Проблемы прочности семейных отношений

Проблемы развития современной семьи

Сегодня проблемы развития семьи условно можно разделить на две группы. Первая группа – имеет те трудности, которые являются для семьи «внешними». Это какие-то неблагоприятные для нее условия, созданные общественным макросредой, кризисными социально-экономическими обстоятельствами. Они не вытекают из самой сущности, природы семьи, а есть только средой для ее существования. Вторая группа – семьи, в которых проблемы, существуют в сфере самой семейной жизни, даже при благоприятных внешних условий.
Среди ученых распространено мнение, что семья сегодня переживает глубокий кризис, к тому же почти во всех развитых обществах. Этот кризис проявляется в таких фактах семейной жизни:

  • уменьшение рождаемости детей; рост числа разводов;
  • рост численности неполных семей и детей, рожденных вне брака;
  • увеличение количества бездетных семей;
  • позднее время вступления в брак; проживание супругов без оформления брака.

В чем же причина этих явлений? Дело в том, что будучи, первоначальным элементом общества, семья отражает те же противоречия, которые присущи и обществу. Современная семья оказалась под воздействием не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций мирового масштаба. Среди них называют следующие:

  • рост роли женщин в экономической, культурной, политической сферах общественной жизни (а это вызывает их стремление к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, равноправия с мужчинами в принятии решений);
  • образования двух центров жизни — работы и дома (ранее профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали в единстве);
  • эволюция взглядов общества на сексуальную мораль (или сексуальная революция с ослаблением социального контроля ростом анонимности сексуального поведения и смягчением традиционных представлений о дозволенном и недозволенном);
  • общемировые тенденции, связанные с информатизацией общества, новыми направлениями его развития, ростом личностного потенциала.

Современные семьи становятся очень хрупкими и часто разрушаются одна за другой. Если не работать над отношениями в семье, они постепенно разваливаются, и в этом нет ничего удивительного.

Раздоры в семье возникают от стремления к личному счастью, они распадаются потому, что вместо того, чтобы отдавать любовь, люди ждут, когда ее будут давать им самим.

Все вышесказанное касается и мужчин и девушек. Это то, что должен знать каждый перед тем как создавать семейный очаг. Сейчас имеется такая проблема, что мужья не знают своих жен – их потребности и их природу, а женщины потребности и природу мужчин и во многих семьях пропадает гармония и близкие отношения.

1 Понятие и значение семейных ценностей

Семейные ценности — это качества, черты, поступки, которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми домочадцами и образуют прочный фундамент для родственных отношений. Постоянное общение с близкими, чувство уверенности в том, что рядом находятся родные доброжелательные люди, вселяет в человека спокойствие. Он всегда может надеяться на их поддержку и помощь в любой жизненной ситуации.

Немаловажную роль играет фактор отсутствия одиночества, когда даже воспоминания могут стать источником воодушевления. Вместе со своими близкими проще перенести любое горе, справиться с трудной жизненной ситуацией, не сделать ошибок в будущем.

Проведенные вместе праздники, отдых, досуг являются способом получения истинного удовольствия от жизни.

Преимущества наличия семейных ценностей:

  1. 1. Постоянная возможность общаться с дорогими людьми. Счастье для человека заключается в возможности повстречаться с родственниками, перед которыми можно расслабиться, показаться таким, какой он есть на самом деле. Возможность почувствовать себя свободно и легко в нынешнем мире ценится высоко.
  2. 2. Формирование новой ячейки общества. Опыт предыдущих поколений будет полезен для создания своей семьи. Необязательно полностью копировать модель поведения родителей или других родственников, но основные аспекты для счастливой гармоничной жизни следует перенять.
  3. 3. Спланированные праздники. У человека есть уверенность в том, что во время проведения общего праздника он не будет одиноким. Есть прекрасные традиции встречать Новый год в кругу семьи, отмечать религиозные праздники, проводить вместе досуг.
  4. 4. Общие увлечения. Есть множество семей, в которых принято вместе заниматься рукоделием, земледелием, творчеством. Это может стать совместным бизнесом или просто способом провести время с пользой для себя.
  5. 5. Материальная поддержка. Традиция общих ценных подарков на свадьбу, день рождения и другие знаменательные события является своеобразным способом взаимопомощи. Им также пользуются в случае несчастий или форс-мажорных обстоятельств.
  6. 6. Моральный аспект. Наличие семейных ценностей не позволит члену дружной семьи поступить не по совести или совершить непоправимые ошибки.

