Психологическая структура личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола
Одной из задач нашего исследования являлось изучение ситуаций, в которых проявляются личные отношения между мальчиками и девочками. Предполагая, что таких ситуаций будет не мало, мы остановились на отборе типичных ситуаций, то есть наиболее часто встречаемых в сфере личных отношений. Мы полагаем, что закономерности поведения и отношений, проявляемые в типичных ситуациях, будут распространятся и на все многообразие ситуаций личных отношений.
Выявление ряда значимых ситуаций личных отношений проводилось с помощью специально разработанных нами вопросов беседы с учащимися первых классов, вторых и третьих. В частности, испытуемым задавался вопрос: «Ты можешь описать ситуации, когда тебе чаще всего приходится иметь дело с мальчиками и девочками?». Дополнительные вопросы были представлены в виде следующих вопросов: «Приведи случаи, когда они плохие/хорошие, почему они такие?»; «Дерутся» — а это как?»; «Дразнятся» — объясни, как это выглядит?» и т.д..
Опрос испытуемых дал возможность выявить значимые ситуации, то есть те ситуации, которые, по мнению детей, наиболее часто встречаются в личных отношениях. Всего детьми было названо 12 ситуаций, а именно: драка, дружеское общение, игра, бег друг за другом, поддразнивание, ссора, совместная учебная деятельность, помощь друг другу, влюбленность, защита, толкание друг друга, рисование.
Из всего многообразия названных ситуаций мы выделили 10 наиболее распространенных: драка, дружеское общение, игра, бег друг за другом, поддразнивание, ссора, совместная учебная деятельность, помощь друг другу, влюбленность, защита.
Анализ характера взаимодействия детей в выделенных типичных ситуациях позволил нам классифицировать их на «негативные» и «позитивные». Из выделенных выше ситуаций личных взаимоотношений к «негативным» можно отнести ситуации: ссоры, поддразнивания и драки. Данные ситуации провоцируют детей на ответные негативные поступки («А я не отдам твой портфель»; «Я тебя тоже не приглашу на свой день рождения»; «Я буду лезть и дам тебе сдачу» и так далее), на отрицательные эмоции, которые дети испытывают друг к другу, на потерю интереса у детей друг к другу и на отрицательное оценивание детьми друг друга.
Оставшиеся ситуации относятся к «позитивным», это: игра, бег друг за другом, помощь друг другу, совместная деятельность («делаем вместе уроки»), влюбленность, защита и дружба. Содержание этих ситуаций характеризуется: приглашением к сотрудничеству, наличием интереса к партнеру, проявлением положительных эмоций и оценок.
Данный этап работы необходим нам для того, чтобы перейти к исследованию структуры личных отношений мальчиков и девочек к сверстникам противоположного пола. Исследование структуры личных отношений детей мы проводили с помощью специально сконструированной нами методики «Ситуации», в которой в качестве стимульного материала мы использовали иллюстрации типичных ситуаций личных отношений между мальчиками и девочками, выделенные в данном параграфе.
Для изучения структуры личных отношений между мальчиками и девочками была применена специально разработанная нами методика-тест «Ситуации», направленная на изучение психологической структуры отношения и позволяющая оценить действия субъекта по параметру конструктивности. Дополнительную информацию об общих характеристиках отношений между мальчиками и девочками мы получали с помощью наблюдения за детьми, а так же беседы с учителями и родителями.
Напомним, что психологическая структура отношения, разработанная Ю.В. Александровой (1999) и использованная в нашем исследовании, была определена на основе модели отношения В.Н. Мясищева (1960). Модель отношения В.Н. Мясищева включает компоненты: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Компоненты данной модели отношения Ю.В. Александрова разложила на восемь элементов психологической структуры отношения: потребность в общении (По), потребность в совместной деятельности (Пд), интерес к личности (Ил), интерес к интеллекту (Ии), положительные эмоции (Э+), отрицательные эмоции (Э-), оценка поведения (Оп), оценка качеств (Ок). Показатели оценок поведения и качеств личности могут быть положительными или отрицательными.