- Возможна ли стратегия новой жизни
- Обо всем по порядку
- Формирование стратегии в жизни
- Как эта сегментация используется в проектировании коммуникации
- Пример аудиторных профилей на пространстве Psychea
- Теория жизненных стратегий: как формируется наше поведение на протяжении всей жизни
- Что такое ограничение?
- Что такое trade-off?
- Так из чего складывается наша стратегия?
- Научная база модели Psychea
- Основные стратегии жизни
- Выводы
Возможна ли стратегия новой жизни
На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.
В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:
- сломать сформированные стереотипы;
- повысить собственные амбиции;
- понять цель движения вперед;
- разработать собственную стратегию развития;
- выйти из «зоны комфорта».
Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.
Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.
Интересные статьи:
Обо всем по порядку
Вас наверняка сначала интересует, что такое жизненная стратегия, и зачем она нужна?
Ответ прост: жизненная стратегия это когда человек организует свою жизнь неким образом ради достижения жизненных целей. Целью же может быть что угодно (в рамках закона, конечно же:)) успех, деньги, власть…. На самом деле сегодня под этими словами подразумеваются очень смутные вещи.
Ну, например. Как деньги (пусть и большие) могут быть самоцелью? Это же бред. Деньги лишь средство достижения целей, и то не самое первое. Те, кто хотят много денег всегда вызывали у меня умиление: я всегда думаю про себя – ну вот грянет, не дай Бог, очередная галлопирующая инфляция – будет тебе много денег, и куда ты с ними?
Ещё удивляют люди, всерьез думающие, чтоб у них было ВСЁ!
Это как в анекдоте:
Поймал мужик золотую рыбку. Она ему: «Отпусти, что хочешь исполню!». Мужик ей: «Хочу, чтоб у меня всё было!». Рыбка ему в ответ: «Мужик! У тебя всё было!»
К чему я всё это подвожу? К тому, что если в 18 — 20 лет ты себя не видишь кем-то лет через пять-десять, то и будешь никем. Именно эта правда жизни каждый день преподносит людей, достигших вроде бы какого-то солидного возраста, но ничего за спиной не имеющих.
И вот возникает собственно вопрос: как же грамотно строить свою жизненную стратегию?
На мой взгляд, для начала надо определиться с современными реалиями и с тем, чего конкретно от жизни хочешь?
Какие же они современные реалии? По моему разумению, они таковы. Сегодня в России у 18 — 20-летнего пацана есть примерно 30 лет, чтобы, что называется, «выбиться в люди». В 50 лет, если у тебя нет нормального образования, стажа работы, высокого профессионального статуса – никто никуда тебя на работу не возьмет.
Ну, можно, конечно, устроиться мойщиком машин, или охранником за 8 тысяч рублей…. Но как-то это несерьезно в 50 то. Человек в 50 лет, на мой взгляд, должен пожинать плоды своих многолетних трудов: работать, когда захочется и непременно на интересной работе, путешествовать, или заниматься своим хобби, внуков воспитывать.
Исходя из этих реалий, становится вполне понятно, что для такой нормальной жизни надо иметь достаточно высокий достаток, а проще говоря, заработок.
Тут есть нюанс: не взял и заработал большие деньги за короткий период, а именно что заработок. Большие деньги, если они достались в молодости, очень часто сносят башку людям. Посмотрите на сегодняшних голливудских звезд, или на детей олигархов. Так называемую «золотую молодежь». У них уже всё в их годы есть, им из-за узости кругозора не к чему стремиться. Я боюсь представить, что будет с этими людьми к 50 годам, если конечно они доживут.
«Золотая» молодежь
И наоборот, люди, добившиеся успеха сами, как правило, не сходят с ума: Паша Дуров, Марк Цукерберг, Стив Джобс. Почему так происходит? Потому что любому человеку, чтобы не умереть от безделья или не сойти с ума от излишеств, надо иметь своё, интересное ему дело: хобби, бизнес, компанию, увлечение, которым можно заниматься всю жизнь. Я полностью солидарен с Эрихом Фроммом о том, что свобода может свести с ума, если у человека нет своего творческого занятия и/или любви.
Итак, на мой взгляд, для построения своей жизненной стратегии современного молодому человеку надо осознать современные российские реалии, понять, что времени на самом деле в обрез. Далее надо понять, какое бы дело было бы тебе интересно и могло бы приносить стабильный заработок?
И здесь у большинства молодых людей есть такая афиша, созданная их родителями или родными: что надо получить образование и устроиться куда-нибудь на работу. Так сказать, найти «тепленькое местечко» с помощью волосатой руки. Именно такая жизненная стратегия делит современных молодых людей на тех, кто это самое «местечко» нашел и тех, что ещё в поиске…, вечном
Это вообще бред.
Формирование стратегии в жизни
Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.
Пользователей стратегий можно условно назвать:
«Паразит». Человек, который получает много ресурсов и благ при наименьших рисках и усилиях. В начале жизни этот этап проходит каждый, так как дети абсолютно зависят от родителей, потом просто идет выбор. Или «паразитическая» жизнь продолжается – под крылышком мужа, жены, родных или человек смещается в иной сектор.
«Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.
«Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.
«Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.
Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.
Как эта сегментация используется в проектировании коммуникации
Так как каждый человек уникален, то в реальном мире нельзя однозначно сказать, к какому из сегментов мы принадлежим. В своей повседневной жизни мы используем разные стратегии, смешивая свой уникальный «коктейль» из 4 базовых «ингредиентов». Мы можем быть склонны к планированию и достижению целей, сохраняя при этом потребность накапливать и сберегать ресурсы. Или мы можем обладать сильной эмпатией к людям, стремясь выделиться и получить признание. То есть, мы не «точки», а «области» в пространстве стратегий Psychea.
Пример аудиторных профилей на пространстве Psychea
Каждый из нас обусловлен тем, что дала ему природа и тем, что в нем воспитала окружающая среда. То есть у нас всегда будет минимум 2 вектора: кем мы родились и кем мы стали. Эти векторы определяют наши предпочтения при выборе стратегий совладания со стрессом в одном из 4 ресурсных состояний.
Теория жизненных стратегий: как формируется наше поведение на протяжении всей жизни
Выбор жизненных стратегий обусловлен наличием ограничений (constraints) и трейдоффов (trade-offs).
Что такое ограничение?
Организмы существуют в условиях, когда их ресурсы ограничены. Все мы действуем в условиях ограниченных запасов чего бы то ни было.
Первый тип ограничений — объем доступного внутреннего ресурса. Любая активность индивида ограничена количеством возможной энергии, которая ему доступна. То есть наше воздействие на окружающую среду по интенсивности и динамике зависит от объема доступной нам метаболической энергии и времени, которое потребуется на совершение этого воздействия. Кто-то способен пробежать 20 километров, а кто-то нет. Кому-то по силам донести 10 килограммовые сумки от супермаркета до парковки, а кому-то на это не хватит сил.
Второй тип ограничения — доступность внешних ресурсов. «И пряников сладких всегда не хватает на всех» — мы действуем в мире, в котором всё имеет ограниченный объем или количество. Мы всегда принимаем решения исходя из оценки текущей обстановки (ресурсной базы) и своих возможностей её изменить в ту или иную сторону. Когда мы приходим в ресторан, то выбираем блюдо исходя из наших финансовых возможностей. Когда мы решаем отправиться в поход, то рассчитываем сколько нам понадобиться пищи и воды на это время. И так далее — мы принимаем решения, опираясь на ограничения.
Что такое trade-off?
Почему нельзя быть мастером на все руки? У англичан есть поговорка: Jack of all trades is a master of none, означающая — «подмастерье всех ремёсел, мастер ни одного».
Поэтому trade-off — это компромисс между чем-то и чем-то. В условиях ограниченных ресурсов живым организмам приходится выбирать приоритеты: направлять ресурсы на рост, на размножение или на образование защитных структур.
Один из самых известных trade-off — выбор между числом и размером потомков. Что будет оптимальным: большое число мелких потомков или небольшое число крупных потомков?
В результате такого выбора, формируются два типа стратегий организмов, связанных отношениями трейдоффа — r-отбора и K-отбора:
- K-отбор — увеличение затрат на поддержание жизни организма
- r-отбор — увеличение затрат на размножение организма
К-стратеги: крупные организмы с небольшим количество потомков
r-стратеги: небольшие организмы с большим количеством потомков
Так из чего складывается наша стратегия?
Доступный нам набор действий в условиях определенных ограничений и желаемых трейдоффов — это и есть выбор стратегии по изменению собственной ресурсной базы в желаемом направлении.
Если коротко — как мы действуем, чтобы выжить.
Чтобы лучше понимать отношение между «ресурсом» и «стратегиями», давайте используем метафору и представим различные состояния территории, на которой мы действуем.
Научная база модели Psychea
Научная база Psychea — теория коммуникации, нейрофизиология и поведенческие технологии. Модель содержит много «слоёв», объединивших в себе различные научные теории и концепции.
Объединив эти знания в одной системе координат, авторы создали высокоточную систему сегментирования и профилирования аудиторных групп, обладающую полноценным инструментарием проектирования вербальной и невербальной коммуникации.
Несмотря на то, что модель Psychea объединяет различные научные направления, в основе находятся три системных модели:
- Теория жизненных стратегий (life-history theory), которая объясняет ресурсно-ориентированные стратегии поведения людей.
- Теория коммуникации. Люди рассматриваются как сложные динамические управляющие системы, взаимодействующие между собой.
- Онтология здравого смысла. Общепринятая система воззрений, порожденная тем, что человек склонен к стереотипному восприятию окружающего мира.
В этой публикации мы коротко расскажем о первой модели — ресурсные стратегии.
Основные стратегии жизни
Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:
- риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
- ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).
Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.
Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.
Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.
Выводы
Понимание специфики аудитории и базовых жизненных стратегий, которые она использует, позволяет создавать релевантную коммуникацию, вызывающую доверие. Вы используете стереотипы и понятия, которые легко воспринимаются и интерпретируются людьми. Попадание в ожидания людей и соответствие их привычным поведенческим шаблонам, позволяет вашему бренду стать «понятным и своим» для них.
В следующей публикации мы обсудим теорию коммуникации и модель Шеннона-Уивера как способ проектирования эффективных коммуникативных сообщений. А также подробнее разберем способы и приемы работы с вербальными и невербальными коммуникативными сообщениями.