Воспитание по-китайски: «тираны»-родители и успешные дети

Япония

Япония — страна, весь уклад которой построен на традициях. Система воспитания — не исключение. Традиционно здесь с детьми до пяти лет общаются как с королями, с пяти до пятнадцати — как с рабами, а после пятнадцати — как с равноправными взрослыми. Так видят воспитание маленьких японцев иностранцы. На самом деле, всё гораздо сложнее и умнее. Родители приучают детей не раскрывать своих эмоций при посторонних. Поэтому, как бы себя малыш ни вёл — наказывать его и разговаривать о правилах поведения будут дома, там, где чужие не увидят. Малыши быстро усваивают такую модель поведения и могут вести на людях себя отвратительно. Ровно до пяти лет. Потом общественная мораль позволяет повышать голос на детей и воспитывать их прилюдно. К чести японцев, можно отметить, что и после пяти лет воспитательный процесс при людях — большая редкость.

Детские сады Японии отличаются от российских кардинально. В них практикуется индивидуальный подход, в результате которого каждому ребёнку будут привиты одни и те же ценности:

  • целеустремлённость;
  • терпеливость;
  • внешнее и внутреннее спокойствие;
  • умение ставить и выполнять поставленные перед собой задачи;
  • ответственность.

Практически равноценно развиваются три составляющие:

  1. духовная;
  2. физическая;
  3. умственная.

Дети становятся неприхотливыми. Они спокойно спят на тонком матрасике в той же комнате, где играют другие дети. Одеял не предусмотрено. Ходят до глубокой осени в шортах и футболке, покоряют горы в трёхлетнем возрасте. Если идут занятия, то дети тихо и терпеливо  занимаются кропотливой работой, добиваясь наилучших результатов. Никто не позволит малышу бросить начатое на половине дела. Всё нужно доводить до конца — правило, усваиваемое на всю жизнь.

Система образования в Китае

Домашнее образование начинается в год-полтора. С малышом занимаются музыкой, рисованием, учат стишки и песенки.

К трем он знает многие иероглифы, в четыре года у ребенка уже полноценное расписание занятий, включающее занятия музыкой, спортом, иностранными языками.

Детский сад

В детский сад детей отдают в 3 года. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет. Если он к этому не приучен, в государственный садик его не примут, а частные стоят намного дороже.

В садике продолжается обучение ребенка письму, чтению, музыке, рисованию. Есть занятия физкультурой, трудовое обучение.

Школа

В 6 лет дети поступают в начальную школу. И это начало сложнейшего периода, когда нагрузки на детей, по нашим меркам, запредельны.

Очень строги требования к дисциплине – 12 пропущенных без уважительной причины занятий приводят к отчислению.

В китайской школе три ступени:

  • начальная – с 6 до 12 лет (6 лет);
  • средняя – с 12 до 15 лет (3 года);
  • старшая – с 15 до 18 лет (3 года).

Занятия в школе длятся весь рабочий день. Это политика государства, дающая возможность родителям спокойно работать, не беспокоясь об оставшемся без присмотра ребенке. Но если родители после работы могут остаться дома, то у школьников начинаются занятия в кружках и секциях.

Учебный год делится на два полугодия. Даже на каникулы дети получают обширные задания, требующие ежедневных занятий. Выполненное задание сдается преподавателю в конце каникул.

Обязательными являются две школьные ступени – начальная и средняя. После окончания начальной школы сдается экзамен. Высокий балл дает возможность поступить в среднюю школу при вузе, что является более престижным и дает больше шансов на поступление в этот вуз.

Обучение на старшей ступени проходят только лучшие ученики, нацеленные на высшее образование.

Хорошие манеры по-китайски

Рукопожатие на европейский манер по-китайски – мягкое и продолжительное, тем самым выражается здешняя доброжелательность. Таким оно является обычно при знакомстве с иностранцами.

Традиционное китайское приветствие – ладошки вместе и глубокий поклон – постепенно отходит на второй план, оставаясь только в классических единоборствах, поскольку когда-то такое приветствие означало отсутствие в руках оружия, теперь же необходимости в таком приветствии просто нет, а вместо него остаётся лёгкий поклон или, как принято и в России, кивок головой.

Люди очень близкие традиционно обращаются друг к другу по имени, в рабочем коллективе или на официальных мероприятиях принято обращаться к собеседнику по фамилии, обязательно добавляя к ней звание или должность – например, «председатель Мао», а для китайской улицы теперь всё больше характерно обращение «господин» или «госпожа».

При смехе воспитанные китаянки прикрывают рот рукою.

На прощание в Поднебесной желают «ступать медленно», а вместо приятного аппетита здесь желают «кушать неторопливо».

Старикам ни в коем случае не перечат, и обязательно уступают им место в общественном транспорте.

Азиатская система воспитания – это режим максимальных нагрузок. Западная – бережное отношение к ребёнку.

В одном из исследований, где участвовало 50 американских матерей и 48 матерей-иммигранток из Китая, около 70% западных мамаш заявили, что “требовать от детей выдающихся успехов в учебе нехорошо” и что “родители должны стараться сделать обучение приятным”. Китайские матери, напротив, сказали, что их дети должны быть “лучшими учениками” и что “успехи в учебе отражают правильное воспитание”. А если ребенку не дается учеба, это ошибка родителей, которые “не делают свою работу”.

Западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей и переживают о том, что может переживать их ребенок, поскольку психика детей, по их представлениям, очень хрупкая. В традиции западного воспитания считается обязательной понимание и поддержка детей в их трудностях, забота о том, чтобы не перегрузить детей, внимательность и бережность, чтобы не причинить им психологических травм негативными и тем более резкими оценками. Азиатские родители, напротив, подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость и готовы требовать от детей самых высоких результатов, предельно прямо высказывая свои оценки успехам и неудачам.

Западные родители могут только просить, чтобы ребенок постарался сделать “лучшее, что у него получится”. Восточная мать скажет: “Ты ленивый, все твои одноклассники обошли тебя”. Если ребенок принес домой “пять с минусом” за контрольную, западный родитель скорее всего похвалит его. Азиатская мать в такой ситуации придет в ужас и спросит, что случилось.

Даже если западные родители выразят ребёнку неодобрение за плохую учебу, они постараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта; они не назовут его “дураком” или “лентяем”. Между собой западные родители будут переживать, что ребенок не очень хорошо учится, объясняя это тем, что ему, возможно, не нравится данный предмет, или может быть расписание уроков неудачное, или вообще вся школа плохая. Если оценки ребенка не улучшатся, западные родители, возможно, пойдут жаловаться директору школы на неправильную программу или на неквалифицированного учителя.

По другому ведут себя азиатские родители. Если азиатский ребенок явится домой с “четверкой”, это будет воспринято как форсмажор, после чего мать возьмет десятки или даже сотни заданий по данному предмету и будет выполнять их вместе с ребенком до тех пор, пока тот не получит “пять”. Азиатские родители считают, что лучшая мотивация для ребенка — его реальные успехи, а желание что-то делать приходит вслед за тем, что ребенок начинает любое дело делать качественно. Чтобы у ребенка была мотивация, они не хвалят его за низачто, а требуют от ребенка, чтобы он научился нужное дело делать как следует. Они исходят из того, что ребёнку начинает нравиться то, что он научился делать на отлично!

Два мира — два воспитания

Китай — очень большая страна; здесь отчетливо видна разница между богатыми и бедными, городским населением и жителями деревень, между теми, кто ходил в хорошую школу, и теми, кто рано пошел работать. При этом для всего китайского общества характерен конфуцианский взгляд на семью и образование, что в свою очередь неизбежно влияет на принципы воспитания. Ответственность за получение образования лежит и на ребенке, и на родителях. Воспитание неразрывно связано с обучением, цель которого — не только получение новых знаний, но в первую очередь самосовершенствование. Дети с ранних лет учатся быть прилежными, преданными семье и привыкают достигать поставленной цели любой ценой.

В Америке и Европе родители в основном хотят, чтобы ребенок умел общаться, строить отношения со сверстниками, получал удовольствие от учебы и верил в себя. По мнению жителей США и Западной Европы, китайцы слишком озабочены школьной успеваемостью

По мнению американцев, идеальные родители должны быть не слишком строгими и не слишком мягкими, в меру требовательными и в меру снисходительными; они устанавливают четкие рамки и обязательно принимают во внимание мнение и желания ребенка

Считается, что для типичной азиатской семьи характерен авторитарный стиль воспитания, когда ребенок чаще получает приказы, чем родительское тепло, не говоря уж о праве выбора. Детей в Азии с раннего возраста заставляют зубрить школьные предметы. Европейцы и американцы с их идеей всестороннего развития ребенка беспокоятся, что подобный узконаправленный подход может оказаться крайне вредным.

Что удивительно: авторитарный подход в случае с западными детьми ведет к снижению успеваемости, а в случае с китайскими дает противоположный эффект. Но если оценивать оба подхода в контексте соответствующей культуры, все встает на свои места. В США и Европе авторитарный стиль воспитания ассоциируется с пуританскими принципами жесткой родительской власти и подавления воли ребенка, чего нет ни в китайской, ни в других азиатских культурах. В Поднебесной отношение к детям определяется конфуцианством с его принципами гармонии, заботы, обучения и наставления. Строгость в понимании китайцев — тоже проявление любви. Для них заботиться о ребенке означает всеми силами поддерживать его на пути к новым знаниям и умениям. И китайский ребенок прекрасно понимает, что, заботясь о его образовании, мама с папой в первую очередь заботятся о нем самом.

Итак…

Не буду скрывать, мои симпатии – на стороне китайских мам. Я убежден, что западная традиция воспитания сделала слишком большой крен в сторону “поберечь”, в сторону “создать комфорт жизненный и душевный”, в сторону безоценочности и всеприятия, забыв о необходимости подготовки ребенка к жизни, необходимости воспитания дисциплины, воспитания волевых качеств, умения держать напряжение и преодолевать трудности. Разговоры о ранимости психики детей — глупости, люди в принципе могут гораздо больше, чем сами о себе думают: опыт спортивных достижений даёт этому много предельно убедительных иллюстраций. Кроме того, когда ребенок по сути становится главой семьи, рассказывая родителям что ему нравится, а от чего ему нынче дискомфорт, в перспективе из такого ребенка ничего путного не выйдет.

При этом я не считаю возможным кричать на детей (а китайские мамы это себе позволяют), оскорбления и мат для меня в принципе под запретом (в китайских семьях на это смотрят проще), и, главное, я верю в разумность моих детей, точнее в возможность развития у них разума. А для этого с детьми нужно разговаривать, разговаривать всерьез – и с ними договариваться, приучая их включать голову и пользоваться собственным разумом.

Кажется, что идеальным было бы сочетание западного и азиатского стиля. Как это может выглядеть? Попробуем нарисовать такую картинку…

Направление жизни семьи, как и направление развития ребенка, должен задавать отец: строгий, но внимательный. Папа и мама посоветовались, учли особенности ребенка и его склонности, далее отец говорит что будет, и его слово — закон. При этом текущую атмосферу семьи задает теплая и заботливая мама, уравновешивающая жесткость отца, добавляющая к требованиям дисциплины понимание любви. Также и школа. Основная школа должна быть строгой, и требования там должны быть всерьез, как в Итоне и других британских школах. Однако сделав все уроки (конечно, на отлично), ребенок может бежать на факультативы, которые выбирает сам, и пусть там будет атмосфера свободы и тепла.

Разумная дисциплина — нужна и обязательна. Главный тезис: можно все, в чем есть смысл. А то, что хочется, но скорее бессмысленно — пусть будет под запретом.

Играть в школьном театре маленькую роль второго плана — потеря времени, но если ваши дети в школьном театре на первых ролях в прекрасных пьесах — это замечательно. Вечеринки как образ жизни — не дело, а сходить на вечеринку раз в несколько месяцев — скорее полезно, это важный для подростка опыт. Ходить на культовый фильм четыре раза — глупо, но посмотреть один раз — нормально, чтобы не быть в классе совсем белой вороной. Аналогично и спорт: то, что спорт обязателен — это не обсуждается, а какой спорт конкретно — решают родители вместе с детьми.

Другое дело, что так требовательно стоит воспитывать только с детства. Если обычному западному ребенку, воспитанному в тепличной обстановке и привычке к развлечениям, вдруг резко сформулировать все эти жесткие требования, результатом будет только атомная война и ничего хорошего. Правильнее объяснить детям новое направление жизни семьи и далее действовать постепенно, но методично.

ЧЕМУ СТОИТ УЧИТЬСЯ У КИТАЙСКИХ МАМ

Интересно сравнить западную и азиатскую (например, китайскую) традицию воспитания: они серьезно различаются.

Западные родители не фанатичны в деле воспитания детей, воспитание детей у них не стоит на первом месте, а самое главное, они убеждены, что дети ничего не должны своим родителям. “Дети не выбирают своих родителей. Родители сами дают им жизнь, и поэтому обязаны им помогать. А вот дети ничего родителям не должны, они будут должны только своим детям”.

