- Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно
- Скажи, зачем?..
- Как новорождённые общаются с нами?
- Улыбка и смех
- Указывание
- Плач
- Зрительный контакт
- Как развивается навык
- Когда малыш улыбается впервые
- Улыбка для мамы
- Когда появляется осознанная улыбка
- Принципы позитивного родительства
- У малыша нет эмоций – повод для волнения
- Причины отсутствия улыбки
- Когда обращаются к врачу
- Кто такие «буки»?
- Можно ли ускорить процесс
- Можно ли ускорить процесс
- Учат ли ребенка улыбаться
- Учить ли малыша?
- Когда же малыш начинает улыбаться «по-настоящему»?
- От первой улыбки до первого смеха в голос
- Если ребёнок не улыбается
- Можно ли научить ребёнка улыбаться?
Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно
Когда у ребенка совершенствуется зрение и появляется способность различать приближенные к нему лица, он начинает выражать свою радость с помощью улыбки. Это происходит примерно на 4-8 неделе жизни.
В этот период улыбка малыша может быть ответной реакцией на:
- Приятное или увлекательное зрелище: хлопанье в ладоши, напевание песенки, «агуканье».
- Выраженную мимику взрослого. Также реакция может последовать, например, на четкое изображение лица другого малыша в журнале или на любимую игрушку с большими глазами, ртом и носом.
Ребенок постепенно учится налаживать зрительный контакт со взрослыми, реагировать на ласковые прикосновения, интересные звуки, поэтому его улыбку могут предопределять теперь и окружающие его факторы.
И хотя малыш еще не умеет слушать внимательно, в этом возрасте с ним полезно не только разговаривать ласковым голосом, но и включать спокойную музыку. Можно прикреплять к детской кроватке мобиль с приятной мелодией и забавными игрушками.
Одновременно с тем, как малыш начинает улыбаться своим родителям и близким, он может активно сучить ручками и ножками, сопровождая это характерным для новорожденных «гулением».
Педиатры называют подобные проявления комплексом оживления, который в том и заключается, что ребенок фиксирует перед собой знакомое лицо или приятный для него звук. Он реагирует на них улыбкой, двигательной активностью, радостными вскриками, учащенным дыханием.
Однако все эти действия могут возникать у малыша еще до того, как взрослый к нему обратится. В таком случае, по утверждению психологов, комплекс оживления у ребенка становится еще одним способом, помимо крика и плача
Он начинает манипулировать взрослыми, то есть он как бы пытается привязать к себе внимание окружающих
Считается, что комплекс оживления формируется примерно с 3 недели жизни малыша и наибольшего пика достигает в возрасте 3-4 месяцев. Если ребенок так и не начал активно улыбаться спустя 8 недель после рождения, то это не означает, что его развитие происходит неправильно. Ведь здесь играет роль собственная индивидуальность каждого малыша.
По наблюдениям ученых, недостаток телесного и эмоционального контакта с мамой — отражается на развитии ребенка. Так, составляющие комплекса оживления могут быть выражены слабее, а некоторые из них могут и вовсе отсутствовать.
Скажи, зачем?..
Почему родители чуть ли не с рождения ждут этого чуда – детской улыбки? Нужно ли пытаться вызывать у малыша улыбку? Если да, то зачем?
Оптимистичным, улыбчивым людям, согласитесь, живется легче. Ученые выяснили, что те, кто часто и охотно улыбаются, счастливее тех, кто смотрит на жизнь из-под нахмуренных бровей (какова бы ни была взаимосвязь – прямая или обратная). Возможно, родители правы, если стремятся привить своему ребенку привычку улыбаться, потому что:
- улыбка разряжает напряженность, снимает стресс. Умение улыбаться и смеяться, а также наличие чувства юмора ученые считают защитными физиологическими реакциями человеческого организма (впрочем, эти умения и навыки – так же, как иммунитет и физическую выносливость, нужно тренировать);
- готовность улыбаться, способность шутить и понимать шутки, чувство юмора, стоящее за ними, помогают ребенку приспособиться в незнакомом коллективе, понравиться сверстникам и взрослым;
- умение посмеяться над собой полезно для самооценки и душевного комфорта малыша;
- улыбка является полноценной физической нагрузкой (требует слаженной работы 53 мышц лица);
- улыбка и вызывающее ее чувство юмора указывают на способность человека посмотреть на проблему или ситуацию со стороны и найти нестандартное решение.
Улыбнитесь, потому что жизнь — прекрасная вещь, и есть много причин для улыбок.
(Мэрилин Монро)
Но самая частая и вполне осознанная причина, по которой родители хотят чаще видеть улыбки на лицах своих детей, в том, что детская улыбка – это своего рода «пятерка» родителям, сигнал о том, что малыш здоров, уверен в себе и счастлив, а значит, мама и папа все делают правильно.
Существуют и «практичные» причины, по которым бывает нужно уговорить или заставить ребенка улыбнуться. Например, если мама хочет, чтобы ребенок понравился кому-то (воспитателю в детском саду, экзаменатору на собеседовании в музыкальную школу). Иногда родители пытаются вызвать улыбку на лице малыша, чтобы помочь ему забыть о боли, страхе или неудаче. Еще нам, конечно, хочется, чтобы малыш хорошо получался на фотографиях, ведь ничто так не украшает, как искренняя улыбка.
Как новорождённые общаются с нами?
С момента рождения малыш обучается понимать слова и вступать в диалог с родителями при помощи плача, улыбки и смеха, указывания и зрительного контакта.
Улыбка и смех
У ребёнка еще в утробе матери появляется некое подобие улыбки, когда начинает формироваться нервная система. А в возрасте 1-2 недель, обычно во сне, малыш улыбается, и родители считают, что ему снятся красивые сны. Это не так. Такая улыбка является рефлекторной реакцией мышц на звуковой сигнал. К концу 4 недели он будет улыбаться уже по своей воле, как реакция на знакомый голос или прикосновение, но не как ответ на улыбку взрослого. Только в 4-5 месяцев он ответит на вашу улыбку своей.
Смех и улыбка выполняют важную социальную роль: способствуют общению малыша с окружающим миром. Если родитель, например, поглаживает или легонько щекочет ребёнка и это действие ему нравится, он засмеётся, и вы захотите повторить эти действия вновь. Путём подобных повторений ребёнок приобретает навыки общения и начинает понимать, что с помощью своего смеха может добиться того, что хочет. А если вы покажете малышу что-то непонятное, например, незнакомый ему предмет, улыбки в ответ на это действие не последует. Следовательно, с помощью улыбки и смеха, он отделяет известные ему развлечения от неизвестных. Таким образом он приспосабливает свою программу взаимоотношений с окружающими к своим возможностям.
Указывание
Этим приёмом малыши пользуются часто, если видят предмет. Если предмета нет, то и указывания не будет. Это ещё одна возможность поделиться со взрослыми информацией. Он как бы «говорит» родителям, какой предмет ему нужен, и эта манипуляция имеет чётко обозначенную цель: «дай то, что хочу». Требование выполнения его желания сопровождается эмоциями: дали то, что просил – улыбка, дали не то – плач. Так что не вы, уважаемые родители, являетесь лидером общения, а ваш малыш.
Плач
Самый эффективный способ общения со взрослыми. Маленькие «хитрецы» всегда добиваются им желаемого. На плач сбегаются все от мала до велика. И вот тут начинают выдвигаться требования: надоело одиночество – возьмите на руки; испытываю дискомфорт – смените подгузник; заболел животик – примите меры, проголодался – накормите и т.д. Имейте в виду, что у каждого ребёнка свой уникальный плач, как отпечатки пальцев. У плача свой индивидуальный ритм, тембр, интенсивность и интонация.Учёные проводили эксперимент с аудиозаписью плача малыша и отметили, что он может варьироваться в диапазоне пяти октав (удивительно?!).
Плач новорождённого вызывает у родителей тревогу и огорчение. Но не только это. Он может вызвать и определённые физиологические реакции у матери: поднимется давление и усилится сердцебиение. То есть плач несёт определённую смысловую нагрузку и заставляет больше тревожиться (если это слёзы от голода или боли, нежели от скуки), потому что более ритмичен и обычно сопровождается брыканьем. Постепенно родители, особенно мама, начинают распознавать характер слёз и весь репертуар требований своего маленького чада.
Плачем ребёнок привлекает ваше внимание и посредством этого приёма общается с вами. Сразу скажу, какими бы знатоками слёзного репертуара вы не были, реагировать надо сразу, дабы выяснить причину, ведь у ребёнка нет других способов сообщить вам о своих нуждах или о своём физическом и эмоциональном состоянии
Ваше внимание даст уверенность и спокойствие: он под защитой.
Зрительный контакт
Как вы уже успели заметить, младенцы начинают общаться с окружающим миром задолго до того, как начинают понимать и произносить слова. Когда вы подходите к ребёнку, между вами устанавливается зрительный контакт, после ваших слов возникает диалог. На словесные фразы малыш реагирует по-своему: улыбается, дрыгает ножками, гукает, корчит рожицы – это и есть диалог. Он воспринимает интонацию и ритм вашей речи, а также взгляд и жесты. Со временем он привыкнет к звучанию наиболее часто произносимых слов, и, скорее всего, в будущем начнёт их произносить в первую очередь.
С 4 недель он уже будет имитировать гуканьем речь взрослого. Кроме того, во время зрительного контакта младенцы следят за синхронностью возникновения звуков и движением губ взрослого
Когда вы начинаете общение с малышом, учтите, что важно соблюдать очередность: вы говорите, потом ждите гуканья в ответ, только потом начинаете продолжать реплику, опять ждёте обратной реакции и т.д. Если вы нарушите очерёдность в диалоге, малыш собьётся и не поймёт, чего от него ждут взрослые
Видите, сколько тонкостей вы должны учитывать. «Доречевые» диалоги между родителями и младенцем очень важны для его речевого развития в будущем.
Как развивается навык
В среднем малышу потребуется от 4 до 8 недель, чтобы первые признаки довольства появились на его личике. Причем улыбка вне его сна – действие, которое требует больших усилий для младенца. Это первое осознание своего чувства. Кроха ощущает комфорт, его ничего не беспокоит, и данное ощущение транслируется внешнему миру через улыбку. Причем выражается это не только через растянутый рот, но и глазами – их выражение меняется тоже.
Когда малыш улыбается впервые
Первых улыбок у грудничка может быть несколько, все они различаются:
- До рождения, бессознательная;
- После рождения, бессознательная.
![]()
Бессознательная улыбка во сне
- Сознательная.
- Первая для родителей (чаще – мамы).
Каждая из таких первых улыбок имеет свое толкование:
- Улыбка, что возникает еще в утробе матери, не выражает чувства. Это действие в тот момент стоит наравне с движениями рук и ног, это работа рефлексов.
- Рефлекторная улыбка новорожденного. Чаще появляется, пока малыш спит. Может возникать и в моменты бодрствования. Например, одна пара недавно выложила в сеть фотографию со счастливым новоиспеченным папой, довольной мамой (еще на хирургическом столе после кесарева сечения) и их новорожденным с радостной улыбкой. Разумеется, это не могло быть признаком довольства ребенка, это лишь совпадение.
- Сознательная улыбка уже отражает довольство малыша. Для нее грудничку нужно «созреть», научиться отделять приятное от неприятного. Это вторая ступень налаживания коммуникации с внешним миром (первая, доступная от родов – плач).
- Первая улыбка маме и реже папе тоже осознанная, причем имеет особое значение.
Улыбка для мамы
Малыш учится улыбаться специально для самого близкого человека позже, отдельно. Суть одна – младенец теперь не просто говорит миру о своем комфорте, он видит источник этого комфорта и узнает его.
![]()
Малыш улыбается маме
Чаще всего таким источником является мама. Именно она успокаивает и лечит боль, кормит грудничка. К ее запаху и голосу привыкает кроха еще до своего рождения. Потому для него она, по сути – пока что целый мир. Когда ребенок начинает улыбаться центру своего мира по-особенному, это говорит о развитии его мозга, приобретении навыков запоминать и узнавать.
Когда появляется осознанная улыбка
Во сколько появится первая улыбка новорожденного, зависит от ее вида:
- Ответная. Малыш замечает что-то, его интересующее, не испытывает дискомфорта. Результат – короткая (до нескольких секунд) улыбка. Это умение появляется примерно в месяц или два.
- Социальная. Ее ждать нужно в два или три месяца. Это не просто выражение переживания, а попытка взаимодействия с миром.
Обратите внимание! Для развития грудничка очень полезна особая игра. В этом возрасте малыш понимает, что его улыбка вызывает ответную со стороны взрослого, это нужно использовать
Рекомендуется играть в «зеркало»: повторять все действия крохи. Улыбается – нужно улыбнуться в ответ, хмурится – воссоздать его выражение личика.
- Постоянная. Возникает в 5-6 месяцев. Ребенок улыбается всему: игрушке, отражению в зеркале, игре. Ему все интересно, все вызывает положительные эмоции.
- Выборочная. Появляется в возрасте 5-9 месяцев, адресована только особым личностям: маме, папе, только самым-самым близким. В то же время общее количество улыбок снижается. Это нормально – кроха учится отделять своих и чужих.
- Юмор. Ребенок начинает смеяться от исковерканного родительского голоса, гримас и пародий – доказательство того, что он уже умеет отделять откровенную выдумку от серьезного. Шутку чадо, конечно, пока не поймет – не настолько хорошо воспринимается им аудиальная информация. Но смех от постановочных комичных ситуаций – первый шаг на пути возникновения юмора.
Все приведенные выше сроки строго индивидуальны, как и любое развитие. Они могут немного «гулять» в ту или иную сторону. Все зависит от двух факторов:
Развития мозга
Ребенок начинает осознанно улыбаться, потому что уже может сконцентрировать свое внимание на определенном предмете или явлении в течении хотя бы нескольких секунд. Когда появится такая концентрация, зависит от активности мозга, темперамента малыша, внимания к нему со стороны родителей
![]()
Мама играет с малышкой
Личностных качеств. Если к полугоду младенец перестал улыбаться всему новому, и улыбки его достойны только родители – это вариант нормы. Кроха не знает, что ждать от неизвестного, опасаться его или нет. Другие детки, напротив, количество улыбок не снижают. Это тоже норма – есть более бесстрашные малыши.
Совет. Родителям не стоит переживать, если их ребенок развивается немного вне стандартных временных рамок. Притом, что чадо здорово, и патологий развития никаких не имеет.
Принципы позитивного родительства
Существует 5 основных принципов для родителей:
1 Быть другим или другой. Нужно понимать, что каждый отдельный ребенок – это индивидуальность и родители должны принимать данный факт и развивать в них их особенности.
2 Все могут ошибаться. Этот принцип гласит, что малыш может допускать ошибки, а родители должны признавать и уметь их прощать, каждый раз давать шанс начать все заново. Именно тогда можно рассчитывать на правильное развитие.
3 У всех есть негативные эмоции. Стоит помнить, что при переживании негативных эмоций кроха сильно нуждается в поддержке своих родителей. Если он получает ее – он понимает, что не одинок.
4 Необходимо хотеть больше. Согласно этому принципу нужно давать самостоятельный выбор во всех начинаниях малыша. Только в этом случае родители не смогут подавить, а наоборот, будут развивать его индивидуальность и уникальность.
5 Навык говорить “нет”. Это касается родителей, которые позволяют своему мылышу лишнее. Всегда нужно уметь останавливаться и запрещать, если это может нанести ему вред.
У малыша нет эмоций – повод для волнения
Если к 3 месяцам после рождения ваш ребенок так ни разу и не улыбнулся – это должно вызвать опасения
Данное отклонение может свидетельствовать о развитии аутизма. Обратите внимание на оценку по шкале Апгар, которую поставили малышу при рождении
В таком случае требуется посетить детского невролога и педиатра. Они поставят верный диагноз, либо же развеют страхи.
Для того чтобы вызвать улыбку, необходимо приложить минимум усилий: положить малыша на спину, приблизить свое лицо на расстояние около 30 см от его глаз и рассказать веселый стишок. В ответ вы получите искренние эмоции. Рекомендуется показывать яркие картинки в книгах, пестрые игрушки, например музыкальные. Уделите время занятию на развивающем коврике, и как результат, ваша цель будет достигнута.
Каждый ребенок – это отдельная личность. Все мы разные по темпераменту, это относится и к маленьким деткам: кто-то улыбается часто, кто-то наоборот. Не нужно заставлять, если у ребенка нет соответствующего желания, все люди индивидуальны и проявляют свои эмоции по-разному.
Причины отсутствия улыбки
Основными причинами отсутствия улыбки у младенца являются:
- Физиологическая патология, выражающаяся в неумении держать головку.
- Психические нарушения, нежелание контактировать с окружающим миром, как с незнакомыми, так и с близкими людьми.
- Нарушение координации движений, невозможность фокусироваться на одном предмете, занятии или человеке.
Когда обращаются к врачу
Даже у индивидуальности есть свои границы. В том числе в плане сроков появления улыбок. Если малыш не улыбается в месяц, это нормально. Доктор Евгений Комаровский дает на развитие этого навыка первые 6 недель жизни.
![]()
Комаровский Евгений Олегович
Другие педиатры называют иные сроки – до 8 недель. Если первая улыбка не озарила личико карапуза до этого срока, нужно посетить невролога.
При осмотре специалистом, если не выявлено никаких проблем, срок ожидания может быть увеличен вплоть до 4 месяцев, то есть примерно до 16 недель жизни. Какой бы ни была индивидуальность, к этому времени отсутствие улыбки – признак патологии. В таком случае врач назначит ряд исследований и анализов. Причиной проблемы могут быть как психические отклонения, так и физические (в развитии мозга). По результатам обследования будут назначены специальные препараты, по необходимости – консультация более узконаправленного специалиста.
Детская улыбка – тот признак взросления новорожденного, который благотворно сказывается на малыше и его родителях. Первый с ее помощью учится общаться, доверять этому миру, вторые получают дозу эндорфинов (такую реакцию выдает взрослый организм при виде младенческой улыбки)
Важно дать малышу освоить этот навык в удобном для него темпе, но не забывать следить за состоянием крохи, по необходимости консультируясь с врачом
Кто такие «буки»?
Иногда родители волнуются: «Чужие детки улыбаются, смеются, а из моего «буки» улыбку ничем не вытащишь. Нормально ли это? Значит ли такая неулыбчивость, что малыш чем-то недоволен или хуже – несчастлив? И что теперь делать?»
Эти опасения напрасны. Все дети разные: есть, например, малыши, которые не любят сладкое (!), предпочитают чтение в тишине шумной беготне с друзьями (!), едят лимоны, не морщась (!). Так и ваш – его улыбку еще надо заслужить. Или просто ее дождаться.
Зачастую под маской «буки» скрываются дети…
… стеснительные (такой ребенок смущается лишний раз проявлять эмоции при незнакомых людях, но дома улыбается без труда и иногда даже без причины),
… капризные (такой малыш знает, как приятна маме или папе его улыбка и пытается использовать этот «актив» ради выгоды и получения подарков и поблажек),
… серьезные (фраза «смех без причины – признак дурачины» для такого ребенка не пустой звук, а причины для смеха и улыбок он тщательно проверяет на разумность и достаточность),
По данным опроса «ФОМнибус» 65% людей считают, что уметь понимать шутки важнее, чем самому уметь шутить.
… приученные (в семье такого малыша все, условно говоря, – «буки»; улыбаться часто и слишком широко – не принято, и ребенку просто неоткуда научиться вести себя иначе, что, впрочем, легко может измениться, когда он попадет в другую среду общения).
Непринужденно и охотно улыбаются не все дети, а только предрасположенные к этому свойствами характера и особенностями воспитания, НО любой ребенок, даже «бука», улыбается, когда ему хорошо.
Можно ли ускорить процесс
Можно помочь ребенку начать улыбаться быстрее. Для этого рекомендуется больше времени посвящать ему: разговаривать с ним, демонстрировать свою улыбку, играть. Все это – новая информация для мозга, развивающая его. Чем лучше развит мозг, тем скорее улыбнется грудничок.
Рекомендуются также игры в «зеркало» (как в них играть, описано выше). Они очень полезны – во-первых, закладывают базу для дальнейшего освоения речи (это первый этап – карапуз учится что-то делать, чтобы получить ответ извне), во-вторых, развивают эмпатический интеллект. Сперва кроха учится всей гамме эмоций со стороны. Потом будет осваивать их у себя. Наконец, привыкнет к тому, что другие тоже чувствуют то же, что и он сам. В-третьих, подобное времяпрепровождение помогает младенцу сформировать картину безопасного мира, в котором он сможет спокойно развиваться.
Можно ли ускорить процесс
Можно помочь ребенку начать улыбаться быстрее. Для этого рекомендуется больше времени посвящать ему: разговаривать с ним, демонстрировать свою улыбку, играть. Все это – новая информация для мозга, развивающая его. Чем лучше развит мозг, тем скорее улыбнется грудничок.
Рекомендуются также игры в «зеркало» (как в них играть, описано выше). Они очень полезны – во-первых, закладывают базу для дальнейшего освоения речи (это первый этап – карапуз учится что-то делать, чтобы получить ответ извне), во-вторых, развивают эмпатический интеллект. Сперва кроха учится всей гамме эмоций со стороны. Потом будет осваивать их у себя. Наконец, привыкнет к тому, что другие тоже чувствуют то же, что и он сам. В-третьих, подобное времяпрепровождение помогает младенцу сформировать картину безопасного мира, в котором он сможет спокойно развиваться.
Учат ли ребенка улыбаться
Улыбка – умение, которое уже заложено в психике малыша до рождения. Примерно так же, как плач при дискомфорте, как стремление повторять, копировать действия взрослых. Потому специально учить детей улыбаться не нужно. Все, что можно сделать, – проводить с ними время, искать «ключик» – то, что интересно маленькому человеку больше всего, за чем он готов следить, чем готов заниматься.
![]()
Мама разговаривает с ребенком
Учить ли малыша?
Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.
Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.
![]()
Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.
Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.
![]()
Когда же малыш начинает улыбаться «по-настоящему»?
Для того чтобы грудничок одарил вас первой осознанной улыбкой, он должен пройти несколько важных этапов в своем развитии.
Ребенок рождается с несовершенным зрением. Он хорошо видит большие, крупные предметы на расстоянии 20-30 см. Лицо мамы ребенок видит слегка размытым. Нормальное зрение формируется примерно к месячному возрасту ребенка, именно тогда он начинает различать мимику взрослых и пытается «скопировать» ее.
Огромную работу проделывает нервная система малыша, его психика. Ведь нужно понять, что появление лица в поле зрения связано с приятными чувствами, которые он испытывает, и запомнить, как можно выразить свое удовольствие.
Чтобы улыбнуться, нужно задействовать 17 мышц. Представляете, какую работу проделывает ваш ребенок!
Как правило, малыши начинают осознанно улыбаться в возрасте от 6 до 8 недель. Неврологическая норма более размыта – от 5 до 12 недель.
Эту новую улыбку легко отличить от рефлекторной, так как она предназначается определенному человеку. Когда новорожденный начинает улыбаться осознанно, этого нельзя не заметить.
От первой улыбки до первого смеха в голос
Улыбка также является мышечной реакцией человека на какую-либо ситуацию. Но в формировании улыбки на лице участвуют 17 мышц, когда во время смеха работает уже 80 лицевых мышц. Мамы, наблюдая за своими детками, замечают, что улыбки на их личиках появляются в момент покоя и удовлетворения (чаще всего во сне). Смех – результат шутки или развлекающих действий (игра в «козу рогатую», подбрасывание вверх и щекотание животика и т. д.).
Улыбаться и смеяться дети начинают намного раньше, чем говорить. Для каждого ребенка переход от улыбки к смеху индивидуален. Это может быть в 4 месяца, но бывает и так, что вы услышите заливистый хохот своего малыша, когда ему исполнится год.
Осознанная улыбка появляется в ответ на прикосновения мамы, ее голос и ласкающие движения. Специалисты называют ее «экзогенной», то есть имеющей внешние причины. Смех в голос чаще всего дети повторяют за взрослыми: видят смеющихся и хохочущих родителей, и сами при этом начинают смеяться. Главное, в этот момент их не вспугнуть, потому что малыш, испугавшись вашей бурной реакции на свои новые звуки, может просто перестать смеяться, запомнив негативные впечатления от реакции взрослых.
У многих родителей возникает вопрос: почему дети не смеются в голос с момента рождения, ведь плачут они постоянно? Специалисты объясняют: у новорожденного малыша не сформирован «канал смеха», являющийся своеобразным соединительным звеном между эмоциями и мышцами. Поэтому когда вам кажется, что дети начинают смеяться наедине, просто так без причины, вы ошибаетесь. Это тренировочные упражнения для развития того самого «канала смеха».
Если ребёнок не улыбается
![]()
Такая ситуация может привести к печальным последствиям (например, заиканию или энурезу), поэтому необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.
Другая причина — нехватка общения. Чтобы ребёнок научился улыбаться, нужно больше разговаривать с ним, носить на руках по комнате, показывая различные предметы и игрушки и вызывая в нём интерес к окружающему миру.
Если малыш на прогулке не спит, также можно брать его на руки и знакомить с растениями, деревьями, животными и всем, что окружает ребёнка в данный момент. Это положительно влияет не только на эмоциональное и умственное развитие, но и на развитие органов чувств (зрения и слуха).
Можно ли научить ребёнка улыбаться?
![]()
Расстояние между грудничком и мамой должно быть максимально маленьким. Постоянно видя улыбку близкого человека, ребёнок невольно начнёт копировать мимику взрослого и вскоре научится улыбаться сам.
Если ребёнок голоден, или у него сырой подгузник, сначала требуется устранить причину беспокойства и дискомфорта, и только потом проводить «эмоциональные тренинги» для грудничков.
Беременность

















































