Как определить свой локус контроля? ключи к тесту

Conversation Exchange

Интересная закономерность

Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.

Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества

Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики

Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.

Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.

Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Локус контроля и зрелость личности

Внутренний тип считается чертой зрелой личности. Субъекты равнодушны к мнению других, они анализируют получаемую информацию, трезво оценивают способности и действия, стремятся постоянно улучшать свое положение. Однако ощущение «я все могу» не всегда полезно. Поэтому и нужна золотая середина.

Человек должен ставить реалистичные цели и не пытаться изменить то, что действительно не подвластно ему. В противном случае это чревато разочарованием, фрустрацией, депрессией. Кроме этого, нужно учитывать общее состояние общества. Если в целом наблюдается нестабильная обстановка, то не стоит строить грандиозных планов на будущее.

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Тест на локус контроля

Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).

Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?

Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:

  1. Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
  2. Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
  3. Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
  4. Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Исполнение желаний зависит от везения.
  6. Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
  7. Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
  8. Я мало влияю на происходящее.
  9. Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
  10. Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
  11. Я верю в реализацию собственных планов.
  12. Удача – результат долгих стараний.
  13. Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
  14. Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
  15. Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
  16. Поведение детей – результат родительского воспитания.
  17. Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
  18. Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
  19. Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
  20. В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
  21. Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
  22. Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
  23. Образ жизни не влияет на возможные недуги.
  24. Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
  25. За плохое управление компанией ответственны работники.
  26. Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
  27. При желании я расположу к себе любого человека.
  28. На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
  29. В происходящем виноват я сам.
  30. Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
  31. Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
  32. Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
  33. В моих неудачах виноваты другие люди.
  34. Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
  35. С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
  36. Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
  37. От меня зависит счастье моей семьи.
  38. Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
  40. Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
  41. Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
  42. Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
  43. Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
  44. Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.

Тестирование работников организации на локус контроля

Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.

Шкала общей интернальности:

  • «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
  • «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.

 Обработка результатов:

  • 0-11 баллов – экстернал;
  • 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
  • 33-44 балла – интернал.

Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.

Примеры

Внешний локус контроля заставляет человека считать, что всё хорошее и плохое происходит в его жизни благодаря внешним обстоятельствам. К примеру, он может давать происходящим с ним событиям такие объяснения:

  • вуз окончил с плохими оценками, потому что система образования в стране плохая;
  • на работу опоздал, потому что на дорогах пробки;
  • зарплата низкая, потому что начальство не ценит;
  • избавиться от лишнего веса не получается из-за плохой наследственности.

Положительные события он тоже объясняет внешними обстоятельствами. Например, многие студенты считают, что поступили в вуз по чистому везению, да и впоследствии им кажется, что им часто везёт в учёбе. И всё же гораздо чаще экстернальность проявляется в том, что человек винит обстоятельства и окружающих в своих неприятностях.

Личности с внутренним локусом контроля считают происходящие с ними события собственными достижениями или провалами. Обычно их объяснения выглядят следующим образом:

  • учился не очень старательно, поэтому и оценки плохие;
  • на работу опоздал, потому что очень поздно выехал;
  • зарплата низкая, потому что не хватает квалификации для повышения в должности;
  • лишний вес не получается сбросить из-за неправильных пищевых привычек и нежелания заниматься спортом.

Разумеется, и положительные события личности с внутренним локусом контроля записывают в собственные заслуги. Хорошее образование, дисциплинированность, стройная фигура, высокие доходы и прочее они считают исключительно личными достижениями. В общении такие люди более приятны, поскольку всегда уверены в себе и практически никогда не источают негатив.

Типы людей и локус контроля

Психологи выявили, что это свойство взаимосвязано с самооценкой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что чем выше самооценка человека, тем острее у него развит внутренний контроль. В то же время справедливо обратное: чем больше развит внутренний контроль, тем больше повышается самооценка. Оба компонента имеют прямое отношение к самосознанию человека, то есть его представлениям о самом себе.

Субъекты того или другого типа отличаются друг от друга.

Особенности интернала:

  • берет ответственность за все свои реакции;
  • свободен от мнения окружающих;
  • высоко ценит себя, самодостаточен;
  • живет в гармонии с собой;
  • психологически устойчив;
  • нацеленность на результат.

Как правило, это здоровые, успешные, счастливые люди. Им присуща доброжелательность, позитивное восприятие мира.

А вот что характерно для человека с внешним локусом контроля:

  • отрицают свои ошибки, не пытаются разбираться в них и работать над собой;
  • не верят в себя, не знают своего потенциала;
  • ощущают себя беспомощными;
  • зависят от посторонних;
  • психологически неустойчивы;
  • сдаются при первой же неудаче.

Как правило, их преследует ощущение безнадежности. Они несчастливы, часто болеют, не довольны своей жизнью. Им присуща конформность, агрессия, подозрительность, тревожность.

Чем еще интерналы отличаются от эстерналов:

  • первые смотрят в будущее, вторые зациклены на прошлом;
  • первые с юмором относятся к трудностям, видят в препятствиях возможности, вторые боятся всего нового, неизвестного, трудного;
  • первые всегда отстаивают свое мнение, вторые не могут отстоять свои принципы, убеждения;
  • первые всегда строят планы и устанавливают цели, вторые никогда ничего не планируют, отличаются безответственностью, оттягиванием выполнения чего-либо;
  • первые привыкли работать и могут жертвовать удовольствиями, вторые предпочитают жить одним днем;
  • первые представляют свое будущее ярким, наполненным событиями, вторые – неинтересным, однообразным;
  • для первых время идет быстро, для вторых – медленно;
  • первые очень внимательно относятся к своему времени, вторые не умеют продуктивно организовывать его, распоряжаться им;
  • первые уважают себя, ждут счастья, удачи, любви, вторые не уважают себя, уверены, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Эстерналы чаще страдают от дезадаптации, сталкиваются с психологическими, соматическими и психосоматическими проблемами. Они живут без смысла и цели.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

Ключ

Шкала «+» «–» Σ
Ио 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Ид 12; 15; 27; 32; 36; 37 1; 5; 6; 14; 26; 43
Ин 2; 4; 20; 31; 42; 44 7; 24; 33; 38; 40; 41
Ис 2; 16; 20; 32; 37 7; 14; 26; 28; 41
Ип 19; 22; 25; 31; 42 1; 9; 10; 24; 30
Им 4; 27 6; 38
Из 13; 34 3; 23

2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Стены «Сырые» баллы
Ио интервал Ид интервал Ин интервал Ис интервал Ип интервал Им интервал Из интервал
от до от до от до от до от до от до от до
1 -132 -14 -36 -11 -36 -8 -30 12 -30 -5 -12 -7 -12 -6
2 -13 -3 -10 -7 -7 -4 -11 -8 -4 -1 -6 -5 -5 -4
3 -2 -6 -3 -3 -7 -5 3 -4 -3 -3 -2
4 10 21 -2 1 1 4 -4 -1 4 7 -2 -1 -1
5 22 32 2 5 5 7 3 8 11 1 1 2
6 33 44 6 9 8 11 4 6 12 15 2 4 3 4
7 45 56 10 14 12 15 7 10 16 19 5 6 5 6
8 57 68 15 18 16 19 11 13 20 23 7 8 7 8
9 69 79 19 22 20 23 14 17 24 27 9 10 9 10
10 80 132 23 36 24 36 18 30 28 30 11 12 11 12

3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Личная жизнь

Кто-то удивится: разве может быть у «безумного ученого» личная жизнь? Он же одержим своей наукой.

Еще как может. И женятся такие люди, и замуж выходят. Только избраннику непросто будет со своей второй половинкой. Последняя способна зарабатывать хорошие деньги, пользуясь собственным умом. Но такая перспектива нашего умника не прельщает. Он работает над своими задачами ради удовольствия, а не за деньги.

Супругу или супруге придется взвалить на себя не только домашнее хозяйство, но и работать в поте лица.

Что касается детей, то к ним «ученый» относится ровно. Любит, конечно, но без фанатизма. Ему главное – чтобы дети не мешали самореализации.

Характеристики такого типа

Как можно охарактеризовать такой тип личности (INTP)? В первую очередь, люди подобного типа очень сдержанны и хладнокровны. Они – убежденные интроверты, любящие проводить время наедине с собой. И со сложными загадками, конечно же.

Теория для них – все. Человеку, обладающему таким типом личности, очень легко находить решения сложнейших теоретических задач. Но практическая бытовая задача вводит его в ступор. Например: могу открыть четвертый закон Ньютона, но прибить дома гвоздь или сварить борщ – это очень сложно.

Толерантность. «Ученые» очень толерантные, несмотря на свою замкнутость. Они мало общаются с людьми, предпочитая уединение. Возможно, более частые выходы в свет заставили бы их пересмотреть взгляды на толерантность.

Мышление таких людей не ограничено рамками. Они умеют мыслить так, что простому человеку просто не увидеть горизонты подобного мышления. Как говорится, размышляют во всех плоскостях.

Гибкость. Человека типа «ученый» сложно подчинить себе. Но в общении он часто проявляет гибкость. Разумеется, когда речь не идет об ущемлении его прав на решение любимых сложных задач.

Полагаются только на собственный ум. Если наш логик-теоретик сказал, что Земля квадратная, ему нельзя доказать, что она круглая. Все равно не поверит, даже пытаться бесполезно.

Целенаправленные люди. Своих целей, касающихся науки, они добьются. Потратят годы и десятилетия собственной жизни, но задачу решат.

Ввиду своего логического мышления, этим людям тяжело понять того, кто живет эмоциями. В своих действиях и суждениях наши герои руководствуются только логикой и здравым смыслом. Поэтому в обществе эмоциональных людей у «ученого» возникает желание покрутить пальцем у виска и скорее убежать в собственную норку.

Обладатели широкого кругозора. Невозможно работать над сложной задачей, обладая малыми знаниями. По своей проблеме, над разрешением которой трудится наш товарищ «ученый», он знает все. Если разбудить его посреди ночи и спросить, тут же отчеканит не задумываясь.

Есть у этих людей одна изюминка. Они из ряда тех, кто боится собственных неудач. Панически просто. И если такого человека будут преследовать неудачи, дело может закончиться плохо. Вплоть до самоубийства может дойти тот, чей тип личности INTP.

Локус контроля личности роттера, тест и методика локус контроля

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.

Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, уравновешены, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности, неуравновешенности, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности.

Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении.

Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.

Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях, и доля психологической зависимости от обстоятельств.

Шкалы: экстернальность, интернальность

Цель тестирования: выявление локуса контроля респондентов.

Инструкция к тесту

Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.