1.Критерии классификации
В настоящее время
существует большое количество
классификации психокоррекционных и
психотерапевтических групп, рассмотреть
которые полностью не представляется
возможным. Впервые на русском языке
достаточно широкий спектр методов
группового психологического воздействия
систематически изложен и проанализирован
в работе К. Рудестама (1990). В своей
классификации видов групп Рудестам
опирается на два наиболее существенных
параметра степень осуществления
руководителем ведущей роли в
структурировании и функционировании
группы и степень эмоциональной стимуляции
в противоположность рациональному
мышлению. Восемь видов групп, представленных
в книге, выделены на основе этих параметров
в таблице!.
К сожалению,
подобная классификация вынуждает
включать группы одного и того же типа
в разные классы, поскольку, в частности,
Т-группы могут иметь или рациональную,
или аффективную ориентацию – в зависимости
от конкретной задачи или темы. Группы
встреч могут быть центрированными на
руководителе или участнике, что зависит
от руководителя.
Таблица
1. Классификация
тренинговых групп (по К. Рудестаму)
Группы |
Центрированные |
|
Руководителе |
Участнике |
|
Рациональные |
Т-группы |
Т-группы |
Аффективные |
Гештальт-группы Группы телесной терапии Группы танцевальной терапии |
Т-группы Группы встреч |
На
сегодняшний день единой классификации
тренинговых групп не существует. Каждый
исследователь групповой работы берет
на себя эту задачу и предоставляет свой
вариант. В качестве критериев выделяются:
цель группы, способ ее реализации,
позиция тренера, степень свободы
терапевтического процесса, его главный
действующий фактор, теоретические
основания группы и т.д.
Учитывая
тот факт, что тренинг представляет собой
сложное многофункциональное явление
с элементом непредсказуемости, любая
классификация будет ограниченной и
несколько надуманной. Но тем не менее
она необходима (как и любая схема) для
более четкой ориентации тренера (а
значит и его клиентов) в многочисленных
вариантах групповой работы.
Из
всех критериев наиболее значимыми
представляются два:
1.
Основная цель группы.
Этот аспект позволяет не разочаровывать
участников тренинга, ставя перед ними
решаемые задачи и подбирая для этого
адекватные методы. Также выделение цели
тренинговой группы позволяет сделать
ее более гомогенной, а, значит, в некоторых
случаях и более эффективной.
2.
Теоретическое
основание группы.
Данный критерий дает тренеру возможность
сориентироваться в методических
разработках, представленных разными
психологическими школами, и выбрать из
них то, что пересекается с его
мировоззрением.
Опираясь
на личный опыт и анализ литературы, я
выделила три основных цели, толкающие
человека на групповую работу:
—
получить для себя значимые переживания,
уникальный эмоциональный опыт и
поддержку, найти близких по духу людей;
—
научиться чему-либо конкретному;
—
лучше узнать себя и найти опору для
личностного роста.
Исходя
из этого по
основанию цели
я выделила три
типа групп:
1.
Группы поддержки.
2.
Обучающие группы.
3.
Развивающие группы.
Поскольку
данное пособие рассчитано на социальных
психологов, в классификацию не включены
лечебные группы, направленные на помощь
людям, страдающим психическими
расстройствами.
Основные виды тренинговых групп
Выделяют следующие виды тренинговых групп.
Тренинг-группы (Т-группы) – это вид групп, который по существу «пронизывает» все типы группового обучения.
Признаки Т-группы:
- наличие четкого акцента на взаимоотношения между участниками группы, которые устанавливаются и развиваются по принципу «здесь и сейчас»;
- объективация субъективных эмоций и чувств участников группы относительного самих себя, что является одним их основных материалов для группового анализа;
- обязательное установление доброжелательной атмосферы, в рамках которой все участники будут чувствовать себя свободно и раскованно, в результате чего выраженные ими чувства будут правдивыми и искренними;
- установление климата психологической безопасности, обеспечивающего каждому участнику возможность принимать активное участие в тренинге.
Основные цели Т-тренинга:
- Снижение барьеров психологической самозащиты и развитие самопознания на личностном уровне.
- Понимание тех условий, которые облегчают или затрудняют нормальное функционирование группы.
- Установление эффективных межличностных взаимоотношений, позволяющих плодотворно взаимодействовать участникам группы.
- Овладение навыками самодиагностики.
Группы обучения (Study groups) — это вид групп, которые были сформированы в качестве альтернативы Т-группам, с целью изучения моделей индивидуального и группового поведения.
Основные отличия S-групп от Т-групп:
- центральное место занимает не равенство участников, как в Т-группа, а напротив, лидерство и авторитет;
- основой обучения является бихевиоральная ориентация, которая направлена на отучение человека от неэффективных реакций и обучение его эффективным (адаптивным);
- основной методикой обучения является репетиция нужного поведения, в условиях различных ситуация, созданных искусственно в рамках группы;
- подкрепление правильного поведения и действий, неодобрительная реакция не отрицательное поведение или неудачные действия.
Группы встреч (Encounter-groups) – это группы, которые были разработаны Карлом Роджерсом, прошли длительный путь развития, в начале 60-х годов их принято было называть «группы сензитивного обучения».
Данный вид групп, так же создан на основе Т-групп, но имеет ряд характерных отличий:
- за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно-ориентированы и нацелены на решение вопросов относительно человеческого существования, в условиях данных групп часто применяются индивидуальные занятия;
- под E-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько методов групповой работы, в том числе и метод Т-групп.
В настоящее время выделяют до десяти известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием «инкаунтер-группы». Это Т-группы, гештальттерапия, транзактный анализ, эзален эклектик, личностный рост, синанон, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер-тейпс.
Общее понятие и сущность тренинга
Определение 1
Тренинг — это способ перепрограммирования модели управления собственным поведением и деятельностью, которая имеется у человека, посредством использования группы методов активного социально-психологического обучения.
Тренинговые группы формируются от цели тренинга, социально-психологических проблем и на основании подобранных специалистов методов и средств тренинговой работы.
В основе группового тренинга заложен ряд, так называемых, «камней»:
- Экономический – групповая форма тренинга позволяет объединить несколько людей со схожими проблемами и оказать на них необходимое психологическое воздействие. Такая форма воздействия является более экономичной, нежели индивидуальная тренинговая работа.
- Социально-психологическая теория групп – каждая тренинговая группа рассматривается не как совокупность отдельных членов, а как новое функциональное образование, которое существует и развивается по своим законам. Работа в группе позволяет человеку лучше узнать себя, посмотреть на свои проблемы со стороны, успешнее осознать свои положительные и отрицательные качества и т.д.
- Психотерапевтическая практика – работа с группами позволяет специалисту накопить необходимый практический опыт групповой работы, разработать технологические методы и приемы руководства групповыми процессами.
В настоящее время классифицируют несколько видов треннинговых групп, в зависимости от цели их деятельности, используемых методов и приемов.