- Что делать при отставании в развитии
- Улица и школа
- Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
- Старший дошкольный возраст
- Осознанность или инстинкты?
- Кризис и штиль
- Рекомендации по развитию деятельности детей
- Какой возраст считается переходным
- Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
- Средний подростковый возраст: 15–17 лет
- Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
- Младший школьник
- Ребенок как отражение культуры семьи
- Откуда взялся капризуля?
- Врожденное любопытство
- Занятия и игры с детьми
- Причины отставания в развитии
- Развитие и воспитание ребенка по возрастам
- Как общаться с подростком
- Вспомните себя в этом возрасте
- Поддерживайте увлечения ребёнка
- Помогите ему справиться с новым телом
- Не доставайте расспросами и советами
- Позволяйте совершать ошибки
- Чаще обнимайте
- Принимайте тинейджера таким, какой он есть
- Каковы особенности детей переходного возраста
- Их очень смущают пристальные взгляды
- Они принимают невыгодные решения под влиянием компании
- У них ухудшается память
- Их не мотивируют наказания
- Шесть детских кризисов — ступени на пути к взрослой жизни
- Плохое поведение детей: профилактика
- Возраст родителей и поведение ребенка
Что делать при отставании в развитии
Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания — не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.
Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.
Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.
Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.
Улица и школа
Поведение детей в школе часто отличается от поведения на улице или дома. Здесь огромную роль играют не только рамки, поставленные учебным заведением, но и личность учителя. Чем более симпатичен ребенку педагог, чем справедливее он его считает, тем лучше будет себя вести.
Часто именно в школьном возрасте люди сталкиваются с агрессивным поведением ребенка. Здесь люди делятся на два лагеря: пострадавших («Ну сделайте с ним что-то!») и виновников («Что я с ним сделаю, он совсем не слушается»).
Коррекция поведения детей находится в компетенции психологов или социальных педагогов. Родителям же следует помнить, что агрессия, как правило, не возникает на пустом месте, она является отражением недостатка любви.
Агрессивный ребенок своим поведением словно дает понять окружающим его взрослым, что он нуждается в дополнительной поддержке, опоре и внимании.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались
Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Старший дошкольный возраст
Примерно к 4-м годам все войдет в свою колею, родители свыкнутся с потерей монополии на жизнь малыша, ребенок будет совершенствовать и примерять свои новые навыки и свободы, пока дошкольник не осознает, что его свобода где-то заканчивается. Именно в 4 года начинается новый виток в развитии ребенка, который может длиться до 5-6 лет.
В первое время малыш, опьяненный собственной самостоятельностью и свободой выбора, при достаточно гибком и понимающем поведении родителей не чувствует подвоха. Пока вдруг не осознает, что между делом натыкается на определенные границы. «А почему, собственно, брокколи или кольраби? — задается он вопросом, — Почему не конфеты?»
С этого момента начинается активное исследование границ дозволенного с постоянными попытками их расширить. Неудивительно, что в этом возрасте социальное поведение детей значительно ухудшается. Причем оно может быть совершенно неравномерным. Например, в саду, где допустимые нормы поведения четко оговорены и неизменны, ребенок может вести себя хорошо, а дома, где мама разрешает то, что запретил папа, будет твориться хаос.
Осознанность или инстинкты?
Примерно до полутора лет поведением детей управляют врожденные инстинкты и любопытство. Требовать от грудничка перестать плакать, обвинять его в манипуляции, уговаривать полуторагодовалого ребенка поделиться формочкой или убедить его в том, что таскать кота за хвост — не слишком хорошая идея, очень ресурсозатратно и практически бесполезно.
Сколько бы вы ни взывали к совести, малыш будет переворачивать все ящики, до которых может дотянуться, вверх дном и сыпать на голову сопернику по песочнице песок. Бороться с этим бесполезно, и лучше всего просто подстроиться — убрать все опасное повыше, сложить в нижние полки пластиковую посуду или игрушки, а на улице отвлечь не поделивших ведерко карапузов качелями и горкой.
Примерно к полутора-двум годам у малыша появляется некоторая осознанность. Он все еще не в состоянии справиться со своими желаниями или усталостью, но вполне может выполнять элементарные просьбы вроде «принеси стакан» или «не стучи лопаткой по голове этому мальчику». На смену старым методам приходят новые — убеждение и разговор.
Кризис и штиль
Развитие поведения детей характеризуется скачками: после кризиса всегда наступает период покоя, во время которого напряжение постепенно нарастает и выливается в очередной кризис. В момент каждого возрастного криза родителям следует немного отпустить вожжи и предоставить ребенку новое поле самостоятельности и ответственности.
Следует знать, что стремление просто подавить ребенка, находящегося в кризисном возрасте, приведет только к новым вспышкам агрессии и непонимания. Взрослому следует проявить смекалку, понимание и находчивость, чтобы помочь ребенку выйти из сложного возраста и немного повзрослеть.
