Основная цель группы
.
Этот аспект позволяет не разочаровывать
участников тренинга, ставя перед ними
решаемые задачи и подбирая для этого
адекватные методы. Также выделение цели
тренинговой группы позволяет сделать
ее более гомогенной, а, значит, в некоторых
случаях и более эффективной.

2.
Теоретическое
основание группы
.
Данный критерий дает тренеру возможность
сориентироваться в методических
разработках, представленных разными
психологическими школами, и выбрать из
них то, что пересекается с его
мировоззрением.

Опираясь
на личный опыт и анализ литературы, я
выделила три основных цели, толкающие
человека на групповую работу:


получить для себя значимые переживания,
уникальный эмоциональный опыт и
поддержку, найти близких по духу людей;


научиться чему-либо конкретному;


лучше узнать себя и найти опору для
личностного роста.

Исходя
из этого по
основанию цели

я выделила три
типа групп
:

1.
Группы поддержки.

2.
Обучающие группы.

3.
Развивающие группы.

Поскольку
данное пособие рассчитано на социальных
психологов, в классификацию не включены
лечебные группы, направленные на помощь
людям, страдающим психическими
расстройствами.

Основные виды тренинговых групп

Выделяют следующие виды тренинговых групп.

Тренинг-группы (Т-группы) – это вид групп, который по существу «пронизывает» все типы группового обучения.

Признаки Т-группы:

  • наличие четкого акцента на взаимоотношения между участниками группы, которые устанавливаются и развиваются по принципу «здесь и сейчас»;
  • объективация субъективных эмоций и чувств участников группы относительного самих себя, что является одним их основных материалов для группового анализа;
  • обязательное установление доброжелательной атмосферы, в рамках которой все участники будут чувствовать себя свободно и раскованно, в результате чего выраженные ими чувства будут правдивыми и искренними;
  • установление климата психологической безопасности, обеспечивающего каждому участнику возможность принимать активное участие в тренинге.

Основные цели Т-тренинга:

  1. Снижение барьеров психологической самозащиты и развитие самопознания на личностном уровне.
  2. Понимание тех условий, которые облегчают или затрудняют нормальное функционирование группы.
  3. Установление эффективных межличностных взаимоотношений, позволяющих плодотворно взаимодействовать участникам группы.
  4. Овладение навыками самодиагностики.

Группы обучения (Study groups) — это вид групп, которые были сформированы в качестве альтернативы Т-группам, с целью изучения моделей индивидуального и группового поведения.

Основные отличия S-групп от Т-групп:

  • центральное место занимает не равенство участников, как в Т-группа, а напротив, лидерство и авторитет;
  • основой обучения является бихевиоральная ориентация, которая направлена на отучение человека от неэффективных реакций и обучение его эффективным (адаптивным);
  • основной методикой обучения является репетиция нужного поведения, в условиях различных ситуация, созданных искусственно в рамках группы;
  • подкрепление правильного поведения и действий, неодобрительная реакция не отрицательное поведение или неудачные действия.

Группы встреч (Encounter-groups) – это группы, которые были разработаны Карлом Роджерсом, прошли длительный путь развития, в начале 60-х годов их принято было называть «группы сензитивного обучения».

Данный вид групп, так же создан на основе Т-групп, но имеет ряд характерных отличий:

  • за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно-ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования, в условиях данных групп часто применяются индивидуальные занятия;
  • под E-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп.

В настоящее время выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». Это Т-группы, гештальттерапия, транзактный анализ, эзален эклектик, личностный рост, синанон, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер-тейпс.

Общее понятие и сущность тренинга

Определение 1

Тренинг — это способ перепрограммирования модели управления собственным поведением и деятельностью, которая имеется у человека, посредством использования группы методов активного социально-психологического обучения.

Тренинговые группы формируются от цели тренинга, социально-психологических проблем и на основании подобранных специалистов методов и средств тренинговой работы.

В основе группового тренинга заложен ряд, так называемых, «камней»:

  1. Экономический – групповая форма тренинга позволяет объединить несколько людей со схожими проблемами и оказать на них необходимое психологическое воздействие. Такая форма воздействия является более экономичной, нежели индивидуальная тренинговая работа.
  2. Социально-психологическая теория групп – каждая тренинговая группа рассматривается не как совокупность отдельных членов, а как новое функциональное образование, которое существует и развивается по своим законам. Работа в группе позволяет человеку лучше узнать себя, посмотреть на свои проблемы со стороны, успешнее осознать свои положительные и отрицательные качества и т.д.
  3. Психотерапевтическая практика – работа с группами позволяет специалисту накопить необходимый практический опыт групповой работы, разработать технологические методы и приемы руководства групповыми процессами.

В настоящее время классифицируют несколько видов треннинговых групп, в зависимости от цели их деятельности, используемых методов и приемов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.