Журнал «путь мастера»

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм

Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Доверять себе

Людвиг Витгенштейн, один из самых влиятельных философов XX века, совсем молодым человеком писал в своём дневнике:

Это напутствие из его «Тайных дневников» 1914–1916 годов, которые он вёл, воюя на передовой, испытывая ужасные лишения и каждый день рискуя жизнью

Но об этом важно помнить и в повседневности: вкладывать душу в своё дело, опираться только на себя и учиться быть счастливым. Это не фигура речи — «учиться быть счастливым»

Этому действительно нужно учиться. И не забывать, что мы не в силах повлиять на большую часть того, что происходит в мире, поэтому об этом не стоит переживать.

А за много веков до Витгенштейна блаженный Августин писал:

Для меня это посыл к тому, что нужно доверять себе, своей интуиции и двигаться вперёд с добротой в сердце и любовью к ближнему.

Об этике

Ницше часто называют основателем нигилизма. В этом есть правда. Однако не стоит слишком упрощать Ницше. Философия жизни предполагает, что на одном нигилизме ничего не построишь. Нужно чем-то его заменить. Основа жизни человека – это воля. Так полагал еще Шопенгауэр. Однако у него понятие воли означает нечто всемирное, абстрактное. Ницше же имеет в виду конкретного индивидуума. А главной движущей силой человека является все та же «воля к власти». Именно ее наличием можно объяснить поведение большинства людей. Эта основа поведения является не психологическим, а, скорее, онтологическим феноменом.

На этом базируется учение философа об идеале, или же о сверхчеловеке. Если жизнь обладает безусловной ценностью, то наиболее достойны ее сильные люди, в которых лучше всего реализуется воля к власти. Такой человек является естественным аристократом, и поэтому он свободен от навязанных ему эпохой и традициями ложных ценностей, которые представляют собой добро и зло. Ницше описал свой идеал в знаменитом труде «Так говорил Заратустра». Такому человеку все дозволено. Ведь Бог умер, как часто утверждал Ницше. Философия жизни, тем не менее, не дает оснований полагать, что у сверхчеловека отсутствует этика. Просто у него свои правила. Это человек будущего, который преступает обычную природу и способен основать новый гуманизм. С другой стороны, философ был очень критически настроен по отношению к ближайшему столетию и пророчествовал, что «ему предстоят такие колики, по сравнению с которыми Парижская коммуна – всего лишь легкое несварение желудка».

Черты характера победителя

Имидж победителя формирует, прежде всего, его внутренний потенциал.Рассмотрим, что представляет из себя уверенный в своих силах человек:

  • живет в гармонии с собой и людьми;
  • расположен для общения, искренен и не боится выражать свои чувства;
  • влюблен в жизнь и знает, как от нее брать лучшее;
  • ставит перед собой цель и достигает ее, причем поражения и проблемы служат трамплином к будущим победам;
  • готов брать ответственность, прежде всего, на себя, так как должен все держать под контролем;
  • готов к риску, который также рассчитывает заранее;
  • нуждается в контактах с людьми, в признании своих достижений и одновременно не любит вызывать повышенный интерес к собственной персоне вычурным внешним видом.

Характер победителя спокойный, доброжелательный. Такой человек ценит свое время, потому не будет тратить себя на ненужные мелочи. Особенно спокойны и немногословны волевые личности в экстремальных ситуациях.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности — это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант — это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Что значит быть победителем в жизни

Начнем с того, что человек с сильной волей, как правило, имеет комплекс победителя. В нашем сознании термин «комплекс» порождает, скорее всего, негативные ассоциации с определенными психологическими проблемами. Само же значение этого слова не имеет ничего отрицательного: под комплексом следует подразумевать группу однородных психических качеств, объединенных в единое целое.

В случае с явлением комплекса победителя это психологическое понятие наполнено исключительно положительным смыслом. Данный феномен связан с выработкой в нейронах мозга гормона счастья – эндорфинов. Их высокое содержание в крови придает человеку оптимизма, уверенности, располагает к успеху во всех жизненных сферах. Кроме того, высокий уровень эндорфинов помогает легче справиться со стрессом.

Этот положительный комплекс может развить в себе каждый из нас путем повышения выработки гормона счастья. Для этого нужно заняться специальными физическими и дыхательными упражнениями, или как минимум просто достаточно двигаться в течение дня. И тогда организм сам настроится на нужную волну, повышая самооценкучеловека и сощдавая в его сознании сценарий победителя в любой интересующей сфере деятельности.

Итак, комплекс победителя – это совокупность качеств человеческого сознания, вызванных выработкой эндорфинов, которые нацелены на построение позитивного сценария в любых жизненных ситуациях, стимулируя человека к активным действиям, подбадривая и вселяя веру в свой потенциал.

Эвдамония в этике Аристотеля

Так как счастье — это состояние души, когда она действует нравственно и благодетельно, нам стоит взглянуть на то, что же такое благодетель — возможно, это поможет нам лучше понять саму природу счастья.

Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший с 384 по 322 год до нашей эры. Он верил в то, что все человеческие концепции и все их знания в конечном итоге основаны на восприятии. Взгляд Аристотеля на естественные науки представляет собой фундамент, на котором покоится большая часть его работ.

Его этика всегда вызывала к себе интерес, но этот интерес разгорелся с новой силой после появления современных систем этики, включающих в себя понятие благодетели. В результате этого философия Аристотеля и ее различные аспекты изучаются учеными в наши дни с новым интересом.

Аристотель считал этику практической, а не теоретической наукой, а именно — нацеленной на то, чтобы стать лучше и совершать хорошие поступки, а не на то, чтобы что-то знать ради самого знания. Он написал несколько трактатов по этике, включая свой самый известный — «Никомахову этику».

Аристотель учил тому, что доблесть имеет прямое отношение к предназначению и функциональности (эргону) ситуаций, вещей и людей. Что глаз является хорошим лишь настолько, насколько хорошо он видит.

Аристотель считал, что у людей тоже должна быть свое, особое предназначение, и этим предназначением должна быть активность психе (души) в соответствии со здравым смыслом (логосом).

Он говорил, что такая «оптимальная» деятельность души должна являться целью всех осознанных действий человека, и называл ее эвдамонией, что часто переводится, как «счастье» или иногда «благополучие». Но чтобы у человека была потенциальная возможность быть счастливым в этом смысле, он должен обладать благородством души (этике арете), что иногда переводят как моральная (или этическая) добродетель.

Перевод статьи The Key To Happiness, According To 3 Greek Philosophers via Клубер

Сенека

Все величайшие блага человечества — внутри нас и в пределах нашей досягаемости. Мудрый человек доволен своей судьбой, какой бы она ни была, и не желает того, чего не имеет

Фи­ло­соф-сто­ик, лю­би­мец богачей как древних времен, так и современности, Сенека твер­до верил в то, что те­перь пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют «ло­ку­с кон­тро­лем». У неко­то­рых людей он на­хо­дит­ся сна­ру­жи. Они чув­ству­ют, что их дей­ствия опре­де­ля­ют внеш­ние силы. У дру­гих — кого Се­не­ка счи­тал счаст­ли­вы­ми, — локус на­хо­дит­ся внут­ри. Так что всего-то и нужно, что перестать перекладывать ответственность на других. Всё определяешь ты и только ты.

Смысла нет: жить нигилистически

Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.

Генри Девид Торо

Счастье капризно и непредсказуемо, как бабочка: когда ты пытаешься его поймать, оно ускользает от тебя, но стоит отвлечься — и оно само опустится прямо в твои ладони.

Неуди­ви­тель­но, что транс­цен­ден­та­лист и сто­рон­ник граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния ис­по­ве­до­вал пассивный под­ход к сча­стью. Как он по­дроб­но опи­сал в книге «Уо­л­ден», Торо ста­рал­ся из­бе­гать привы­чек. Он счи­тал, что более ха­о­ти­чный под­ход к жизни при­не­сет ему боль­шее сча­стье. Эта идея вполне со­че­та­ет­ся с мыс­лью дру­гих фи­ло­со­фов, что жить нужно в на­сто­я­щем. Жизнь прошлыми воспоминаниями лишена развития, а следовательно, и смысла, ибо если человек замер на месте, то он выбился из ритма жизни и постепенно деревенеет.

Имидж победителя

Когда мы встречаем человека, оцениваем его сначала по внешности. И только после перед нами открываются черты его характера, мы становимся свидетелями его поступков. Остановимся на внешних отличительных чертах и попробуем представить, каким бывает типичный образ победителя.

Первое впечатление от человека складывается на основании его взгляда. Именно глаза способны рассказать нам о своем хозяине гораздо больше, чем он сам. По глазам можно прочитать, насколько сильным или слабым является человек, какие эмоции в данный момент им движут, какие мысли витают в его голове.

Взгляд победителя – это магнетический взгляд. Такой человек никогда не будет прятать глаза, отводить их в сторону, опускать вниз или бегать. Независимо от ситуации, победитель всегда смотрит своему оппоненту в лицо, твердо принимая его взгляд, как огонь, на себя.

Мимика победителя – это также улыбка при опущенных бровях, которая говорит о превосходстве человека. Люди, имеющие в себе мощный источник внутренней силы, способны держать под строгим контролем свою мимику. Они четко следят и за тем, какие лучше произнести слова, и жесты победителей обычно также продуманы до мелочей.

  • Уверенный в себе человек умеет твердо стоять на ногах, как правило, на ширине плеч, со слегка развернутыми наружу носками;
  • походка его быстрая, твердая, ритмичная, что говорит о целеустремленности, активности и энергичности;
  • он отличается также осанкой: плечи расправлены, а руки производят впечатление силы.
  • Уже само рукопожатие, в меру крепкое и уверенное, ладонью вниз, говорит о силе.

Не поддаваться эмоциям

Современный немецкий философ Роберт Пфаллер, занимающийся эстетикой, чьи работы, к сожалению, пока не переведены на русский язык, пишет так:

Важно помнить об этом как о предостережении. Действительно, не всё то золото, что блестит

И не всегда бывает оправданным доверие своим первым сильным эмоциям. Когда волна спадёт, а душевный шторм уляжется, мы поймём, что в пелене эмоций не слышали себя и свою интуицию.

Поэтому так важно помнить, что наше восприятие ситуации, особенно самое первое, может подводить нас. Наши чувства могут серьёзно искажать картинку реальности

Не забывайте, что иногда нужно дать себе время на принятие взвешенного решения.

Взглянуть на проблему со стороны

Порой нам приходится слышать, что того или иного знакомого или друга постигла неудача на работе или в личной жизни. Потом с течением времени неудачи оборачиваются удачами. И наоборот.

Как писал Сергей Есенин в 1924 году в его «Письме к женщине»:

Философия помогает пережить этот момент отчаяния путём отстранения от события, беспристрастным взглядом со стороны. Многие ждут от философии ответа на глобальные вопросы человечества и непреложных истин, хотя сами философы всегда напоминают, что философия — это про сам поиск (истины ли, своего предназначения ли), а не про результат.

Слово «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». Мудрость, как и не абсолютная истина, может быть разной, меняясь от момента времени, нашего внутреннего фокуса и их со-настройки.

Серен Кьеркегор

Жизнь не проблема, которую нужно решить, а реальность, которую нужно прочувствовать.

Именно этому человеку мы в большей степени обязаны появлением такой своеобразной и популярной вещи, как экзистенциализм. В эпоху хипстеров и моды на философию и псевдоинтеллектуализм, он едва не стал религией. А в твит­тере даже появился ак­ка­унт Kim Kierkegaardashian, изысканно соединяющий в себе зачатки тупости и мудрости. Это ли не экзистенциальная бездна?

Кьер­ке­гор имел в виду, что сча­стье со­сто­ит в про­жи­ва­нии на­сто­я­ще­го мо­мен­та. Когда мы пе­ре­ста­ем вос­при­ни­мать внеш­ние об­сто­я­тель­ства как про­бле­мы и на­чи­на­ем ду­мать о них как об опыте, нам легче по­лу­чать удо­воль­ствие от жизни. Как видишь, слишком много зависит от воображения и отношения.

Последователи

Философия жизни Фридриха Ницше была изложена в сумбурных, беспокойных писаниях. Но второе дыхание она получила, как это ни странно, в систематизированных логических рассуждениях и четких выводах Вильгельма Дильтея. Именно он поставил философию жизни, основанную Ницше, в один ряд с академическими школами и заставил считаться с нею ведущих ученых. Он привел все эти сумбурные идеи в систему. Переосмыслив теории Шопенгауэра, Ницше и Шлейермахера, Дильтей соединил философию жизни с герменевтикой. Он добавляет новые значения и интерпретации, выработанные немецким трагическим гением теории. Дильтей и Бергсон использовали философию жизни для создания альтернативной рационализму картины мира. А его идеи об индивидуальном преодолении ценностей, структур и контекста имели сильное воздействие на мыслителей конца двадцатого и начала XXI века, которые использовали его концепции в качестве отправной точки для собственных теорий.

О влиянии в человеческом обществе

Наша жизнь состоит из множества ролей, которые мы играем, и в контактах с разными людьми эти роли бывают диаметрально противоположными. Например, кого-то мы можем с легкостью оскорбить, а кому-то не осмелимся даже слово сказать поперек.

И наоборот: одни люди имеют на нас большое влияние, к другим же мы испытываем абсолютное безразличие. На одних мы сами можем подействовать, а с другими такой номер не пройдет. Так построен мир коммуникации и влияния, где человек по несколько раз на протяжении дня в зависимости от круга своего общения может становиться и ведущим, и ведомым.

Так бывает в бизнесе, в спорте, во взаимоотношениях, в конфликтных ситуациях, в личной жизни. Например, один руководитель имеет почет и влияет на своих подчиненных, другой – давно потерял авторитет.

Один коллега способен нам дать поверить даже в самое абсурдное явление, другой с трудом убеждает и в очевидном. Один человек является полноценным главой семьи, у другого же – даже не спрашивают его мнения.

Всему этому есть объяснение: подсознанием каждого человека руководит психологическая энергия другой личности, которая имеет более мощный источник внутренней силы. Таких людей называют лидерами или победителями по жизни.

«Сад» Эпикура

Эпикур, живший с 341 до 270 года до нашей эры, вошел в историю как основатель школы философии известной, как эпикурейство. Он написал более 300 философских трактатов и писем, из которых до нас, к сожалению, дошли лишь отдельные отрывки.

Большую часть того, что нам сейчас известно о философии Эпикура, мы почерпнули из работ его последователей и комментаторов. Вот некоторые цитаты Эпикура, имеющие отношение к обсуждаемой нами теме:

«Справедливость не существует сама по себе, это — договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей, и всегда применительно к тем местам, где он заключается».

Эпикур считал, что целью философии является достижение счастливой, спокойной жизни, проведенной в окружении друзей, характеризующейся атараксией (спокойствием и свободой от страха), апонией (свободой от боли) и самодостаточностью.

Он учил своих последователей тому, что удовольствие и боль являются мерилом того, что хорошо и что плохо. Что смерть является концом как для тела, так и для души, и потому ее не стоит бояться. Что боги не наказывают и не поощряют людей, что вселенная бесконечна и вечна, а все события, происходящие в мире, в конечном итоге основаны на движениях и взаимодействиях атомов в пустом пространстве.

«Пособие к выживанию» Эпиктета

Эпиктет, древнегреческий философ, живший с 55 по 135 годы нашей эры, считается «отцом» фразы: «Боги, даруйте мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, храбрость, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одного от другого».

А еще он говорил следующее:

«Встретившись с неприятным явлением, скажите себе: «Ты лишь моя мысль, а не то, чем ты кажешься». После этого изучите и измерьте его теми мерилами, что у вас есть. В первую очередь вот каким: имеет ли это явление отношение к тому, что нам подвластно, или же оно от нас не зависит. И если окажется, что это явление относится к тем, что не зависят от нас, будьте готовы ответить себе «Для меня это ничто».

Философия, как считал Эпиктет, должна быть не просто оторванной от жизни наукой — нет, она должна стать для каждого способом жизни. Философ говорил, что происходящие с нами внешние события определяются судьбой, и, таким образом, неподвластны нашему контролю. Следовательно, мы должны принимать то, что с нами происходит, спокойно и бесстрастно.

Однако он считал, что каждый индивидуум несет полную ответственность за собственные поступки, которые он может держать в узде и контролировать благодаря строгой самодисциплине.

Критика культуры

Философ очень тосковал по мифическим временам, когда действовали боги и герои, и поэтому начал развивать свои идеи с анализа античной трагедии. В ней он различал два начала, которые назвал дионисийским и аполлоновским. Эти термины очень важны для Ницше. Основные идеи его в области культуры связаны именно с этими понятиями. Дионисийское начало – это необузданное, страстное, иррациональное, не слушающееся никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское – это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все и сделалось рассудочно-логичным, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели, цивилизация загнивает, духовные ценности не имеют смысла, а все идеи утратили свое значение.

Что помогает быть победителем в спорте

Человек может преуспеть в различных сферах жизни, но психология победителя в спорте имеет свои особенности. Победа достигется не только в случае достаточного уровня физической, технической и моральной готовности спортсмена к состязанию, но также требует умения бороться со стрессом.

Главное правило – спортивная злость, стремление не сдаваться до последнего. Важную роль играет мотивация спортсмена, неискоренимая жажда победы, честной и достойной. Для этого человеку нужна уверенность в собственных силах, сильная воля, самоорганизация, без чего не юодиться высот в современном спорте.

Индивидуальное «я» победителя в спорте пропорционально коллективному «мы», потому он зачастую благодарит за свой успех тренера, себя, болельщиков, весь мир. Но это уже… катарсис.

Психология победителя в жизни – очень полезный прием для каждого, кто хочет чего-то добиться в жизни. Лучшее решение – развивать качества победителя, а успех не заставит себя долго ждать!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.