В современных школах огромное внимание уделяется семейным ценностям, по этой теме проводятся дополнительные уроки. Это решение обусловлено тем, что не у всех детей есть возможность увидеть наглядный пример у себя дома

В результате этих занятий ребенок поймет преимущества традиций и постарается создать их в своей взрослой жизни.

Как это происходило?

В дореволюционной России основная система ценностных ориентаций, регулирующая жизнедеятельность большинства ее жителей, определялась православным вероисповеданием. Государственная идеология выстраивалась на тех же основаниях, так как до 1917 года Церковь не была отделена от государства. Для России этого периода была характерна практически всеобщая брачность: неженатых мужчин и незамужних женщин было менее 8% . Браки были венчанными (церковный брак). Разводы не превышали уровня 2-3%. Семьи были многодетными и многопоколенными: совместно проживали не только родители и дети, но и бабушки и дедушки. В конце ХIХ – начале ХХ вв. отмечался значительный прирост населения. За время царствования Николая II менее чем за четверть века (за 22 года) население России увеличилось на 62 млн. человек.

Следует особо подчеркнуть, что в Православии предусматривается четкое распределение полоролевых обязанностей, ожиданий, моделей поведения, основанных на взаимодополняемости полов и признании семьи как безусловной ценности. При этом мужчина должен быть главой семьи, «добытчиком», защитником. От женщины ожидается, прежде всего, то, что она будет хорошей матерью, женой, хозяйкой. Дети воспринимаются родителями как «дар Божий» и воспитываются в уважении к старшим. Именно на этих основаниях строились семейные отношения у православного населения в дореволюционной России.

Октябрьский переворот повлек за собой не только смену политического строя, но и идеологии. Советское правительство пыталось построить новое государство, «разрушив до основания» старое и прежде всего его мировоззренческое ядро – Православие. Понимая, что семья является носителем нравственного начала в обществе, большевики-ленинцы сразу же после Октябрьской революции повели с ней последовательную и решительную борьбу.

Так, 18 и 19 декабря 1917 года были изданы декреты ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака», в которых предусматривалось:

а) полное отстранение Церкви от решения вопросов брака и семьи;

б) свобода заключения брака и развода;

в) полное равенство личных и имущественных прав мужа и жены;

г) уравнение в правах внебрачных детей с детьми, рожденными в браке.

Спустя год – 22 октября 1918 года – был принят отдельный семейно-правовой акт – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Кодекс расширил перечень препятствий к заключению брака. Одновременно были максимально упрощены условия развода. Судья единолично расторгал брак по заявлению одного из супругов. От заявителя не требовалось никаких доказательств по распаду семьи, так как Кодекс 1918 года не накладывал на супругов никаких обязательств по совместному сожительству и верности.

В результате в 1921 г. в Петрограде каждый третий брак (33%) распадался в течение первого года совместной жизни .

По данным известного российского демографа А.Г. Вишневского, в целом 1920-е годы ознаменовались быстрым вытеснением церковного брака гражданским, чему активно способствовала политика властей, а также довольно широким распространением нерегистрируемых брачных союзов, особенно среди городской молодежи .

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми.

Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Причины, обусловившие появление разных форм брака

Причины, обусловившие появление той или иной формы брака, могли быть разными, но ученые считают, что они имели преимущественно экономический или социально-культурный характер. Так, полигиния была почти во всех кочевых народов, поскольку все они много воевали как между собой, так и с земледельцами, а потому мужчины-кочевники гибли довольно часто, и в обществе постоянно существовала разница между численностью мужчин и женщин в детородном возрасте. Для того чтобы обеспечить равный доступ всех своих членов к брачным отношениям, эти общества выработали именно такую форму брака.
В древнем Тибете пахотной земли, пригодной для земледелия, было очень мало, поэтому она наследовалась от отца всем его сыновьями, которые не имели права делить ее и вынуждены были обрабатывать вместе. Земли было так мало, что отдельные семьи на своих клочках земли не прожили бы. Поэтому братья имели общую жену, и сына, рожденного ею, который в дальнейшем становился наследниками этого участка.
На юге Индии проживало племя тодас, в которых полиандрия возникла уже по экономическим, а не по культурным причинам. Долгое время в их обществе существовал обычай убивать дочерей-первенцев, пока в семье не родится мальчик. Поэтому в брачном возрасте женщин было меньше, чем мужчин. Братьям в не очень состоятельных семьях (а таких было большинство) приходилось иметь одну жену на всех.
Поскольку древние причины в большинстве уже исчезли, а соотношение численности мужчин и женщин практически во всех обществах теперь стало примерно одинаковым, полигамия не может найти широкого распространения даже там, где она считается возможной. В Иране, например, теперь 99% семей — моногамны.

Психология современной семьи

Определение 1

Психология семьи – это раздел современной психологии, который занимается изучением развития человека в семейном окружении, психологических особенностей внутрисемейных взаимоотношений, а также психологических механизмов адаптации семьи в социуме.

Проблемы, возникающие в современной семье и сама семья, являются объектом исследования психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. В первую очередь психологов интересует динамика эмоциональных отношений в браке, причины распада семей и одиночества в ней, а также особенности семейного воспитания.

В современной семье изменился характер восприятия семейных отношений, личность получила относительную независимость от семьи. Включенность в семью перестала являться необходимым фактором духовного и физического выживания. Центральными в семье становятся не родственные, а супружеские отношения, основанные на свободном выборе.

Проблемам супружества-родительства-родства уделяется больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах ученых подчеркивается, что семья, так или иначе, отражает все изменения, которые происходят сегодня в обществе и это притом, что она обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Однако, несмотря на все потрясения, семья как социальный институт устояла, но, при этом её связи с обществом заметно ослабли.

Данное обстоятельство отрицательно сказалось на семье и обществе. Это ослабление связей сегодня снова испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей и в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Семейная психология рассматривает разнообразные вопросы – это и проблемы супружеских отношений, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими членами семьи, диагностику, семейное консультирование, коррекцию отношений. В рамках этих направлений изучения семьи можно получить целостное представление о семье как социальном явлении.

Специалисты семейных отношений исследуют закономерности межличностных и внутрисемейных отношений с позиций влияния на развитие личности – это дает возможность перестраивать семейные отношения и проводить практическую работу с семьей.

В межличностных отношениях основным параметром являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Сегодня такая однозначная последовательность – брачность, сексуальность, прокреация не считаются нарушением социокультурных норм, а рождение ребенка вне брака, добрачные сексуальные отношения становятся нормальным явлением.

Материнство не воспринимается многими женщинами в качестве исключительно брачного атрибута, а рождение ребенка 36% женщин считают помехой супружеству.

Сегодня специалисты говорят о прокреативной этике – это социокультурная нормативная система, суть которой состоит в том, что в брак вступать предпочтительно, но необязательно, детей иметь желательно, но их отсутствие не является аномалией, а добрачная сексуальная жизнь совсем не смертный грех.

В развитии психологии семейных отношений есть новое направление – разработка методологических основ, опираясь на которые можно избежать интуитивности, случайности, фрагментарности.

Важный синергетический принцип дает возможность рассматривать динамику семейных отношений с учетом кризисных периодов, с позиций нелинейности.

Ведутся активные разработки семейной психотерапии, опирающейся на научный подход, интегрирующей накопленный опыт и выявляющей общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

Снижение ценности семьи и разрушение традиционных поло-ролевых моделей у мужчин и женщин привели к следующим явлениям:

1) К росту разводов. По данным Демографического Ежегодника ООН, Россия лидирует в списке стран с самым высоким числом разводов .

2) К снижению ценности материнства. После Октябрьской революции произошли резкие изменения в принятом патриархальном укладе жизни, повлекшие за собой снижение ценности материнства в нашей стране.

Чувство материнства не является врожденным. Ученые установили, что оно развивается у женщины, как развивается мышление, воля, воображение. Его можно формировать, а можно и подавлять.

Идеология советского государства была направлена на воспитание молодых поколений, в том числе молодых женщин в свете решения социально значимых и общественно полезных задач. Ценности семьи и семейные интересы при этом не были приоритетными и порой вообще не учитывались. В девочке с детства формировалась установка на социальную активность и профессиональный рост. Причем, даже забеременев, молодые женщины, воспитанные в этом духе, не сразу перестраивались на стратегию материнского поведения, предполагающую отстранение от общественной и профессиональной деятельности и сосредоточение на семейных заботах.

3) Снижение ценности отцовства. Базовое разрушение ценности отцовства произошло благодаря идеологическим и законодательным действиям большевиков, разрушившим внутренний уклад традиционной семьи в нашем государстве.

При советской власти ссоциально-экономические преобразования, репрессии, военные лихолетья привели к тому, что мужчины в течение длительного времени были отстранены от семейного взаимодействия. В эти периоды весь груз семейных проблем, включая материальное обезпечение семьи и заботу о детях детей, советские женщины вынуждены были нести самостоятельно. При этом ответственность за воспитание подрастающего поколения в советский период в значительной мере была возложена на государство. Данные обстоятельства повлекли за собой снижение ценности отцовства. Отечественный исследователь В.Н. Мирошниченко, отмечает, что в советский период произошло фактическое вытеснение духовного авторитета отца государством и вождем . И основа этому была заложена еще В.И. Лениным.

4) К увеличению количества безнадзорных детей вследствие хронических эмоциональных перегрузок у родителей. В этом случае родители не в состоянии уделять собственным детям достаточного времени, чтобы дети чувствовали себя любимыми, нужными.

5) К сокращению количества детей в семье. По данным директора Института демографических исследований Игоря Белобородова, в нашей стране 65% семей однодетны и всего лишь 5% — многодетны . Массовая однодетность семьи приводит к тому, что социализация ребенка в большинстве случаев проходит через монополию наставничества родителей при отсутствии социализации в группе братьев и сестер. Такой ребенок вырастает эгоистичным, невротичным и, в сущности, одиноким. При этом общество обрекает себя на культивирование социального инфантилизма, формирование таких жизненных установок, при которых уже взрослый человек избегает принятия ответственных решений в значимых ситуациях.

Таким образом, большевики нанесли сокрушительный удар по институту семьи россиян. Ослабив семью, они подорвали основы государственности. Как справедливо отмечает игумен Филарет, «самое сильное и организованное государство приходит в состояние упадка и разрушения, если в нем разложена семья и нет прочных устоев семейной жизни и воспитания…» .

От того, какие уроки мы извлечем из истории нашей страны, будет зависеть не только благополучие отдельных семей, но и будущее России.

Список литературы:

1. Берн Ш. Гендерная психология.– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-320с.

2. Демографическая модернизация России, 1900–2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. — М.: Новое издательсво, 2006. — 608 с.

3. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 256 с.

4. Ленин В.И. К международному дню работниц. Полн. собр. соч. Т.25 – М., 1926;1927.

5. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина). Нравственные основы семейной жизни. 11 класс: Экспериментальное учебное пособие с мультимедийным приложением. – Екатеринбург: Издательство екатеринбургской епархии; Ульяновск: ИФОФОНД, 2010. – 292 с.

6. Сиротство в России: проблемы и пути их решения. – М., 2011.- 107 с.

7. http://club-rf.ru/exclusive/igor-beloborodov-prosemey.

8. http:// www.huffingtonpost.com.

9. http://www.pandia.ru/394207.

Видео – доклад В. М. Лаврова, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН, на Круглом столе «Роль большевиков и их лидеров в разрушении семьи и брака» в Государственной Думе РФ (23.04.2013). Тема доклада: «Ленинская политика по уничтожению православной русской семьи».

https://youtube.com/watch?v=7p9zyRGwrxk

01.02.2018 г.

Список используемой литературы

  1. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью, М.: «Мысль», 1985
  2. Витек К. Проблемы супружеского благополучия М.,1988
  3. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы. — Спб.,1999
  4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — Спб.,1998
  5. Голод С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты. — Л.1984
  6. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – С.-П., 1990.
  7. Гидденс Энтони Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск, 1991.
  8. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М., Просвещение, 1991.
  9. Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи. — М.,1991
  10. Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство – М., 1996.
  11. Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. – М., Мысль, 1990.
  12. Журнал «Семья в России» № 3-4, 1995.
  13. Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы. — Киев,1991
  14. Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне. — М., 1998
  15. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования № 7, 1997.
  16. Кравченко А.И. Социология: учебное пособие. — М.,2002
  17. Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования № 6, 1997.
  18. Murphy M.Y. The Family Life Cycle // Readings in Population Research Methodology. Vol. 4. Chicago, 1993. P. 15-3.
  19. Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 1984
  20. Ощепкова А. П. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственности, культуры личности. — Томск,1996
  21. Столин В., Шмелев А. Семейные трудности: какие и почему? //Семья и школа, №3, 1985
  22. Харчев А. Прочность семьи — это ее культура //Семья и школа, №3, 1987
  23. Чуркин И. Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и современное общество || учебное пособие. — Н.,1999.- Ч.3- С.62-73.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.