Рецензия к фильму “формула любви” от игорь юрьев

Сюжет

В 1780 году, после непродолжительной мошеннической гастроли в Санкт-Петербурге, знаменитый авантюрист, «чародей» и «магистр тайных сил» граф Калиостро вынужден скрываться от погони, посланной всемогущим князем Потёмкиным. С ним его спутники — Лоренца, Маргадон, Жакоб. В это же время Калиостро пытается найти «формулу» единственного чувства, которое он всё ещё не способен вызывать в человеческих сердцах, — любви.

По пути Калиостро заезжает в дом одного из своих клиентов — занемогшего помещика. Он обещает излечить больного, если тот согласится отправить с ним свою дочь, Марию, через которую, по словам Калиостро, будет поддерживаться «астральная связь» с больным. После непродолжительного колебания Машеньку отпускают с графом, и Калиостро снова пускается в путь.

В это же время в российской глубинке под Смоленском живёт молодой помещик Алексей Федяшев. Обитая в поместье вместе с престарелой незамужней тётушкой, Федяшев не может найти себе избранницу и втайне мечтает о недосягаемом «бестелесном» идеале. В свое время он «оставил свет, бежал от столицы». Алексей влюблён в статую, стоящую в приусадебном парке, и мечтает оживить её — «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею». Случайно узнав от местного доктора, что Калиостро, мастер «материализации чувственных идей», находится недалеко от его поместья,  Алексей находит графа в провинциальной гостинице, где тот скрывается от преследования, попутно пытаясь пробудить в Марии нежные чувства. Калиостро сперва отказывает Федяшеву, но по просьбе Марии, вступившейся за влюблённого юношу, всё же переезжает в поместье Алексея в сопровождении своей свиты.

Визит иностранных гостей вызывает переполох в тихом поместье. Калиостро осматривает статую. Он не обещает при оживлении полного сходства — согласно замыслу, «ожившую» статую должна изображать Лоренца, его спутница в афёрах, тайно влюблённая в Калиостро

Они не раз это проделывали: «Опять мазаться белилами и бегать в неглиже? Надоело!» Алексей обращает внимание на Марию, находит в ней сходство со своим мраморным идеалом и уже начинает влюбляться.

Граф со своими спутниками живёт в поместье, не прекращая попыток вызвать к себе любовь Марии. Алексей тем временем готовится к «материализации», усердно читая Петрарку. Тётушка со своей провинциальной прагматичностью советует ему «отбить» девушку у графа, вместо того чтобы губить молодость в бесплодных мечтаниях. С ней случилось подобное в её молодости: её поклонник «силу всю на стихи растратил… жизнь мою погубил». Алексей понимает, что влюблен в живую девушку и его влюбленность в статую уже прошла, но граф останавливает его в последний момент со словами, что остановить «оживление» статуи уже невозможно. Присутствуя на ритуале «оживления», Алексей догадывается об обмане, называет графа бесчестным человеком и вызывает его на дуэль.

Дуэлянты сходятся, но никто из них не стреляет. Граф предлагает изменить условия поединка и стреляться по жребию, зарядив один из пистолетов. Алексей в отчаянии выбирает пистолет и стреляет себе в сердце, но тот оказывается незаряженным. Калиостро стреляет себе в висок. Второй пистолет также оказывается не заряжен — слуга графа, Маргадон, не утрудился зарядить пистолеты и не стыдится этого: «Если б я был честным человеком — сколько б народу в Европе полегло!..»

В поместье граф приходит в себя. Тем временем столичная погоня почти настигает его. В соседнем городе появляются солдаты, посланные на поиски графа. Калиостро и его спутники снова готовы пуститься в бега. Выезжая из поместья, он встречает девочку, внучку натурщицы, позировавшей когда-то для ваятеля той статуи. В этот момент его настигает сосед Алексея, Загосин, также местный помещик и художник-любитель, давно преследующий Калиостро с целью написать его портрет. Калиостро понимает, что бежать от властей смысла уже нет, и соглашается. Тут же собираются все домочадцы Алексея, сам Алексей и Машенька. К ним присоединяются солдаты, прибывшие задержать Калиостро. Загосин пишет групповой портрет всей компании.