Азиатские родители помешаны на своих детях и готовы сделать для них все. На обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. Однако в обмен на это китайские мамы убеждены, что их дети в долгу перед ними практически во всем. «Родители – это те, кто дали вам жизнь. Родители – это те, кто посвятили вам жизнь. Родители для ребенка – это святое, и сколько бы дети не сделали для своих родителей, они никогда не расплатятся перед ними сполна. Обязанность ребенка – слушаться своих родителей и вызывать их гордость своими достижениями».

Западные родители хотят воспитать в ребенке свободную личность с самостоятельными интересами. Они считают, что дети имеют право на собственные выборы, уважают выборы детей и считают нежелательным навязывать им то, что им не хочется. Азиатские родители знают, что нужно их детям, и целенаправленно ведут своих детей к этим целям. Китайцы считают, что лучшая защита детей — это подготовка к суровому будущему, осознание своих сил и вооружение такими умениями, привычками и самоуважением, которых никто не сможет отобрать.

Китайская мама никогда не отпустит своих дочерей на вечеринки с ночевкой (зачем?), не позволит заводить дружков (рано!), запретит участвовать в школьных спектаклях (это баловство) и жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях (это ещё что такое?!). Китайская мама сама решит, какие факультативы нужны дочке или сыну и запретит им любые занятия, которые отвлекают детей от того, чем им сейчас необходимо заниматься. Понятно, что у ребенка не будет просмотров сериалов и болтовни ВКонтакте…

Азиатская традиция воспитания – это воспитание в строгости, где идёт приучение к дисциплине и запрещается все, что не служит целям воспитания. Западная традиция воспитания – это поддержка собственных выборов ребенка и создание благоприятной среды для возможности его саморазвития.

Нормальная западная мама считается очень строгой, если даёт играть в компьютерные игры не больше часа или заставляет своего ребенка заниматься музыкой по полчаса в день. Китайская мама запретит компьютерные игры полностью и считает занятия музыкой всерьез, только если они длятся два-три часа ежедневно.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Странные традиции Китая

К слову о странных традициях Поднебесной. Чавканье и причмокивание во время торжественного обеда в порядке вещей, отрыжка также не возбраняется, ибо свидетельствует о насыщении дорого гостя, и является к тому же самым настоящим знаком благодарности хозяйке дома – во всяком случае, так считают сами «вежливые» китайцы.

Небольшие чайные чашечки или пиалы из фарфора, из которых пьют чай во время традиционных чайных церемоний не должны пустовать, и как только каждая такая чашечка наполняется заново, в Китае принято – исключительно в знак благодарности – постукивать пальцами по столу.

От подарка, каковым бы такой ни был, в Поднебесной принято упорно отказываться – буквально до последнего, а именно до трёх раз. Таковы местные правила хорошего тона, и ничего здесь не попишешь.

Также в порядке вещей смачно плеваться в общественных местах, на людях, при всём честном народе. Причём данная особенность поведения характерна для всех без исключения слоёв современного китайского общества вне зависимости от половой принадлежности плюющих – плюют китайцы вообще везде, из окон автобусов и поездов, на тротуары, а иногда даже в помещениях.

Не зазорным считается в Китае и вздремнуть у всех на виду…

Северная Корея

Северная Корея — государство, закрытое. И вопросы воспитания детей не афишируются на весь мир

Однако кое-что просачивается сквозь стены и запреты.
В этой стране воспитание подрастающего поколения — дело государственной важности. Дело, призванное выращивать поколения людей, воспитанных в нужном духе коммунизма.
Все без исключения дети посещают детские сады

Для этого существует 28 тысяч яслей и 19 тысяч детских садов. Родители за пребывание детей не платят. Малыши находятся на полном государственном обеспечении.
Основной предмет в детских садах — сразу, лишь дети начинают говорить — родная речь. При этом заучивают дети как стихи произведения Ким Ир Сена и материалы о нём. Есть в детских садах, наряду с уроками математики и устной речи, рисования и музыки, коммунистическая мораль

В каждой группе детского сада имеется уголок Ким Ир Сена, к которому воспитатель несколько раз за день привлекает внимание малышей

Надо ли говорить, что воспитание строится на уважении в первую очередь к государству, а потом к родителям. Родители мало влияют на своих детей. Этим занимаются детские сады и школы. Они профилируют деток, готовя таких людей, которые нужны государству.

Если подытожить сказанное, то можно сделать вывод: азиатское воспитание более строгое, детям приходится тяжелее. Но, возможно, именно поэтому азиатские страны всё чаще выходят в лидеры в самых разных рейтингах? И чему-то хорошему можно и у них поучиться. Настойчивости и трудолюбию, например.

