Литература
- Асеев В. Г. Психология труда. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 342 с. — ISBN 5-9624-0023-2.
- Дмитриева М. А. и др. Психология труда и инженерная психология. — Л., 1979.
- Психология труда / Под ред. А. В. Карпова. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 305 с. — ISBN 5305001110.
- Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М., 1992.- 221 с.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1986.
- Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 120 с.
- Котелова Ю. В. Из истории советской психологии труда // Вопросы психологии. 1967. № 5.
- Левитов Н. Д. Психология труда. — М.: «Учпедгиз», 1963.
- Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1962.
Цели и задачи психологии труда
Определение 1
Психология труда – это раздел психологии, который занимается изучением психологических закономерностей при взаимодействии субъекта, орудий (средств), процесса (содержания) и условий труда, а также особенностей организации трудовой деятельности, особенностей формирования личности специалиста и взаимной адаптации средств труда и человека.
Основные цели психологии труда:
- оптимизировать психологический климат предприятия с учетом психологических особенностей каждого работника предприятия;
- оптимизировать интегративные процессы внутри организации;
- прогнозировать возможные результаты решений руководства, стратегий и тактики управления с учетом особенностей конкретных производственных процессов и развитие других направлений производственных отношений;
- способствовать наиболее эффективному использованию труда человека с учетом его личностных особенностей и влияния на производство в целом.
Задачи психологии труда подразделяются на две группы: прикладные, направленные в основном на достижение итогового практического результата, и теоретические, тесно связанные с психологическими особенностями субъекта труда (человека).
В этом списке задач психологии труда первые 13 пунктов относятся к теоретической группе, остальные – к прикладной:
- Изучать и исследовать психические процессы, основные психологические свойства субъекта в целях увеличения работоспособности и повышения эффективности труда.
- Изучать особенности процесса трудовой деятельности.
- Исследовать социально-психологические факторы, оказывающие влияние на человека, психологический микроклимат в компании, социальную среду, удовлетворенность трудом.
- Изучать эмоциональную сферу личности и волевые качества, способствующие регулированию трудового процесса.
- Изучать раскрытие субъекта труда и его личности в ходе трудового процесса и закономерности, связанные с этим.
- Изучать проблемы мотивации, анализировать пути решения проблем мотивационной системы.
- Разрабатывать наиболее приемлемые методы управления, планировать стратегии и тактику управления.
- Проводить в профилактическую психологическую работу в целях формирования здорового образа жизни сотрудников.
- Улучшать условия жизни работников.
- Улучшать условия трудовой деятельности.
- Разрабатывать основные критерии приема на работу с учетом характера и особенностей трудовой деятельности.
- Разрабатывать рекомендации, направленные на усовершенствование методов обучения и переобучения сотрудников.
- Разрабатывать рекомендации, направленные на обновление профессий и рациональную перестройку.
- Разрабатывать нормы, правила и процедуры по технике безопасности.
- Разрабатывать психологические средства мотивации.
- Разрабатывать оптимальные режимы труда и времени отдыха.
- Разрабатывать теоретически обоснованные эффективные процедуры обучения и проведения аттестации.
- Разрабатывать конкретные требования и условия труда для разработки и внедрения новых технологий с учетом личностных возможностей.
- Развивать способы решения проблем трудовой ориентации.
- Оптимизировать процедуры адаптации и профессиональной подготовки личности.
- Совершенствовать производственные отношения в целях повышения качества труда.
- Минимизировать вероятность возникновения аварийных ситуаций.
- Непрерывно совершенствовать нормы, ценности и корпоративную культуру производства.
Методы
Ю. В. Котелова предложила разделить методы психологии труда на три группы (раздела).
- Раздел А: Целенаправленное изучение закономерностей в естественных условиях протекания трудовой деятельности:
- Метод наблюдение
- Метод непосредственного наблюдения
- Трудовой метод — участие психолога в конкретном виде труда
- Дополнительные методы и вспомогательные средства (измерение различных параметров процессов труда; алгоритмический способ описания трудовой деятельности; анализ продуктов трудовой деятельности и др.)
- Метод опроса
- Беседа
- Устный опрос (интервью)
- Письменный опрос (анкета)
- Биографические и автобиографические данные (психологический анамнез)
- Метод обобщения независимых характеристик
- Анализ документации
- Метод наблюдение
- Раздел Б: Целенаправленное изучение закономерностей организации условий и способов выполнения профессиональной деятельности:
- Лабораторный эксперимент
- Производственный (естественный) эксперимент
- Раздел В: Статистика различных данных
Формирование индивидуальной системы психологии труда человека
Индивидуальный стиль труда человека основан на развитии его психологической системы трудовой деятельности как субъекта труда.
Компоненты психологической системы трудовой деятельности согласно В.А. Шадрикову:
Мотивы трудовой деятельности
Этот компонент в свою очередь состоит из: сдвига мотива на цель профессиональной деятельности, результатом чего становится нахождение человеком «своего» предмета деятельности; «принятия» работником своей профессии и нахождение в ней личностного смысла, что очень важно для формирования трудовой мотивации; формирования целостного поведения человека в результате появления профессиональной мотивации.
Цель профессиональной деятельности. Наличие цели является отличительной особенностью человеческой деятельности, каждый человек сознательно выбирает для себя цель, чего нельзя сказать о деятельности животных
Цель является идеальным ожидаемым образом результата деятельности, определенным уровнем достижения, к которому следует стремиться. В рамках профессиональной деятельности цель представляется в виде производственной задачи, заданной в определенных условиях. В формировании цели различают два основных этапа: выделение поля допустимых результатов и уточнение конкретной наиболее оптимальной цели.
Программа деятельности. Представление о программе деятельности формируется на основании представлений о структуре деятельности (ее компонентах), о способах ее выполнения, о программе деятельности в целом, то есть о последовательности необходимых действий и методов.
Информационная основа деятельности (ИОД). Формирование ИОД осуществляется на нескольких уровнях: сенсорно-перцептивном (восприятие информации); когнитивном (анализ значимости информации); образно-оперативном (обработка материала и построение информационных образов). К особенностям формирования ИОД относятся: частая смена информации, что требует от ИОД гибкости; многоплановость информации, требующая умения быстро переключаться с одного типа информации на другой. Формирование ИОД в целом предполагает формирование в материальном плане (то есть способность к восприятию и обработке реальных сигналов, несущих информацию) и формирование в идеальном плане (то есть способность к построению информационных образов по получаемым сигналам).
Блок принятия решений. Этот компонент основан на представлении самого решения как выбора одной из нескольких альтернатив. Большинство решений принимается по общей схеме: проблема осознается; проблема разрешается путем формирования критериев достижения цели и иерархии выбора метода решения по предпочтительности, освоения (выработки) решающего правила и метода решения; решение проверяется; выбор корректируется (в случаях, когда это возможно). Решения могут быть детерминированными (основанными на строгой логике) и вероятностными (основанными на просчете наиболее благоприятных вероятностей достижения цели).
Профессионально важные качества (ПВК). Изначально человек уже обладает определенным набором качеств, а в процессе освоения профессии происходит лишь их перестройка для соответствия особенностям данной трудовой деятельности. Помимо этого, также появляются и развиваются новые качества и способности, формируется индивидуальный стиль деятельности.