Зачем ребенку воображаемый друг?

Трудности перевода

Представьте, что вы пытаетесь исследовать феномен под названием «воображаемый друг». Прежде всего вам будет нужно выбрать основного «информатора» и, скорее всего, вы обратитесь к ребенку (интервью с ним считается основным источником получения информации о воображаемых друзьях). Вот тут и начнутся сложности.
Например, дети не всегда понимают, что значит воображаемый друг.

Они искренне хотят ответить на ваш вопрос, но не догадываются, что вы имеете в виду. Даже если у ребенка нет воображаемого друга, он, стараясь ответить на ваш вопрос, может придумать его специально для вас.
М. Тейлор приводит диалоге мальчиком, который рассказывал о том, как он играет с пингвином, который попадает в неприятности, сбивая столбы. А через неделю, повторно разговаривая с исследователем, сказал, что у него нет воображаемых друзей — только настоящие. Как поступить интервьюеру? Поверить в гигантского пингвина? Или счесть его сиюминутной фантазией, порожденной вопросом взрослого? Интерпретация таких данных довольно сложна, поэтому однократной беседы с ребенком недостаточно, чтобы делать выводы.

Если вы захотите поговорить о воображаемых друзьях со взрослыми людьми, расспрашивая их о воспоминаниях детства, то столкнетесь с некоторыми особенностями нашей памяти. Детские воспоминания могут быть очень детализированными, но они крайне избирательны.
Ч. Шафер были опрошены более 800 учеников старшей школы, и лишь 18% из них смогли вспомнить о воображаемых друзьях из своего детства, хотя, по данным ряда исследователей, более 30% людей в детстве имеют воображаемого друга.

Причины возникновения невидимых друзей

К появлению невидимых друзей чаще всего приводят следующие причины:

  1. Появление невидимых друзей связано с фантазиями ребенка. В своих играх они придумывают себе героев, разговаривают с игрушками. Нельзя ругать ребенка за его фантазии, он может замкнуться в себе. Лучше продолжите сочинять с ним вместе, попросите рассказать про своего друга, нарисовать его. Сочините сказку про него;
  2. Тревожным фактором может быть то, что ребенок придумывает себе друзей из-за чувства одиночества. Постарайтесь уделять малышу больше внимания, забудьте на время про домашние хлопоты;
  3. Подражание взрослым. Понаблюдайте, в какой манере общается ребенок со своим другом. Может быть его возникновение связано с желанием малыша подражать родителям. Он может поучать, хвалить или ругать друга. Если агрессии со стороны ребенка нет, то беспокойства быть не должно;
  4. Возникновение воображаемых друзей может быть связано с детскими страхами. Ребенок придумывает себе приятеля, потому что вдвоем не так страшно, как одному. Причиной может стать редкое общение родителей с детьми, когда они не могут поделиться, высказать свои страхи. Проявите терпение, не отмахивайтесь от ребенка. Поговорите с ним, узнайте, что именно его беспокоит. Может быть нужно включать на ночь ночник в детской комнате, перед сном просмотреть вместе все темные углы в комнате;
  5. Страх перед наказанием. Часто ребенок придумывает невидимого приятеля с целью скрыть свои шалости. Если малыш сломав игрушку, пытается обвинить своего друга в поломке, задумайтесь, может быть вы слишком строги с ним и очень сильно его наказываете.

Откуда появляются воображаемые друзья у детей в возрасте от 3 до 4 лет

Многие психологи утверждают, что в появлении невидимого друга у малыша нет ничего опасного. Для детей в возрасте от 3 до 4 лет – это может считаться нормой. Ведь в этом возрасте у детей бурно развивается фантазия. Они много играют, а именно в игре и развиваются воображаемые образы. У ребенка возникает потребность в ролевых играх. Нет ничего плохого в том, что у него развивается живое мышление.

Внимательные родители смогут извлечь из этого явления много полезного. Понаблюдайте за общением ребенка со своим невидимым другом. В разговоре можно не только увидеть имеющиеся у малыша проблемы, но и проблемы в семье. Выдуманный товарищ в этом возрасте чаще всего не человек, а любимая игрушка, зверюшка.

Самое главное для родителей – это не запрещать малышу общаться со своим другом. Он не прекратит общение, а только станет делать это в тайне, а вы рискуете потерять контакт с ребенком и заслужить его недоверие.

Воображаемый друг у детей 5-6 лет

Детский возраст с 5 до 6 лет многие психологи приравнивают по психическому состоянию с возрастом 3 лет. Появление мнимого друга не должно пугать родителей в этом возрасте. Дети продолжают играть в ролевые игры, у них идет активное развитие творческого мышления.

