Открытое и закрытое акционерное общество: основные отличия

Рабство

Рабство —
экономическая, социальная и юридическая
форма закрепощения людей, граничащая с
полным бесправием и крайней
степенью
неравенства.

Рабство
исторически эволюционировало. Различают
две его формы: патриархальное и
классическое. На зрелой стадии рабство
превращается в рабовладение. Когда
говорят о рабстве как историческом типе
стратификации, подразумевают его высшую
стадию. Рабовладение — единственная в
истории форма социальных отношений,
когда одинчеловек
выступает собственностью другого
 и
когда низший слой лишен всяких прав и
свобод.

Касты

Кастовый
строй
 не
такой древний, как рабовладельческий,
и менее распространенный. Если через
рабство прошли практически все страны,
разумеется, в разной степени, то касты
обнаружены только в Индии и отчасти в
Африке. Индия — классический пример
кастового общества. Оно возникло на
развалинах рабовладельческого в первые
века новой эры.

Кастой называют
социальную группу (страту), членством
в которой человек обязан исключительно
своим рождением. Человек не может перейти
из своей касты в другую при жизни. Для
этого ему надо родиться еще раз. Кастовое
положение закреплено индусской религией
(понятно теперь, почему касты мало
распространены). Согласно ее канонам
люди проживают больше чем одну жизнь.
Каждый человек попадает в соответствующую
касту в зависимости от того, каким было
его поведение в предшествующей жизни.
Если плохим, то после очередного рождения
он должен попасть в низшую касту и
наоборот.

В
Индии 4
основные касты
:
брахманы (священники), кшатрии (воины),
вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне).
При этом существует около
5 тысячнеосновных
 каст
и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они
не входят ни в какую касту и занимают
самую низшую позицию.

В
ходе индустриализации касты заменяются
классами. Индийский город все больше
становится классовым, а деревня, в
которой проживает 7/10 населения, остается
кастовой.

Сословия
предшествуют классам и характеризуют
феодальные общества, которые существовали
в Европе с IV по ХIV в.

Для чего создаются АО?

Основной миссией акционерных обществ (закрытых и открытых), как коммерческих предприятий, является получение прибыли (дивидендов). Для АО существует много сфер для ведения деятельности. Так, предприятие может заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит российскому законодательству. Следует отметить, что на некоторые отрасли может потребоваться специальное разрешение (лицензия): медицина, страхование, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и прочие.

Часто форма хозяйствования организации в качестве акционерного общества создается для длительных проектов – строительства какого-либо крупного объекта, например, нефтепровода.

Срок деятельности АО не ограничен, если иное не указано в Уставном документе. Также и не лимитируется количество акционеров компании, конечно, если его форма является открытой. Для закрытой организации акционеров может быть не больше 50.

Предоставление информации

Акции закрытых акционерных обществ не обращаются на фондовом рынке. Непубличные организации по этой причине не обязаны размещать информацию о результатах своей деятельности открыто. В этом случае все сведения о рентабельности, стабильности, ликвидности и т. д. предоставляются только сотрудникам аудиторской службы.

Открытые же акционерные общества обязаны ежегодно предоставлять в средства массовой информации установленные формы отчетности. Это позволяет всем заинтересованным лицам ознакомиться с результативностью, эффективностью деятельности организации в прошлом периоде. Такая информация может быть интересна акционерам, инвесторам, управляющим органам.

Закрытость непубличного общества может являться отрицательным фактором для развития такой компании. Инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в стабильные, надежные организации. Перед принятием такого решения они обязательно оценивают свои риски. Если владелец временно свободных денежных средств не может изучить основные показатели деятельности компании, он не решится вложить в нее свой капитал. Поэтому финансирование открытых публичных организаций выполняется чаще сторонними инвесторами. Это открывает новые перспективы перед такими компаниями.

Нововведения в российском законодательстве по формам акционерных обществ

В сентябре 2014 годе вступила в силу обновленная редакция Гражданского кодекса России. В новой редакции были разделены формы юридических лиц, например, на унитарные и коммерческие, а также исключены некоторые формы организации предприятий (общество с дополнительной ответственностью). В частности, акционерные общества открытого и закрытого типа начали обозначаться как публичные и непубличные.

Так, АО являются публичными, если:

  • акции предприятия или ценные бумаги, которые обмениваются на акции, публикуются в свободном доступе;
  • оборот акций общества осуществляется в соответствии с российским законодательством, регулирующим ценные бумаги.

Если вышеуказанные критерии не учитываются организацией, однако в наименовании и уставе указано, что общество с публичной формой организации, то к нему применяются правила публичных обществ (статья 66.3 Гражданского кодекса РФ).

Если организационная форма предприятия – это общество с ограниченной ответственностью, то все они могут быть только непубличными.

Различие между открытым и закрытым акционерным обществом заключается в том, что указание на “открытость” компании должно быть как в уставе, так и в официальном названии. Например, если учреждение было непубличным, однако далее планирует размещать активы в открытом доступе, необходимо внести эти корректировки в устав компании и его наименование. Соответственно, форма хозяйствования общества будет значиться как публичное, или ПАО.

Если же общество закрытое, то достаточно внести этот пункт в устав – в фирменном наименовании трактовка “непубличное акционерное общество” может не указываться.

Основание для классификации

Следуя теории Поппера, Геберт и Бурнер различают открытое и закрытое общества на основе трех разных измерений:

  • антропологическое;
  • социальное;
  • когнитивное.

Антропологическое измерение касается вопроса, является ли человек субъектом или объектом. Насколько он способен влиять на общество и его структуры?

Социальное описывает положение индивида в социуме. Оно определяет, существуют ли предопределенные социальные позиции его членов, реализуются ли индивидуальные сами по себе или это часть целого?

Фокусом когнитивного измерения является ошибочность или непогрешимость человеческого познания. Эти критерии позволяют определить отличия открытого общества и закрытого общества.

Виды акционерных обществ

Приведем определения закрытого и открытого акционерного общества. Так, открытое или публичное общество – это компания, в которой учредителями являются определенное, ограниченное количество лиц, однако владельцами активов данной организации могут быть и сторонние лица.

Приобрести акции компании и получать дивиденды, если форма хозяйствования является открытой, может практически каждый. Также акционер имеет право отчуждать активы третьим лицам. При этом им не нужно спрашивать согласия у других собственников акций.

Для форм акционерных обществ обязательно предоставление информации о деятельности общества за текущий, отчетный период. Данные сведения публикуются в открытом доступе, так что инвесторы могут ознакомиться с отчетностью предприятия через интернет, СМИ и другие источники.

Закрытые или непубличные общества акционеров также являются коммерческими организациями, фонд которых разделяется на ценные бумаги в виде акций. Отличием закрытого общества является то, что его фондовый капитал распределяется только между учредителями, то есть физическими лицами, которые образовали компанию. Помимо этого, в организациях закрытых форм сторонние лица обзавестись их акциями не могут.

В случае если лицо решает выйти из круга акционеров, оно имеет право продать свои активы, но исключительно лицам из состава учредителей организации. Кстати, неким преимуществом непубличного общества можно назвать необязательность предоставления сведений в СМИ.

Понятие открытого общества после Поппера.

Карл Поппер любил ясные определения, но сам давал их крайне редко. Естественно, позднейшие интерпретаторы его трудов пытались разобраться с авторскими допущениями, положенными в основу идеи открытого общества. Указывалось, например, что для воплощения идеи открытого общества необходимы соответствующие социальные институты. Способность к пробам и исправлению ошибок должна быть как бы заложена в формы политической, экономической и социальной жизни. В связи с этим встают аналогичные вопросы о демократии (которую Поппер определял как способность избавляться от правительства без применения насилия). Предполагается, что в открытом обществе существует плюрализм групп и сил, и поэтому возникает необходимость поддержки многообразия. Стремление не допустить монополии предполагает наличие у открытого общества своих собственных институтов не только в экономической, но и в политической сфере. Возможно также появление (как указал Лешек Колаковский) врагов открытого общества, порождаемых самим открытым обществом. Должно ли открытое общество (подобно демократии) оставаться «холодным» понятием, не дающим людям чувства принадлежности к кругу единомышленников и соучастия в общем деле? И следовательно, не содержит ли оно в самом себе разрушительный вирус, приводящий к тоталитаризму?

Эти и другие опасности, заключенные в понятии открытого общества, заставили многих авторов внести в его определение уточнения, которые, может быть, и желательны, но чрезмерно расширяют смысл понятия, делая его похожим на другие, близкие понятия. Никто не сделал больше для распространения идеи открытого общества и ее воплощения, чем Джордж Сорос. Созданный им «Институт Открытого Общества» внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в открытые общества. Но и Сорос видит теперь, что открытому обществу угрожает опасность, исходящая от самого открытого общества. В своей книге Кризис мирового капитализма (1998) он говорит, что хотел бы найти новое понятие открытого общества, содержащее не только «рыночные», но и «социальные» ценности.

Требует уточнения и еще один аспект в понятии открытого общества. Метод проб и ошибок – плодотворный и творческий метод, а борьба с догматизмом – благородная задача. Ненасильственные изменения предполагают существование институтов как стимуляторов и механизмов этих изменений; институты следует создать и в дальнейшем поддерживать. Однако ни Поппер, ни те, кто после него поднял знамя открытого общества, не сознавали, что открытому обществу угрожает еще одна опасность. Что, если люди перестанут «пробовать»? Казалось бы, странное и малоправдоподобное предположение, – однако умели же авторитарные правители пользоваться молчанием и пассивностью своих подданных! Целые культуры (например, Китай) долгое время были неспособны использовать свои производительные силы из-за того, что не любили пробовать. Не следует обременять понятие открытого общества слишком большим грузом добродетелей, но одна из них является необходимым условием реальности этого понятия. Выражаясь высоким слогом, это деятельная гражданственность. Мы должны продолжать «пробовать», не боясь ошибиться и оскорбить чувства защитников status quo, если стремимся к созданию современных, открытых и свободных обществ.

Лорд Даррендорф

Карл Поппер и открытое общество.

Карл Поппер (1902–1994) занимался главным образом философией науки. Развиваемый им подход иногда называют «критическим рационализмом», а иногда «фаллибилизмом» за выраженный в нем акцент на фальсификации (доказательстве ложности), а не верификации (доказательстве истинности) как сущности научного метода. В его первой работе Логика научного открытия (1935) подробно излагается «гипотетико-дедуктивный метод».

Подход Поппера сводится к следующему. Истина существует, но она не явлена. Мы можем высказывать догадки и проверять их опытным путем. Такие догадки в науке называются гипотезами или теориями. Одна из главных особенностей научных гипотез состоит в том, что они исключают возможность определенных событий. Например, если в качестве гипотезы выдвигается закон тяготения, предметы тяжелее воздуха не должны сами собой отрываться от земли. Поэтому утверждения (и подразумеваемые ими запреты) могут быть дедуцированы из гипотез, которые мы способны проверить. Однако проверка – это не «верификация». Не существует никакой окончательной верификации, потому что мы не можем знать всех относящихся к делу событий – в прошлом, настоящем и будущем. Проверка – это попытки найти события, которые несовместимы с существующей теорией. Опровержение теории, фальсификация, приводит к прогрессу знания, поскольку заставляет нас выдвигать новые и более совершенные теории, которые в свою очередь подлежат проверке и фальсификации. Наука, таким образом, есть череда проб и ошибок.

Поппер развил свою теорию научного знания в нескольких трудах, в частности применительно к квантовой механике и другим вопросам современной физики. Позднее он заинтересовался проблемами психофизиологии (Я и мозг, 1977). Во время войны Поппер написал двухтомный труд Открытое общество, который впоследствии назвал своим «вкладом в военные действия». Лейтмотивом этой работы является полемика с классическими авторами, подзаголовок первого тома – Платоново наваждение, второго – Приливная волна пророчеств: Гегель и Маркс. С помощью тщательного анализа текстов Поппер показал, что идеальные государства Платона, Гегеля и Маркса представляют собой тирании, закрытые общества: «В последующем изложении дородовое, основанное на вере в магию, родоплеменное и коллективистское общества будут также называться закрытыми обществами, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, – открытым обществом».

Книга Поппера Открытое общество мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки. В последующие издания Поппер внес несколько примечаний и добавлений. Более поздние его работы, главным образом эссе, лекции и интервью, развивают некоторые аспекты понятия открытого общества, в частности применительно к политике (метод «поэлементной инженерии», или «последовательных приближений», или «проб и ошибок») и институтам (демократии). По этому вопросу имеется обширная литература, были образованы институты, использующие термин «открытое общество» в своем названии, многие стремились внести в это понятие собственные политические предпочтения.

Экскурс в историю – возникновение акционерных обществ

Возникновение акционерных обществ было спровоцировано в конце XV века потребностью в способе концентрации капитала. В Эпоху Великих географических открытий возник интерес в торговле с дальними странами и колониями, что и стало толчком для учреждения первых акционерных обществ. Первые шаги организаций, которые могут быть определены как акционерное общество, были прослежены в Голландии XVI века. Хотя некоторые обнаруживают черты акционерного общества и в более ранние периоды, а именно в Италии и даже в Древнем Риме.

Отчасти голландские компании считаются родоначальниками АО только потому, что их признаки были ярко определены и вызывали широкий интерес среди исследователей. В 1602 году был отмечен учреждением Голландской Ост-Индской компании, после которой было организовано множество акционерных обществ, среди них и Голландская Вест-Индская компания. Амстердамская биржа на то время была так же влиятельна, как и нынешние крупные мировые биржи.

Кстати, вы всегда можете заказать бухгалтерский аутсорсинг для Вашего ООО в УПЦ “Эксперт”

Открытый тип

Историческим примером свободного и индивидуалистического открытого общества в теории Поппера являются античные демократические Афины и философия Сократа. Такой тип социума может быть описан с использованием антропологического, социального и когнитивного измерений следующим образом:

  1. Антропологическая составляющая: социальная реальность открытого общества создается конвенциями, которые должны постоянно обсуждаться его членами, чтобы соответствовать текущим требованиям. В отличие от закрытого типа, его нормы не похожи на неизменные законы природы, детерминированные и стабильные. Открытый тип демонстрирует добровольную структуру организации и формирования норм и правил, хотя содержание конвенций и социальных законов не является добровольным.
  2. Социальная составляющая: в открытом социуме каждый член имеет равные права и равную ценность, хотя все они являются индивидуумами с разными интересами. Поэтому из-за такой их множественности необходимо иметь регулирующий механизм. Демократия, например, может выступать в таком качестве в социуме открытого типа, тогда как в закрытом эту роль будут выполнять обязанности, вменяемые властью, чаще всего диктатурой. Социальная мобильность, индивидуальность и разнообразие мнений являются основными аспектами открытого общества. Центральное место при этом занимает не богатство всего коллектива, а самореализация личности.
  3. Когнитивная составляющая: открытое общество пытается расширить свой уровень знаний путем фальсификации существующих теорий. По словам Поппера, научная теория не может быть проверена. Человеческое знание характеризуется временным характером и ошибками. Следовательно, теории и системы, выведенные ими же, всегда должны быть открыты для критики и улучшений.

7.Типы общественного развития:

    1. циклическое (круговое) развитие
      (
      Дж. Вико, Н.
      Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби
      )
       — выделение
      стадий становления, расцвета и упадка;
      специфический круговорот, повторение
      одних и тех же состояний; чередование
      этих кругов на протяжении относительно
      длительного времени; их повторение на
      новой в чем-то основе(см. также Ф.
      Ницше: идея «вечного возвращения»).

Итальянский мыслитель ДжамбаттистаВико(1668-1744) считал конечной
причиной развития обществ-народов Бога.
Каждый народ проходит четыре эпохи:божественную (“век
варварства“,государства нет),героическую(“век
героев”, возникает аристократическое
государство),человеческую(«век
городов, законов и разума”, демократическое
государство, свобода, естественная
справедливость),упадок, разрушение,
возврат в первоначальное состояние
.
В основу цикличности развития народов
Вико положил форму правления в обществе.

Н. Данилевский(“Россия и
Европа”):
каждый народ проходиттри
этапа
:этнический(племенной),государственный(политический),цивилизационный(культурный).
Упадок цивилизации имеет своей причиной
ослабление творческих сил народа, застой
в его формах жизни, развитие цинизма,
ослабление и распад. Европейская
(германо-романская) цивилизация вошла
в стадию упадка, а русско-славянская –
в стадию становления и ожидаемого
расцвета.

По О. Шпенглеру(“Закат Европы”)
культура проходитстадии детства
(“весна”),
юношества
(“лето”),
зрелости
(“осень”),
старость
(“зима”).

У А. Тойнби (“Постижение
истории”): цивилизации проходят стадии
становления, расцвета и упадка
, в
основе которых лежит соответствующее
состояние ее элиты, подлинного духовного
и организационного стержня цивилизации:“генезис”, “рост”,
“надлом”, “распад”
.

2) Линейное развитие(линейный прогресс, теория эволюционного
развития (эволюционизма)
(О. Конт,
Л. Морган)
— от низшего к высшему, от
простого к сложному, от частичного к
целостному. В основе — аналогия с
биологическим организмом, его ростом.
Общество рассматривается как организм,
состоящий из клеток-людей, органов-институтов
и т.п. Человечество и все конкретные
общества развиваются взаимосвязано.
Происходит добавление к прежнему его
качеству нового (кумулятивный эффект),
некоторое преобразование части старого
и утрата чего-то.

О. Контполагал, что движущей
силой развития общества является сила
человеческого духа (интеллекта, морали,
воли).Общество проходит в своем
развитии
три стадии: 1) теологическая
(вера в сверхъестественное в форме
мифологии и религии, военное противоборство,
рабство);2)метафизическая(доминанта абстрактных понятий, созданных
разумом: свободы, суверенитета, права,
легитимности, демократии);3)позитивная (открываются законы
природы, общества, человека, их
использование в организации, наука
становится главной производительной
силой общества).

Л. Морганвыделяет в историитри
фазы
(на основании изменения
орудий труда)
: дикость(примитивные орудия (огонь, лук, стрелы
и т.п.)
, варварство(одомашнивание
животных, ирригация, производство железа
и инструментов)
, цивилизация
(письменность).

      1. 3)
        Спиралевидное развитие

        (Г. Гегель, К. Маркс)—

        с
        одной стороны, оно является линейным,
        так как происходит в чем-то от простого
        к сложному, с другой — циклическим,
        конец цикла не полностью возвращается
        в начало, а приобретает новые черты.

      2. Исходя
        из
        закона
        отрицания отрицания, Г. Гегель выделяет
        четыре
        прогрессивных периода истории
        ,
        в которых реализованы определенные
        принципы Абсолютного
        духа: Восточный мир, Греческий мир,
        Римский мир, Германский мир.

По К. Марксу, на первобытной
стадии действуют общественная
собственность и коллективизм, но низка
эффективность производства. На стадии
антагонистических формаций
(рабовладельческой, феодальной,
капиталистической) происходит отрицание
предыдущей ступени, что вызывает резкий
рост эффективности общественного
производства. На коммунистической
стадии возвращаются вновь к общественной
собственности на средства производства,
коллективизму, но сохраняют высокую
эффективность общественного производства,
полученную на средней стадии общественного
развития.

Основания и этапы ликвидации

Основания для ликвидации в принудительном порядке:

  • Деятельность организации осуществляется без лицензии/разрешения.
  • Законодательством не предусмотрен или запрещен вид деятельности общества.
  • Нарушения или несоблюдение организацией законов и нормативов, в случае, если они несут ущерб интересам акционеров общества или носят неустранимый характер.
  • Признание организации несостоятельной в результате решения суда.

В отличие от принудительного прекращения деятельности, процесс ликвидации общества в добровольном порядке состоит из нескольких этапов:

  1. Принятие коллегиального решения о ликвидации на общем акционерном собрании.
  2. Предоставление информации о прекращении деятельности органам по государственной регистрации в течение трех дней после принятия решения организацией.
  3. Назначение ликвидационной комиссии после согласования государственного органа. Если в состав акционеров компании включено государственное учреждение, то в комиссии должен присутствовать их представитель.
  4. Комиссия рассматривает организацию на выявление задолженности по кредитам и другим займам, составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  5. При отсутствии требований кредиторов утверждается окончательный баланс и происходит распределение активов среди акционеров организации.

Определение открытого общества.

Открытыми являются общества, делающие «пробы» и признающие и учитывающие совершенным ошибки. Концепция открытого общества есть приложение попперовской философии знания к социальным, экономическим и политическим вопросам. Ничего нельзя знать наверное, можно лишь высказывать догадки. Эти предположения могут оказаться ошибочными, процесс пересмотра неудачных предположений и составляет развитие знания. Поэтому главное заключается в том, чтобы всегда сохранялась возможность фальсификации, которой не могли бы помешать ни догма, ни даже собственные интересы научного сообщества.

Применение концепции «критического рационализма» к проблемам общества приводит к аналогичным выводам. Мы не можем заранее знать, что такое хорошее общество, и нам остается только выдвигать проекты его усовершенствования. Проекты эти могут оказаться неприемлемыми, но главное состоит в том, чтобы сохранялась сама возможность пересмотра проектов, отказа от господствующих проектов и устранение от власти тех, кто с ними связан.

У этой аналогии есть свои слабые места. Поппер, разумеется, был прав, указывая на глубочайшие различия между естественными и социальными науками. Ключевым здесь является фактор времени, а лучше сказать – истории. После того как Эйнштейн опроверг Ньютона, Ньютон уже не может оказаться прав. Когда нео-социал-демократическое мировоззрение заступает на место неолиберального (Клинтон заменяет Рейгана и Буша, Блэйр заменяет Тэтчер и Мейджора), это может означать, что правильное для своего времени мировоззрение с течением времени стало ложным. Это может даже означать, что все мировоззрения в свое время окажутся «ложными» и что в истории нет места «истине». Следовательно, утопия (раз и навсегда принятый проект) сама по себе несовместима с открытым обществом.

Общество не только имеет свою историю; для общества характерна и неоднородность. Метод проб и ошибок в политической сфере приводит к демократии в том узком смысле, который Поппер придал этому понятию, а именно к возможности смены правительств без применения насилия. В применении к экономике сразу приходит на ум рынок. Только рынок (в широком смысле) оставляет открытой возможность для изменения вкусов и предпочтений, а также для появления новых «производительных сил». Описанный Й.Шумпетером мир «творческого разрушения» может считаться экономическим сценарием прогресса, осуществляемого с помощью фальсификации. В обществе, взятом в более широком смысле, найти эквивалент труднее. Возможно, здесь уместно понятие плюрализма. Можно вспомнить и гражданское общество, т.е. плюрализм ассоциаций, деятельность которых не имеет никакого координирующего центра – ни явного, ни косвенного. Эти ассоциации образуют как бы калейдоскоп с постоянно меняющимся рисунком созвездий.

Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональной форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм – множество

Все существенно важное для открытых обществ сводится к формальным правилам, допускающим продолжение процесса проб и ошибок. Будет ли это президентская, парламентская демократия, или демократия на основе референдумов, или – в иных культурных условиях – институты, которые трудно называть демократическими; будет ли рынок функционировать по образцу чикагского капитализма, или семейного капитализма по-итальянски, или немецких корпоративных предпринимательских практик (здесь тоже возможны варианты); будет ли гражданское общество основано на инициативе индивидов, или местных общин, или даже религиозных организаций, – в любом случае важно только одно – сохранение возможности изменений без применения насилия

Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, и не два, и не три, но бесконечное, неизвестное и неопределимое число путей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector