Что такое десоциализация и как она проявляется

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии –  это своеобразный  «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые производят соц контроль. При всем этом ими же и могут быть приняты надлежащие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, публичные организации, также правоохранительные органы в лице собственных профилактических структур. Часто ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Но при совершении человеком социально небезопасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отчаливает в места лишения свободы. При всем этом ресоциализация – это определенный шаг, призванный вернуть социально полезные связи личности с обществом. В процессе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, также закреплены положительные эталоны соц ценностей. Особыми институтами, которые производят процесс ресоциализации в этом случае, являются последующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— кутузки.

Основная задачка, которую призваны решать данные социальные университеты, — это перевоспитание и исправление осужденных, другими словами ресоциализация.

Что такое ресоциализация личности?

Ресоциализация не всегда происходит у лиц, которые длительное время находились вдали от социума. Порой обычный человек начинает ресоциализироваться. Это может происходить с каждым, причем в течение всей жизни. Так, что же такое ресоциализация личности? Это повторная социализация индивида к условиям окружающего социума. Это неизбежно приводит к тому, что человек начинает менять свои ценности, мировоззрение, цели и даже интересы. В зависимости от того, как именно человек социализируется, он становится более или менее приспособленным.

Ресоциализация требуется отдельным лицам и может происходить абсолютно с каждым человеком. Так, ресоциализация становится необходимой:

  1. Бывшим заключенным.
  2. Бывшим военнослужащим.
  3. Лицам после длительной болезни.
  4. Бывшим больным психиатрической лечебницы.
  5. Лицам, которые проживали в неблагоприятных условиях.
  6. Бывшим алкоголикам и наркоманам.
  7. Бывшим рабам или похищенным.
  8. Бездомным.

Также ресоциализация требуется в случае смены места жительства, изменения культурных ориентиров. Нередко и обычный человек начинает по-новому приспосабливаться к социуму. Это происходит не на кардинальном уровне, а лишь в отдельных аспектах. К примеру, человек меняет круг своего общения, где новыми друзьями являются люди, с которыми он никогда не имел опыта общения. Человек может просто начать новую жизнь, которая полностью исключает все прежние привычки, бывших друзей и даже образ жизни.

Другими словами, когда индивид вынужден или хочет адаптироваться к социальной жизни с целью большего приспособления и получения всех ее благ, тогда у него начинается повторная социализация. Она может длиться всю жизнь, если человек постоянно занимается своим развитием и изучением того, как стать счастливым членом своего общества.

Первоначально социализацией личности занимается семья, затем детские учреждения (сады и школы) и кружки. Корректировать социализацию человека могут правоохранительные органы. Когда человек становится взрослым, у него возникают права и обязанности, необходимость жить самостоятельно, работать, создавать свою семью, справляться с возникающими проблемами. Все это заставляет его повторно социализироваться. Зачастую это происходит в самостоятельном порядке, когда индивид пересматривает свои мнения и позиции, начинает корректировать свое поведение. Порой это происходит принудительно или под давлением.

Каждый человек рано или поздно проходит ресоциализацию. Обычно это связывают с необходимостью взрослеть. Ресоциализация – это необходимость человека не просто пересмотреть свои взгляды, поведение, навыки, знания, убеждения и пр., но и полностью их заменить, то есть начать жить новой жизнью. Чтобы начать жить по-новому, человеку нужно отказаться от прежнего и выработать в себе новое.

У здоровых людей ресоциализация может происходить в любой период жизни, затрагивать не все аспекты, а лишь отдельные ее части. В каждый период происходит та или иная смена деятельности, которая влияет лишь частично на смену жизни в целом. Во время ресоциализации человек может укрепить свои прежние позиции или выработать новые. Даже при частичной смене мировоззрения и установок человек может стать более адаптированным к социуму.

Что такое социализация личности?

В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация — это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей. Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу. Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.

Еще один вариант социализации индивида — в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.

Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом. Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.

Интерпретация понятия «социализация» в различных школах психологии

  1. Гуманистическая психология понимает социализацию как самоактуализацию человека, проявление его Я-концепции.
  2. Необихевиоризм рассматривает данное понятие в контексте социального научения, как результат воспитания и подражания существующим социальным ролям.
  3. Символический интеракционизм видит социализацию только как результат и последствия социального взаимодействия, во время которого агенты социализации и индивид осуществляют так называемое «взаимопроникновение».
  4. Советская и российская школа психологии понимает социализацию как воспитание и фактически ставит между ними знак равенства. Воспитание может осуществляться целенаправленно и способствовать формированию запланированных педагогом ценностей и навыков или быть бессистемным, когда на личность стихийно влияет множество факторов и условий, не контролируемых воспитателями.

Продолжительность социализации личности

Адаптация к социальной среде начинается с момента рождения. Так называемая первичная социализация длится до полноценного формирования взрослой личности.

Но на этом процесс социализации не заканчивается. Этот процесс является непрерывным, он никогда не бывает полным и завершенным, хотя и имеет вполне определенную цель.

Происходит это потому, что окружающая нас действительность является динамичной. Она трансформируется, а вместе с ней меняются и особенности правил поведения индивида в социуме. Человек на протяжении своей жизни вынужден постоянно приспосабливаться к этим изменениям. В результате меняются и его установки, и нравственные нормы.

Понятие о ресоциализации. Основные задачи ресоциализации. Суть исправления.

Пенитенциарная
педагогика, как и любая наука, оперирует
определенной системой понятий. Известно,
что общие понятия, отражающие основные
стороны, свойства и связи явлений
объективного мира, называются категориями.

Следует рассмотреть
основные категории пенитенциарной
педагогики и в частности исправление,
перевоспитание и ресоциализацию. В
пенитенциарной литературе существуют
различные точки зрения на эти понятия.
Некоторые авторы считают их синонимами.
Другие ученые считают, что исправление
означает частичные изменения в личности,
изменения лишь отдельных моральных
качеств, а перевоспитание — это полная
перестройка морального облика осужденного.
По мнению третьих, это совершенно разные,
неоднородные понятия.

Необходимо
подчеркнуть, что и в действующем
законодательстве нету их четкого
разграничения, они используются как
однозначные категории.

Перевоспитание
осужденных представляет собой двусторонний
процесс, включающий, с одной стороны,
целенаправленную деятельность субъекта
по организации воспитательного
воздействия, а с другой стороны,
деятельность объекта (личности
осужденного) по усвоению и восприятию
этого воздействия. Только в результате
такого взаимодействия можно достичь
определенных положительных изменений
в личности осужденного, то есть обеспечить
ту или иную степени исправления.

Исправление
это внутренний
процесс положительных изменений
отдельных качеств и, в целом, направленности
личности и создают готовность к
самоуправляемому правопослушному
поведению. Исправление рассматривается
как результат совместной деятельности
воспитуемого и воспитателя.

Ресоциализациярассматривается
как самосознательное восстановление
осужденного в социальном статусе
полноправного члена общества; возвращение
его к самостоятельной общепринятой
социально — нормативной жизни в обществе.

Целями педагогической
системы надо считать и реализацию задач
ресоциализации преступника, т.е.
достижение такого изменения личностных
качеств осужденного, которое позволило
бы вернуть его в социум, рассчитывая на
его самоуправляемое и стабильное
социально — нормативное поведение после
освобождения.

В определении
содержания понятия ресоциализация одни
авторы (З.А.Астерминов) считают, что
понятие «ресоциализация» может
быть отождествлено ​​с понятием »
исправление и перевоспитание», другие
(И.В.Шмаров) рассматривают ресоциализацию
только как постпенитенциарную
деятельность. Определение, которое
нашло место в уголовно-исполнительном
кодексе Украины продиктовано видением
процесса ресоциализации отечественными
учеными в области пенитенциарной
педагогики и психологии и в частности
В.М.Синевым, В.И.Кривушей, как единый
процесс восстановления и развития
социально полезных связей и отношений,
как в период отбывания наказания, так
и после освобождения, и дальнейшая
адаптация осужденного к самостоятельной
жизни на свободе. Решение именно этой
задачи — ресоциализации — наиболее
социально значимо для общества, ведь
оно заинтересовано в том, чтобы преступник
не совершал уголовных нарушений не
только в период когда он изолирован от
общества решеткой, но и после возвращения
в среду свободных людей. Поэтому общество
обязано помочь адаптироваться
(приспособиться) к среде на свободе, и
должно быть психологически готово
принять освобожденного не как преступника,
а как обновленную равноправную личность.
Социальная адаптация лиц, освобожденных
из исправительных учреждений зависит
от эффективности подготовки к освобождению
и от конкретных видов помощи после
отбытия наказания.

Подготовка к
освобождению должна начинаться как
можно раньше после прибытия в места
лишения свободы. Это означает, что
обращение с заключенными и содержание
их должны быть такими, чтобы они не
чувствовали себя изъятыми из общества,
а наоборот, понимали, что продолжают
оставаться его частью. Поэтому следует
привлекать общественные организации
и социальных работников к оказанию
помощи персоналу учреждений, в их
деятельности по социальной реабилитации
заключенных и, в частности, поддержание
и улучшение отношений заключенного со
своей семьей и общественными организациями.

Внедрение термина

Понятие «ресоциализация» довольно обширно употребляется не только лишь представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и преподаватели. Касается он соц мер, которые используются обществом к людям, вставшим на преступный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых способностей и ценностей, которые должны поменять прежние устаревшие либо недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих разные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного общественного статуса, также переориентация негативных установок. Решение данной задачки кроется в положительном отношении педагогически направленной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» – это термин, который употребляют юристы при решении заморочек уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При всем этом отмечается, что у субъектов юного возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его итог.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество.  Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

диагностика особенностей личности каждого заключенного;

выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;

выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;

обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;

восстановление разрушенных социальных связей;

формирование позитивной сферы целеполагания;

восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;

использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении

Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие

В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность

Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Десоциализация личности

Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.

Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.

Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:

  1. Меняется место жительства.
  2. Меняются интересы.
  3. Меняется круг общения и друзья.
  4. Уходят одни люди, приходят другие.
  5. Меняется работа и вид деятельности.
  6. Корректируются или меняются убеждения и взгляды.

Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.

Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.

Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.