Китай

Китай долгое время накладывал ограничение, не позволяя семьям иметь более одного ребёнка неважно какого пола. Послабление давалось лишь в сельской местности: там можно было попытаться родить второго ребёнка (мужского пола), если первым ребёнком была девочка

За рождение «сверхнормативных детей» полагались большие штрафы. Даже не большие, а огромные — в миллионах юаней. В 2015 году это ограничение частично снято. Теперь в китайских семьях может воспитываться по двое ребятишек. Однако принципы воспитания остаются теми же. Независимо от пола, детей приучают к труду и послушанию практически с рождения. Трёхлетний ребёнок легко может самостоятельно вымыть посуду и пол, убрать в своей комнате и даже приготовить нехитрую еду. 
Китайские дети никогда не спорят с родителями, беспрекословно выполняя все их указания. К слову сказать, указания родителей не с потолка берутся, а обусловлены традициями. Поэтому в Китае все дети в одно и то же время едят, спят, играют, гуляют и учатся. С возрастом процент времени, отводимого на учёбу возрастает. Если у малыша обнаруживается талант к чему-либо, родители используют все средства для его максимального развития. И это понятно: если малыш вырастет в успешного человека, он будет получать много денег и сможет содержать престарелых родителей. Напомним, что пенсии по старости в Китае нет, так что если старики перестают работать, им помогают выжить дети.
Китайцы приучают и даже заставляют своих детей учиться, не удовлетворяясь даже хорошим результатом, стремясь только к первым местам и отличным знаниям. Это открывает дорогу в успешный вуз. А далее… понятно, да?
Раньше образование было уделом мальчиков. Сейчас девочки и мальчики обучаются примерно одинаково. 
Очень развита система детских садов, в которых дети воспитываются, начиная с 3 месяцев.  Сами детские сады весьма разнообразны — на любой вкус и кошелёк. Есть частные детские сады и государственные, при предприятиях и общественных организациях. Родители выбирают лучшее, что могут позволить, а затем следят за тем, чтобы ребёнок занимался как много больше и лучше, опережая своих сверстников. Китайские родители уверены, что если ребёнок чем-то занимается на среднем уровне, значит это ему не нужно.

Таиланд

Важную роль играет преемственность. Дети находятся с родителями везде: на работе и в магазине, на отдыхе и на рынке. Они не мешают, прекрасно понимая где и как себя можно вести. Зато перенимают опыт и могут помогать взрослым с самого раннего возраста, часто «наследуя» профессию. Дети четырёх-пяти лет уже полноправные помощники. Они спокойно приглядывают за младшими детьми. При этом маленькие братья и сёстры слушают старших беспрекословно. А уж взрослых — и подавно. Тайцев с детства приучают быть терпимыми, не конфликтовать и превыше всего ставить интересы своей семьи. В значительной мере этому способствует буддизм, который учит пожизненному самосовершенствованию.

Почитай отца своего, и деда, и прадеда

Если описывать модель семейной организации, традиционную для Китая, научным языком, можно отметить три основные черты:

  • патриархальность – форма социальной организации, для которой свойственно лидирующее положение мужчины в политических, моральных, имущественных и прочих плоскостях;
  • патрилинейность – правило счета родства, которое учитывает из поколения в поколение связь предка и потомка только по мужской, отцовской линии;
  • патрилокальность – норма брачного поселения, согласно которой жена должна переходить на жительство в родовую общину мужа.

Одной из основных ценностей китайского общества является почитание старших

Таким образом, точкой отсчета в китайской системе воспитания является семья, а основной ценностью общества – почитание предков. В конфуцианстве эта идея носит название «сяо» – «сыновней благодарности», которая в более широком смысле означает уважение и безграничное чувство признательности не только к своим родителям, но и в целом ко всем пращурам. Примерный китаец на протяжении всей жизни обязан служить родителям, похоронить их и приносить им жертву – согласно правилам «ли».

Подобная система координат, установленная Конфуцием, способствовала расцвету культа семьи. Именно семья считается в Поднебесной сердцевиной общества, именно ее интересы ставятся превыше интересов отдельной личности. И как результат – постоянная тенденция к росту семьи, что в итоге вынудило местные власти пойти на кардинальные демографические меры.

Говорят, покорные маленькие китайцы могут спать практически в любой позе

Таким образом, именно культ предков (в противовес западному индивидуализму) лежит в основе уникальной китайской системы воспитания: его строгие нормы с детства исключают проявления эгоистических наклонностей. Даже сегодня для Поднебесной остается нормой проживание трех поколений вместе под одной крышей. Конечно, зачастую такая ситуация обусловлена экономическими причинами. Но факт остается фактом: китайские бабушки и дедушки не просто находятся рядом, но и принимают непосредственное участие в воспитании внуков.

Всестороннее развитие — в Китае?

Китайская школа-интернат, в которой мне удалось побывать во врем поездки в Китай, является элитным заведением, где учатся дети из провинции. Несмотря на напряженное расписание, ученики в дополнение к основным выбирают немало факультативных занятий. Побродив по кампусу со старшеклассниками, которые вызвались меня сопровождать, и пообщавшись с десятком преподавателей, я поняла, что эта школа — своего рода синтез Запада и Востока. Мне показали оборудованные всем необходимым художественные студии, тихую комнату для чайных церемоний, класс для занятий по труду, где сушились футболки с трафаретными принтами, дискуссионный клуб, студию робототехники, зрительный зал со сценой и музыкальный класс.

Жизнь школы подчинена строгому расписанию. В шесть утра — завтрак. Затем — уборка в комнатах. С 6:50 до 7:30 старшеклассники занимаются самостоятельно, а в 7:40 начинаются у роки: математика, китайский, английский, естественные науки, история, политология или география. Перемены по десять минут. В полдень — обед, после чего можно подремать или подготовиться к другим занятиям. Следующий большой перерыв будет с 16:30 до 18:00. В это время многие идут в бассейн, играют в бадминтон или настольный теннис или делают уроки. После ужина ученики опять занимаются, а потом ложатся спать.

Самым популярным в китайском классе обычно становится не шутник или спортсмен, а отличник. Ребята из средних и старших классов, с которыми мне довелось общаться, казались очень серьезными и собранными. Отчетливо ощущалось их желание учиться и готовность часами рассуждать о сложных вещах.

Конфуцианский подход, поощряющий приобретение знаний и постоянное самосовершенствование, ярко проявляется в китайских школах. Впечатляющие достижения азиатских студентов обусловлены тем, что для них больше важен процесс, чем результат. Они умеют упорно трудиться, показывают стабильный прогресс и не чураются таких скучных методик, как зубрежка и механическое запоминание.

При этом сегодня многие китайские педагоги загорелись идеей целостного развития ребенка. Не устояла и уже знакомая нам элитная школа-интернат: руководство выделило щедрые средства на внеклассные занятия, в том числе и на факультативы по иностранным языкам. Ученики получили возможность выбирать предметы по интересам. Преподаватели тоже перенимают опыт западных коллег: организуют дискуссии, чтобы дети нарабатывали коммуникативные навыки и учились отстаивать свою позицию, ездят с ними за границу и поощряют творческий подход. Похоже, что стремление к всестороннему развитию охватило всю нацию.

Монголия

Монголия — страна, чьи жители — потомки кочевых племён. И это накладывает отпечаток на их быт и воспитание детей до сих пор. Здесь считается естественным кормить детей грудным молоком до шести лет. Особенно это касается мальчиков. Считается, что только те мальчики, которые так долго кормились молоком матери, смогут стать настоящими борцами — сильными и выносливыми. Поэтому вид мам, кормящих грудью детей самых разных возрастов — дело обычное, на это никто внимания не обращает.

Итак, первый аспект воспитания маленьких монголов — полное спокойствие впитывается с молоком матери. Крохам не о чем беспокоиться: еда и успокоение всегда тут. Дети при матери — сыты и спокойны. Такими и растут.
Второй аспект воспитания — уважение к старшим. Только обращение на «Вы» и для обозначения всех родственников имеются свои названия, свои обращения. Даже если малыш из двойни и родился всего на пару минут позже — к старшему брату он будет обращаться на «Вы» и подчиняться ему, как главному. Иерархия соблюдается беспрекословно. Главенствующая роль в семье у старшего мужчины. При этом он настолько велик, насколько и недосягаем. Даже в наши дни во многих семьях дети имеют право обратиться к отцу только через мать. И это при том, что отцы-монголы очень любят своих детей и сильно их балуют, особенно дочек. Девочки всегда берут пример с матери и находятся рядом с ней. Воспитанием мальчиков занимается отец, как раз после шести лет.

Детские сады в Монголии есть, в них принимают детей до шести лет и воспитывают в духе силы и патриотизма

Важно: в государственных детских садах официально запрещено изучение иностранных языков. Юные монголы должны прежде в совершенстве овладеть родным языком

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.