Общительность и замкнутость человека, его личные границы

Высокая достоверность оценки опросника OPQ32

Как уже упоминалось выше, OPQ32 был разработан специально для профессионального тестирования при приеме на работу, предоставляя высокую достоверность оценки личности. Подтверждение достоверности обеспечивается достаточной степенью охвата оцениваемого понятия. Это означает, что утверждения в личностном опроснике OPQ32 являются более четкими и понятными, чем в других аналогичных тестах, а также они более актуальны для рынка труда.

Надежность ответов всегда была проблемой при применении метода самостоятельных личностных опросников. Надежность ответов в OPQ32 базируется на согласованности и последовательности, с которой кандидат предпочитает определенное качество другим. Рассмотрим следующий пример:

Это не обязательно означает, что вам всегда нужно выбирать одно и то же качество после того, как вы пометили его один раз как «наибольшее» или «наименьшее» поскольку это может вызвать крайний результат, но вам обязательно следует помнить об этой функции при прохождении теста.Каждый из двух блоков содержит три утверждения, относящиеся к следующим шкалам: убедительность, стремление к достижению и демократичность. Как видно из первого блока, компетенция убедительности получила два балла, а утверждение, касающееся демократичности, получило ноль баллов. Между тем, во втором блоке эта оценка меняется на противоположную. Эта модель ответа может означать, что ваши ответы противоречивы, и, следовательно, ваша суммарная оценка может быть снижена.

Это наша вторая статья о личностных опросниках. В ней мы рассмотрели компетенции и систему подсчета баллов в OPQ32. Это самый популярный среди работодателей всего мира опросник, и мы считаем, что готовиться надо именно к нему. 

На HRLider мы собрали для вас самую большую в Рунете базу ситуационных тестов (около 600) и 2 тренажера по прохождению личностных опросников (PIF от ЭКОПСИ и OPQ32 от SHL).  Готовьтесь, читайте наши статьи, посвященные психологическому тестированию при приеме на работу и пусть вам сопутствует удача!

Бесплатные примеры ситуационных тестов на странице Психологические тесты

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

Причины молчаливости

Причин того, почему человек молчаливый, как уже говорилось выше, очень много. Как правило, наиболее распространенная из них – определенный склад характера. Зачастую люди, обладающие флегматичным типом темперамента, отличаются спокойствием, размеренностью, задумчивостью и, как следствие, молчаливостью.

Также причины такого поведения могут быть значительно глубже. Например, многие комплексы, которые формируются с детства посредством определенных психологических травм либо некорректного поведения родителей или окружения, порождают в человеке застенчивость, неуверенность в себе и боязнь общаться с окружающими. Такие люди в дальнейшем страдают от одиночества и испытывают множество проблем во взаимодействии с социумом. Чтобы побороть данный фактор, который значительно ухудшает психологическое состояние человека и определенным образом влияет на качество его жизни, необходимо обратиться за помощью к специалисту-психологу.

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Особенности

Среди множества ярких общительных людей очень часто встречаются тихие и молчаливые. То, что человек не любит высказываться в компании и не рвется общаться с каждым встречным, вовсе не делает его каким-то неправильным или скучным. Зачастую самые молчаливые люди – очень эрудированные и интересные собеседники.

Особенности таких людей часто бросаются в глаза и могут вызывать некоторое непонимание в обществе. Так, например, таким людям свойственна определенная холодность, даже отстраненность, они крайне лаконичны в общении и ограничиваются односложными фразами.

Причин, по которым человек может быть молчаливым, достаточно много. Это может быть как тип характера, так и определенного рода происшествия, случившиеся в его жизни. Поэтому с молчаливыми людьми рекомендуется быть максимально тактичным.

Психология

Молчаливость, как правило, сопровождается определенным рядом особенностей, которые так или иначе формируют своеобразный типаж данной категории людей. Наиболее часто молчаливость сопровождается грустным или задумчивым выражением лица, такие люди наиболее часто производят неблагоприятное впечатление при первом знакомстве.

Также наиболее характерной особенностью молчаливых людей является то, что им не нравятся шумные вечеринки и большие компании. Они в основном общаются в маленьком кругу людей, у них немного друзей, а свое времяпровождение они планируют в тихой спокойной обстановке. Такова психология молчаливых людей.

Также существует определенная категория людей, которые имеют данную особенность в силу определенных комплексов, идущих из детства. Как правило, таким людям очень неловко от того, что они создают впечатление обиженных или печальных, поэтому они постоянно извиняются за свое “неподобающее” настроение в незнакомой компании, что еще больше нагнетает некую неловкость между людьми.

В небольшой компании хороших друзей, которые знают такого человека достаточно хорошо, он может вести себя уверенно и открыто, много общаться на разные темы и не проявлять закомплексованности и молчаливости.

Человек стал молчаливым

Наиболее деликатного отношения в общении требует ситуация, когда жизнерадостный и коммуникабельный человек внезапно отдалился и стал скрытным. Скорее всего, причиной такой резкой смены настроения стали определенного рода проблемы или неприятные события в его жизни

В процессе общения с человеком, который внезапно стал молчаливым, нужно проявлять максимальную деликатность и осторожность. Необходимо избегать резких и грубых вопросов по поводу его состояния, аккуратно разговаривать на семейные и личные темы

Общение нужно выстраивать в легкой форме, без напора и грубых шуток.

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, “радостный – печальный”.

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Как развить?

Общительность – это качество, которое можно и нужно развивать. Однако у многих людей возникают вопросы о том, как это правильно делать. Сегодня в нашей статье мы предлагаем вашему вниманию несколько простых правил и принципов развития общительности.

  • В первую очередь рекомендуется воспринимать больше информации. Читайте книги, смотрите научные познавательные фильмы и передачи. У вас должны появиться темы для бесед.
  • Не избегайте контактов с вашими знакомыми: например, если вы увидите своего соседа в магазине, то подойдите и поздоровайтесь.
  • Выходите из своей зоны комфорта и знакомьтесь первыми. Можно начать с социальных сетей и специальных предложений для знакомств, а потом постепенно перейти и к реальным знакомствам.
  • Постарайтесь расширить количество общения с противоположным полом. Например, спросите у девушки или парня на улице о том, как пройти в то или иное место.
  • Постарайтесь подходить ко всему с юмором. Даже если в процессе общения вы встречаете негатив, постарайтесь перевести его в шутку.
  • Не бойтесь делать людям комплименты. Например, если вы отметили красивый предмет гардероба, то не стесняйтесь подойти даже к незнакомому человеку и выразить свое положительное мнение.
  • Общайтесь с самыми разными людьми. Это касается представителей разных социальных и экономических слоев, разных профессий, а также людей, проживающих в разных странах. Это поможет совершенствовать и развивать свой навык.

Формы теста Кеттелла

На данный момент разработано несколько форм многофакторного опросника Кеттелла. Их многообразие связано не только с последующими адаптациями и доработками «исходных» вариантов, но и с тем, что для испытуемых разного возраста и с разным уровнем образования требовались различные списки вопросов.

Первые формы теста Кеттелла – A и B, состоящие из 187 вопросов,

– были опубликованы в 1949-1950 гг. Чуть позже появились формы С и D, содержащие по 105 вопросов . Все эти варианты рассчитаны на совершеннолетних опрашиваемых со средним или высшим образованием. В начале 1960-х свет увидели формыE и F, где было 128 вопросов . Еще чуть позже возникли варианты этого многофакторного опросника для несовершеннолетних испытуемых –для детей (12-факторный тест) иподростков (14-факторный) . Кроме того, существует краткая версия теста для взрослых –13-факторный тест (соответственно, его краткое название – 13 PF). Он содержит 79 вопросов.

