Забывание

Методики повторения

Для запоминания на долгосрочную перспективу эффективны следующие техники: 

  • Ответ на вопросы по теме. Они есть почти во всех учебниках. Многие их пропускают, а зря. Это один из самых действенных способов запоминания прочитанного.
  • Пересказ. Представьте себя на месте учителя и попробуйте разъяснить материал своими словами кому-то ещё. Получится взаимно полезно.
  • Создание карточек для интервального повторения. На одной стороне вы пишите понятие или формулу. На другой — тезисное описание. Надо стараться самостоятельно воспроизводить информацию. Карточка, по сути, является планом повторения. 
  • Тестирование. «Эффект тестирования» подтверждён многими исследованиями — это когда то, что попалось в тесте, остаётся в памяти навсегда. Но срабатывает эта методика, только если задание выполнено сразу после получения новой информации.

<<Блок перелинковки>>

Время для повторения

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время. А лучше вести дневник повторений. 

Обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» оптимизирует нагрузки и высвобождает время для более качественного изучения материала. Самостоятельно или с помощью куратора вы сможете выстроить расписание так, что в нём будет время и на занятия, и на повторение. 

Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи. Последнее очень удобно для составления карточек. Ещё один плюс — домашние задания «Фоксфорда». Каждое из них представляет собой мини-тест. Их выполнение сразу после урока способствует лучшему пониманию и запоминанию темы вопреки кривой забывания Эббингауза.   

Определение в психологии

Забывание представляет собой естественный процесс, который заключается в полной или частичной утрате ранее воспринятой информации и проявляется в двух формах:

  • невозможности узнать и припомнить;
  • искажённом припоминании или узнавании.

Забывание – это потеря определённых сведений. Процесс может характеризоваться уменьшением силы следов материала, бесследным его исчезновением или утратой связи между отдельными элементами, приводящей к искажению данных.

Психологи предлагают две классификации, составленные по определённому признаку:

  • фильтрация несущественных сведений с помощью частичного или полного удаления их из памяти;
  • временное и длительное проявление вытеснения следов информации.

Также существует классификация причин забывания:

  • вытеснение данных на бессознательном уровне;
  • амнезия – форма психического расстройства;
  • подавление – сознательное вытеснение из памяти каких-то событий или поступков;
  • угасание и искажение невостребованных знаний;
  • интерференция – смешивание новых знаний со старыми воспоминаниями, мешающее запоминанию и приводящее к частичному забыванию.

Немецкий психолог Герман Эббингауз выявил закономерности исчезновения из памяти бессмысленного материала. Графическая кривая забывания отражает запомнившуюся информацию в процентном соотношении на определённый момент времени.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала. Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека. Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен — закон реминисценции. Это явление, ещё малоизученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Предупреждение

Существуют следующие закономерности запоминания:

  • хорошо фиксируется в памяти информация, расположенная в начале или конце текста, а серединная часть обычно забывается или запоминается плохо;
  • необычный, оригинальный и забавный материал легко оседает в голове;
  • сведения, затрагивающие эмоциональную сферу или вызывающие большой интерес, запоминаются без труда и прочно.

Важным средством против стирания из памяти информации является повторение. Предупредить процесс забывания можно повторением материала на начальной стадии его освоения, потому что в первое время быстро утрачиваются знания. Когда учебный материал почти забыт, то его уже сложно восстановить в памяти. Русский педагог К. Д. Ушинский сравнивал этот процесс со зданием, которое легче укрепить сразу, чем потом постоянно чинить развалины. Повторять новую информацию следует сразу, тогда меньше времени потребуется на повторение и легче будет её воспроизвести.

Механизм забывания

Любая информация со временем в той или иной степени забывается. Вытеснение её следов из памяти происходит с целью сохранности мозговых структур. Процесс забывания обычно протекает в головном мозге при участии нервных клеток. Чрезмерная забывчивость может указывать на различные нарушения деятельности мозга или переутомление. Нередко провалы в памяти обусловлены адаптивным процессом, необходимым организму.

Существуют определённые законы забывания. Выводы и общие положения запоминаются лучше, чем отдельные детали. Механически заученный материал забывается быстро. Осмысленное запоминание медленно вытесняет информацию из памяти.

Бывает полное и частичное, длительное и временное забывание.

  • При полном стирании знаний из памяти субъект не может воспроизвести и даже узнать какие-то данные.
  • Если индивид частично забыл материал, то он способен узнать и воспроизвести его с ошибками или хорошо восстановить в памяти только определённый фрагмент.
  • При длительном забывании у человека не получается восстановить в памяти материал частично либо полностью. Он не в состоянии припомнить что-то на протяжении долгого времени.
  • Нередко личность по каким-то причинам не может воспроизвести информацию в данный момент. Но через некоторое время нужный материал вспоминается.

При полном забывании сведений происходит распад нервных связей в головном мозге. Временное вытеснение следов обусловлено их торможением, а длительное забывание – их угасанием. Законы забывания таковы, что сильные переживания и травмирующие воспоминания, представляющие угрозу психическому здоровью, стираются из памяти. Срабатывает защитный механизм. В данном случае главной мотивацией мозга является избавление от отрицательной информации.

Мотивация человека что такое

Мотивация – это совокупное действие внутренних и внешних факторов, которое заставляет человека совершать те или иные действия. Основу мотивации составляют потребности и интересы человека. Мотивация обусловлена психофизиологическими свойствами человека и определяет его стремления.

Важно! К главным характеристикам мотивации относят ее направленность, организованность, устойчивость, целеустремленность. Именно на этих параметрах основываются содержательные теории мотивации

Как уменьшить забывание?

Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. «Победа любит подготовку», качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное. Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны. Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание. В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Рис. 1.1

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). По мнению З.Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, забывает иностранные слова, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. «Я различаю забывание впечатлений и переживаний, или забывание того, что знаешь, от забывания намерений, т. е. упущения чего-то. Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты». В классической работе «Психопатология обыденной жизни» З.Фрейд анализирует множество конкретных случаев, в том числе и из своей жизни, и приходит к выводу, что обыденное, повседневное забывание – это результат действия скрытых бессознательных мотивов. Так в жизни каждого конкретного человека сказывается бессознательное, «ищущее» в очитках, описках, забывании намерений и слов, забывании впечатлений, ошибочных действиях выход в сознание человека. Бессознательное как бы сигнализирует о скрытом нежелании. Забывание для З.Фрейда это проявление личностных защитных механизмов, и, прежде всего, механизма вытеснения (подавления). «…Подавленный элемент постоянно стремится каким-либо иным путем пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются соответствующие благоприятные условия». К благоприятным условиям забывания имен З.Фрейд относит

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома. Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются. Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем. Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии. Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое. Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Забывание

Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. физиологическая основа забывания – торможение временных связей

Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью – кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Формы воспроизведения:

  • — узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • — воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
  • — припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

Вытеснение

Вытеснение – вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно «вытащить» оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний. У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются. Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный. Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель. Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: «Утро вечера мудренее».

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит «я забыл» по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию — характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой — от действий самого запоминающего):

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет — теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ — согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти. Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно. Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается. К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: «Я забыл» не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена

В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены. Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Причины

Психологи выделяют ряд факторов, воздействующих на вытеснение из памяти различных событий.

  • Самой распространённой причиной забывания является невостребованность информации. Обучающиеся в средних и высших учебных заведениях не хранят в памяти весь материал, полученный на протяжении длительного времени. Приобретённые знания и навыки, которыми личность пользуется, запоминаются. Остальные данные, не вызывающие интереса у субъекта или не применяющиеся, стираются из памяти.
  • Возраст индивида влияет на процесс забывания. Детская амнезия свойственна малышам. Люди не могут вспомнить события, происходившие с ними до трёхлетнего возраста. Специалисты связывают это явление с ограниченным словарным запасом и отсутствием опыта у малыша. Кроме того, ребёнок ещё не ощущает себя личностью. Наиболее интенсивно процесс нарушения памяти идёт после наступления менопаузы. Пожилым сложно запоминать новую информацию, воспроизводить недавние события. Они склонны забывать и то, что им предстоит сделать. Особую трудность представляет столкновение с новыми обстоятельствами, непривычными действиями. На их освоение людям преклонного возраста требуется много времени. Психологи рекомендуют им использование различных памяток и применение мнемонических приёмов.
  • Причиной может быть интерференция. В этом случае предшествующие или последующие события мешают запоминанию нужной информации. Например, студент усиленно готовится к экзамену. И вдруг ему сообщают печальную новость. В результате проактивной интерференции только что усвоенные знания частично вытесняются из памяти. Ретроактивная интерференция представляет собой изучение нового материала сразу же после усвоения другого навыка. Например, студенту надо выучить сразу два предмета. Он должен сдать за день два зачёта. Это отразится на качестве знаний. При сдаче в один день сходных дисциплин интерференция возникает только во время обретения первого навыка. Изучение второго предмета углубляет знания первой дисциплины.
  • На скорость забывания влияет отсутствие перерыва в моменты деятельности. Торможение нейронов головного мозга связано с утомлением человека. Даже небольшая передышка в процессе учёбы или работы улучшает процесс запоминания. Своевременный отдых способствует восстановлению памяти в полном объёме.
  • Различные заболевания центральной нервной системы, мозговые травмы и ушибы тоже способствуют стиранию знаний. В случае утраты функций некоторых тканей информативные блоки могут исчезать из памяти целиком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.