Доктор произносит эпилог, в котором сообщает о последних днях жизни Калиостро (1781 г.) в римской тюрьме и о том, что рисунок русского художника, изображающий графа в окружении неизвестных историкам людей и переданный ему в тюрьму Лоренцой, оставался с Калиостро до самой его смерти…

Факты

  • Анонс нового фильма съёмочная группа представила в новогоднем выпуске «Кинопанорамы» 1984 года. В студии передачи на вопросы ведущего Даля Орлова отвечали Марк Захаров, Григорий Горин, Владимир Нахабцев, Татьяна Пельтцер, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада. Сама телепремьера фильма состоялась 30 декабря 1984 года
  • О «Формуле любви» говорят как об одном из советских «фильмов-цитатников» — адресованных чрезвычайно широкому кругу зрителей, которыми его текст моментально расхватывается на цитаты
  • На основе этой же повести Толстого Микаэл Таривердиев написал комическую оперу «Граф Калиостро» (1981 год).

Анахронизмы

Награда Калиостро — звезда польского военного ордена Virtuti militari

  • На протяжении всего фильма на груди у графа то появляется, то исчезает звезда польского военного ордена Virtuti militari, учреждённого королём Станиславом Августом Понятовским в 1792 году.
  • Во время «сеанса ясновидения», устроенного Калиостро в петербургском великосветском салоне, русский генерал интересуется датой завершения русско-турецкой войны («Про турок спроси! С турками война когда кончится?»). Предыдущая (по общему счёту пятая) русско-турецкая война закончилась победой России в 1774 году — за шесть лет до приезда Калиостро в Санкт-Петербург. Следующая, шестая, начнётся семь лет спустя.
  • В финале фильма Федосья Ивановна сообщает Калиостро о том, что его разыскивает «какой-то штабс-капитан». Но обер-офицерский чин штабс-капитана был введён в русской армии лишь в 1797 году — через семнадцать лет после визита Калиостро в Россию.
  • Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тётушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году — через 42 года после изображаемых в фильме событий.

Подробности съёмок

  • Изначально участие Александра Абдулова в фильме не планировалось. Когда работа над «Формулой любви» началась, он сам обратился к Марку Захарову с просьбой о роли. После этого Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа. Абдуловым был придуман эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека
  • Сцены у реки и церкви снимались в селе Авдотьино (Ступинский район Московской области) — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя XVIII века Николая Новикова; сцены в доме Федяшева — в ныне полуразрушенной старинной усадьбе деревни Ляхово (городской округ Домодедово Московской области) близ железнодорожной станции Барыбино.
  • Во время съёмок исполнитель главной роли Нодар Мгалоблишвили сломал ногу и продолжал сниматься в гипсе.
  • Эпизодическую роль слуги, произносящего фразу «С кого ж такую лепили?», исполнил композитор фильма Геннадий Гладков (в составе актёров, снявшихся в эпизодах фильма, в титрах не указан).
  • До «Формулы любви» статуя «Галатеи» уже присутствовала в качестве реквизита в других известных мосфильмовских картинах:
    • «Бег» (1970) — в покинутом дворце главнокомандующего после отступления белых из Крыма;
    • «Служебный роман» (1977) — на рабочем месте товарища Бубликова;
    • «Старый Новый год» (1980) — у бассейна в бане;
    • «Вечерний лабиринт» (1980) — в коридоре 4-го этажа гостиницы «Золотая нива»;
    • «Васса» (1983) — в приёмной Вассы Железновой.

«Неаполитанская песенка»

Зрителям запомнилась лирическая песня на «итальянском» языке, которую исполняют Жакоб и Маргадон каждый раз, когда Калиостро пытается соблазнить очередную жертву.

Музыку и слова этой псевдоитальянской арии сочинил композитор фильма Геннадий Гладков, исполнявший её в саундтреке фильма вместе с Александром Абдуловым. По словам Юлия Кима, считающегося автором этого произведения, Гладков отказался от упоминания в титрах в качестве автора слов, и авторство песни было приписано Киму.

При всей фантасмагоричности песенки авторам фильма пришлось утверждать её в литературном комитете («»), предоставив цензорам «перевод» её текста на русский язык:

Во время записи «Неаполитанской песенки» вокальную партию Семёна Фарады исполнял Геннадий Гладков.

Через год после выхода «Формулы любви» песня была обыграна в советском фильме-катастрофе «Поезд вне расписания» (1985).

«Неаполитанская песенка», как было отмечено критикой, имела необыкновенный успех среди публики, а её исполнители оказались наутро после выхода фильма «на самом гребне популярности». В 1986 году Абдулов и Фарада исполнили пародию на песни фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо в музыкальной программе «Утренняя почта», которая частично включала в себя припев «…уно моменто».

Абдулов и «Уно моменто» прорвались с боем

Кадр из фильма «Формула любви»

Автор сценария Григорий Горин взял за основу повесть «Граф Калиостро» Алексея Толстого. Впрочем, он так основательно переработал и дополнил текст, что сейчас в фильме чувствуются лишь отголоски Толстого. Повесть была написана в жанре сатиры — достаточно едкой и даже мрачной. У Горина получился веселый «плутовской роман».

Александр Абдулов, прочитав сценарий, стал тоже проситься в фильм, хотя там не было для него никакой роли. Тогда Горин добавил Жакоба, одного из слуг Калиостро, так в «Формуле любви» появился Абдулов. Некоторые эпизоды актер придумал сам — например, момент, когда он снимает лохматый парик и обещает вернуться к Фимке «совсем другим».

Но и этого Абдулову показалось мало. Вместе в Семеном Фарадой они предложили вставить в сценарий неподражаемую песню на «итальянском» языке – «Уно, уно, уно уно моменто», слова и музыку для которой придумал композитор Геннадий Гладков. Никакого смысла в ней нет — брались просто отдельные итальянские слова, которые можно было зарифмовать.

Однако цензоры потребовали перевода. Тогда Гладков состряпал следующее: «Прекрасная женщина, море, верить, петь, подари мне мгновение, самое прекрасное». Абдулов же в кадре и вовсе выдал полную ахинею про «бедного рыбака», где в конце «все умерли». Пел в фильме, кстати, не Фарада — у него не было ни слуха, ни голоса. Его партию исполнял Гладков.

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Григорий Горин
  • Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
  • Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев
  • Художник-постановщик: Виктор Юшин
  • Композитор: Геннадий Гладков
  • Звукооператор: Юрий Рабинович
  • Текст песен: Ю. Михайлов
  • Хореография: Светлана Воскресенская
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии

    дирижёр: Сергей Скрипка

  • Режиссёр: Ю. Даниялов
  • Операторы: Ю. Райский, Н. Фудим
  • Художник по костюмам: Н. Монева
  • Монтажёр: Валентина Кулагина
  • Художник-гримёр: О. Сергеева
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор: Григорий Зайцев
    • Художник: А. Клименко
  • Постановка фокусов: Анатолий Шаг-Новожилов
  • Мастер по свету: С. Шебеко
  • Цветоустановщик: Л. Меркулова
  • Редактор: М. Наумова
  • Музыкальный редактор: М. Бланк
  • Директор картины: Александра Демидова

В ролях

  • Нодар Мгалоблишвили — граф Джузеппе Калиостро (озвучил Армен Джигарханян)
  • Елена Валюшкина — Мария Ивановна / нимфа
  • Александр Михайлов — Алексей Алексеевич Федяшев, провинциальный помещик
  • Елена Аминова — Лоренца, подручная графа
  • Александр Абдулов — Жакоб, подручный графа, кучер
  • Семён Фарада — Маргадон, подручный графа
  • Татьяна Пельтцер — Федосья Ивановна, тётушка Алексея
  • Александра Захарова — Фимка, дворовая девушка Федяшевых
  • Леонид Броневой — доктор
  • Николай Скоробогатов — Степан Степанович, кузнец Федяшевых, дядя Фимки

В эпизодах

  • Варвара Черкесова — старушка, посетительница сеанса Калиостро (возможно, княгиня Загряжская)
  • Маргарита Ромашина
  • Александра Харитонова — мать Машеньки
  • Александра Терёхина — служанка
  • Анна Фроловцева — горничная в доме Ивана Антоновича
  • Георгий Всеволодов — старый дворянин на сеансе «ясновидения»
  • Виктор Махмутов — Модест Тимофеевич Загосин, провинциальный помещик, сосед Федяшевых, художник-любитель
  • Владимир Ткалич — штабс-капитан
  • Георгий Крамеров — Иван Антонович, больной отец Машеньки
  • Вячеслав Горбунчиков — повар
  • Владимир Мышкин — слуга Ивана Антоновича
  • Аня Андриянова — Прасковья Тулупова, крепостная девочка

В титрах не указаны

  • Григорий Горин — слуга
  • Николай Корноухов — слуга
  • Геннадий Гладков — слуга с подносом
  • Наталия Трубникова
  • Александр Звенигорский — дворянин

Балетная группа

  • Н. Куломзина
  • Е. Афанасьева
  • И. Кривиченкова
  • С. Савельев
  • И. Бехтемиров
  • А. Живлюк
  • К. Гераскин
  • Б. Марьямов
  • М. Кудрявцев
  • Александр Куломзин — солист
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector