Типы высшей нервной деятельности

Эмоции

Эмоции представляют собой реакции организма на внешние или внутренние раздражители, направленные на усиление или ослабление состояния, вызванного этими раздражителями. Эмоции отражают соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения, которое человек непроизвольно субъективно оценивает на основе как генетической информации, так и своего индивидуального опыта. У человека выделяют три вида потребностей: витальные (соматовисцеральные), социальные (познание, коммуникация с себе подобными), творческие (наука, искусство, религия). Если вероятность добиться реализации какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование). Если же какая-либо желаемая потребность успешно реализуется, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).

В основе эмоций лежит активация систем специализированных мозговых структур, приводящая к изменению поведения с целью ослабить (отрицательная эмоция) или усилить (положительная эмоция) испытываемое состояние. Положительная эмоция сигнализирует о приближении момента удовлетворения потребности, а отрицательная — об удалении от этого момента.

Важнейшим материальным субстратом эмоций являются структуры лимбической системы мозга.

Сигнальные системы и их задачи

Четыре основных типа нервной деятельности, описанные в предыдущем разделе, применяют и к животным, и к людям. Однако есть и черты, которые присущи исключительно человеку. И.П. Павлов считал, что в основе развития этих качеств находится уровень двух сигнальных систем — первой и второй:

  • к первой СС относится чувственное восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Благодаря им мы выстраиваем свою картину мира. Первая сигнальная система есть у животных и человека.
  • ко второй СС относят речь. Это словесная сигнальная система, тесно связанная со знаками, символами и абстрактным мышлением. Она есть только у человека, хотя у некоторых высокоразвитых животных имеются предпосылки к её развитию. Например, животные или птицы умеют издавать звуки, обозначающие опасность, либо предупреждают криком о занятости территории.

Вторая сигнальная система у человека представляет сложно организованный принцип восприятия слов. При этом слово для нас — не просто некий раздражитель. Оно обозначает прежде всего определённый символ или предмет, имеющий значение или непосредственное отношение к нам. Именно словами мы обозначаем все явления и предметы в окружающем мире, формируя устойчивые абстрактные понятия.

Понимание и сознательное произношение слов появляется у детей, когда они, развиваясь, начинают ассоциировать слова с внешними объектами, пользуясь зрительным, слуховым и другими видами восприятия (компонентами первой сигнальной системы). Именно слово даёт нам возможность мыслить абстрактно, отражая окружающую действительность с помощью устойчивых формулировок и понятий.

Благодаря развитию второй сигнальной системы (речи) люди умеют пользоваться не только разными образами, но и мыслить в соответствии с ними. Образы становятся цельными, осмысленными, содержат информацию на разные темы. Только с помощью слова человек, развиваясь, переходит от восприятия чувственных образов первой СС к понятиям и представлениям, которые обеспечивает вторая СС. Именно она и составляет базис всего человеческого мышления.

В качестве анатомо-физиологических основ речи следует отметить три анализатора: двигательный, слуховой и зрительный. Регулируют речь определённые отделы коры мозга, получающей импульсы от речевого аппарата. Сложнейший анализатор, отвечающий за движение речевого аппарата и произношение слов, находится в лобных извилинах (2 и 3). Он называется центром Брока. Воспринимаем мы речь и понимаем её суть с помощью другого центра — Вернике.

Соотношения двух сигнальных систем у одного и того же человека могут быть различными. В зависимости от этого И.П. Павловым было выделено ещё несколько типов нервной деятельности. Известно, что в восприятии мира могут преобладать либо первая, либо вторая СС. Если в процессе познания мира более активно участвует чувственное восприятие, речь идёт о художественном типе личности. У таких людей преобладает образное мышление, они особенно ярко воспринимают слуховые и зрительные сигналы. Образное мышление характерно для представителей творческих профессий (певцы, музыканты, художники).

При преобладании в восприятии мира второй СС люди становятся учёными, мыслителями или философами. Это личности, для которых характерно более прагматичное логическое мышление. Они без труда выстраивают сложнейшие абстрактные понятия и легко оперируют ими. Бывают и редкие типы людей, когда у одного и того же человека можно наблюдать интенсивное развитие обоих типов восприятия. Они могут успешно заниматься и наукой, и творчеством (например, Леонардо да Винчи).

Память

Память — это одно из основных свойств нервной системы, заключающееся в способности долгое время сохранять информацию о событиях во внешнем мире и реакциях организма на эти события, а также многократно извлекать эту информацию в область сознания. Обучение и память — это стороны одного процесса. Под обучением прежде всего подразумевают механизм приобретения, фиксации информации, а под памятью — механизмы хранения и извлечения этой информации. Человек запоминает не только те раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, эмоции, которые они вызывают. Только благодаря памяти человек может приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт.

Память, до определенной степени условно, подразделяется на несколько типов. Кратковременная память имеет продолжительность несколько секунд. Емкость ее невелика и удерживает только 5-7 предъявленных элементов. В основе этого вида памяти лежит циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям. Кратковременная память очень чувствительна к сильным внешним воздействиям: ударам электрического тока, сотрясениям, резким перепадам давления и температуры.

Долговременная память сохраняет гигантский объем информации в течение всей жизни человека. Все, что содержится в памяти свыше 30 сек, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные положительные или отрицательные эмоции (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т. п.): «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» Процесс образования сохраняемого памятного следа — энграммы — называется консолидацией. Для того чтобы консолидация проходила успешно, необходимо усиленное снабжение мозга кислородом и глюкозой. В формировании энграммы принимают участие нейроны ретикулярной формации ствола мозга, черной субстанции, гипокампа и миндалевидного комплекса, височных и лобных долей больших полушарий. Консолидация подавляется ингибиторами синтеза ДНК, белков.

Точно не известно, в каком виде хранится энграмма. Однако показано, что при обучении увеличивается число синаптических контактов между нейронами, возрастает число рецепторов к различным медиаторам на мембранах нейронов (ацетилхолиновых, глутаматных и др.), усиливается синтез РНК, нейропептидов и белков. По современным представлениям считается, что в мозге нельзя выделить какую-либо отдельную структуру, в которой хранится энграмма, Видимо, памятный след сохраняется клетками всего головного мозга. Сформировавшаяся энграмма какого-либо события очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но извлечение энграммы, то есть воспоминание об этом событии, зачастую может быть сопряжено с большими трудностями. Эксперименты показывают, что воспоминания о многих событиях, которые человек не может вызвать у себя произвольно, возникают с большой четкостью и с массой деталей при слабом электрическом раздражении некоторых отделов лобной и височной долей коры больших полушарий.

Меланхолик

Типы ВНД отличаются своими свойствами и особенностями функционирования нервной системы. Если она слабая, то можно говорить о меланхолическом темпераменте.

Такие люди с большим трудом переносят воздействие сильных раздражителей, у них в ответ начинается запредельное торможение. Очень трудно меланхоликам привыкать к новому коллективу, особенно это касается детей. Все рефлексы образуются медленно, после многократного сочетания с безусловным раздражителем.

Движения, речь таких людей медленные, размеренные. Они, как правило, не совершают лишних движений. Если посмотреть со стороны на ребенка с таким темпераментом, то можно сказать, что он постоянно чего-то боится, никогда не может постоять за себя.

Архив

Выберите месяц Июль 2020  (1) Декабрь 2017  (3) Октябрь 2017  (2) Сентябрь 2017  (3) Август 2017  (1) Июль 2017  (1) Апрель 2016  (1) Март 2016  (1) Февраль 2016  (1) Январь 2016  (3) Декабрь 2015  (2) Ноябрь 2015  (8) Октябрь 2015  (8) Сентябрь 2015  (8) Август 2015  (12) Июль 2015  (10) Июнь 2015  (9) Май 2015  (22) Апрель 2015  (18) Март 2015  (20) Февраль 2015  (16) Январь 2015  (7) Декабрь 2014  (8) Ноябрь 2014  (6) Октябрь 2014  (10) Сентябрь 2014  (21) Август 2014  (17) Июль 2014  (12) Июнь 2014  (24) Май 2014  (14) Апрель 2014  (22) Март 2014  (25) Февраль 2014  (34) Январь 2014  (16) Декабрь 2013  (29) Ноябрь 2013  (42) Октябрь 2013  (42) Сентябрь 2013  (42) Август 2013  (29) Июль 2013  (58) Июнь 2013  (38) Май 2013  (25) Апрель 2013  (29) Март 2013  (1) Февраль 2013  (2) Январь 2013  (5) Декабрь 2012  (10) Ноябрь 2012  (26) Сентябрь 2012  (13) Июнь 2012  (1) Май 2012  (1) Апрель 2012  (3) Март 2012  (11) Февраль 2012  (33) Январь 2012  (22) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (40) Октябрь 2011  (7) Сентябрь 2011  (21) Август 2011  (2) Февраль 2011  (3) Ноябрь 2010  (7) Сентябрь 2010  (3) Август 2010  (4) Июнь 2010  (2) Май 2010  (28) Апрель 2010  (9) Март 2010  (35) Февраль 2010  (47) Январь 2010  (67) Декабрь 2009  (75) Ноябрь 2009  (257) Октябрь 2009  (4)

Высшие функции психики

Под психикой понимают совокупность свойств нашего мозга, благодаря которым мы можем «отражать» суть окружающих предметов и явлений. Начальными этапами знаний человека о том, что его окружает, являются восприятия и ощущения. Ощущениями мы «схватываем» свойства предмета или явления по отдельности, получая почву для более сложных реакций и свойств.

Каждое ощущение, испытываемое нами, обладает некой силой, длительностью и интенсивностью. Благодаря ощущениям мы со временем обучаемся восприятию: это следующий этап знаний об окружающем мире. Воспринимая объекты и явления, мы принимаем и преобразовываем поступающую в мозг информацию, активно выделяя из её бесконечного потока то, что нам жизненно необходимо.

И ощущения, и восприятия происходят в нашей психике сознательно — безусловно, в комплексе с речью и мышлением. Далеко не все объекты внешнего мира можно воспринять с помощью чувств и образов. Именно мышление помогает людям получать ценные знания о предметах, которые по тем или иным причинам не могут быть восприняты чувственным путём.

Отражение окружающей действительности с выстраиванием последовательных связей, отношений и закономерностей принято называть мышлением. Мысля, мы обладаем содержанием и смыслом воспринимаемой информации и познаём внутреннюю суть предметов. Только функция мышления помогает людям строить предположения и гипотезы, делать открытия, создавать новое. В данном случае понятие «отражение» означает, что если мы не можем выразить суть предмета чувственным путём, то отражаем его суть словами, понятиями и формулировками. Мышление неразрывно связано со всеми основными процессами высшей нервной деятельности.

Ещё одна высшая функция психики, без которой не была бы возможна последовательность в жизни — это внимание. С помощью внимания человек фокусируется на главной сути того или иного объекта, отбирая нужную информацию и отсеивая то, что не представляется ценным

Нейрофизиологические основы внимания имеют тесную связь с ориентировочным рефлексом и безусловно с локальной активностью определённых участков мозговой коры. Немаловажную роль в проявлении внимания играют эмоциональный и биологический факторы, связанные с потребностями, испытываемыми человеком ежедневно.

Неразрывно связана со вниманием и память. Это умение хранить информацию в течение того или иного количества времени

Благодаря памяти, мы всегда чётко можем воспроизвести и вспомнить значимые для нас события, в том числе и случившиеся много лет назад. Память включает несколько последовательных компонентов, неразрывно связанных между собой:

  • запоминание информации;
  • хранение;
  • способность её воспроизведения.

При этом информацию наша центральная нервная система может запечатлевать произвольно и непроизвольно. Непроизвольное запоминание часто происходит спонтанно, но более эффективным считается намеренное заучивание.

Немаловажную роль в нашей жизни играет такая функция, как мотивация. Под мотивациями понимают ряд побуждений к конкретным действиям, которые связаны с необходимостью удовлетворить какую-либо потребность. Мотивации бывают:

  • биологическими;
  • социальными;
  • духовными.

Такая классификация выведена в соответствии с потребностями человека и животных. Например, биологические и социальные потребности (к размножению, взаимодействию с себе подобными) есть у представителей животного мира, а духовные ценности являются более сложными по своей организации и у животных их нет.

Кроме мотиваций, в нашей психике есть ещё и богатый спектр эмоций, определяющих отношение индивида как к окружающей среде, так и к себе самому. Эмоциональные проявления видны в поведении человека и зависят от того, насколько у него удовлетворены потребности. Бывают эмоции низшего и высшего порядка. Низший спектр эмоций означает стремление к удовлетворению биологических потребностей, а высшие проявление свойственны только высокоразвитым личностям, стремящимся к социальной и духовной реализации.

За эмоциональный фон в нашем организме несут ответственность лимбическая система и гипоталамус мозга, входящий в её состав.

А высшей и целостной формой восприятия окружающего мира и его отражения является сознание. Эта высшая функция психики намеренно регулирует все способы взаимодействия человека с окружающей средой. Именно она ответственна за те переживания, которые мы называем «глубоко субъективными» или «личностными», возникающими в результате жизненного опыта. С понятием сознания тесно связана философская идея субъективной реальности, а также все остальные формы деятельности нашей психики (начиная от ощущений и заканчивая волевым началом).

Последние статьи

13.07.2020 Рубрика: Психиатрия

У каждого человека в жизни может наступить ситуация, когда он не может справиться с возникающими психологическими проблемами в его жизни. Этот груз нерешенных задач может повлечь за собой состояния тревоги, депрессии, апатии и более тяжелых нарушений нервной системы, вплоть до панических атак. В одиночку решить эти проблемы иногда становится невозможно, и в таких ситуациях может

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Здоровье и красота

Венозные заболевания стали серьезной проблемой современного общества. На распространение заболеваний влияет множество факторов. Это условия профессиональной деятельности, когда приходится много находиться на ногах или проводить весь день за рабочим столом и малоподвижный образ жизни. Вредны чрезмерные физические нагрузки и наследственная предрасположенность. Усугубляют положение вредные привычки и наличие лишнего веса. При появлении проблем в работе клапанной

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Медицинские учреждения

Стоматолог и челюстно-лицевой хирург с мировым признанием — Доктор Михаил Пелег. Скорая стоматологическая помощь в Майами, штат Флорида. Это отличный выбор, если Вы внезапно столкнулись с проблемами зубного характера. Михаил Пелег – это стоматолог мирового уровня с тридцатилетним стажем. Дантист и челюстно-лицевой хирург Михаил Пелег на сегодняшний день работает в Университетской больнице в Майами и

Читать полностью »

06.12.2017 Рубрика: Стоматология

Зубные имплантаты являются одним из самых больших достижений современной стоматологии. Это наилучший из всех возможных вариантов замены испорченных зубов. Дентальная имплантация зубов сейчас активно развивается, она облегчает жизнь миллионам людей, позволяя им без проблем жевать, говорить и улыбаться. Однако носители таких протезов сталкиваются с рядом проблем. Ниже вы найдёте несколько советов по уходу за вашими

Читать полностью »

Правила образования условного рефлекса. Механизм образования временной связи.

1)наличие
двух раздражителей условного и
безусловного.

2)условный
раздражитель должен предшествовать
безусловный.

3)необходимо
многократное состояние условных и
безусловных раздражителей.

4)безусловный
раздражитель должны быть биологически
более значимыми.

5)безусловный
раздражитель должен быть сильнее чес
условный.

Временная
связь и ее характеристика Физиологической
основой для возникновения условных
рефлексов служит образование функциональных
временных связей в высших отделах ЦНС.
Временная связь — это совокупность
нейрофизиологических, биохимических
и ультраструктурных изменений в мозге,
возникающих в процессе совместного
действия условного и безусловного
раздражителей. И.П.Павлов высказал
предположение, что при выработке
условного рефлекса происходит формирование
временной нервной связи между двумя
группами клеток коры — корковыми
представительствами условного и
безусловного рефлексов. Возбуждение
от центра условного рефлекса может
передаваться к центру безусловного
рефлекса от нейрона к нейрону.
Следовательно, первый путь образования
временной связи между корковыми
представительствами условного и
безусловного рефлексов является
внутрикортикальным. Однако при разрушении
коркового представительства условного
рефлекса выработанный условный рефлекс
сохраняется. По-видимому, образование
временной связи идет между подкорковым
центром условного рефлекса и корковым
центре-безусловного рефлекса. При
разрушении коркового представительства
безусловного рефлекса условный рефлекс
также сохраняется. Следовательно,
выработка временной связи может идти
между корковым центром условного
рефлекса и подкорковым центром
безусловного рефлекса. Разобщение
корковых центров условного и безусловного
рефлексов путем пересечения коры мозга
не препятствует образованию условного
рефлекса. Это свидетельствует о том,
что временная связь может образоваться
между корковым центром условного
рефлекса, подкорковым центром безусловного
рефлекса и корковым центром безусловного
рефлекса. Имеются различные мнения по
вопросу о механизмах образования
временной связи. Возможно, образование
временной связи происходит по принципу
доминанты. Очаг возбуждения с безусловного
раздражителя всегда сильнее, чем от
условного, так как безусловный раздражитель
всегда биологически более значим для
животного. Этот очаг возбуждения является
доминантным, следовательно притягивает
к себе возбуждение от очага условного
раздражения. Если возбуждение прошло
по каким-либо нервным цепям, то в следующий
раз оно по этим путям пройдет значительно
легче (явление «проторения пути»).
В основе этого лежат: суммация возбуждений,
длительное повышение возбудимости
синаптических образований, увеличение
количества медиатора в синапсах,
увеличение образования новых синапсов.
Все это создает структурные предпосылки
к облегчению движения возбуждения по
определенным нейронным цепям. Другим
представлением о механизме формирования
временной связи является конвергентная
теория. В ее основе лежит способность
нейронов отвечать на раздражения разных
модальностей. По представлениям
П.К.Анохина, условный и безусловный
раздражители вызывают распространенную
активацию корковых нейронов благодаря
включению ретикулярной формации. В
результате восходящие сигналы (условного
и безусловного раздражителей)
перекрываются, т.е. происходит встреча
этих возбуждений на одних и тех же
корковых нейронах. В результате
конвергенции возбуждений возникают и
стабилизируются временные связи между
корковыми представительствами условного
и безусловного раздражителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.