Бесплатные вебинары

Первая позиция восприятия: «Я»

Люди с главенствующей первой позицией всецело сконцентрированы на себе, своих желаниях и мнениях.

Это колоритный типаж: всегда знает, чего хочет и куда стремится прийти. Окружающие же воспринимаются им либо как инструменты — способы реализации его желаний и стремлений, либо как помехи на пути к ним. Других людей как отдельных субъектов в воображении этого типа не существует: они воспринимают их только через призму себя, своего мнения и своих целей.

Вероятно, вы встречали таких людей: для них каждое сказанное собеседником слово — мучительная секунда в ожидании своей очереди высказаться самому.

Люди с позицией «Я» живут ради удовлетворения собственных желаний и прихотей: едят вкусно, спят сладко, одеваются комфортно, а если что-то делают, то только в собственных интересах. К цели идут напролом, мало считаясь с теми, кого может отбросить ударной волной от их движения.

Часто эти люди — именно те, кто, ныряя в жизненный поток, ненароком сбивают соседей по планете, даже не заметив этого.

В экстремальном варианте представители первой позиции – это отъявленные эгоисты, а порой и социопаты, зацикленные только на себе и с несколько отбитым«приёмником обратной связи». В мягком и адекватном же проявлении – себялюбивые, целеустремленные, ценящие собственный комфорт и уважающие своё мнение личности.

Плюсы:

  • Целеустремленность
  • Энтузиазм
  • Самоуважение
  • Любовь к себе
  • Умение достичь счастья
  • Отсутствие комплексов

Минусы:

  • Эгоизм и самовлюбленность
  • Максимализм, впадение в крайности (в том числе эмоциональные)
  • Гневливость и бесцеремонность
  • «Неэкологичность» поступков по отношению к другим

Третья позиция

В третьей позиции мы видим, слышим и ощущаем взаимодействие
с отстраненной точки зрения. Мы получаем возможность отойти и воспринять
ситуацию со стороны, объективно оценив свои отношения с окружающими. Тем
самым мы словно устраняемся из процесса общения и становимся свидетелями
происходящего. В третьей позиции сохраняется ассоциация, но от
взаимодействия мы отстраняемся, и это позволяет нам осознать имеющиеся в
нашем распоряжении ресурсы и трезво оценить то, что с нами происходит.
Собранная информация впоследствии может быть использована также в первой
позиции.

Когда используется третья позиция

Объективность собранной в третьей позиции информации
исключительно важна. Участвуя в ситуации, мы зачастую поддаемся
собственным эмоциям и перестаем объективно воспринимать происходящее. В
таком положении легко упустить развитие конфликта, скатиться к
агрессивному поведению. Третью позицию иногда называют метапозицией. Она
используется в различных приемах НЛП, поскольку дает человеку
возможность в случаях необходимости отстраниться от ситуации и взглянуть
на нее непредвзятым взглядом.

Оборотная сторона третьей позиции

Недостатком третьей позиции является то, что она
способствует отстранению. Мы и сами теряем чувства, и окружающих
начинаем воспринимать как бесчувственных роботов.

Выявление нарушений в настройке позиций восприятия

Прежде чем осуществлять какие-либо изменения Коннира выяснила, каким образом Боб воспринимает проблемную ситуацию. Позже она воспользуется этой информацией.

* Зрительное восприятие
* Слуховое восприятие
* Ощущения

Зрительное восприятие

Коннира: Подумайте о какой-нибудь проблемной ситуации, в которой кроме вас участвует и другой человек

Представляя себе эту ситуацию, обратите внимание сначала на то, что вы видите

Боб: Зрительно, это моя точка зрения.

Коннира: Люди, прошедшие тренинг НЛП, обычно называют позицию восприятия, но нам нужна сейчас более детальная информация. Бывает так, что первое впечатление оказывается обманчивым. Так что, Боб, расскажите мне подробнее, что вы видите. Где находится второй человек?

Боб: Я вижу все своими собственными глазами. Этот человек располагается немного сбоку (показывает налево от себя).

Коннира: Хорошо. Следующий вопрос может показаться немного странным, но ничего страшного. Проверьте, действительно ли вы смотрите точно из того места, где находятся ваши глаза, или, быть может, ваши глаза немного смещены

Обратите внимание даже на незначительные искажения в местоположении точки восприятия, смещена ли она вперед, назад, в сторону, вверх или вниз

Боб: Я смотрю немного справа (показывает немного правее и выше уровня своих глаз).

Коннира: Так. Это на уровне ваших глаз или выше, или ниже?

Боб: На самом деле, мне кажется, я смотрю из точки, которая немного выше уровня глаз.

Коннира: Отлично. Это соответствует вашим жестам. Итак, вы смотрите из точки, которая находится где-то между я-позицией и позицией наблюдателя.

(Замечание: Находясь в я-позиции, мы смотрим на все вокруг своими собственными глазами. Когда мы перемещаемся в позицию наблюдателя, мы наблюдаем за самим собой и за вторым участником со стороны. Точка, из которой Боб смотрит на ситуацию, находится немного справа от я-позиции, и, не совпадая с я-позицией, она в то же время находится далеко от позиции наблюдателя.)

Слуховое восприятие

Коннира: А теперь давайте узнаем, что вы слышите. Какие звуки вы осознаете, когда вспоминаете эту ситуацию?

Боб: Я слышу диалог.

Коннира: И из какой точки вы его слышите?

Боб: Такое впечатление, что я слышу его откуда-то отсюда. (Он показывает место справа перед собой примерно на расстоянии 15 футов.)

Коннира: Вы слышите то, что происходит вокруг вас, или же вы слышите какие-нибудь комментарии по поводу ситуации?

Боб: И то, и другое.

Коннира: Приведите мне пару примеров из тех комментариев, которые вы слышите.

Боб: “Я тупица. Просто не верится”.

Коннира: А откуда звучит этот комментирующий голос?

Боб: Вокруг моей головы (жестикулирует возле головы, проводя полукруг сзади и сбоку).

Коннира: Так. Комментирующий голос звучит вокруг вашей головы, используя местоимение “я”, а вы слушаете диалог с расстояния 15 футов, находясь сбоку. Ваш голос находится почти что в самой я-позиции, а вот ваши уши располагаются в позиции наблюдателя.

(Замечание: Когда Боб показывал, откуда он слушает диалог, он обозначил место, в котором мог бы находиться наблюдатель и наблюдать за всем со стороны. А его комментирующий голос располагается очень близко к горлу, т.е. к тому месту, из которого мог бы звучать голос, находящийся в я-позиции.)

Ощущения

Коннира: А теперь давайте обратим внимание на кинестетическую систему. Заметьте, чьи ощущения вы испытываете и где эти ощущения находятся

Боб: Мне кажется, это мои ощущения (показывает в центр груди).

Коннира: Они прямо в центре или немного смещены в сторону?

Боб: Прямо посередине.

Коннира: Так что ощущения находятся в я-позиции.

Настройка я-позиции

А сейчас мы настроим я-позицию

Сначала обратите внимание, что произойдет, когда вы войдете в я-позицию. Заметьте, чем это отличается от того, что было прежде… Вы видите все своими собственными глазами?

Боб: Теперь я смотрю на все в точности из своих глаз.

Коннира: Изменилось ли что-нибудь в том, как вы видите второго человека из я-позиции?

Боб: Он виден гораздо отчетливее, и теперь он располагается прямо передо мной.

Коннира: Хорошо. Очень часто образ второго человека становится более отчетливым после настройки позиции наблюдателя. Проверьте свой голос, как он звучит сейчас в этой позиции. Слышите ли вы какой-нибудь внутренний диалог?

Боб: Я просто слушаю разговор. Я слышу слова человека, который находится напротив меня, и отвечаю ему.

Коннира: Вы слышите все своими собственными ушами?

Боб: Да… Все это так необычно!

Коннира: И замечательно… Теперь я хочу убедиться в том, что у вас есть возможность слышать внутренний диалог в этой позиции. Поэтому заметьте, что произойдет, если вы скажете внутри себя: “Я чувствую это. Я думаю о том-то. Я хочу того-то”.

Боб: Этот голос исходит из моей груди (говорит тише и слегка улыбается). И вместе с ним появляются какие-то очень сильные чувства (рукой очерчивает всю грудь, его тело при этом становится более расслабленным, на лице появляются более живые краски).

Коннира: Хорошо. Это и выглядит совсем по-другому, чем прежде. В я-позиции голос находится внутри тела, звучит из верхней части груди и использует местоимение “я”.

Ощущения

Коннира: Проверьте, что сейчас у вас в теле только ваши собственные чувства.

Боб: Да.

Коннира: Появились ли какие-нибудь изменения в ваших ощущениях по сравнению с тем, что было перед настройкой этих позиций?

Боб: Да, значительные изменения! Я начал полностью осознавать свое тело, вплоть до рук и ног, чего не было прежде.

Коннира: Отлично. А сейчас перескочите обратно в позицию наблюдателя и заметьте, появилось ли что-нибудь новое в позиции наблюдателя теперь, когда вы уже настроили я-позицию…

Боб: Да, основное отличие заключается в том, что голос Боба в этом общении звучит совсем по-другому.

Вторая позиция восприятия: «Другие»

Вторая позиция восприятия – это подход человека, ставящего себя на место других и смотрящий на мир их глазами. Как говорится, чтобы поймать преступника, нужно мыслить как преступник; чтобы понять другого человека, «пройдись в его обуви», влезь в его шкуру. Именно это умеют и делают люди с главенствующей второй позицией восприятия.

Их прежде всего интересует, хорошо ли их партнеру, собеседнику, коллеге, другу

Это встроенная модель мышления, основа которой построена на заочном авторитете окружающих, повышенной важности их мнения, а в утрированном варианте — на более высокой ценности их жизни по сравнению со своей

Бывает, что такой человек не в состоянии попросить свои деньги обратно только из-за нежелания обидеть, показаться скрягой, испортить отношения. Их сочувственность и эмпатичность бросают их в ситуации, где помощь другим часто осуществляется в ущерб себе.

Из-за этой эмпатии люди с доминирующей второй позицией восприятия часто болеют, легко заражаясь состоянием людей, которым они сочувствуют (ведь со-чувствовать значит чувствовать как другой человек).

В одном из экстремальных проявлений случается следующее: как только в своей жизни намечаются проблемы, эти люди, бывает, «сбегают» в жизнь чужую — начинают помогать другим, решать их проблемы и болеть за них, как за себя. Всё дело в том, что они не привыкли следовать своим интересам, из-за чего не всегда умеют работать со своей жизнью, и им гораздо проще быть в ответе за кого-то другого, нежели за себя.

В другом случае человек может не совершать многих действий и планов, руководствуясь тем, «что подумают люди», как то или это на них отразится, как они это оценят, и оценят ли, и так далее. Без управления это может тормозить движение вперед, вести неврозам и закомплексованности.

Тревоги и негативные эмоции — тёмная сторона и эмоциональный багаж второй позиции.

Но у второй позиции есть и сильное проявление — это  талантливые пиарщики, маркетологи и любые другие успешные представители сферы обслуживания. Благодаря умению чувствовать тренды и предугадывать желания других людей такие люди обходят сопротивление клиентов и удовлетворяют их нужды, как никто другой. Вообще, сфера обслуживания самых разных уровней – это та стезя, на которой они могут очень преуспеть благодаря своему чутью, эмпатии и клиент ориентированности.

Плюсы:

  • Эмпатия
  • Умение поладить со всеми
  •        Любовь и симпатия окружающих
  • Умение чувствовать тренды и желания других
  • Альтруизм
  • Широкая карта за счет способности увидеть одну ситуацию глазами разных людей

Минусы:

  • Тревожно-мнительность и обидчивость
  • Позиции жертвы или спасателя
  • Жизнь в угоду другим без учета своих интересов
  • Парализующий cтрах обидеть других или не понравиться им
  • Заражение чужими эмоциями, в том числе негативными

2019

62 Индикатор раппорта

61 Фокусы языка и неполная индукция

60 Три оценки

59 Сущностные состояния и мотивация

58 Тренировка демонстрации уверенности

57 В какой сенсорной модальности люди на фотографиях?

56 Оценка базовых навыков коммуникации

55 Кто открыл субмодальности?

54 Куб состояний

53 Всегда ли подстройка приводит к раппорту?

52 Орёл или решка

51 Для какого паттерна метамодели характерен вопрос «почему ты Х?»

50 Намерение поведения

49 Кто автор техники «Лечение приобретённых аллергий»?

48 Метапрограммы эффективного поведения

47 Какова исходная формулировка пресуппозиции «Карта не территория»?

46 Поле транса

45 Что лежит в основе ХСР?

44 Развитие кинестетической чувствительности

43 Ставил ли Павлов якоря?

42 Быстрая калибровка

41 Являются ли сущностные состояния эмоциями?

40 Какой тип рефрейминга использован на картинке?

39 Эмпатическая подстройка

38 Уточнение цели

37 Какие типы пресуппозиций используются в «Одношаговом рефрейминге»

36 Как общаться с бессознательным

35 Какой тип мотивации у людей, мотивирующихся решением проблем?

34 Конструирование косвенных пресуппозиций

33 Что наиболее важно при воспроизведении якоря?

32 Карта эмоций

31 Что из перечисленного – внутренние ресурсы?

30 Шкалирование субмодальности знака эмоции

29 С чем работает техника «Быстрое лечение фобий»?

28 Переоценка прошлого

27 В какой модели НЛП проверяются критерии цели?

26 Как научиться быть в ресурсе

25 О чём второй том «Структуры Магии»?

24 Намерение и вторичные выгоды

23 Кто выбирает более эффективное поведение в «Шестишаговом рефрейминге»?

22 Управление энергией

21 Рефрейминг смысла или контекста?

20 Подсознательное моделирование мастерства

19 В каких техниках используется работа с «частями личности»?

18 Терминальные ценности

17 Что происходит с эмоциями при коллапсе якорей?

16 Проблемы вида «изменение размера»

15 Что характерно для метапрограммы «Активный – рефлексивный»?

14 Стратегия самодисциплины

13 Определите по КГД в какой модальности девушка на фотографии?

12 Что может быть ключом в технике «Взмах»?

11 Каким должен быть якорь в технике «Быстрое лечение фобий»?

10 На какой фотографии Милтон Эриксон?

09 Калибровка «позитив-негатив»

08 Чем отличаются ключи глазного доступа у басков?

07 Что пресуппозируется в фразе?

06 Кинестетические субмодальности эмоций

05 Какой тип рефрейминга?

04 Тренировка рефрейминга смысла

03 В какой модальности девушка на фотографии?

02 Что будет с якорем после решения проблемы?

01 Какой ответ характерен для фокуса сравнения на различия?

Восприятие человека человеком

Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью. Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия. Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.

По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть. Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом  в статье «Эффект ореола в психологии»).  Самое страшное, что это происходит бессознательно. Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

  1. Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально. Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения.
  2. Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации. Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия. На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие.
  3. Причина и следствие – это две кардинально разные вещи. Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.
  4. Не делайте выводов, основанных на одном факте. Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку.
  5. Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт. Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком.
  6. Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.
  7. Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду. Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.
  8. Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия.
  9. Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время. Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии. Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него.
  10. Определите главное. Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие, необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

первоисточник 

Поделиться в социальных сетях

Ценность множественных перспектив

Окружающие очень часто смотрят на мир не так, как мы. У
каждого из нас есть собственная точка зрения, и не все способны понять
то, как воспринимает мир другой человек. Подобным образом ведут себя
практически все, поскольку любой человек погружен в собственную карту
реальности.

Научившись понимать карты мира других людей, мы сможем с
легкостью достигать взаимопонимания, заслуживать доверие собеседников,
эффективно общаться, сочувствовать другим людям, разрешать конфликты, а
в деловой обстановке эффективно вести переговоры, улучшать обслуживание
покупателей и успешно продвигать свои товары и услуги на рынке.

В НЛП существует понятие «множественные перспективы». Джон
Гриндер и Джудит Делозъе подчеркивают, что систематический переход с
одной позиции восприятия на другую позволяет собрать максимум информации
о конкретной ситуации, которая в ином случае ускользнула бы от нашего
сознания.

Существует три основных позиции восприятия: первая, вторая
и третья. Первая позиция – это восприятие мира с собственной точки
зрения. Вторая – с точки зрения другого участника данной ситуации.
Третья – с точки зрения стороннего наблюдателя.

Желая углубить понимание ситуации, мы можем использовать
вторую и третью позиции, в результате чего нам удастся выполнить
завершенное упражнение позиций восприятия, о котором мы поговорим чуть
позже.

Классические три позиции восприятия

О первой и второй позиции восприятия мы с вами уже говорили неоднократно (“Манипуляция личностью с помощью сдвига позиций восприятия” и “Программирование успешного поведения”).
Если коротко, то первая позиция, это ваша личная точка зрения, представляющая ваши интересы, ценности и цели; она, как правило, в речи соответствует местоимению “Я”. Вторая позиция восприятия, это точка зрения вашего собеседника, это его интересы, ценности и цели; ее проявление в речи мы можем услышать в рамках местоимения “ты”.

Навык нахождения в этих позициях дает объемное видение обсуждаемого вопроса и позволяет заметить ключевые выгоды всех сторон в обсуждаемом вопросе. Так, например, переход во вторую позицию с клиентом позволяет продавцу заметить, чем мотивируется этот клиент и что ему нужно, чтобы сделать покупку

Вторая позиция с начальником позволяет увидеть, что он ценит в подчиненных, и что ему важно, а что нет в данной работе. Как это можно использовать, думаю, понятно :) Ну а навык перехода во вторую позицию с объектом соблазнения дает вам всю информацию, которая вам нужна для его быстрого соблазнения :)  Подробнее о том, как осуществляется переход во вторую позицию восприятия в статье “Программирование успешного поведения”

Третья позиция восприятия еще интереснее. Это точка зрения, независимая от первых двух, из которой вы наблюдаете за самим взаимодействием двух замечательных людей – вас и вашего собеседника.

Третья позиция совершенно беспристрастна (как только появилось пристрастие – вы уже либо в первой, либо во второй позиции), и позволяет объективно оценить саму коммуникацию – куда она катится, проще говоря :).
Отсюда вы видите в чем 1-я и 2-я позиции совпадают по интересам, а в чем еще нет, и это ценнейшая информация! Чем? Тем, что как только вы откорректируете свою первую позицию так, чтобы ее интересы совпали с интересами второй, вам останется только щелкнуть пальцами и получить желаемый результат!

Легко сказать “откорректируете”! Как? Ущемить свои интересы ради чужих? Ну уж нет!!!
Знакомо? Обычно на этом моменте и рушится вся коммуникация, и спасти ее может только чудо. Или четвертая позиция восприятия.

Итог

Как вы понимаете, нет плохих или хороших позиций восприятия. Есть уместные и неуместные. Максимальный уровень мастерства – это умение «включать» наиболее эффективную для конкретной ситуации позицию.

Например:

  1. Для достижения желаемого, отстаивания своих интересов и умения получать удовольствие от жизни подойдет Первая позиция;
  2. Чтобы найти понимание и компромисс, завоевать доверие и расположение других людей нужно встать во Вторую позицию;
  3. Чтобы проанализировать и трезво оценить все возможности и опасности ситуации, найти идеальное и эффективное решение, нужно встать на Третью позицию.

Получается, плюсы всех трех позиций нивелируют минусы каждой из них. Потому не «вваливайтесь» в какую-то одну — рискуете прожить жизнь с одними и теми же проблемами:)

P.S.: а какая у вас позиция восприятия главенствующая? Хотели бы почерпнуть что-то из других?

P.P.S.: вспомните ли вы на основе этих знаний какие-то примеры из книг или кино, где герой/героиня имел/а выраженную доминирующую позицию восприятия? И каковы были результаты?

На основе материалов Алуники Добровольской. Под редакцией Анны Асаевой.

Закладка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector