Средства выразительности речи: таблица

Средняя группа

В средней групперазвитие творчест­ва на основе обучения языку выразительных движений идет с акцентом на развитие парного образно-пластичес­кого взаимодействия. Дети продолжа­ют осваивать способы общения с помощью жестов. Новым же стано­вится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга (размещение и перемеще­ние исполнителей по сценической площадке). Освоение разновидностей «пространственного рисунка» парного взаимодействия — главная идея раз­дела «Выразительное движение» в средней группе. По своей новизне эта идея отличает данную методику от других методик развития детского творчества через движение.

Этапы освоения разновидностей парного взаимодействия определяют главную линию развития и обучения детей в течение года. Сначала осваиваются способы образно-пластическо­го взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают спо­собы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изо­бражая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изобра­жая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дис­танцию (в ситуации «Кошка пресле­дует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодейст­вия, передающие сотрудничество пер­сонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («Тянем-потянем»), во втором — в противоположные стороны («Лиса по­хищает петушка»).

В средней группе дошкольники впе­рвые сталкиваются с проблемой: как передать конфликт между разнохарак­терными персонажами в парном взаи­модействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимо­действуют друг с другом, одновремен­но конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте — еще одна отличительная особенность пред­ставляемой здесь методики

Такой «ход» не только позволяет знакомить детей с разнообразными сюжетами и способами воплощения образов, что активизирует их продуктивное вооб­ражение, но и подводит к начальному пониманию природы актерской игры, весьма важного для развития испол­нительского творчества

Развитие способности к образному перевоплощению в средней группе тоже имеет свои особенности. Про­должается освоение способов, переда­ющих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой — их внутренние переживания. Но если в младшей группе эти два плана создания образа осуществлялись по­рознь, то теперь детям все чаще удается их совмещать (при поддержке педагога). Кроме того, дети знакомят­ся с новым способом обогащения образа — его детализацией, подроб­ным изображением ситуативных дей­ствий персонажа, которые могут есте­ственно рождаться из контекста об­разно-пластического взаимодействия. Подобное изображение предоставляет большие возможности для нахожде­ния разных вариантов «решения» об­раза («кошка» может подкрадываться к «птичке» или непрерывно и медлен­но, или осторожными перебежками с остановками, чтобы притаиться на время, или как-то иначе).

Выполняя творческие задания, дети среднего дошкольного возраста показывают результаты, свидетельствую­щие о некотором количественном росте: все больше детей могут приду­мывать и подбирать подходящие по смыслу выразительные движения, причем в разных вариантах; они более явно и устойчиво демонстриру­ют фрагменты исполнительской выра­зительности, при этом все меньше опираются на поддержку педагога. Однако эффект проведенного за год развивающего обучения не ограничи­вается этими видимыми результатами. Именно в среднем дошкольном воз­расте, когда дети уже способны вос­принять качественно новое содержа­ние, но пока еще не могут самостоя­тельно воспользоваться полученным опытом, удается заложить то, что готовит базу для скачка в творчестве через год-другой.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Вторая младшая группа

Во второй младшей группенеобхо­димо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества — через формирование первичных наглядно-действенных представлений о про­стейших выразительных возможностях языка движений для воплощения об­раза и «бессловесного» общения.

Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно.

Сначала дети учатся передавать об­разы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (пету­шок ходит, машет крыльями, клюет зерна, кукарекает), причем «спектр» внешних действий персонажа берется по возможности более широкий, чтобы обогатить представления до­школьников об образе и возможно­стях его воплощения с помощью выразительных движений.

Затем дети начинают осваивать спо­собы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа — способы, с помощью которых воссоз­дается внешний облик героя. Напри­мер, чтобы изобразить мышку, нужно передвигаться легко, бесшумно, ко­роткими и частыми шажками, как будто уменьшившись, «сжав себя внутрь». Наоборот, чтобы изобразить медведя, следует двигаться медленно, тяжело, широко, как бы увеличив занимаемое телом пространство. Об­разно-смысловое сопоставление кон­трастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (бы­стрый — спокойный), амплитуды (ма­ленький — большой), наполненности (легкий — тяжелый), характера проте­кания (плавный — резкий) и др., — помогает детям осмысливать движе­ния и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно.

И, наконец, осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств образа — эмоций, особенно­стей характера (грустный — веселый, добрый — злой, трусливый — храб­рый и др.). В многообразных задани­ях один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состо­яния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).

Первичное освоение образного со­держания позволяет уже в младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством вырази­тельных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно — через проигрывание ситуаций, показываю­щих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, по­могает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение. Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к тому, чтобы воспринять саму идею: жесты, пластика, движения — это своеобразный язык.

Параллельно идет развитие эмоцио­нально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и спосо­бом выполнения; затем пытаются ис­пользовать его как средство общения с игровым партнером, причем в каче­стве такового выступает в начале го­да — кукла, с середины года — взрослый (в роли какого-либо персо­нажа), а к концу — возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие — один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.

В творческих заданиях дети демон­стрируют первые результаты: самостоятельно подбирают движения к задан­ному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстриру­ют отдельные «штрихи» эмоциональ­но-пластической выразительности (фрагменты исполнительского творче­ства)

Если же ребенок, пусть даже без видимого результата, только пыта­ется найти движение и старается исполнить его выразительно, это само по себе уже очень важно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.