Темная сторона открытий: гарри харлоу

Результаты эксперимента

Что показал анализ экспериментов Гарри Харлоу о привязанности? Что же удалось выяснить и изменить благодаря проведению такого жестокого исследования?

Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, ему нужна не только еда

Важно, чтобы у него был телесный контакт с матерью.
Сотрудники детских домов изменили свое отношение к маленьким детям. Они стали чаще брать их на руки, качать, обнимать.
Начали широко применяться рюкзаки-кенгуру, слинги и другие подобные приспособления для ношения маленьких детей.

Эти выводы сделали Гарри Харлоу всемирно известным. Его эксперимент признали классикой экспериментальной психологии.

Критика и движение в защиту прав животных

Несмотря на пользу открытий Харлоу для науки, его опыты жестко критиковались научным сообществом за их вопиющую неэтичность. Все обезьяны в лаборатории Харлоу непрерывно страдали: их разлучали с детьми, не давали общаться с сородичами, вызывая у них сильнейший эмоциональный стресс.

Жестокость эксперимента хорошо иллюстрирует следующая история. Харлоу и его коллега Стефан Суоми описали, как они безуспешно пытались вызвать психопатологию у новорожденных обезьян. В это время их посетил британский психиатр Джон Боулби, также занимавшийся исследованием привязанностей у детей. Выслушав рассказ Харлоу о неудачном опыте и осмотрев лабораторию, Боулби спросил: «Зачем вы пытаетесь вызвать психопатологию у обезьян? Сейчас в вашей лаборатории больше обезьян с психопатологией, чем когда-либо свет видывал».

Коллеги критиковали Харлоу за то, что он настолько жестокими экспериментами подтверждал очевидные вещи: обезьяны сходят с ума, если их лишить общества сородичей и изолировать в мрачной камере, а травмированные малыши ищут утешения у матери.

Также вызывало беспокойство научного сообщества то, что ученики Харлоу распространились по всей стране, и многие из них пытались повторить его эксперименты. Они использовали различные виды обезьян, чтобы выяснить, являются ли результаты исследований общими для всех видов, а значит, могут ли они быть перенесены на человека. В борьбу с экспериментами такого рода вступили защитники животных. Они считали, что ученые проводят опыты ради опытов, при этом игнорируя значительный накопленный опыт наблюдений за обезьянами в живой природе, который может дать те же выводы. Это привело к возникновению целого движения против опытов на животных и жестокого обращения с ними.

Сам Харлоу признавал жестокость своих работ: «В нашем исследовании психопатологии мы стали, как садисты, пытающиеся создать ненормальность». Однако он не испытывал теплых чувств к животным, и перед смертью писал в одной из своих последних работ, что не любит ни собак, ни кошек, ни, уж тем более, обезьян и не понимает, как можно их любить.

Возможно, способность к любви ученый утратил после смерти любимой жены. А может, и раньше. История об этом умалчивает. Но совершенно точно были личные причины, побуждающие его к исследованиям в течение всех этих лет. Он никогда не жалел о проведенных экспериментах, свято веря в то, что несет пользу человечеству.

Список использованной литературы:
  • 1. Биография Гарри Харлоу — www.psy.pdx.edu/PsiCafe/KeyTheorists/Harlow.htm
  • 2. Peoples and Discoveris: Harry Harlow — www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhharl.html
  • 3. Источник отчаяния — https://psychologyc.ru/istochnik-otchayaniya/
  • 4. The Nature of Love. Harry F. Harlow. — 1958. — University of Wisconsin/
  • 5. Питер Сингер «Освобождение животных». — Центр защиты прав животных «Вита», перевод на русский язык, 2009
  • 6. The Science of Love: Harry Harlow & the Nature of Affection — English for ESL Psychology Students.- http://gyg-coolteacher24.blogspot.com/2010/07/science-of-love-harry-harlow-nature-of.html

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

График времени

Ранние бумаги

  • Эффект больших корковых повреждений на изученном поведении у обезьян. Наука. 1950.
  • Задержание отсроченных ответов и мастерства в проблемах причуды обезьянами с предзатылочными удалениями. Психология J 1951.
  • Обучение распознаванию образов нормальными и мозговыми управляемыми обезьянами. J Психология Генетты 1952.
  • Побудительный размер, продовольственное лишение и предпочтения в еде. J Психология Физиологии Аккомпанемента 1953.
  • Эффект коркового внедрения радиоактивного кобальта на изученном поведении обезьян резуса. J Психология Физиологии Аккомпанемента 1955.
  • Эффекты повторных доз полного тела x радиация на мотивации и изучении у обезьян резуса. J Психология Физиологии Аккомпанемента 1956.
  • Печальные: Исследования при депрессии «Психология Сегодня». 1 971

Последствия нарушения привязанности

Обезьянки, которые участвовали в эксперименте, выросли. Как отметил Харлоу, они сильно отличались от сверстников в плане психического здоровья. Эти особи были очень агрессивными не только по отношению к другим, но и к себе. Они могли себя укусить или даже отгрызть пальцы. Это, а также раскачивание из стороны в сторону наталкивало на мысль о развитии аутизма.

Выросшие самки оказались лишенными инстинкта размножения. Они ни при каких обстоятельствах не хотели сближаться с самцами. Пытаясь решить эту проблему, а также узнать, какое появится потомство, Харлоу сконструировал специальную рамку, которая удерживала самку до тех пор, пока самец не оплодотворял ее.

Закончилось такое размножение печально. Большая часть самок либо убила малышей, либо игнорировала их. Но были и исключения из правил – обезьяны, которые заботились о детенышах. Но их было крайне мало.

«Яма отчаяния»

Свои первые эксперименты Харлоу проводил в особой клетке, имеющей стальные стенки, одна из которых была оборудована небольшим зеркалом для одностороннего наблюдения снаружи. Подопытные обезьяны оказывались изолированными от внешнего мира в этой клетке, и лишь иногда они могли видеть руки экспериментаторов, которые меняли им подстилку, приносили еду или воду.

Но позже клетка была модифицирована — превращена в вертикальную камеру, которую сам Харлоу назвал «Ямой отчаяния» или «Колодцем одиночества»

По свидетельству писательницы Деборы Блум, коллеги уговаривали его не использовать столь драматичное название, ведь оно могло привлечь негативное внимание общественности. Однако Харлоу настаивал на своем

Он понимал состояние человека в депрессии как «погружение в пучину отчаяния» и пытался воспроизвести его физически. Для этого камере придавалась форма перевернутого конуса с закрытым решеткой отверстием наверху и гладкими стенками. Первые дни животные пытались вырваться из этой камеры, но затем теряли всякую надежду на это и забивались в угол, теряя всякую волю к сопротивлению.

Их состояние значительно ухудшилось, и даже после возвращения в компанию сородичей они проявляли признаки подавленности, характерной для депрессии. Они сидели в углу и не двигались, не исследовали окружающее пространство даже спустя 9 месяцев после опыта. Их психика была полностью разрушена. Этот эксперимент доказал, что даже приятное общество, нормальное детство и любящие родители не дают гарантии, что депрессия не возникнет когда-либо в будущем.

Автор эксперимента Гарри Харлоу: биография

Гарри Фредерик Харлоу — американский психолог, родился в 1906 году в штате Айова. В 1930 г. получил степень бакалавра и доктора философии в Стэнфордском университете. Затем он поступил на работу в Университет Висконсина, где вскоре основал Лабораторию психологии приматов. Интересный факт, что среди ее научных сотрудников был известный психолог Абрахам Маслоу, который позже основал школу гуманистической психологии.

Харлоу очень интересовала идея любви как основного свойственного людям чувства. С 1957 года он проводил опыты на макаках-резусах, пытаясь понять, как именно это чувство возникает. В то время существовала теория природы любви к матери как источнику еды. Возникнув таким образом, это чувство распространялось затем на других членов семьи. Харлоу поставил себе задачу выяснить, как же обстоят дела на самом деле. Он также хотел доказать психологическому сообществу, что исследования приматов помогают пониманию важных клинических проблем.

Харлоу начал свои исследования в то время, когда психология как наука еще не пользовалась заслуженным уважением общества, и поднял много важных социальных вопросов. Несмотря на жестокость эксперимента, данные его исследования внесли огромный вклад в развитие науки и дали человечеству уникальные знания: он открыл так называемую «теорию привязанности»

Ее суть состояла в том, что потребность в привязанности матери к ребенку является даже более сильной и важной для жизни, чем потребность в еде

В 1971 году Харлоу потерял жену: она скончалась от рака. С тех пор его поведение и интересы заметно изменились. Он продолжал свои опыты на обезьянах, но теперь он изучал причины возникновения клинической депрессии. Умер Гарри Харлоу в 1981 году от болезни Паркинсона.

Последствия нарушения привязанности

Вскоре Харлоу заметил, что выросшие подопытные обезьянки были не совсем психически здоровы. Они избегали общения с сородичами, проявляли агрессию, многие имели признаки аутизма: раскачивались, кусали себя, даже отгрызали собственные пальцы. У них напрочь отсутствовал инстинкт размножения: самки не подпускали к себе самцов. Ученый был раздосадован, но признал очевидное: для психического здоровья обезьянам необходимо общение с сородичами, не менее получаса в день.

Он был весьма заинтересован в том, какое потомство дадут самки, побывавшие в изоляции. Для очередного эксперимента он придумал жестокое приспособление: «раму для изнасилования». Самки обезьян фиксировались этим устройством, и их беспрепятственно могли оплодотворить самцы. Результаты опыта были печальны: многие самки убили свое потомство, другие не обращали на детенышей никакого внимания. Лишь отдельные особи вели себя как настоящие матери, что было больше похоже на исключение из правила.

Биография

Гарри Исраэль «Harlow» родился 31 октября 1905 у Мейбл Рок и Алонзо Харлоу Исраэля. Харлоу родился и поднял в Фэрфилде, Айова, втором самом молодом из четырех братьев. После года в Рид-Колледже в Портленде, Орегон, Харлоу получил допуск в Стэнфордский университет посредством специального теста способности. После семестра как английский майор с почти катастрофическими сортами он объявил себя как психология главным.

Харлоу посетил Стэнфорд в 1924 и впоследствии стал аспирантом в психологии, работая непосредственно при Келвине Перри Стоуне, известном бихевиористе животных, и Уолтере Ричарде Майлзе, эксперте по видению, кто все контролировался Льюисом Терменом. Харлоу учился в основном при Термене, разработчике Теста на IQ Стэнфорда-Binet, и Термен помог сформировать будущее Харлоу. После получения степень доктора философии в 1930, Харлоу поменял свое имя от Израиля до Харлоу. Изменение было внесено при побуждении Термена из страха негативных последствий наличия на вид еврейской фамилии, даже при том, что его семья не была еврейской, но его фамилия засвидетельствует иначе.

Непосредственно после завершения его докторской диссертации, Harlow принял профессорство в университете Висконсина-Мадисона. Harlow был неудачен в убеждении Отдела Психологии предоставить ему соответствующую лабораторию. В результате Harlow приобрел свободное здание вниз улица из университета. С помощью его аспирантов Harlow отремонтировал здание в то, что позже стало известным как Лаборатория Примата, один из первых в своем роде в мире. Под руководством Харлоу это стало местом ультрасовременного исследования, при котором приблизительно 40 студентов заработали свой Ph. D.s.

Harlow получил многочисленные премии и почести, включая Медаль Говарда Кросби Уоррена (1956), Национальную Медаль в Науке (1967), и Золотая медаль от американского Психологического Фонда (1973). Он служил в качестве главы филиала Исследования Человеческих ресурсов Отдела армии от 1950–1952, глава Подразделения Антропологии и Психологии Национального исследовательского совета от 1952–1955, консультант армейской Группы ученых советников и президент американской Психологической Ассоциации от 1958–1959.

Личная жизнь Харлоу была сложной. Он женился на своей первой жене, Кларе Мирс, в 1932. Один из избранных студентов с IQ выше 150, кого Термен изучил в Стэнфорде, Клара, был студентом Харлоу прежде, чем стать романтично связанным с ним. У пары было два ребенка вместе, Роберт и Ричард. В 1946 Харлоу и Мирс развелись. Тот же самый год, Харлоу женился на детском психологе Маргарет Куенн. У них было два ребенка вместе, Памела и Джонатан. Маргарет умерла в августе 1971 после длительной борьбы с раком. Ее смерть привела Харлоу к депрессии, для которой его рассматривали с электрошоковой терапией. В марте 1972 Харлоу вступил в повторный брак с Кларой Мирс. Пара жила вместе в Тусоне, Аризона до смерти Харлоу в 1981.

Критика

Многие эксперименты Харлоу теперь считаются неэтичными — как по своей природе, так и по описаниям Харлоу, — и оба они способствовали повышению осведомленности об обращении с лабораторными животными и помогли продвинуть создание сегодняшних этических норм. Обезьяны в эксперименте были лишены материнской привязанности, что могло привести к тому, что люди называют «паническими расстройствами». Профессор Вашингтонского университета Джин Сакетт, один из докторантов Харлоу, заявила, что эксперименты Харлоу послужили толчком для движения за освобождение животных в США.

