Жить со скоростью ребенка (А Быкова)

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Жить со скоростью ребенка

Семейная страница
Анна Быкова

Жить со скоростью ребенка

Дорога до садика у нас занимает 30 минут. Дорога от садика до дома — час-полтора. Маршрут тот же самый, но вот скорость… Вперед мы летим со скоростью мамы. Занятой, спешащей, планирующей, оптимизирующей. Бегом. Нет времени на отвлечения, развлечения, разговоры. Даже на разговоры. Потому что для того, чтобы не просто услышать голос ребенка в утренней суете шумного города, а разобрать, что именно сказал ребенок, нужно присесть, наклониться до его уровня, прислушаться. А это снижение скорости, потеря рабочего времени. Я крепко держу его за руку, потому что один он пойдет гораздо медленнее. И мы летим. Сашка привык к маминой скорости, привык молчком, без капризов добегать до садика. Но он знает, что у нас все по-честному, и обратно мы пойдем уже со скоростью Сашки.

Со скоростью Сашки — это значит разглядывая бабочек над одуванчиками, муравьев, атакующих гусеницу на тротуаре. Замечая поганки, неожиданно выросшие на городском газоне. Пиная опавшие и уже подгнившие яблочки. Скатывая в худого грязного снеговика первый снег. Разглядывая редкие марки машин на парковках и многое другое, что способен заметить ребенок, которого никуда не тащит за руку мама.

Однажды, придя за Сашкой в садик, я застала его в песочнице. Он восторженно продемонстрировал мне большой камень, держа его двумя руками.

— Мама, представляешь, мы копали, копали и нашли клад! Смотри, какое сокровище мы вырыли!

Я оценивающе взвешиваю находку в руках. Кажется, больше килограмма…

— Какой здоровенный! Долго выкапывали?

— Да! Ваще так долго!

Сашка с бесценным трофеем в руках бодро зашагал в сторону воспитательницы отпрашиваться.

— Вы что этот булыжник домой потащите? — недоуменно поинтересовалась она.

— Да, конечно. Как же иначе? Не каждый день клады находятся.

А потом Сашка находит палку. Мимо такой палки нормальный мальчик не пройдет. Длинная, толстая, удобно ложится в руку. Вот ведь дилемма. Камень слишком большой, чтобы нести его одной рукой. А если нести камень двумя руками, то нечем держать палку. Сашка пристраивает камень у обочины и измеряет палкой глубину лужи. Потом стучит палкой по металлической изгороди. Потом несколько минут прыгает, опираясь на палку.

Кладет палку, берет камень. Лицо задумчивое. Как будто прислушивается к внутренним ощущениям. Наигрался ли он с палкой? Готов ли расстаться с ней? Не готов. Вертит камень, пристраивает его куда-то подмышку, придерживая предплечьем. Когда Сашка наклоняется за палкой, камень падает. Через несколько попыток Сашке все-таки удается взять в руки и камень, и палку. Правда палка лежит на неуклюже растопыренных локтях, готовая в любой момент соскользнуть в сторону. Я удерживаю себя от соблазна помочь ребенку и понести камень. Это его решение, его выбор, его ноша. Пусть учится не взваливать на себя больше, чем может унести. Я лишь поддерживаю палку, когда мы переходит через дорогу, чтобы упавшая палка не создала сложную дорожную ситуацию. Упавшую палку Сашка всенепременно захочет поднять, а скамнем в руках это не так просто осуществить…

А после перекрестка начинается правильный поребрик. У правильного поребрика ширина в ширину стопу. Правильный поребрик отделяет тротуар не от проезжей части, а от газона, а значит, по нему безопасно ходить. Правильный поребрик соблазнительно возвышается над уровнем тротуара. Следующие 200 м нашего маршрута до дома Сашка всегда проходит по поребрику. И не только Сашка. Я тоже с детства люблю ходить по правильным поребрикам. Когда ты идешь по поребрику за своим ребенком, гораздо легче двигаться с его скоростью.

А потом Сашка замечает голубей. Они купаются в фонтане у ресторана. Сашка опускает на землю камень с палкой. И иронично замечает: «Строители думали, что строят фонтан, а получилась ванна для голубей!» И тут же восторженно: «Смотри эти голуби такие смешные!» Пытаюсь понять, что смешного Сашка увидел в тех голубях. «Смешные голуби» — это подросшие птенцы. Чуть меньше взрослых птиц, более суетливые, с тощими шеями. Объясняю Сашке, что это уже не птенцы, но еще не взрослые птицы. «А! Я понял! Они как Арсений!» — гениально подметил Сашка. Ну да, птицы-подростки. И я с удовольствием отмечаю наличие аналогии в Сашкином мышлении.

Мы приносим домой трофеи: булыжник и палку. Дорога до дома в этот раз заняла один час сорок минут. Но это ценное время, которое я прожила со скоростью ребенка. Жить со скоростью ребенка — значит успевать замечать цвет неба, запахи улиц и собственные эмоции. Успевать удивляться и радоваться простым вещам. Успевать осознавать, что Жизнь прекрасна.

Опубликовано: 18/12/2015

— Есть ли какие-то маркеры самостоятельности детей от 1 до 7 лет, по которым может сверится родитель?

— Маркер самостоятельности №1 – это когда у ребенка есть свои желания. Еще до того, как он научился держать ложку, ходить, говорить, у него есть импульс «я хочу вот это». Вслед за желаниями развиваются навыки самообслуживания. К «Я хочу» добавляется «Я делаю. Я умею».  И в последнюю очередь добавляется личная ответственность. «Я хочу, я делаю, я отвечаю». Самостоятельный человек – это тот, кто знает, чего он хочет, сам принимает решения, сам действует и сам несет ответственность за свои действия. Если в этой цепочке убрать «сам хочу» и «сам несу ответственность», то самостоятельность превращается в исполнительность.

—  Какие из ваших «ленивых» приемов самые эффективные для вас, либо для родителей, которые приходят к вам за консультацией?

— Всю философию подхода к воспитанию мне никогда не приходило в голову разбить на конкретные приемы. Сейчас будут пытаться это делать на ходу. Один из приемов – позволить ему попробовать. Даже если есть уверенность, что у ребенка не получится, но это безопасно – разрешить сделать это. Он получит ценный опыт. Позволять встречаться с последствиями. Например, ребенок-школьник халатно относится к сборам в школу. Если мама однажды не станет перепроверять, как он собрал ранец, есть вероятность получения негативного опыта. Пришел на урок, а тетради нет. Негативный опыт вызовет определенные эмоции. То, что связано с эмоциями, лучше запоминается. Есть шанс, что школьник переосмыслит свое поведение, приобретет привычку проверять ранец перед уходом в школу.

— И вопрос напоследок. Есть ли какие-то методы и советы, как отстаивать свои границы и границы своего ребенка, когда со стороны, например, старшего поколения идут нападки типа «воспитываете по новому, идете против традиционных ценностей»?

— Вопрос интересный (задумалась на некоторое время). Наверно, один из ярких примеров – изменившееся отношение к питанию. У нового поколения родителей есть идея естественности. Голод – естественное чувство. Ребенок может сам решить, когда он голоден и сам понять, что он наелся. Без привета от «общества чистых тарелок» и правила, что непременно доедать нужно все до конца. Без присказки: «Съешь, а то бабушку обидишь, она же готовила, старалась». Подход к питанию стал более осознанным. Молодым родителям не все равно, что ест их ребенок. На этой почве тоже бывают конфликты. Бабушка приезжает в гости с конфетами, а родители ограничивают сладкое. И ребенок в его картине мира видит добрую бабушку, принесшую конфеты, и злых родителей, которые эти конфеты отобрали.

Вот здесь либо объяснять бабушкам и дедушкам, почему нельзя сладкое, ссылаясь на какие-то авторитеты, либо говорить: «Это мой ребенок и я буду воспитывать его так, как считаю нужным. У вас была возможность воспитывать меня, и если вы меня правильно воспитали, то можете быть уверены, что сейчас, в новых реалиях, я тоже хорошо воспитаю своих детей». Я очень надеюсь, что эта мудрость меня не покинет, когда мне приведут внуков. Что у меня хватит сил удержать себя от каких-то навязчивых советов (смеется).

Напомним, что 20 января в ЦК «Урал» любящие родители соберутся на первую в Екатеринбурге конференцию MAMAPAPA FORUM. Пять звездных спикеров расскажут родителям, воспитателям и наставникам как разобраться в детской психологии, раскрыть таланты и потенциал ребенка, а также получать удовольствие от родительства. Среди лекторов и практикующий психолог Анна Быкова. Тема выступления: «Самостоятельный ребенок или как стать «ленивой мамой».

Видеозапись интервью вы можете посмотреть здесь.

Просмотров: 12585

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.