Гендерная психология и направления ее развития

Ограничения женской ролевой модели

Традиционная феминная модель предписывает женщинам:

  • подавлять негативные эмоции, культивировать эмпатию, покорность, желание соответствовать ожиданиям;
  • реализоваться через роль жены и матери, брать на себя обязанность по воспитанию детей;
  • выражать себя через тело, стремясь подгонять себя под принятые стандарты красоты.

Рамки гендера вгоняют женщин в парадигму матери-карьеристки. В обществе женщина зачастую воспринимается только в роли матери и домохозяйки, и стремление создать карьеру или соединить обе роли получает негативную реакцию вплоть до отказа в идентичности.

Ограничения мужской ролевой модели

Мужская модель включает ряд ограничений, направленных на формирование личности, сочетающей качества, противоположные темы, которые общество определяет как феминные. Предполагается, что мужчина должен:

  • обеспечивать семью;
  • сдерживать эмоции;
  • стремиться к лидерству.

В патриархальном обществе мужчина занимает активную социальную роль, а женщина — пассивную. Получая экономические и социальные преимущества, он в то же время вынужден постоянно утверждать свой статус, сознательно отказываясь от проявления мягких черт характера. Это приводит к развитию различных личностных нарушений, подавлению эмпатии, невозможности создать полноценные отношения.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило. Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения. Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах. Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев. Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Пятый период

Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.

С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.

Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн — «Гендерная психология».

Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу. В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем. Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий

Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями. Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А

В.)

Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).

Расписание тренингов и семинаров34

21 марта Суббота, 11:00

Тренинг-интенсив «Как привлечь мужчину по правилам и без»

  Скидка 2000Р

7 часов

Москва

Академия Развития Личности
Ирина Викторовна Емельянова

21 марта Суббота, 12:00

Сертификационный курс «Имиджтерапия для женщин»

  Подать заявку

1,5 часа

Москва

Студия арт-терапии By Sea
Наталья Андреевна Гавришева

21 марта Суббота, 18:00

Семинар «Куда уходит энергия и как её пополнить?»

  Бесплатное

2 часа

Москва

Николай Иванович Орлов

22 марта Воскресенье

Практический класс для женщин «Исцеление прошлых отношений»

  Скидка 10%

3 часа

Москва

Центр для женщин Rayana Devi

22 марта Воскресенье, 10:00

Открытая встреча с Юлией Хадарцевой

  Бесплатное

2 часа

Москва

Центр Юлии Хадарцевой
Юлия Хадарцева

22 марта Воскресенье, 12:00

Курс по арт-терапии «Техники арт-терапии для улучшения качества жизни»

  Бесплатное

1,5 месяца

Москва

Женский центр «Donna felice — счастливая женщина»
Наталья Андреевна Гавришева

22 марта Воскресенье, 12:00

Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники»

  Бесплатное

1 час 45 минут

Москва

Центр семейного образования Secrets

22 марта Воскресенье, 16:30

Трансформационная психологическая игра «Встреча с собой»

  Подать заявку

3,5 часа

Москва

Светлана Черкасова

23 марта Понедельник, 19:00

Бесплатный тренинг «Секс-игрушки: зачем, почему и как использовать»

  Бесплатное

1,5 часа

Москва

Центр семейного образования Secrets

23 марта Понедельник, 19:00

Семинар «Женский магнетизм»

  Подать заявку

2,5 часа

Санкт-Петербург

Филиал в Санкт-Петербурге центра «Арканум» (Санкт-Петербург)
Евгения Авдюкова (Санкт-Петербург)

24 марта Вторник, 19:00

Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники»

  Бесплатное

1 час 45 минут

Москва

Центр семейного образования Secrets

26 марта Четверг, 19:00

Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники»

  Бесплатное

1 час 45 минут

Москва

Центр семейного образования Secrets

26 марта Четверг, 19:00

Новый мастер-класс Дмитрия Хара и Александра Гора «Стой! Кто ведёт?»

  Подать заявку

2 часа

Москва

Агентство развития «Шаг24» (Красноярск)
Дмитрий Хара (Санкт-Петербург)
Александр Гор (Санкт-Петербург)

28 марта Суббота, 11:00

Тренинг-проект «Я уникальная»

  Скидка 500Р

7 часов

Ростов-на-Дону

Всероссийская Ассоциация «Женщины в бизнесе»
Продюсерский центр «N»

28 марта Суббота, 19:00

Бесплатный тренинг «Секреты успешной женщины»

  Бесплатное

1,5 часа

Москва

Центр семейного образования Secrets

29 марта Воскресенье, 15:00

Новый семинар Руслана Нарушевича в Воронеже

  Скидка 500Р

4 часа (с перерывом)

Воронеж

Компания Bekevents
Руслан Нарушевич (Латвия)

29 марта Воскресенье, 19:00

Бесплатный тренинг «Мозг и секс: как через одно улучшить другое» 18+

  Бесплатное

1,5 часа

Москва

Центр семейного образования Secrets

30 марта Понедельник, 19:00

Бесплатный тренинг «Идеальный любовник» 18+

  Бесплатное

1 час 45 минут

Москва

Центр семейного образования Secrets

31 марта Вторник, 19:00

Бесплатный тренинг «Идеальная любовница: лучшие техники»

  Бесплатное

1 час 45 минут

Москва

Центр семейного образования Secrets

1 апреля Среда, 19:00

Психологический тренинг «Раскрытие женской энергии»

  Скидка 1000Р

3 часа

Москва

Академия Развития Личности
Ирина Викторовна Емельянова

Основные разделы

Разделы, которые выделяет гендерная психология:

Психология сравнения мужчин и женщин

У этого раздела ранее было масса названий, например, половой дипсихизм, диморфизм или просто, различия. Но предмет изучения остался прежним. Цель сравнения – найти своеобразные особенности в поведении, общении и прочем у мужчин и женщин. Благодаря которым легко можно будет установить их принадлежность к полу.

Причём берутся во внимание не только различия между ними, но и сходства. Специалисты этой науки придерживаются мнения, что мужчиной или женщиной не рождаются, ими становятся в течение жизни. Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее

Принадлежность приобретается вместе с характером, социальными ролями, приоритетами, вкусами, обязанностями, типом поведения и прочее.

Психология женщины

Специалисты занимаются исследованием тех особенностей психики представительниц слабого пола, которые напрочь отсутствуют у мужчин. Речь идёт о поведении и эмоциональном состоянии в период беременности, родов, даже дефлорации, то есть лишения девственности. Также во время менструации или наступления климакса.

В принципе, изучаются все сферы жизни, начиная от материнства, профессионального становления и заканчивая психиатрическими отклонениями, зависимостями.

Психология мужчин

В принципе, как и предыдущий, этот раздел занимается тем же. Только предметом внимания является влияние тестостерона и прочих мужских гормонов на поведение, способность принимать решения, агрессивность.

Изучаются заболевания, которые наблюдаются только у представителей сильного пола. Причины необходимости создавать и организовывать закрытые группы, клубы, куда вход женщинам категорически воспрещён, по крайней мере, на равных условиях и правах.

Гендерные отношения

Исследуются отношения, как между представителями разных полов, так и одного или смешанных. Такое часто встречается в рабочих группах. Интерес представляет также сама форма отношений, то есть дружеские, интимные, семейные, профессиональные и прочие. Так как человек ведёт себя совершенно по-разному в зависимости от того, с кем общается.

Внимание уделяется и проблеме насилия, проявления девиантности, делинквентности

Томас Мор

Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге». Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области. В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.

После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.

Традиционная семья и половые роли

Большинство современных семей придерживаются традиционной модели, в которой мужчина занимается финансовым обеспечением семьи, а женщина — воспитанием детей. Такая модель семьи приводит к социальной изоляции женщин, невозможности нормальной самореализации, дискриминации, созданию предпосылок для семейного насилия.

Современные психологи полагают, что традиционная модель семьи является устаревшей и в скором времени будет преобразована в более актуальную. Они представляют различные модели семьи, в которых обязанности «добытчика» и «домохозяйки» делятся поровну, становятся сменными, полностью исключаются. Это позволит эффективнее распределять личное время мужа и жены, позволить им реализоваться как профессионалам и родителям.

Гендерные социально-психологические особенности характеристик личности

Определение 1

Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.

Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.

С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.

В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.

Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.

Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.

Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.

Ряд особенностей женской моторики зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского. Моторный облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.

Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.

Для женщин характерна большая точность восприятия, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют. Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты

Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.

По-разному мужчины и женщины воспринимают болевые ощущения – лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.

Особую роль среди психофизиологических характеристик играют свойства нервной системы – было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы.

Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.

Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секреции кортизола до исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.

Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональной активации организма.

Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.

Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.

Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.

Замечание 1

На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.

Этапы истории гендерной психологии

Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:

1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.

2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.

3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало – 30-х годов XX века.

4. Далее следует эпоха практических экспериментов и, как следствие, происходит накопление теоретической базы. Этот период продолжается до 1980-х годов.

5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов. Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам. Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П. Блонского и Е. П. Аркина. Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Услуги и объявления32

Индивидуальные скайп-сессии по 2 часа. 12 или 20 занятий.

Онлайн-курс «Имидж и стиль для успеха: ваш новый уровень»
Москва

  Подать заявку

40 минут — 1 час

Бесплатная онлайн-консультация по вопросам отношений
Москва

  Подать заявку

Татьяна Хатченкова

2 часа

Абонемент на 4 консультации (месяц работы)
Москва

  Подать заявку

Клуб успешных людей «Я и Мы»
Олег Волобуев

10 занятий по четвергам с 19:00 до 20:30.

Курс «Искусство быть счастливой»
Москва

  Подать заявку

Светлана Сергеевна Алешкина

Провожу бесплатные консультации в будни с 11:00 до 16:00.

Бесплатная консультация женского психолога в Skype
Москва

  Подать заявку

Светлана Закс

1–3 часа

Индивидуальная консультация Маэстро
Москва

  Подать заявку

Клуб успешных людей «Я и Мы»
Олег Волобуев

2,5 часа

Завершение связи с бывшим партнёром, индивидуально
Москва

  Подать заявку

Услуга

Онлайн-консультация психолога. Помощь в сложных жизненных ситуациях
Москва

  Скидка 100Р

45 минут.

Натальная карта
Москва

  Скидка 200Р

Татьяна Пытина-Филиппова

1,5 часа

Астропрогноз и Таро прогноз на 2020 год
Москва

  Подать заявку

15 апреля 2017 г. с 12:00 до 20:00.

Астрологическая консультация «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры»
Москва

  Подать заявку

Клуб «Мята»

4 часа

«Женское счастье» игра-трансформация
Москва

  Подать заявку

Дарья Кондратова

50 минут.

Психотерапия пищевого поведения
Москва

  Подать заявку

Марина Геннадиевна Куликова

Услуга

Консультация психолога-регрессолога Ольги Леонидовны Романенко
Москва

  Подать заявку

Ольга Леонидовна Романенко

Ежедневно в любое время по договорённости/

Авторская Энерго-Психологическая Трансформационная практика «5 элемент» Квинтэссенция
Москва

  Подать заявку

Елена Ария

Астроконсультация — 2–3 часа; коучинг — 1–1,5 часа.

Астрокоучинг: предназначение, финансы, здоровье, совместимость партнёров, дети
Московская область, Сергиев Посад

  Подать заявку

Услуга

Консультация Ланы Ланской
Москва

  Скидка 25%

Лана Ланская

1 час

Индивидуальная онлайн-консультация женского психолога
Москва

  Скидка 200Р

Наталья Андреевна Гавришева

2 часа

Персональные коуч-сессии и трансформационные игры «Pro отношения «Мужчина и женщина»
Москва

  Подать заявку

Елена Павловна Кречко

1,5 часа

Консультации психолога, психотерапевта
Москва

  Подать заявку

Елена Григорьевна Гордеева

Показать ещё 12 услуг

Услуги в других городах 104

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики. Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений. Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Разница восприятия полов

Гендерная психология расширяет понятие, вводя три категории, влияющие на определение пола человека:

  1. Биологический (врожденный) пол. Означает совокупность биологических признаков, на основании которых новорожденного младенца относят к мужской или женской биологической группе.
  2. Определение пола. Подразумевает присвоение половой идентичности индивиду. Оно является категоричным и не подвергается сомнению, но в некоторых случаях может быть ошибочным. Так, если у младенца одновременно присутствуют половые органы мужчины и женщины, врач приписывает ему одну категорию пола. В дальнейшем может обнаружиться психологическое несоответствие приписанного пола и идентичности. В этом случае речь идет о трансгендерности — сознательном преодолении стереотипов поведения.
  3. Гендерная идентичность. Под ней понимают социальный конструкт, созданный на основе представления о половых ролях. В отличие от пола, гендерная идентичность многогранна и требует постоянного подкрепления внешним видом, поступками, особенностями поведения и взаимодействия.

Категории пола и гендера рассматриваются как отдельные дисциплины. Гендеру отдается ведущая роль в формировании личностных установок и особенностей самовосприятия.

Зарождение идей гендерной психологии в трудах античных философов

В
истории гендерной психологии можно
выделить пять
этапов
:
1) разработка соответствующих идей в
русле философии (от античных времен до
конца XIX
в.); 2) формирование предмета и разделов
гендерной психологии (конец XIX
– начало XX
в.); 3) «фрейдовский период» связанный с
именем З. Фрейда и психоанализом (начало
XX
в. – 1930-е гг.); 4) начало широких
экспериментальных исследований и первых
теорий (1950 – 1980 гг.); 5) бурное развитие
гендерной психологии: всплеск
экспериментальных исследований,
теоретическое осмысление эмпирических
фактов, адаптация известных методов и
методик для изучения гендерной
проблематики и создание специфических
гендерных методик (с 1990-х гг. – по
настоящее время).

Говоря
об античном периоде гендерных исследований,
прежде всего, следует назвать имена
Платона и Аристотеля.

Платон
Афинский
в
своих трудах «Пир», «Государство»,
«Законы», «Тимей» ввел понятие андрогинов
и высказал мысль о дополнительности
полов, рассматривал семейно-брачные
отношения, подошел к идее равноправия
полов.

Платон
использовал миф об андрогинах (греч.
andros
– мужчина и gyneили
gynaikos
– женщина) – существах, обладавших
свойствами и женщин и мужчин. Согласно
легенде, Зевс прогневался на людей за
их смелость и непослушание и разделил
их на две половины. Таким образом, мужчины
и женщины – это две половинки единого
человека и только соединившись, когда
полюбят друг друга, они могут обрести
целостность. Платон предлагал установить
нормы поведения в браке – в частности,
ограничить рождаемость: мужчины должны
иметь детей только в возрасте от 30 до
55 лет. А при переизбытке населения часть
его необходимо переселять в колонии.

Отношение
к женщине у Платона было противоречивым:
с одной стороны, негативным, так как он
считал ее низшим существом, любовь
мужчины к женщине – вынужденный и также
низкий по сравнению с любовью-дружбой
к мужчине шаг, и, наконец, утверждал, что
если мужчина был трусом и нечестным
человеком, то после смерти его душа
переходит в женщину. С другой стороны,
это отношение было позитивным: в идеальном
государстве, которое он описал, женщина
могла участвовать во всех делах наравне
с мужчиной. Платон освобождал ее от
необходимости вести хозяйство, считал
ее профессиональные способности равными
мужским (женщины могли быть даже
философами и воинами), а воспитание
детей вменял в обязанность в равной
степени обоим полам.

Аристотель
Стагирит

считал, что гармоничные отношения в
обществе возможны только если население
будет достаточно малочисленным. Поэтому
необходимо его регулировать тремя
путями: а) с помощью запрета мужчине
иметь детей до 37 лет, а женщине – до 18
лет (очевидно, имелась в виду зрелость,
но для мужчины – социальная, а для
женщины – биологическая, и в этом тоже
прослеживается разное отношение к
полам); б) путем умерщвления больных
детей, что следовало, по его мнению,
узаконить; в) установлением для каждой
семьи нормы того, сколько детей она
может иметь.

Взаимоотношения
жены и мужа, по словам Аристотеля, должны
быть отношениями рабы и господина.
Единственный
смысл разделения полов – рождение
детей, а назначение женщины – вынашивание
потомства и ведение хозяйства.
В семье у мужа и жены разные обязанности,
и они не вмешиваются в дела друг друга.
Различны нормы поведения для мужчин и
женщин: то, что для женщины является
добродетелью (к примеру, молчание), для
мужчины таковым не является, и наоборот.

Филон,
александрийский философ I в. н. э.,
соединяет в своих работах библейские
идеи и идеи греческой философии таким
образом, что дуализм маскулинного и
феминного усиливается. «Мужское», по
его мнению, презентирует сознательное,
рациональное, божественное; «женское»
и сама женщина – это образ грязного
телесного мира. «Женское» у него
символизирует мир как таковой и является
противоположностью трансцендентной
сфере Разума.

Моральный
прогресс для Филона предполагает
духовное преодоление разрушающего
влияния чувственности и телесных
страстей. А так как последние ассоциируются
с женщиной и «женским», то на основе
этой аллегории возникает борьба,
необходимость преодоления женского.
Добродетельная жизнь, в которой Разум
имеет превосходство над низшими аспектами
человеческой жизни, протекает как
становление мужского (маскулинного)
через подавление женского (феминного).

Конфуций:
«У обычной женщины ума столько, сколько
у курицы, у необыкновенной женщины
столько, сколько у двух куриц»

Фома
Аквинский: «Если бы Бог хотел сделать
женщину рабой мужчины, то он создал бы
ее из его стоп; если бы Бог хотел сделать
женщину госпожой мужчины, то создал бы
ее из его головы; но так как Бог задумал
сделать женщину равную мужчине, то
сотворил ее из его ребра».

Период философов. Платон

Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов. Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны. Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.