Уильям Мейсон, еще один ученик Харлоу, который продолжал проводить эксперименты по депривации после отъезда из Висконсина, сказал, что Харлоу «продолжал это делать до такой степени, что многим людям стало ясно, что работа действительно нарушает обычные чувства, что любой уважающий жизнь Или люди сочли бы это оскорблением. Как будто он сел и сказал: «Мне осталось всего около десяти лет. Тогда я бы хотел оставить после себя большой беспорядок». Если это было его целью, он проделал отличную работу ».

Стивен Суоми , бывший студент Харлоу, который сейчас проводит эксперименты по депривации матери на обезьянах в Национальном институте здоровья , подвергся критике со стороны PETA и членов Конгресса США.

Еще один ученик Харлоу, Леонард Розенблюм, также провел эксперименты по материнской депривации с макаками с капюшоном и косичками, а также другие исследования, в которых обезьяны подвергались воздействию комбинаций наркотиков, материнской и материнской депривации в попытке «смоделировать» паническое расстройство человека. Критике подверглись также исследования Розенблюма и его обоснования.

Суть эксперимента Гарри Харлоу

Для начала было бы неплохо узнать, кто же такой Гарри Харлоу, чьи эксперименты вызвали такой ажиотаж в научном мире.

Итак, Гарри Фредерик Харлоу — психолог, родившийся в Америке на заре прошлого столетия (1906 год). В возрасте 24 лет он стал бакалавром и доктором философии в Стэнфордском университете. После получил работу в университете Висконсина, где стал основателем лаборатории, в которой изучалась психология приматов.

Гарри Харлоу всегда интересовал один вопрос: как возникает и развивается чувство любви между людьми. Пытаясь это выяснить, с 1957 года он провел ряд опытов на макаках-резусах. В те годы считалось, что любовь — это чувство, возникающее у детеныша к своей матери, как к существу, которое дает ему пищу. После оно распространяется на тех, кто живет в этой же семье. Харлоу поставил перед собой важную задачу — выяснить, так ли это на самом деле.

В тот момент, когда ученый начал работу, психология еще не считалась важной наукой. Поэтому проведенные им опыты, хоть они и были чрезвычайно жестокими, стали весомым вкладом в ее развитие

В 1971 году интересы Харлоу заметно изменились. От рака скончалась его жена, и все свои усилия он направил на изучение причин развития клинической депрессии. Опыты все так же проводились на обезьянах.

Условия эксперимента

Теперь перейдем к сути. Первое, что сделал Харлоу для эксперимента «природа любви», — изучил особенности обезьянок-резус. Он выяснил, что они гораздо умнее своих собратьев и легко справляются даже со сложными задачами. Это-то и натолкнуло его на мысль проверить, как у них зарождается привязанность.

Ученый забрал детенышей у их матерей и посадил в отдельные клетки. Пол клеток был устлан махровыми полотенцами. Выяснилось, что малыши питают к ним особую нежность. Они обнимали их, прижимали к себе и яростно сопротивлялись попыткам их отобрать.

Кормлением подопытных занимался сам Харлоу. Обезьянки воспринимали его как кормилицу и теряли интерес, как только утоляли голод. К полотенцам же у них были более сильные эмоции. Этот факт побудил ученого усомниться в том, что теория любви к матери как к источнику питания верна.

В попытке проверить свои наблюдения он создал двух непохожих друг на друга матерей-обезьян. Первая представляла собой конструкцию из проволоки. На ней было закреплено специальное приспособление, через которое детеныши могли бы есть. Вторая — игрушка, изготовленная из мягкой ткани. Харлоу увидел, что малыши обращались к проволочной матери только в том случае, когда чувствовали голод. Большую же часть времени они проводили с другой «мамой». Они либо сидели у нее на руках, либо обнимали ее.

Следующий этап эксперимента Гарри Харлоу с обезьянами выглядел так: по очереди он оборудовал вторую мать механизмами, которые отталкивали обезьянку от нее. Сначала механизм просто сбрасывал малышей. После появлялись иглы, которые причиняли боль и дискомфорт. И даже несмотря на это, детеныши тянулись к маме. Ситуация менялась в тот момент, когда она внезапно становилась холодной, что говорило о полном отвержении. То, что происходило с «детьми», Харлоу назвал психологической смертью.

Далее эксперимент стал еще более жестоким. Харлоу помещал детенышей сначала в клетку с «холодной» проволочной матерью, а после с мягкой игрушкой. В первом случае у них была еда, но это обстоятельство никак не влияло на эмоциональное состояние. Обезьянки плакали, испытывали страх, забивались в угол. Во втором же случае они вели себя спокойно и расслабленно даже тогда, когда в клетке не было еды.

Что показали опыты? У всех млекопитающих главной задачей кормления является физический контакт между мамой и ребенком, а также установление между ними привязанности. Это открытие натолкнуло на идею создания слингов для ношения маленьких детей. Кроме того, в роддомах врачи стали заботиться о том, чтобы матери могли проводить больше времени со своими детьми.

Похожее

Молодые макаки, как и маленькие мальчики, предпочитают машинки куклам

Маленькие мальчики мало отличаются от молодых самцов макак, когда выбирают игрушки. И те и другие предпочитают колёсную технику, игнорируя кукол и плюшевых медведей. Человеческие девочки на обезьяньих детенышей не похожи: у макак специфически «девчачьих» игрушек нет.

Детские игры ускоряют развитие моторных навыков ценой замедления роста

Чем больше времени детеныши ассамских макак проводят за играми, тем быстрее развиваются их моторные навыки, но тем медленнее они растут. Эти наблюдения говорят о том, что животные могут уделять время игре, даже если ради нее придется пожертвовать частью ресурсов, необходимых для роста. Такое поведение могло закрепиться, только если выгода от навыков, развитию которых помогают игры, очень велика.

Желание съесть ребенка в приступе нежности — импульс, продиктованный самой природой
Нередко при виде маленького ребенка, человека переполняют чувства, и ему хочется от умиления буквально съесть малыша. Некоторые даже переходят к покусываниям.

Материнский инстинкт – миф или реальность?
Сегодня мы поговорим о материнском инстинкте. В мире, пожалуй, не найдется ни одного ученого, который смог бы четко сформулировать определение материнского инстинкта, поскольку само содержание понятия «материнский инстинкт» не определено.

Женщины испытывают родительские чувства к домашним питомцам

Группа исследователей из Массачусетской общеклинической больницы выяснила, что женщины, имеющие домашних питомцев, действительно испытывают к ним родительские чувства

При помощи магнитно-резонансной томографии ученые изучили различия в реакции мозга женщин, когда они видят своих детей и домашних животных.

Самки горилл предпочитают самцов, которые любят детенышей

Оказалось, что самки предпочитают тех самцов, которые заботятся о детенышах или, как минимум, терпимо к ним относятся
Самцы, которые уделяли внимание детенышам, причем неважно, своим или чужим, заводили потомство в 5,6 раз чаще, чем самцы, не обращавшие внимания на детенышей. Даже у «середнячков» детеныши появлялись в 2,9 раз чаще, чем у горилл, находившихся в конце «списка».

Ключевое различие между человеческим и обезьяньим интеллектом
Александр Марков
Дети в возрасте двух с половиной лет справляются с задачами «социального» характера гораздо лучше обезьян, хотя в решении «физических» задач шимпанзе и орангутаны нисколько не уступают им
Это подтверждает «гипотезу культурного интеллекта» (the cultural intelligence hypothesis), согласно которой выдающиеся интеллектуальные способности, отличающие человека от животных, развились в связи с общественным образом жизни и с требованиями сложной и гибкой социальной организации

По-видимому, умственные способности наших предков в ходе эволюции развивались неравномерно: сначала развились социально-ориентированные навыки, а остальные «подтянулись» позже.

Кулинарные традиции у японских макак

Детские ошибки помогают понять эволюцию разума
Александр Марков
Маленькие дети упорно продолжают искать игрушку в привычном месте, даже если ее перепрятали у них на глазах. Оказалось, что дети ошибаются гораздо реже, если экспериментатор, прячущий игрушку, не смотрит на них и не улыбается. По-видимому, причина детских ошибок заключена не в неразвитости мышления, а во врожденной склонности детей учиться у взрослых, делая из полученных сигналов далеко идущие выводы.

Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству
Александр Марков
Почти все дети до 3–4 лет ведут себя как абсолютные эгоисты, однако к 7–8 годам они начинают думать и о других. Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько бескорыстным желанием помочь, сколько эгалитаризмом — стремлением к равенству. Одновременно с эгалитаризмом у детей развивается парохиализм — преимущественная забота о членах «своей» социальной группы, причем у мальчиков эта черта выражена сильнее, чем у девочек. Полученные результаты согласуются с теорией, согласно которой у первобытных людей альтруизм, эгалитаризм и парохиализм развивались параллельно под действием одного и того же определяющего фактора — частых межгрупповых конфликтов.

Далее >>>

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.