Теория и экспериментальные данные
Теория поля Изображение 1
Теория поля Изображение 2
Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 — это пример всего поля или окружающей среды. Изображение 2 показывает человека и его цель. Это изображение показывает, что есть силы, которые толкают человека к своей цели. Пунктирная линия — это все, через что нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и то, как нужно пройти через множество разных пространств. У людей может быть одна и та же цель, но поле для ее достижения может быть разным. Поле можно отрегулировать, чтобы получить от жизни максимум. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавлены, все в зависимости от определенных событий, которые происходят в жизни человека.
Теория поля также включает идею о том, что каждый человек имеет различный опыт для каждой ситуации. Это не означает, что опыт двух людей на мероприятии не будет одинаковым, но есть разница. Это приводит к мысли, что у человека не бывает двух одинаковых переживаний, поскольку динамическое поле постоянно меняется. Это означает, что динамическое поле похоже на поток, который постоянно течет, но слегка изменяется. Еще одна часть теории поля — это идея, что никакая часть поля человека не может рассматриваться как бессмысленная
Каждая часть общего поля должна рассматриваться как имеющая возможное значение и важность. Это необходимо делать вне зависимости от того, насколько бессмысленным или неважным может казаться часть поля, это все равно нужно учитывать
Кажется, что совокупность индивидуального поля деятельности не имеет границ, поскольку исследования показали, что даже младенческий опыт Второй мировой войны может повлиять на жизнь позже из-за изменения поля. Это хороший пример того, как широкая теория поля может охватывать, поскольку предсознание человека может быть изменено из-за изменений поля, которые произошли до любого серьезного развития.
Основные принципы
Жизненное пространство
Идея о том, что поведение человека в любой момент времени проявляется только в рамках сосуществующих факторов текущего «жизненного пространства» или «психологического поля». Итак, жизненное пространство — это совокупность всех факторов, влияющих на поведение человека в любое время. Следовательно, поведение можно выразить как функцию жизненного пространства B = ƒ (LS). Более того, взаимодействие человека (P) и окружающей среды (E) создает это жизненное пространство. В символическом выражении B = ƒ (LS) = F (P, E). Примером более сложной концепции жизненного пространства является идея о том, что опыт двух людей в ситуации может стать одним, когда они разговаривают вместе. Этого не происходит, если два человека не взаимодействуют друг с другом, например, находятся в одной комнате, но не разговаривают друг с другом. Это объединенное пространство может быть «построено» по мере того, как два человека разделяют больше идей и вместе создают более сложное жизненное пространство.
Окружающая среда
Среда , как показано в жизненном пространстве, относится к объективной ситуации , в которой человек воспринимает и акты. Среда жизненного пространства (E) полностью субъективна в каждом контексте, так как зависит не только от объективной ситуации, но и от характеристик человека (P). Необходимо учитывать все аспекты сознательной и бессознательной среды человека, чтобы составить карту жизненного пространства человека. Комбинированное состояние, находящееся под влиянием окружающей среды, а также точки зрения человека, сознательного и бессознательного, следует рассматривать как единое целое. Хотя каждую часть можно рассматривать как отдельную сущность, для наблюдения за ситуацией в целом необходимо учитывать все входные данные.
Человек
Левин применил термин « человек» тремя разными способами.
- Свойства / характеристики личности. (потребности, убеждения, ценности, способности)
- Способ представления практически одинаковых психологических фактов самого «жизненного пространства».
- «Ведущее себя».
«Действующее« я »можно рассматривать как восприятие человеком своих отношений с окружающей средой, которую он воспринимает».
Развитие человека неминуемо влияет на жизненное пространство. Когда человек претерпевает изменения в своем теле или меняется его представление о себе, это может вызвать нестабильность в области жизненного пространства. Кроме того, нестабильность психологической среды или жизненного пространства может привести к нестабильности человека.
Поведение
Любые изменения в жизненном пространстве подчиняются психологическим законам. Соответственно, действие человека (P) или изменение окружающей среды (E) в результате указанного действия можно рассматривать как поведение (B). Такое поведение может оказывать большое или небольшое влияние на жизненное пространство в целом
Тем не менее, их нужно принимать во внимание. Теория поля утверждает, что поведение должно происходить из совокупности сосуществующих фактов
Эти сосуществующие факты составляют «динамическое поле», что означает, что состояние любой части поля зависит от всех остальных его частей. Сюда входят не только ментальные и физические поля, но и невидимые силы, такие как магнетизм и гравитация. Это можно уточнить, представив разницу, которую может создать сила, действуя на расстоянии. При рассмотрении чего-то вроде влияния Луны на Землю становится ясно, что эффект есть, даже если он действует на большом расстоянии. Поведение зависит от настоящего поля, а не от прошлого или будущего.
Развитие также играет важную роль в поведении в жизненном пространстве. С самого начала жизни поведение человека во всех отношениях зависит от его или ее социального положения. Это, конечно, вызывает социологическое обсуждение природы и воспитания . Исследования экспериментальной психологии показали, что на формирование стремления, движущего фактора действий и выражений (поведения), напрямую влияет присутствие или отсутствие определенных людей в пределах жизненного пространства. Развитие ребенка естественным образом ведет к открытию новых неизведанных областей жизненного пространства. Переходные периоды, такие как подростковый возраст, характеризуются большим влиянием этих новых регионов. Следовательно, вступление подростка в новую социальную группу или жизненное пространство психологически можно рассматривать как вступление в когнитивно неструктурированное поле. Это новое поле усложняет человеку понимание того, какое поведение уместно в этой области. Считается, что это возможность изменения поведения детей и подростков.
Основные понятия «топологической психологии» к. Левина
Топологическая
психология (теория поля) — концепция К.
Левина, согласно которой описание
поведения человека в окружающем мире
может быть достигнуто путем использования
особых математических понятий топологии
— науки, изучающей пространственные
преобразования, — и векторного анализа.
За исходное принимается «жизненное
пространство» индивида как целостное
поле, внутри которого возникают и
изменяются его психологические силы
(стремления, намерения и т. п.), имеющие
определенную направленность, величину
и точки приложения (обозначаемые
математическими знаками). Одни районы
«поля» притягивают индивида, другие
отталкивают. Это качество объектов было
названо их валентностью (положительной
или отрицательной), характеризующей
мотивационную структуру движимого
силами «поля» поведения. Последнее
является функцией целостной ситуации,
включающей саму личность и ее
психологическое «пространство»,
в котором локализованы цели, барьеры
на пути к ним и т. д. Попытка Левина
перестроить психологию на основе
топологии успеха не имела, однако его
трактовка мотивации как динамической
«системы напряжений», в которой
нераздельно представлены побуждения
индивида и их объекты, легла в основание
ряда экспериментальных моделей и
методик, приведших к установлению важных
психологических фактов и понятий.
Курт Левин надеялся
найти общий способ точного описания и
объяснения психол. состояний и событий,
основанный на использовании мат. понятий.
Топология как раздел математики имеет
дело с пространственными отношениями
и не учитывает ни формы, ни направления,
ни масштаба, ни даже величины; основными
понятиями топологии яв-ся область,
граница, включение, смежность,
непересечение, и т. п. Это делает топологию
привлекательной с т. зр. составления
диаграмм конкретной динамики как
индивидуума (по терминологии Левина —
«субъекта»), так и ситуации в том виде,
как она воспринимается индивидуумом
(по терминологии Левина — «жизненного
пространства»).
Существенная
проблема, однако, заключается в том (и
сам Левин отмечал это), что такие
фундаментальные психол. факты, как
потребности, напряжения или цели нередко
имеют количественную природу и
«направление», а сами эти понятия
несовместимы с топологией. Именно
поэтому Левин пришел к мысли дополнить
свою систему понятием «вектора», решив,
что это даст ему возможность воспользоваться
и теми преимуществами, к-рые дает
топология, и теми, к-рые дает физ. понятие
«сила», имеющее как величину, так и
направление. Он назвал эту комбинацию,
допускающую использование вектора в
топологическом описании, годологическим
пространством, но не завершил «векторной»
части своей системы.
Ситуация в том
виде, в каком она предстает перед
индивидуумом, обычно изображалась
Левином в виде овала; все, что находится
за его пределами, не яв-ся частью
жизненного пространства индивидуума.
Индивидуум — это область, как правило,
изображаемая внутри овала — жизненного
пространства — небольшим кружком,
обозначенным буквой Р (от англ. person).
Жизненное пространство подразделяется
на различные области с более или менее
проницаемыми границами; эти области,
соответствующие разным отличительны
признакам окружающей среды, воспринимаемым
Р, связаны между собой определенным
образом. Жизненное пространство может
также включать в себя и «преграды», или
непроницаемые границы, к-рые символизируют
психол. барьеры, к-рые, по мнению Р,
преодолеть невозможно. Психол. события
— это движение, или «локомоция», внутри
жизненного пространства.
Позднее Левин
усложнил эту схему, введя в нее еще и
область внутри Р, предположив среди
прочего, что у ребенка она значительно
менее дифференцирована, чем у взрослого.
Он также предположил, что разные уровни
реальности, включ. воображаемую, могут
быть представлены несколькими слоями
наложенных друг на друга жизненных
пространств.
Эта модель вызвала
к жизни огромное количество эмпирических
исслед. таких проблем, как психол.
насыщение, забывание, замещение, память,
личность и мотивация, а тж превратилась
в способ выражения влиятельной
динамической теории личности Левина,
теории поля, теории групповой динамики
и др. теорий соц. психологии.
Влияние Курта Левина
Курт Левин родился в Германии в 1890 году. Изначально он хотел заниматься бихевиоризмом , но позже заинтересовался гештальтпсихологией, работая добровольцем в немецкой армии в 1914 году. Его ранние опыты существенно повлияли на развитие его теории поля. Теория поля Левина подчеркивала межличностный конфликт , индивидуальные особенности и ситуативные переменные, и он предположил, что поведение является результатом личности и его среды. Рассматривая социальную среду человека и ее влияние на его динамическое поле, Левин также обнаружил, что психологическое состояние человека влияет на его социальное поле.
Желая сместить фокус психологии с взглядов Аристотеля на подход Галилея, он считал, что психология должна следовать за физикой. Основываясь как на математике, так и на физике , Левин использовал концепцию поля, фокус нашего опыта, потребности и топографию для отображения пространственных отношений
Левин создал правило теории поля, согласно которому анализ может начинаться только с ситуации, представленной в целом, поэтому для того, чтобы изменения произошли, необходимо принять во внимание всю ситуацию. Кажется, что люди повторяют одни и те же безуспешные попытки расти и развиваться, и теория поля делает вывод, что это повторение происходит из-за сил внутри наших полей
Чтобы отобразить это психологическое поле, Левин построил «топологические карты», которые показывали взаимосвязанные области и указывали направления человеческих целей.