В настоящее время самыми распространенными формами среди взрослых вариаций 16-факторного опросника Кеттелла являются форма A (которую вы найдете чуть ниже) и С (опробовать ее можно на этой странице). Кроме того, у нас представлен подростковый вариант данного теста.

Роль в психологическом развитии человека

Общительность имеет важнейшее значение в психологическом развитии каждого человека. Через общение мы социализируемся, учимся взаимодействовать с другими людьми, изучаем правила жизни в обществе. Кроме того, общение помогает бороться с такими негативными чертами характера, как замкнутость.

Общение помогает формировать сильную и самостоятельную личность. Всегда следует помнить о том, что человек – это не только биологическое, но и социальное создание. Таким образом, только общительный человек может считать себя цивилизованным. Общение играет важнейшую роль как в жизни взрослого человека, так и в жизни ребенка. Именно поэтому ни в коем случае нельзя лишать детей возможности общения со своими сверстниками: выходите гулять на детские площадки, водите детей в художественные кружки.

При этом стоит помнить, что также важно общаться с людьми старше и младше себя – таким образом вы сможете сформировать полное и разностороннее понимание современного мира, ознакомиться с разными точками зрения и мировоззренческими понятиями

Модель компетенций в системе OPQ32

Чтобы ответить на вопросы любого личностного опросника наилучшим образом, вы должны хорошо понимать две вещи:

  1. какие именно личностные качества необходимы для работы, на которую вы претендуете:
  2. каковы названия и определения каждой из тестовых шкал, к которым относится тестовый вопрос.

Знание этих двух вещей поможет вам получить те результаты, которые покажут вас наилучшим кандидатом.

В модели OPQ32 представлены все личностные черты в трех основных областях:

  • Отношения с людьми
  • Стиль мышления
  • Чувства и эмоции

Каждая из этих областей, в свою очередь, делится на более мелкие группы тесно связанных черт. Эти группы разделены по 32 личностным качествам (компетенциям).

В следующей таблице приведены названия компетенций для каждой шкалы OPQ32 и эквивалентные им названия оценок общей практики личностного тестирования. Также включены типовые элементы для каждой шкалы.

Дополнения к расшифровке теста Кеттелла – вторичные факторы

На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах

. Помимо первичных факторов (которых действительно 16), тест также дает результаты по4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4 . Напомним, что ярче всего о личности говорят высокие (8-10) или низкие (0-3) баллы, а средние значения указывают на середину между полюсами с преобладаением того или иного полюса.

F1 – тревожность

Высокие баллы

говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается.Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей.Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации. F2 – экстраверсия/интроверсия

Высокие баллы

свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны),низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт). F3 – чувствительность

Обладатели высоких баллов

в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателейнизких баллов , то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них. F4 – конформность

Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие

, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу

Обладателинизких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.

Черты общительного человека

Несмотря на то, что каждый человек является индивидуальным и непохожим ни на какого другого, большая часть общительных людей обладает схожими характеристиками. Сегодня в нашей статье мы рассмотрим качества личности, которые присущи общительным людям:

уравновешенность (важно соблюдать спокойствие при общении с самыми разными людьми, уравновешенный человек всегда производит позитивное впечатление в глазах собеседника);

внимательность (умение запоминать и воспроизводить большое количество информации);

наблюдательность (умение улавливать настроение и поведение вашего собеседника);

эмпатия (умение ставить себя на место другого человека);

оптимизм (быть всегда в хорошем настроении);

стремление узнавать новое и совершенствоваться (всегда должны быть темы для разговора);

доброжелательность и т. д.

16-факторный опросник: очерки по истории и методике Р. Б. Кеттелла

Те, кто перед прохождением многофакторного опросника Кеттелла, хотел бы узнать больше о самом тесте и его особенностях, найдут соответствующую информацию под спойлером.

Тест Кеттелла: общая информация

Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. При этом многим он известен именно как создатель 16-факторного личностного опросника. Справедливости ради заметим, что, конечно, Кеттелл разрабатывал этот тест не один, однако именно он руководил соответствующей научной группой

Специалисты отмечают, что Кеттелл – первый психолог, который обратил столь пристальное внимание на факторный анализ как метод психологической диагностики. В результате исследований Р

Б. Кеттелл выделил 16 независимых факторов, наиболее полно описывающих личность. Собственно, это количество и легло в основу данного теста. Конечно, факторные исследования существовали и до опросника Кеттелла, однако 16 PF впервые объединил столь много характеристик в рамках одного теста

. Интересно, что впоследствии другие психологи говорили, что 16-факторный опросник слишком подробен и для полноценной характеристики личности хватит и меньшего числа факторов. Но, на наш взгляд, вот уже более полувековая популярность этого теста и его широкое использование красноречиво свидетельствуют, что если результаты опросника и можно признать слишком подробными, то многочисленных пользователей это не только не останавливает, но и дополнительно привлекает. В общем и целомвопросы 16-факторного теста Кеттелла составлены таким образом, чтобы охватить большие число различных черт личности . При этом в ходе теста испытуемым предстоит как описать свое отношение к тому или иному явлению или рассказать о типичном для себя поведении, так и решить небольшие задачки на логику.

Мечтательность – практичность

Человек, отличающийся мечтательностью, видит мир в волшебном и таинственном свете. Он позволяет себе строить планы, вовсе не опираясь на реалии действительности. Мечтатель испытывает наслаждение от самого процесса созерцания, размышления. Практичный же человек всегда настроен решительно. Он верит только в то, что может увидеть собственными глазами. Как правило, строит далеко идущие планы, основывающиеся на приобретенном опыте. Практик не позволит себе мечтать напрасно, потому что боится разочарований. Ключ, представленный в тесте, позволит каждому составить конкретную интерпретацию.

Фактор в: интеллект

Низкие
оценки (0-3 балла)

Высокие
оценки (4-8 баллов)

в-

Конкретность
и некоторая ригидность мышления,
затруднения в решении абстрактных
задач, сниженная оперативность
мышления, недостаточный уровень общей
вербальной культуры

В+

Развитое
абстрактное мышление, оперативность,
сообразительность, быстрая обучаемость.
Достаточно высокий уровень общей
культуры, особенно вербальной

Фактор
В не определяет уровень интеллекта, он
ориентирован на измерение оперативности
мышления и общего уровня вербальной
культуры и эрудиции. Следует отметить,
что низкие оценки по этому фактору могут
зависеть от других характеристик
личности: тревожности, фрустрированности,
низкого образовательного ценза. И
главное, фактор В, пожалуй, единственный
фактор методики, который не является
строго валидизированным. Поэтому
результаты по этому фактору являются
ориентировочными.

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале – это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов – регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Правила в общении

Молчаливые люди зачастую хранят в себе кладезь ценной информации и являются очень интересными собеседниками. Главное – правильно подобрать подход в общении и создать для них условия, в которых они будут комфортно себя чувствовать и пойдут на контакт.

Для этого нужно понять, чем вызвана молчаливость. Если у человека просто нет сегодня настроения, то, скорее всего, его лучше не трогать. А если это определенный склад характера или различного вида комплексы, берущие начало из детства, то необходимо придерживаться тактики ненавязчивого дружественного разговора.

Не стоит быть напористым и дерзким, это может спровоцировать молчаливого человека стать еще более закрытым. Также нежелательно задавать напрямую подобного рода вопросы: “Почему ты такой грустный?”,”Почему ты все время молчишь?”. Главное, не стоит забывать, что неподдельная искренность и участие помогут наладить контакт даже с самым нелюдимым человеком.

Недавно мы писали интересную статью по психологии о флегматиках и холериках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector