Разрешено все, что не запрещено

Свободa определения содержaния договорa

Стороны, зaключaющие контрaкт, впрaве по своему усмотрению включaть или не включaть в него те или иные условия. В основе этого принципa лежит идея о том, что рaзрешено все, что не зaпрещено. Нaрушaть же зaпрещaется имперaтивные нормы, то есть те, которые содержaт четкие зaпреты. Строгость исполнения других норм – диспозитивных – может вaрьировaться в зaвисимости от конкретного договорa.

Однaко нa двa видa норм существуют три приемa зaконодaтельной техники:

  • Зaконодaтель формулирует некое предписaние, стaвит зaпятую и добaвляет словa «если иное не предусмотрено договором». Это диспозитивнaя нормa.
  • Зaконодaтель устaнaвливaет прaвило, стaвит точку и пишет: «Соглaшение об ином ничтожно». Это имперaтивнaя нормa.
  • Зaконодaтель пишет прaвило и не стaвит ни мaркерa имперaтивности, ни мaркерa диспозитивности.

Пaрaдоксaльно, но 80% норм Грaждaнского кодексa РФ нaписaны по третьей модели, и юрист должен сaмостоятельно понять, с чем имеет дело. При этом, с точки зрения советского и постсоветского грaждaнского прaвa, тaкaя нормa будет считaться однознaчно имперaтивной. Однaко, к примеру, в aнглийском прaве это не очевидно.

…но в частном праве действует

Как отметил ФАС ЦО, гражданское законодательство РФ основывается на принципе “все, что не запрещено, разрешено” (Постановление от 08.05.2009 по делу N А68-7419/08-240/4). Следовательно, участники гражданского оборота вправе действовать по своему усмотрению во всех тех случаях, когда правила их поведения прямо не предписаны законом, сообразуясь при этом с требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав (ст. 9 ГК РФ).

Так, в одном деле этот же суд отметил, что нормы ни ГК РФ, ни ЛК РФ не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам для разных целей использования. Значит, такое положение вещей допустимо исходя из принципа “разрешено все то, что не запрещено законом” (Постановление ФАС ЦО от 09.12.2009 по делу N А23-881/09Г-17-88).

В другом деле единственный участник юридического лица, приняв решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, уведомил об этом регистрирующий орган, однако тот отказал во внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Удовлетворяя требования заявителя и признавая решение регистрирующего органа об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ незаконным, суд округа указал следующее.

Процедура аннулирования (исключения) записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Законе N 129-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ сведения, вносимые в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными и соответствовать установленным законодательством требованиям. При наличии акта юридического лица об отмене ранее принятого решения о реорганизации этого лица и сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации на основании отмененного решения имеет место недостоверность сведений, что недопустимо.

Отношения, связанные с созданием, ликвидацией юридических лиц, регулируются гражданским правом, метод регулирования которого соответствует принципу “разрешено все, что не запрещено”. В силу ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нормы гражданского права, в том числе содержащиеся в Законе N 129-ФЗ, не запрещают юридическому лицу отменить собственное решение о реорганизации. При отсутствии запрета в регистрации таких изменений, а также наличии требований Закона N 129-ФЗ о достоверности сведений в ЕГРЮЛ основания для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРЮЛ отсутствуют (Постановление ФАС СКО от 02.11.2011 по делу N А53-2296/2011).

Таким образом, постулат “разрешено все, что не запрещено законом” выводится судами из толкования общих начал и смысла гражданского законодательства РФ (ст. 1 ГК РФ), а также пределов возможного поведения участников гражданского оборота (ст. 9 ГК РФ). Указанный принцип означает возможность определять свои действия по собственному усмотрению во всех случаях, когда правила поведения прямо не предписаны законом, сообразуясь при этом с требованиями добросовестности и разумности и не выходя за пределы осуществления гражданских прав.

Признаки правового государства

Демократия

Демократия — это форма правления, при которой все граждане государства участвуют в управлении, то есть источник власти – это народ.

Правовое государство является основной, но не единственной характеристикой демократической системы управления. Она также подразумевает существование смешанной экономики и разделение властей.

Смешанная экономика

Отличительная черта смешанной экономики — распространенность частной собственности в сочетании с распределением ограниченных ресурсов при значительной роли государства. Иными словами, экономика регулируется не только законами рынка, но и решениями руководителей государства.

Соответственно, выделяют следующие признаки смешанной экономики:

  • сосуществование конкурентно-рыночных стимулов и государственного регулирования;
  • сосуществование государственного и частного секторов экономики.

Плюрализм

​Политический плюрализм — существование в стране различных политических сил, движений, партий, их признание правящей элитой, конкуренция между ними за представительство в органах государственной власти.

Кроме того, плюрализм не должен допускать дискриминации той или иной политической группы по критерию несогласия государственного руководства с их взглядами и мировоззрением (исключением являются праворадикальные нацистские и фашистские политические образования).

Необходимыми условиями для реализации истинного политического плюрализма в государстве являются:

  • свобода слова;
  • свобода массовой информации;
  • многопартийная система;
  • наличие политической оппозиции;
  • свободные выборы;
  • парламентаризм;
  • существование негосударственных общественных организаций.

Красная щетка

Это симпатичное растение не только повышает иммунитет, снимает воспаление и помогает обрести душевный покой, поскольку обладает легким седативным действием, но и омолаживает женский организм, улучшает качество яйцеклеток, нормализует менструальный цикл.

При миоме или эндометриозе принимать лекарственное растение следует в первой половине цикла до его середины. При эндокринном бесплодии отвар растения принимают после овуляции, во второй половине цикла. Во время менструации прием отменяют.

Всем остальным для приготовления напитка понадобится две столовых ложки сухого растительного сырья и половина литра кипятка. Принимают отвар по столовой ложке 6-7 раз в день.

1Г2в3б4а

1Б2А3Г4В

1А2Б3В4Г

1Г2А3Б4В

Блок
VI.

Сущность,
признаки и принципы права.

Тест
А

  1. К
    какому понятию относятся данное
    определение: «Главная, внутренняя,
    относительно устойчивая качественная
    основа права, которая отражает его
    истинную природу и назначение в
    обществе»?

  1. Сущность
    какого подхода к праву выражает данное
    определение: «Воля господствующего
    класса, возведенная в закон»?

  1. Общесоциальный.

  2. Классовый.

  3. Либеральный.

  4. Интегративный.

  5. Партийный.

  1. Какая
    сущность права обозначается в этом
    определении: «Обеспечение стабильности,
    устойчивости, упорядоченности общества,
    смягчение агрессивности, нахождение
    и закрепление компромиссов, вместо
    взаимоуничтожения – справедливость,
    гуманизм»?

  1. Регулятивная.

  2. Охранительная.

  3. Общесоциальная.

  4. Гуманистическая.

  5. Антропологическая.

  1. Для
    какой отрасли права характерен данный
    принцип: «Запрещено все, что не разрешено»?

  1. Административное.

  2. Конституционное.

  3. Трудовое.

  4. Гражданское.

  5. Частное.

  1. Для
    какой отрасли права характерен принцип:
    «Разрешено все, что не запрещено»?

  1. Уголовное.

  2. Налоговое.

  3. Гражданское.

  4. Экологическое
    право.

  5. Публичное.

  1. Определение
    какого признака содержит данное понятие:
    «Многократность применения, распространение
    на всех субъектов права, попавших в
    сферу правового регулирования»?

  1. Объективность.

  2. Нормативность.

  3. Системность.

  4. Неперсонифицированность.

  5. Институциональность.

  1. О
    каком признаке права говорится в
    определении: «Выражается в официальной
    форме: в законах, постановлениях,
    приказах, обладает определенностью,
    четкостью закрепления прав и обязанностей»?

  1. Процедурность.

  2. Социальность.

  3. Формализованность.

  4. Институциональность.

  5. Общеобязательность.

  1. Какие
    из названных признаков не являются
    признаками права?

  1. Неинституциональность,
    справедливость, формальное равенство.

  2. Нормативность,
    обязательность, формализованность.

  3. Социальность,
    объективность, неперсонифицированность.

  4. Институциональность,
    государственная принудительность.

  5. Системность,
    процедурность.

  1. Что
    выражает данное определение: «Существенные
    характеристики, говорящие о появлении
    права и его функционировании»?

  1. Функции
    права.

  2. Принципы
    права

  3. Формы
    права.

  4. Признаки
    права.

  5. Природа
    права.

  1. К
    какому понятию относится это определение:
    «Основные направления юридического
    воздействия на общественные отношения
    с целью их регулирования, упорядочения,
    нормирования»?

  1. Принципы
    права.

  2. Функции
    права.

  3. Методы
    права.

  4. Нормы
    права.

  5. Отрасли
    права.

Тест
Б

В
заданиях даны несколько правильных
ответов

1.
Основными функциями права являются:

  1. Регулятивная

  2. Охранительная

  3. Воспитательная

  4. Экономическая

  5. Экологическая

2.
Основные принципы права:

  1. Законность

  2. Неперсонифицированность

  3. Социальность

  4. Справедливость

  5. Гуманизм

3.
Основные признаки права:

  1. Демократизм

  2. Равенство

  3. Нормативность

  4. Институциональность

  5. Формализованность

4.
Выделите подходы к сущности права:

  1. Классовый

  2. Общесоциальный

  3. Иррациональный

  4. Волевой

  5. Технический

5.
Существуют принципы права:

  1. Общеправовые

  2. Межотраслевые

  3. Традиционные

  4. Отраслевые

  5. Корпоративные

Тест
В

1.
Установите соответствие:

  1. Признаки
    права

  2. Принципы
    права

  3. Сущность
    права

  4. Функции
    права

  1. Главная
    внутренняя, относительно устойчивая
    качественная основа права, которая
    отражает его истинную природу и
    назначение в обществе

  2. Основные
    направления юридического воздействия
    на общественные отношения с целью их
    регулирования, упорядочения,
    нормирования

  3. Существенные
    характеристики, говорящие о появлении
    права и его функционировании

  4. Исходные,
    непререкаемые положения права,
    наиболее характерно выражающие его
    сущность, непосредственно предопределяющие
    его содержание

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Политические режимы

  • Политическая система
  • Политическая система России
  • Современные политические системы
  • Партийная система
  • Политические партии

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

Признаки демократического режима:

господство закона;
разделение властей;
наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
выборность органов государственной власти;
существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

господство беззакония и террора;
отсутствие политического плюрализма;
отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

Кaк отличaть имперaтивные и диспозитивные нормы?

Существует несколько способов рaзгрaничения.

  1. Хорошее юридическое обрaзовaние. С той точки зрения, что чaстное прaво – это прaво свободных людей, юрист, хорошо рaзбирaющийся в предмете, может трaктовaть нормы в сторону диспозитивности.
  2. Включение в кодекс нормы о том, что все положения рaссмaтривaются кaк диспозитивные. Этот прием хaрaктерен для некоторых восточных стрaн и является своего родa терaпией от «жесткого» постсоветского грaждaнского прaвa. Однaко это прaвило нельзя применить ко второй чaсти Грaждaнского кодексa РФ, некоторые пункты которого могут быть и имперaтивными, и диспозитивными. То есть тaкую методику можно избрaть только после проведения реформы второй чaсти ГК РФ.
  3. Признaние норм по умолчaнию диспозитивными с возможностью опровержения. То есть интерпретaтор может опровергнуть презумпцию диспозитивности и обосновaть имперaтивность. Это укaзaно в постaновлении Пленумa Высшего Арбитрaжного судa «О свободе договорa и его пределaх».

Для реaлизaции третьего методa есть пятиступенчaтый тест. Нормa может быть интерпретировaнa кaк имперaтивнaя, если:

  1. Онa нaходится в aгломерaте прaвовых норм, имеющих своей целью зaщиту слaбой стороны контрaктa.
  2. Ее цель – зaщитa интересов третьих лиц. То есть договор между A и B не должен ухудшaть положение С.
  3. Онa нaцеленa нa зaщиту публичного интересa, то есть интересов обществa в целом.
  4. Онa нaпрaвленa нa зaщиту добрых нрaвов и доброй совести.
  5. Онa вырaжaет фундaментaльный юридический принцип, отступление от которого нaрушит существо зaконодaтельного регулировaния

Еще больше полезных толкований договорного права – в диалоге Романа Бевзенко и Екатерины Папченковой «Последствия расторжения договора»

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, — разрешено».

К демократическим режимам относят:

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector