Что такое мораль и как стать более нравственным

Аффектный выход

Кольберг, как сторонник рационального подхода, связывал нравственное развитие с логическим: чем выше наш когнитивный уровень и сложнее умозаключения, тем ближе мы находимся к вершине той самой лестницы из шести ступеней.

Сегодня ряд исследователей, изучающих мораль, придерживается другой позиции и полагает, что в основе наших рассуждений лежат не рациональные доводы, а эмоции. Порой мы и вовсе используем логику, чтобы разумно и нестыдно обосновать поступок, совершенный интуитивно. Такие случаи «морального ошеломления» были показаны в экспериментах: их участники с ходу этическую дилемму, а потом долго-долго пытались объяснить, как это, чёрт возьми, у них получилось.

На самом деле имеют значение оба фактора — и чувства, и доводы разума. Разница в подходах: ученые-рационалисты делают акцент на когнициях (то или иное поведение в первую очередь «продукт» мышления), а «интуиционисты» полагают, что главное — чувство, вспыхнувшая эмоция.

Понятно, что второй подход не завоюет популярности в педагогике и воспитании. Сформировать эмоциональную реакцию сложнее, чем научить бодро рассуждать о лучах света в темном царстве.

Нравственность как продукт воспитания

В 1930-х годах швейцарский психолог Жан Пиаже изучал, как дети развивают моральные суждения, и выяснил, что для успеха здесь важны не внешние рамки и необходимость их придерживаться. Само по себе наказание за вранье не делает маленького человека этически зрелым. Зато Пиаже удалось доказать, что такое развитие происходит, когда дети играют в группах и обсуждают правила: что честно, а что нет, кто прав, а кому штрафная саечка. Это активный процесс, требующий взаимодействия, когда ребенок сталкивается с проблемой и пытается ее решить.

Следом за Пиаже к изучению того же вопроса приступил и Кольберг. В 1958 году он сформулировал теорию нравственного развития — модель, показывающую, как у ребенка благодаря социальному влиянию формируются всё более тонкие и глубокие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Согласно концепции Кольберга, всего существует шесть таких стадий — ступеней, по которым при удачном раскладе человек прошагает до самого верха.

На втором левеле человек по-прежнему судит о своем поступке по возможным последствиям, однако теперь уже не столько пытается избежать наказания, сколько хочет получить практическую выгоду: «Буду хорошим — позовут на праздник».

На третьей и четвертой ступенях люди сверяют свое поведение с ожиданиями социума

Важно, чтобы ты сначала поступал так, как это приветствуется в твоем ближнем кругу (ведь в нашей семье не принято оскорблять слуг и вытирать лицо занавеской!), а потом и в обществе (ага, тут есть правила и законы — будем жить по ним)

На пятом и шестом уровнях человек шагает еще дальше: да, социальные нормы — удобные договорные конструкции, но порой они вступают в противоречие с ценностями отдельных групп или личностей, и эти конфликты имеет смысл рассматривать отдельно.

Шестая ступень подразумевает наличие универсальных моральных принципов: «Я так поступаю, потому что это правильно, да и законы соблюдаю, пока нахожу их справедливыми».

Ученым удалось доказать, что развитие происходит строго последовательно, но не всегда до конца — кому-то суждено вечно болтаться на низших ступенях.

Кольберг работал с детьми от 10 до 16 лет, предлагая им решать и затем обсуждать дилеммы. В самой известной из таких историй жена Хайнца умирает от особой формы рака. Местный аптекарь нашел лекарство, которое ей поможет, однако продавать чудесный препарат он собирается за немыслимые для бедного мужа деньги. Хайнц пробовал торговаться, обращался за помощью к знакомым, но всё оказалось тщетно. Имеет ли он моральное право ограбить аптеку? А если бы Хайнц не любил жену? А если бы это была не супруга, а собака? А вы арестовали бы горемыку, если бы работали местным полицейским?

Считается, что обсуждение подобных дилемм и помогает продвинуться в своем нравственном развитии. Что-то подобное говорила школьная учительница, размахивая томиком Достоевского, но ее мало кто слушал.

Теория нравственного развития Кольберга стала одним из столпов американской педагогики.

Ценности, их природа и классификация.

Понятие
и природа ценностей

Философское
учение о ценностях и их природе называется
аксиологией (от греч. axios — ценность и
logos — учение). Но прежде чем сложиться
в ее современном виде, эта теория прошла
исторический путь развития, равный
становлению самой философии, в рамках
которой она и формировалась.

В
античной, а затем и средневековой
философии ценности отождествлялись с
самим бытием, а ценностные характеристики
включались в его понятие. Ценности,
таким образом, не отделялись от бытия,
а рассматривались как находящиеся в
самом бытии.

Различные
исторические эпохи и разные философские
системы накладывают свой отпечаток на
понимание ценностей. В средние века они
связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный характер. Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время
развитие науки и новых общественных
отношений во многом определяют и основной
подход к рассмотрению предметов и
явлений как ценностей.

Ценности
всегда являются человеческими ценностями
и носят социальный характер. Они
формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных
конкретно-исторических общественных
отношений и форм общения людей. Ценности
не возникают неизвестно откуда и не
вкладываются в человека извне. Они
формируются в процессе его социализации
и носят динамический характер. В этой
связи следует сказать, что весь жизненный
опыт человека и система его знаний
непосредственно влияют на характер его
ценностей. Одно и то же вино будет
оцениваться по-разному и представлять
различную ценность для дегустатора вин
и для другого человека. Это же можно
сказать и об отношении к Богу верующего
и атеиста.

Классификация
ценностей и их виды
:

1.Ценности
могут различаться по признаку — что
оценивается и на основании чего нечто
оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные
ценности
– т.е. явления реальности,
обладающие определенной значимостью
для субъекта. К ним относят:

Природные объекты, процессы и явления;

Социальные объекты;

б) субъектные
ценности
– способы и критерии, на
основании которых оцениваются те или
иные явления. К ним относятся:

Установки, оценки, императивы, запреты
цели, проекты, выраженные в форме
нормативных представлений.

2.
Ценности отличаются друг от друга и по
тому, с какой сферой социума они связаны.
В связи с этим различают: моральные,
художественные, утилитарные, научные
и иные ценности.

3.
Ценности могут различаться по степени
общности, т.е. по тому, для какого
количества субъектов то или иное явление
обладает значимостью. В связи с этим
выделяют:

Просто ценности;

Групповые ценности (национальные,
религиозные, половые, возрастные);

Общечеловеческие.

4.
Ценности могут различаться по тому,
насколько они признаются субъектом в
качестве собственных целей и принципов
или просто принимаются как нечто,
диктуемое внешним обстоятельством. В
связи с этим можно выделить:

Внешние ценности;

Внутренние ценности.

5.
Ценности различают и по тому, насколько
они значимы для самих основ жизнедеятельности
человека, для выражения сущности его
потребностей и ориентации. В связи с
этим выделяют:

Абсолютные или вечные ценности
(константы);

Ситуативные, переходящие ценности или
конкретно исторические формы ценностей
и ценностных ориентации (эмпирические
переменные).

6.
Ценности различают и по тем функциям,
которые они выполняют. В связи с этим
выделяют ценности, как способ ориентации,
ценности как средство контроля в
социальных группах, ценности как
функционально необходимые нормы при
создании и поддержании социального
продукта и т.д.

Имеет ли педагог начальных классов моральное право подрабатывать по вечерам в стриптиз-клубе?

Если вам неприятно об этом думать, то у вас высокие запросы к учителям по пятому пункту (чистота). Есть ли преференции у коренных москвичей по сравнению с приезжими? Здесь речь идет о принадлежности к группе и справедливости. Нужно ли обязать всех жителей района помогать жертвам домашнего насилия? Вопрос заботы.

Каждый может оценить свою систему моральных установок по пяти перечисленным параметрам и отмечать, происходят ли со временем изменения и какие факторы на это влияют.

Науке известно, что взгляды целого общества меняются от эпохи к эпохе. Так, психологи из Мельбурнского университета выяснили, что забота, сострадание и безопасность сейчас для нас важнее, чем сорок лет назад, а, например, ценность уважения к власти с начала XX века заметно снизилась.

Итак, нравственные императивы следует считать промежуточными результатами культурной эволюции. Как же развить в себе необходимые качества, не дожидаясь, пока сменится очередная общественная парадигма?

Мораль, этика, нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

  • Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия.
  • Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы.
  • Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений.
  • Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.
  • Воспитательная. Мораль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.
  • Коммуникативная. Мораль обеспечивает комфортное общение людей.
  • Ценностно-ориентационная. Мораль служит ориентиром для человека.
  • Познавательная. Мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию.
  • Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

  • Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?)
  • Элементарный этап. (Что со мной будут делать?)
  • Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?)

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Нормы морали в современном обществе

Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?

Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.

️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.

Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.

Виды моральных норм

Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.

Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:

• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;

• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;

• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;

• касающиеся хранения секретной и личной информации;

• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;

• миролюбивое разрешение межличностных споров;

• уважение национальных и религиозных традиций.

Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.

Моральные принципы

Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.

Выглядят они следующим образом:

Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.

Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.

Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.

Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива

Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.

Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке

Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.

Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.

Примеры поведения

  • Если сын крупного политика совершил преступление. И политик использует свои полномочия, чтобы освободить сына от юридических последствий. Тогда этот поступок аморален, потому что политик пытается спасти преступника.
  • Очень близкий друг или родственник интервьюера приходит на собеседование. И, не задавая ни единого вопроса, выбирает его. Этот акт не является нравственным. Потому что процесс отбора должен быть прозрачным и беспристрастным.
  • Бакалейщик продает фальсифицированные продукты своим клиентам, чтобы заработать больше прибыли. Этот поступок не является ни моральным, ни нравственным. Потому что он обманывает своих клиентов и профессию одновременно.

У каждого человека есть некоторые принципы, которые помогают ему в течение всей жизни справляться с любой неблагоприятной ситуацией. Они известны как нравственные принципы. С другой стороны, мораль — не жесткие и быстрые правила. Или очень жесткие, но они являются правилами, которые большинство людей считают правильными. Вот почему люди широко их принимают. Это все для того, чтобы отличать мораль от нравственности.

Влюбленность и любовь: сходства и различия

Как различить любовь и эмоциональную зависимость

Честность и нечестность: почему люди лгут

Необходимые ингредиенты

Как правильно выбрать говядину

Для бифштекса подходит только вырезка. Это самое нежное мясо, оно не содержит жил и большого количества жира.
Говядина должна быть только свежей, не замороженной. При заморозке меняются свойства мяса

Если для других блюд это не так важно, для бифштекса такое мясо не подходит.

Свежая говядина имеет насыщенно красный цвет, а жир должен быть белым. Если жир желтого цвета, значит это мясо старого животного. Если жир розовый, значит мясо несвежее, и его подкрашивали марганцовкой, чтобы придать свежий вид.

Выбирайте мясо с тонкими жировыми прослойками, при жарке они сделают мясо сочнее. Но не переусердствуйте, жира не должно быть больше, чем мяса.

Шаги приготовления

Подберите для приготовления такого бифштекса сочный кусок говяжьей вырезки.

Аккуратно вырезаем мякоть из кости, если вы приобрели такое мясо. Если же вы взяли готовый кусок филе, тогда просто нарезаем его порционно на четыре части: ширина каждого куска не больше 3 сантиметров.

Каждый порционный кусочек говядины избавляем от боковой пленки и всевозможных прожилок так, чтобы осталось только чистейшее мясо. После этого опускаем говядину в холодную воду на пару секунд и выкладываем её на чистую и сухую столешницу. Со всех сторон смазываем кусочки говядины оливковым маслом.

Разогреваем сухую чугунную сковороду и выкладываем на неё бифштекс, обжариваем до образования первой матово-румяной корочки в течение 1-2 минут.

С помощью специальных кухонных щипцов или обыкновенными деревянными лопатками переворачиваем мясо на другую сторону: так мы не проткнем, и не повредим поверхность мяса острым ножом или вилкой. Каждую сторону жарим одинаковое количество времени.

Все теми же щипцами удерживаем мясо и обжариваем все его боковые стороны примерно по 30 секунд так, как показано на фото. После этого еще три раза повторяем все перечисленные манипуляции, но боковые стороны больше не трогаем. Жарим каждую сторону в течение 1-2 минут, переворачиваем, повторяем процесс. По завершении этих действий уменьшаем огонь и каждую из сторон жарим еще 2-3 минуты.
Мясо выкладываем на тарелку, плотно накрываем его фольгой и даем время настояться.

За это время можно приготовить гарнир к мясу. Помидоры черри тщательно промываем и по пять штук нанизываем на деревянные шпажки. В той же сковороде, в которой мы до этого готовили мясо, обжариваем помидоры, солим по вкусу и добавляем пару щепоток сахара.

Готовые кусочки мяса выкладываем на тарелку, солим и перчим по вкусу, выкладываем туда же зажаренные помидоры, украшаем блюдо свежей зеленью и подаем вместе с острым томатным соусом. Теперь вы знаете, как можно приготовить бифштекс из говядины на сковороде.

Приятного аппетита!

Бифштекс

Бифштекс из говядины – это самое популярное мясное блюдо. Вы узнаете, как правильно выбрать мясо для бифштекса, как его приготовить и с чем подать на стол.

20 мин

250 ккал

5/5
(2)

Сегодня я хочу рассказать всю правду о бифштексах. Эта статья посвящается заядлым мясоедам, таким как я. Само название этого блюда переводится, как кусок говядины, и этим все сказано. Действительно, классически это блюдо готовится из говядины, но со временем его стали готовить и из свинины, и даже из мяса птицы.

Такое блюдо правильнее называть не бифштексом (поскольку в нем нет говядины), а просто стейком. Бифштекс – это кусок говяжьего мяса, который пожарили или приготовили на гриле. Но при всей видимой легкости его довольно непросто готовить.

Дело не в сложности рецепта, а в том, что любое мясо при неправильной жарке может стать сухим или жестким. Чтобы этого не произошло, следуйте моим рекомендациям. Тогда у вас получится отличный бифштекс из говядины на сковороде.

Кухонный инвентарь:
молоток для отбивания мяса.

Описание

Бифштекс приготовленный на сковороде
необязательно должен быть сухим и жестким. Очень даже наоборот, и наш пошаговый рецепт его приготовления с фото наглядно вам это продемонстрирует.

Каждый этап готовки бифштекса из говядины на сковороде невероятно важен и требует точного повторения всех перечисленных инструкций.

Готовить мы будем не рубленый бифштекс, а кусочек цельного мяса, поэтому сам процесс его обжаривания очень важен.

Все тонкости готовки бифштекса из говядины в домашних условиях вы узнаете непосредственно из самого рецепта. Там же подробно расписана методика правильного обжаривания мяса на сковороде.

Толика оливкового масла, которым мы обмажем говядину, сделает мясо нежным и позволит ему правильно обжариться.

Подавать такое блюдо нужно исключительно со свежими овощами или как в нашем случае с приготовленными помидорами черри.

Приступим к созданию сытного и сочного бифштекса из говядины.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Воспитание моральных качеств

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Как это происходит:

  • через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
  • нравоучения (лекции и наставления);
  • литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание.
  • добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
  • формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным потребностям или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания

Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.

Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.

В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.

Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.