Проведенные исследования показали, что дети чувствуют себя со своими придуманными приятелями комфортнее, чем со сверстниками. Им они могут высказать все свои переживания, приятель понимает его внутренний мир, как никто другой.

Если ребенок не скрывает от вас своего воображаемого друга – это хороший знак. Значит, малыш вам доверяет, цените это и постарайтесь извлечь из этого пользу. По мнению психологов, несуществующие приятели пропадают из воображения детей к семи годам. Но случаи, когда мнимые друзья остаются с подростками, уже могут настораживать.

Воображаемые друзья у детей 8 лет

По мнению специалистов, существование мнимых приятелей в возрасте старше 8 лет– это защитная реакция на стрессовые ситуации и поддержка психики. Такие друзья помогают детям справиться с тяжелыми психологическими травмами. Это может быть смерть близкого человека, переезд на новое место жительства, смена школы, гибель домашнего животного.

Какова бы не была причина, при появлении друга, родителям рекомендуется обратиться с ребенком к психологу. Он поможет выявить причину и подскажет способы, как помочь и поддержать его.

Если появился у ребенка воображаемый друг, что делать и как вести себя родителям рассмотрели. Запомните: появление воображаемых друзей в любом возрасте не должно вызывать панику у родителей. Самое главное, быть рядом с ребенком, правильно понять причину возникновения явления, и вовремя ему помочь.

Как воображаемый друг может помочь в воспитании ребенка?

Дети часто воспринимают любимых персонажей из мультфильмов как реальных существ, отсюда — любовь к одежде, различным аксессуарам и даже мебели с принцессами и супергероями. Прелесть таких персонажей не в их внешних качествах, а в волшебной силе, которой они наделены. Маленький ребенок понимает, что его личные возможности ограничены, и, чтобы хоть как-то почувствовать могущество, он переносится в мир фантазий и идентифицирует себя с любимым героем (либо заводит с ним «дружбу»).

Родители могут извлечь из подобных фантазий немало пользы, например, победить страхи ребенка, если рядом окажется храбрый герой (как Моана или Спайдермен), помочь принять какие-то особенности, если малыш их стесняется (как Эльза, которая в конце концов научилась управлять своей магической силой и обрела себя) или научить сына или дочь смотреть на жизнь с оптимизмом (словно Рэйнбоу Дэш из мультфильма «Мой маленький пони»). А закрепить воспитательный эффект помогут правильные «декорации». Вы можете, например, заказать детскую мебель с изображением любимых героев ребенка. Спать, играть и заниматься в одной комнате с любимым мультгероем — настоящее чудо, которое легко воплотить в реальность. Воображаемые друзья или идентификация с персонажем мультфильма — здоровый элемент игры, который помогает ребенку развивать творческие способности и исследовать мир в безопасной среде. Общение с вымышленными персонажами также помогает детям справиться со страхами, тревогой, стрессом и другими сложными эмоциями. Ведь в любимых историях силы добра всегда побеждают!

Похожие посты

Оставить комментарий

Способствует творчеству

Дети, которые достаточно изобретательны, чтобы представить себе друга, довольно креативны. И, постоянно общаясь со своим воображаемым другом, они подпитывают свой творческий потенциал еще больше.

Требуется очень творческий ум, чтобы представить себе не только другого человека, но и все, что этот человек говорит или делает. Поэтому, если у ребенка есть воображаемый друг, родители в большинстве случаев одновременно заметят увеличение творческого потенциала ребенка, и это может быть еще более усилено, если поощрять ребенка (и его воображаемого друга) заниматься творческой деятельностью, такой как рисование.

Почему возникают вымышленные друзья?

Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет — то им тяжело найти общий язык и понимание;
недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает

Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.. Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного

Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся

Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга. Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом

В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п

Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст — обратитесь к психологу.

Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

Друг — безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо — с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

Причины появления воображаемых друзей

Гиперопека. Если ребенок зажат в тесные рамки запретов и ограничений, он будет «уходить» в выдуманный мир, где можно шалить, завести собаку, гулять до вечера, не есть невкусный суп. С выдуманными друзьями малыш придумывает приключения, в которых становится настоящим героем. Это первый звоночек для родителей и повод пересмотреть свое поведение.

Вина. Смоделируем ситуацию: кроха разбил любимую мамину вазу, что проще: признаться во всем и получить заслуженное наказание или свалить все на выдуманного друга? – В углу стоять все равно придется, зато часть чувства вины малыш перекладывает на вымышленного персонажа, да и наказание он тоже разделит с ним.

Скучная жизнь. Взрослые люди часто страдают от рутины, нехватки впечатлений и эмоций, но иногда в такой ситуации оказываются и маленькие дети. Особенно, если каждый день подчиняется расписанию: будильник, прогулка, детский сад, ужин, сон. Никаких фантастических миров и интересных приключений. Что делает ребенок? – создает виртуальную модель жизни, где каждый день он оказывается в новом месте с новыми друзьями.

Одиночество. Если у ребенка нет друзей, и он чувствует себя одиноко, то будет придумывать себе товарища. Ведь общаться с невидимкой и заранее придумывать его ответные реплики и действия легче, чем пытаться наладить контакт со сверстниками или родителями.

Сложная ситуация

У многих детей друзья-невидимки появляются в трудные периоды жизни: болезнь, рождение брата или сестры (когда все внимание родителей переключено на малыша), ссора со сверстниками – именно воображаемые друзья дают крохе необходимую поддержку и советы. Такая же проблема появляется, если ребенка обижают, только теперь в товарище он будет искать защиту

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу.
5
из 5 (1
голос)

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль

Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго

Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого. Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей. Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Причины появления воображаемых друзей

Самая главная причина вхождения в жизнь ребёнка вымышленного персонажа – это богатая фантазия и воображение. Специалисты выяснили интересную подробность: чем более творчески одарён малыш, тем с большей вероятностью у него появится невидимый друг. Кстати, именно поэтому феномен и возникает в том возрасте, когда у детей активно развивается воображение, творческое мышление и социальный интеллект.

Другое дело, что у не всех малышей с богатой фантазией бывают придуманные друзья. Спровоцировать их появление могут следующие факторы.

Дефицит общения и эмоций, одиночество

Как мы уже говорили выше, часто обзаводятся вымышленными приятелями именно единственные дети в семье. Также в «группу риска» входят те малыши, которые испытывают дефицит общения, ощущают одиночество, мало взаимодействуют по каким-либо причинам с ровесниками.

Выдуманный товарищ по играм позволяет ребёнку переживать невероятные истории, испытывать эмоции, просто становится компаньоном по играм, проделкам и забавам. Интересно, что воображаемый друг пропадает в тот момент, когда у малыша появляется реальный приятель или когда он переезжает на новое место, где его ждут новые знакомства.

Потребность в защите

Вымышленный друг помогает ребёнку обрести чувство безопасности и комфорта, а также даёт ему возможность демонстрировать уверенность в себе и храбрость. К примеру, малыш говорит своему невидимому приятелю: «Не бойся чудовища под кроватью» или «Пойдём на кухню в темноте». Тем самым он борется со своими собственными страхами, снижает чувство тревожности и беспокойства.

Страх наказания

Вымышленный друг у ребенка – это своеобразный козёл отпущения, фигура, которую можно обвинять в своих неблаговидных поступках. Например, упала кружка и разбилась на мелкие кусочки? «Это сделал Буба». Такое возможно, если в семье процветает гиперопека либо малыш боится, что его строго накажут.

Кроме того, невидимый приятель – это возможность опосредованно выражать чрезмерные эмоции, что не поощряется в семье. Если малыш не может открыто демонстрировать гнев, злость, обиду, то за него это делает друг: «Это я не громко кричу, это Буба» или «Буба не любит, когда ты готовить овсяную кашу».

Желание манипулировать родителями

С помощью выдуманных друзей можно управлять взрослыми. Например, ребёнок требует покупать мороженое, но не ему, а «Коле». Или он со слезами на глазах просит устроить званый обед, чтобы порадовать своего приятеля. Если родители будут потакать всем этим капризам, малыш просто в будущем возьмёт под свой контроль всю семью.

Польза или вред?

Так, может, пусть себе фантазирует — какой в этом вред? Или лучше запретить, чтобы даже думать не смел?

В действительности появление «друга» можно рассматривать как детскую болезнь роста. Если она случилась, не стоит паниковать. Но надо помочь ребенку выйти из нее, чтобы он научился в своем сознании разделять реальную и условную жизнь, постиг главное — «знание о том, что бывает на самом деле, а что понарошку» . Без этого знания, если ребенок застрянет в своих фантазиях, он не сможет научиться адекватно воспринимать реальность, прогнозировать возможное развитие событий, предвидеть последствия своих поступков.

И где же выход?

Всего несколько рекомендаций:

Воздержитесь от негативной реакции. Не ругайте ребенка, не высмеивайте, не запрещайте рассказывать о друге.

Выведите «друга» наружу. Объективируйте его — попросите ребенка рассказать о своем друге: какой он, как выглядит, что делает, любит? Попросите нарисовать его. Это поможет ребенку выйти из тайного убежища своих взаимоотношений с вымышленным другом, доверить свою тайну вам. Так у вас появится возможность понять, что происходит с ребенком и как ему помочь.

Усильте эмоциональную связь между вами и ребенком. Желательно привлечь и других членов семьи для укрепления эмоционального контакта. Больше расспрашивайте ребенка о его впечатлениях и переживаниях в связи с реальными событиями, эмоционально откликайтесь и поддерживайте его в реальных делах, в продуктивном творчестве.

Помогите найти реального друга. Познакомьте ребенка с другими детьми, помогите в поиске общих интересов

Обращайте его внимание на их переживания и другие особенности в поведении, на их качества, чтобы он больше наблюдал и сосредоточивался на реальных людях.

Развивайте у ребенка продуктивное воображение — чтобы он создавал реальный продукт (в конструировании, рисовании, сочинении и т.п.), который был бы объективно представлен и его могли воспринимать и другие люди. Восхищайтесь его произведениями, обсуждайте, как именно его замысел воплощен в жизнь.

Советы психолога

Не высмеивайте ребенка и не заставляйте категорически отказаться от вымышленного друга – вы добьетесь того, что чадо перестанет вам доверять;

Выясните причину такого поведения и постарайтесь ее устранить: помогите ребенку социализироваться, уделяйте больше внимания, разрешите семейные проблемы и конфликты, которые оказывают разрушительное влияние на неокрепшую психику;

Если ребенку не с кем поделиться переживаниями, научите его вести дневник;

Стоит обратиться к психологу, если ребенок теряет интерес к реальной жизни, воображаемый друг не исчез к девяти годам. Если игры приобрели иной характер: они стали жестокими, ребенок все чаще наказывает и старается доминировать, плохо спит или ест, начинает путать фантазии с реальностью.

В остальных случаях не нужно паниковать: дети перерастают своих вымышленных друзей, редко «общение» длится более полугода. 

Как «общаться» с воображаемым другом

Прежде всего, следует понять, что воображаемые друзья у детей – это не симптом психического отклонения. Скорее это показатель того, что у ребёнка развитое воображение. А подавление фантазии или тем более насмешки над малышом лишь отдалит его от вас, он перестанет делиться со взрослыми своими мыслями, планами и желаниями.

Тогда что же делать? Как себя вести с невидимым «человеком» или животным?

  1. Узнайте больше о воображаемом приятеле ребёнка, послушайте его историю, понаблюдайте за их игровым взаимодействием. Это поможет вам узнать много нового о своём чаде. Ведь именно на своего «Карлсона» малыш нередко проецирует мечта, планы, потребности, а также страхи и тревоги.
  2. Включайтесь в игру, соглашайтесь с детской фантазией. Нет ничего сложного или ужасного в том, что вы поставите лишнюю кружку для невидимого приятеля или прикроете дверь в комнату, чтобы ребёнок смог спокойно поиграть с другом. Такие действия лишь укрепят детско-родительские отношения.
  3. Не будьте инициатором общения с «Карлсоном». Не нужно интересоваться у ребёнка, пойдёт ли его приятель кататься на качелях. Пусть инициатором воображаемых игр и взаимодействий выступает только сам малыш. Это его внутренний мир, его правила и желания.
  4. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку снимать с себя ответственность и перекладывать её на приятеля. Иногда малыш винит во всех неблаговидных поступках невидимого персонажа. Ваша задача – объяснить ему, что за все последствия несёт ответственность именно он, а не кто-то другой.
  5. Не позволяйте ребёнку манипулировать собой и сами не манипулируйте малышом с помощью его друга. Одно дело, если ваше чадо просит поставить на стол ещё одну чашу, совсем другое – если требует приготовить целый званый ужин. Обратная ситуация – нельзя говорить о том, что воображаемый друг просит малыша доесть манную кашу.

Ну и, разумеется, расширяйте круг общения ребёнка, если причиной появления выдуманного приятеля является одиночество и отсутствие реальных друзей.

Поводы для беспокойства

В очень редких случаях воображаемые друзья свидетельствуют о каких-либо проблемах. Насторожиться нужно в следующих случаях:

  • персонаж продолжает существовать в детском воображении и после 11-летнего возраста (особенно если реальных друзей нет);
  • ребёнок путает фантазию и реальность;
  • наблюдаются другие симптомы: галлюцинации – зрительные или слуховые;
  • ребёнок становится агрессивным, ведёт себя плохо;
  • вымышленный друг ссорится с ребёнком, что того сильно расстраивает;
  • малыш отказывается от возможности общения с другими детьми.

В таких ситуациях лучше всего обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подтвердит или опровергнет ваши опасения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.