- Не живи
- Как правильно поступать
- Сила творчества
- Самоуспокоение
- Ребёнок бьётся головой о стены
- Что делать родителям?
- Сосание пальца или одежды
- Что делать родителям?
- Несбалансированный рацион
- Не чувствуй
- Как правильно поступать
- Инфекционные заболевания
- Нарушение режима: мой опыт
- Яркий солнечный свет
- Причины детской вредности
- Не будь самим собой
- Как правильно поступать
- Вы позволяете грубо с собой обращаться
- Излишне яркие игрушки для детей до 3 месяцев жизни, неправильная высота их размещения
- Что замечают родители?
- Режим запугивания
Не живи
Вдумайтесь, каков истинный смысл этих слов: «Какая ты неряха! И зачем я тебя родила? Думала, помогать мне будешь!», «Мне такой хулиган не нужен, сиди здесь, а я пошла». Это одна из самых популярных и травматичных для психики ребёнка манипуляций. Происходит игра на хроническом чувстве вины за то, что малыш виноват во всех неудачах родителей.
Дети, выросшие с такой установкой, выбирают модель поведения, в которой постоянно получают наказание. Это смягчает чувство вины, на мгновение ребёнок освобождается от психологического груза.
Как правильно поступать
- Повторяйте каждый день: «Я очень счастлива, что ты у меня есть».
- Приготовьте малышу сюрприз — открытку «Ты моё солнце, рада, что мы вместе». Периодически удивляйте ребёнка такими знаками внимания. Мы как данность воспринимаем аналогичные детские послания, но, к сожалению, редко делаем нечто подобное в ответ.
- Составьте с ребёнком коллаж «Семья, как я тебя люблю». Возьмите ватман, клей, семейные фотографии и творите. Главное — посыл, закрепляемый в сознании ребёнка через творчество.
- Читайте книги о любви и семейных ценностях. Например, книгу Сэма Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?». В ней можно почерпнуть идеи для выражения силы любви: «я люблю тебя широко-широко», «я люблю тебя далеко-далеко», «я люблю тебя до самой луны». Можете придумать свои словесные традиции.
Сила творчества
Внимательнее к мотивации ребенка следует быть не только учителям, но и родителям, уверен начальник научного отдела Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова Антон Захаров.
дети
Фото: Depositphotos
— В самом деле излишняя мотивация может отрицательно сказаться не только на сдаче экзамена, но и в дальнейшем привести к неадекватной самооценке ребенка. Ведь личность только формируется, и он учится справляться с различными жизненными трудностями. А экзамен — это одна из них. Но здесь есть обратная сторона медали
Для родителей важно ориентировать ребенка не столько на получение результата в виде оценки, сколько на получение компетенций и знаний, — отметил эксперт
Специалисты уверены, что самый верный путь для родителей к мотивации детей любого возраста — это совместная работа, при которой ребенок выступает как равный партнер. Так он учится ощущать собственную ответственность и познает процесс творчества.
Самоуспокоение
К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.
Ребёнок бьётся головой о стены
Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.
Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:
желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
истерический приступ (истерика нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, отита, высокого внутричерепного давления).
Что делать родителям?
Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.
Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.
Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.
Сосание пальца или одежды
Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.
Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.
Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.
Что делать родителям?
Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.
Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго
При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать
Несбалансированный рацион
Во время грудного вскармливания или искусственного с применением качественной смеси ребенок получает все необходимое для нормального развития органов зрения. А вот позже, когда кроху переводят на взрослый стол, его организму может не хватать тех или иных витаминов и минералов. И это вредит глазам ребенка. Для них наиболее важны:
* Витамин А. Его дефицит ведет к нарушению сумеречного зрения, пигментации глазного дна, сухости глаз. С детства мы знаем, что для зрения полезна морковь. Содержащийся в ней бета-каротин преобразуется в организме в витамин А, составную часть пигмента сетчатки. Однако концентрация этого витамина еще выше в абрикосах (кураге), авокадо, желтом болгарском перце. Включайте их в меню малыша.
* Витамин С. Без его должного количества становятся хрупкими сосуды и возрастает риск кровоизлияний, в том числе и в глазах. Набрать норму витамина С не так уж сложно. Достаточно регулярно включать в меню цитрусовые, капусту (допустимо и квашеную), черную смородину, киви.
* Витамин В1 (тиамин). При его остром дефиците могут возникать невриты, в том числе зрительного нерва, что, естественно, вредит зрению. Чтобы предотвратить такое развитие событий, включайте в меню цельнозерновые крупы.
Не чувствуй
Так мы буквально запрещаем ребёнку испытывать чувства: «Не злись на учителя, она тебе в бабушки годится», «Успокойся, нельзя так смеяться у всех на виду», «Не смей завидовать». В итоге ребёнок считает, что ему нельзя испытывать эмоции по отношению к определённым людям и переносит их на младших братьев, сестёр или одноклассников.
Как правильно поступать
Обсуждайте с ребёнком его эмоции, помогайте осознавать чувства и управлять ими. Попросите его закончить предложения: «Я чувствую…», «Потому что…», «Я бы хотел, чтобы…» Объясните, что плохих эмоций не бывает
Каждая из них имеет право на существование и обращает внимание человека на то, что тревожит его в данный момент больше всего.
Продемонстрируйте, как можно выразить негативные эмоции в игровой форме: прокричать злость в «мешочек гнева», выплеснуть обиду с помощью «подушки негатива», затоптать зависть на «коврике ненависти».
Инфекционные заболевания
Самая опасная с этой точки зрения пора — «период песочницы». В это время малыш с легкостью может подхватить бактериальный, грибковый или вирусные конъюнктивит, какую-либо паразитарную инфекцию (токсоплазмоз, токсокароз, цистицеркоз и др.), которые могут нанести зрению большой вред. «В принципе, любое инфекционное заболевание, даже привычная ОРВИ, может повлиять на развитие зрительного анализатора, — поясняет Мария Богорад. — При этом родители не всегда могут заметить, что малыш стал хуже видеть
Поэтому важно не пропускать плановые осмотры у педиатра, офтальмолога, невролога в первые два года жизни малыша». И, конечно, чтобы не подхватить инфекцию, соблюдать правила гигиены: мыть руки по возвращении домой с улицы, после контакта с животными, мыть фрукты, пить качественную воду, избегание контактов с заболевшими людьми
Нарушение режима: мой опыт
Сейчас я работаю репетитором.
У меня тоже есть требования к оформлению записей. Хотя на самом деле правило всего одно, потому что все остальные из него следуют. А звучит оно так: записями должно быть удобно пользоваться. То есть их нужно вести так, чтобы я могла без труда читать их при проверке, а ученик мог в них ориентироваться и находить нужную ему информацию.
Я разрешаю детям писать каким угодно цветом, пропускать между работами столько строчек, сколько душа пожелает, даже рисовать – главное, чтобы оформление не мешало воспринимать записанное, а, наоборот, помогало. Я не против, если ученик замазывает ошибки корректором или пользуется стирающейся ручкой (что в школе строго запрещено): ведь это помогает сделать записи аккуратными и читаемыми
Мне важно, чтобы дети научились грамотно писать и полюбили мой предмет, а орфографический режим, как мне кажется, этому не только не способствует, но и вредит
Я считаю, что в записях обязательно должны присутствовать выделения, которых орфографический режим не допускает.
Если мои ученики пишут только синей ручкой, не выделяют заголовки, не подчеркивают и не обводят ключевые слова в правилах, это для меня скорее недостаток ведения тетради.
Ведь вычленить и запомнить информацию из текста-«простыни» гораздо сложнее, чем из яркой схемы.
Когда ребенок составляет такую схему, он еще и учится структурировать информацию. А этому уделяют очень мало внимания на школьных уроках! Если я прошу ученика записать правило в тетради так, чтобы потом было удобно им пользоваться, он в лучшем случае перепишет главу из учебника, подчеркнув ключевые моменты. Но представить сведения в виде таблицы, алгоритма, схемы-кластера или визуального конспекта ему просто не приходит в голову: он не знает, как это сделать, он никогда этим не занимался и не представляет, насколько это упрощает обучение.
Умение структурировать данные, выделять главное, находить интересные способы изложения и запоминания информации – важнейшие навыки, и их можно развить с помощью свободного и творческого ведения записей. И нужно обучать детей именно этому – а не тому, сколько сантиметров отступать от края и как записывать словарные слова – в столбик или в линию. Пусть записывают хоть лесенкой, хоть в кружок. Главное, чтобы ученикам было удобно.
Фото: flickr.com/lavra_photo
Яркий солнечный свет
Офтальмологи утверждают, что жителям средней полосы не стоит бояться агрессивного воздействия ультрафиолетовых лучей на глаза малыша. А вот в регионах с активным солнцем (горы, море), их стоит опасаться.
«У детей оптические среды более прозрачны, чем у взрослых, а хрусталик еще не приобрел защитный желтый оттенок, — объясняет Игорь Азнаурян, д.м.н., академик АМТН РФ, детский глазной хирург, руководитель детских глазных клиник “Ясный Взор”. — Особенно сильно вредит ультрафиолет светловолосым, белокожим детишкам со светлыми же (голубыми) глазами. У них меньше пигмента, который защищает нас от избытка солнечных лучей, в том числе и на глазном дне.
УФ-излучение обладает кумулятивным эффектом. То облучение, которое мы получили в детстве, может вызвать заболевания глаз в зрелом возрасте. Такие как: птеригиум, возрастная макулярная дегенерация, катаракта и др.».
Защищать детские глаза (как и взрослые) можно и нужно качественными солнцезащитными очками
Надевать их очень важно, в том числе вечером и утром, так как в разгар дня солнечные лучи падают на нас вертикально, и глаза защищены бровями и ресницами. А на закате и рассвете солнечные лучи падают под углом, прямиком в глаз
Причины детской вредности
Ребенок начинает вредничать не просто так. На то есть определенные и вполне конкретные причины.
Почти все взрослые диктуют малышу постоянно, что ему следует делать, а что категорически запрещается. Чаще всего воспитательный процесс в семье состоит из постоянных запретов и назиданий.
Устраивают в семье с маленьким человеком так называемую «школу собаководства», надресировывая ребенка на желаемые результаты.
Желания же ребенка совершенно при этом не учитываются. Естественной реакцией ребенка на такие призывы является отказ и нежелание подчиняться требованию взрослого.
Следующая причина вредного поведения ребенка — недостаточное внимание к ребенку. Родителям некогда проводить с малышом время за совместными делами
И своей вредностью ребенок пытается привлечь внимание взрослых к себе.
Очередная причина проявления вредности — ребенок видит, как ведут себя взрослые, но просят его делать иначе. Вредный ребенок же — это зеркало, в котором мы, родители, можем видеть то, как мы сами поступаем в повседневной жизни. Вредный ребенок совершенно не понимает, как можно поступать иначе.
Ведь мы сами делаем так, а он просто копирует наше поведение и привычки. Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша делать то, чего родители сами не делают, и наоборот.
Как бы банально это не звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных — не толкайте своего кота.
И последняя причина проявления непослушания и упрямства — очень болезненная для самого малыша — это его способ защититься. Когда малыш постоянно поругаем, он как-то пытается сам себя защитить. Ведь такие большие взрослые его обижают. Как же он может справиться с обидой и страхом. И тогда он начинает тоже выражать свой гнев, ругается и даже пытается ударить большого человека.
Сохраняйте спокойствие: когда ваш «вредный ребенок» плохо себя ведет, постарайтесь не кричать и не терять самообладание.
Большая часть действия малыша направлены на привлечение вашего внимания.
Родители, особенно молодые мамы и папы, еще не понимают, что малышу может быть обидно и одиноко, когда его постоянно учат и ругают. Откажитесь от запретов, научитесь советоваться и договариваться с крохой по любому вопросу.
Выслушивайте его постоянно. Будьте рядом и не показывайте своего неудовольствия, даже если вам что-то не нравится в малыше. Помните, вы смотритесь в него как в зеркало. Это ваши дела и поступки.
И если это вам не нравится, значит, вам надо самим в себе что-то поменять. И тогда малыш не преминет перенять ваше поведение и будет делать так, как вам понравится.
Не будь самим собой
Так родители заставляют ребёнка чувствовать хроническую неудовлетворённость собой. Человек вырастает завистливым, агрессивным, лживым, бегущим от своей личности. И всё это от безобидных фраз вроде: «Почему Вася справился с заданием, а ты нет?», «Стремись к идеалу, ты должен быть лучшим».
Как правильно поступать
- Расскажите ребёнку об уникальности каждого человека. Мы не должны соответствовать чьим-то ожиданиям и быть похожими на кого-то, у каждого свой путь.
- Используйте техники визуализации успехов ребёнка, например дерево талантов.
- Не забывайте, что вы всегда должны быть на стороне ребёнка.
Задача родителей — контролировать своё поведение и понимать, что, кому и зачем говорить, к каким последствиям могут привести слова
Важно ценить отношения здесь и сейчас, любить ребёнка как личность, не пытаться изменить его и с уважением относиться к его мнению, характеру и желаниям
Вы позволяете грубо с собой обращаться
Если ваш ребенок может назвать вас грубо, ведет себя неуважительно по отношению к вам перед другими взрослыми или перед своими друзьями, требует чего-нибудь, не говоря «спасибо» и «пожалуйста», а вы никак не реагируете, вся ответственность за такое поведение ложится на вас. Если вы позволяете ребенку общаться с вами так, как не позволили бы с собой общаться партнеру или коллеге на работе, вы балуете его. Общение не должно быть формальным, но оно должно строиться на уважении, обязательно донесите это до ребенка.
Можно удалить следы от воска, выровнять обои и не только: лайфхаки с утюгом
Эйнштейн рассказал юному Джерому о музыку — это стало для того ценным уроком
Не представляю свой сон без лавандовой подушечки для глаз: делаю её сама
Излишне яркие игрушки для детей до 3 месяцев жизни, неправильная высота их размещения
Известный факт: в первые месяцы жизни крохи игрушки над его лицом можно располагать на расстоянии не меньше 40-50 см. Иначе у ребенка можно спровоцировать развитие близорукости или косоглазие со сведением глаз к переносице. Что до оттенков, то до трех месяцев малышу следует демонстрировать белые, черные, красные, зеленые и желтые игрушки. «Именно эти, природные краски может распознавать новорожденный, — объясняет Мария Богорад. — Чтобы воспринимать более сложные оттенки, ребенку нужен визуальный опыт. После 3-4 месяцев кроха сможет различать все цвета радуги»
Очень важно предлагать малышу те оттенки, которые его мозг в состоянии переработать. Это залог формирования правильного цветовосприятия и сложного зрительного образа
Что замечают родители?
Практически всем взрослым знакомы ситуации:
- вместо того чтобы исполнить просьбу «подойди», малыш развернулся и убежал;
- чадо категорически отказывается делиться сладостями, игрушками с другими;
- игнорирование просьб со стороны крохи;
- отказ от даже самых любимых блюд со словами «не хочу»;
- проявление упрямства во время сборов на прогулку.
Один ребенок может капризничать больше, другие проявляют характер только при определенных обстоятельствах. Бороться с детьми не стоит, так как ваши усилия могут нарушить естественный ход вещей. Если применить жесткие методы, малыш может стать безынициативным, нерешительным, лишиться индивидуальности.
Режим запугивания
Я не нашла никаких официальных документов, которые предусматривали бы карательные меры за неправильное оформление. Но на практике такие меры встречаются сплошь и рядом. Как и снижение оценки на балл за большое количество исправлений (даже аккуратных!) в работе: в каких-то школах за четыре исправления в диктанте, в каких-то за два…
Но ведь исправления – это прекрасно! Ученик сам нашел ошибку, подумал над ней, понял, как ее исправить, и сделал это. Он провел огромную работу, совершил маленькую победу над самим собой. За это его можно только похвалить! Вместо этого детей учат бояться ошибок, когда ругают за неизбежные исправления и заставляют раз за разом, вплоть до невроза, переписывать работу.
А ведь настоящая жизнь и есть череда проб, удач – и ошибок.
Банальный, но всё же факт: не ошибается тот, кто ничего не делает. Нужно научить детей спокойно признавать и достойно исправлять свои ошибки.
Многие взрослые этого не умеют: или воспринимают каждую ошибку как конец света, или упорно ее отрицают. И неудивительно, ведь еще со школьной скамьи закладывается невротическое отношение к неудачам.
Две недели слез и протестов: первоклассник пошел в школу
Можно возразить: некоторые дети просто ленивы и неорганизованны, они не хотят даже чуть-чуть подумать перед тем, как что-то написать. Да, так тоже бывает (хотя гораздо реже, чем кажется, и два исправления в диктанте – совсем не показатель лени). Но тогда возникает вопрос: а, собственно, почему ученик не старается? Может, ему не интересно учиться? А почему ему не интересно? Не потому ли, что учеба перестала быть увлекательным поиском верных решений, полным неожиданных открытий, и превратилась в соблюдение формальностей и правил оформления?
А соблюдать их ребенку, особенно в начальной школе, очень трудно. Казалось бы: подумаешь, нужно всего-то запомнить десяток-другой правил, и дело с концом. Но проблема в том, что ребенку нужно применять их на практике не «в чистом виде», а совместно с другими сложнейшими навыками.
Перед младшими школьниками стоит и без того очень непростая задача – овладеть письмом и чтением, сформировать почерк, узнать правила орфографии и пунктуации и научиться их применять. А одновременно следить, чтобы работа была оформлена в соответствии со стандартом и в ней не было помарок и исправлений, не получается почти ни у кого.