Рекомендации по развитию деятельности детей
Научно-обоснованные представления о раннем развитии детей помогают составить грамотные и четкие советы, как поспособствовать игровому развитию на различных этапах жизни.
Для достижения игры реалистичной, с яркой эмоциональной окраской и требующей интеллектуальной деятельности, от взрослого требуется комплексный подход к формированию игровой задачи. Во время развития ребенка с помощью игры надо направленно расширять границы опыта малыша, побуждая ребенка творчески отражать действительность.
Игры — это эффективный метод корректировки эмоциональных отклонений развития, которые могут возникать у детей из неблагополучных семей. Эмоциональная составляющая игры увлекает ребенка, создавая благоприятные условия для развития межличностных отношений, а также обеспечивая необходимый ребенку душевный комфорт. Игровое развитие деятельности детей должно формироваться поэтапно, обеспечивать создание всех составляющих игры, характерных для каждого возраста. Здесь главным критерием является индивидуальный опыт, поскольку игра, созданная на основании опыта, окрашивается в особые эмоциональные тона. В противоположной ситуации процесс обучения приобретает механическую окраску.
С взрослением ребенка изменяются принципы организации его опыта, он направляется на изучение отношений между людьми. Поэтому для игрового развития ребенка требуется создание предметно-игровых условий. При этом происходит изменение игровых взаимоотношений взрослых и детей. Теперь общение носит деловой характер — оно направлено на получение общего результата. Взрослый является участником игр, что побуждает ребенка обсуждать события, высказывать мнение, спорить.
Раннее развитие детей в игровой форме способствует всестороннему формированию личности малыша. Все виды деятельности определяются мотивами, т.е. направленностью. Однако игровая деятельность не имеет направленного мотива — малыш занимается играми, испытывая в этом потребность, а не для достижения конкретных результатов, что характерно для бытовых и трудовых видов деятельности.
Игровая деятельность занимает ведущее место в развитии детей дошкольного возраста. С помощью игры закладываются основы социального поведения, навыки коллективного общения, творческого восприятия мира и способности контролировать свое поведение.
Разнообразная направленность игр помогает осуществлять комплексное раннее развитие детей дошкольного возраста. Подвижные игры способствуют физическому развитию, музыкальные — эстетическому, дидактические — умственному. Кроме того, все виды игр влияют на нравственное воспитание ребенка.
Какой возраст считается переходным
Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.
Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.
Как понять , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.
В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.
Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.
Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.
Младший школьник
Со временем ребенок набирается опыта, расширяется его словарный запас, и улучшаются навыки коммуникации. Примерно к 5-6 годам дошкольник понимает, что не все и не всегда решается кулаками, и учится коммуницировать другими способами.
Одновременно со способностью договариваться ребенок развивает в себе такое качество, как хитрость. Рано или поздно первоклассники или старшие дошколята начинают хитрить, увиливать от ответов. Это не всегда вранье в полном смысле этого слова.
Кто-то из детей выманивает у младших обещаниями конфеты или игрушки, кто-то подговаривает других дружить против кого-то. В возрасте 6-7 лет наказания желательно свести к минимуму, так как они провоцируют только обиду и агрессию. В это время главным становится разговор.
Малыши в этом возрасте хорошо реагируют на всевозможные поучительные истории, примеряют на себя образы героев книг и мультфильмов. Первоклассники еще любят обсуждать и обговаривать все моменты своей жизни, следует воспользоваться этой открытостью, чтобы проговорить нежелательные или неприемлемые моменты в их поведении.
Ребенок как отражение культуры семьи
«Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» — гласит одна мудрая английский поговорка.
Культура поведения ребенка полностью отражает культуру отношений в семье и отношений между взрослыми. Дети, воспитанные в семьях, где царят открытые отношения, где все всегда готовы к диалогу и компромиссу, как правило, гибче и лояльнее, чем их сверстники, воспитанные в атмосфере строгости и повиновения.
Каждый взрослый в любой жизненной ситуации (в машине, театре, кино, очереди, пробке, магазине), общаясь с незнакомцами или неприятными людьми, должен помнить, что дети его не слушают, но внимательно за ним наблюдают. И через эти наблюдения впитывают и усваивают для себя определенные модели поведения и реакции.
Откуда взялся капризуля?
Возрастные особенности этого периода характеризуются противоречивостью. По достижении 3 лет у малыша начинается неизбежный (при этом абсолютно нормальный) кризис развития: он начинает понимать, что он тоже личность, имеющая свои интересы и потребности, с которыми все должны считаться. Поэтому процесс самоутверждения (часто даже в попытках подчинить себе взрослых) – неизбежен.
Возникает парадокс
С одной стороны, ребенку этого возраста важно принять себя как отдельное «я», с которым считаются, которое уважают, вырасти в собственных глазах и глазах окружающих. Поэтому он настаивает на том, что все сделает сам и по-своему, даже если совершено не умеет и у него ничего не выходит
Такое проявление «противоволи» вполне естественно для этого этапа. С другой – такая самостоятельность и борьба за свою «личностную территорию» приводят к неизбежному отделению ребенка от родителей. А малышу этого возраста родительская любовь, их одобрение, поддержка, их гордость чрезвычайно важны как показатели того, что он – правильный, нужный, хороший. Поэтому действия, которые у него пока не получаются, вызывают бурю слез и капризов, ведь при этом он выглядит в глазах любимых взрослых недостойно.
Усугубляется внутренний конфликт малыша тем, что он сейчас чувствует себя собственником мамы («моя мама» – это теперь не просто понимание родственной связи). Поэтому могут случаться приступы ревности ее к папе или другим детям в семье.
Врожденное любопытство
Каждая молодая (а может, и не совсем молодая) женщина или девушка, проходя мимо ребенка, закатившего истерику около кассы, с «Киндером» в руках, хотя бы раз в жизни, но думала: «Мои так никогда не будут делать».
И вот рождается он — долгожданный и любимый малыш, и новоиспеченная мама погружается во все трудности, прелести и радости материнства. Как-то вдруг и очень быстро оказывается, что у нее на руках не мирно посапывающий ангелок, освещающий все вокруг своей очаровательной улыбкой.
Первые месяцы мама справляется с коликами, послеродовой депрессией и новой ролью — кто-то хуже, кто-то лучше. Ребенок растет, физические проблемы, казалось бы, уже позади, но на их место приходят трудности совсем иного характера.
Начинается все вполне невинно — месяцам к 4-5 малыш выныривает из своей благостной дремотной неги и замечает окружающий его мир. Любопытство не дает ему спокойно спать и есть. Только схватит бутылочку или грудь, и тут же отвлечется на сигнал машины за окном или яркое пятно на обоях, задремлет в коляске и услышит каркающих ворон.
Не дают покоя и моторные навыки — к полугоду маме становится сложно переодевать грудничка, который норовит перевернуться, до чего-нибудь дотянуться или куда-то уползти.
Занятия и игры с детьми
Существует огромное множество развивающих занятий и методик, которые успешно используют преподаватели в группах раннего возраста, но они же и подойдут для занятия в домашних условиях. Основные упражнения по развитию деятельности ребенка раннего возраста:
Физическое развитие малыша.
Чем здоровее ребенок в физическом плане, тем успешнее он развивается с психологической точки зрения. Примерно к году дети начинают ходить, и для физического развития им необходимо создать все условия для двигательной активности. Но не нужно заставлять их делать те или иные упражнения, нужно превратить это в увлекательную игру, и только в таком случае малыш с удовольствием выполнит все нужные действия.
В годик ребенка нужно стимулировать к движению и ходьбе. Надо чаще просить его подойти, принести, унести отдельный предмет или игрушку. Все упражнения нужно усложнять постепенно, для детей раннего возраста комплекс не должен быть слишком длинным – ребенок быстро устает, вполне достаточно 5-6 упражнений по 5-6 повторений.
В упражнения следует включить ходьбу, перемещение по наклонной поверхности, боковые шаги, шаги назад. Весь комплекс должен быть подобран индивидуально для ребенка в зависимости от его уровня развития.
Развитие разговорной речи.
С года до трех лет следует уделить особое внимание развитию речи малыша. Речевые центры тесно связаны с мелкой моторикой
Именно поэтому всевозможные пальчиковые игры для детей раннего возраста обязательно должны присутствовать в программе развития. Существует огромный выбор игрушек, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка.
Сам процесс развития речи можно разделить на 2 этапа: развитие понимания и формирование активной разговорной речи. На этапе развития понимания формируется пассивный словарный запас. Следует много говорить с ребенком, показывать и называть ему предметы, читать книги с картинками. Следует его знакомить с существительными, прилагательными, осваивать новые слова и все время повторять старые.
Для развития активной разговорной речи нужно стимулировать ребенка говорить. Можно использовать различные стишки, в которых ему нужно предлагать договорить окончания. Также можно для развития речи использовать игрушки самого ребенка и в ходе ролевых игр стимулировать его к речи.
Очень многое в развитии речи ребенка играет то, сколько и каким образом родители общаются с малышом. Логопеды утверждают, что с ребенком нужно много и правильно говорить, так как он строит свою речь на основе подражания разговору родителей.
Развитие моторики рук.
Различают 2 вида моторики:
- Мелкая, она включает точные движения рук.
- Общая, включает движение отдельных групп мышц.
Для развития мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры, лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов. Можно купить развивающие игры, а можно использовать подручные предметы: тесто, коробочки с крупами, пуговицы на одежде и так далее.
Для развития общей моторики подходят любые активные игры, главное, чтобы они соответствовали возрасту: игры с мячом, перемещение по ступенькам, велосипед.
Творческое развитие ребенка.
Творческое развитие ребенка строится вокруг предметов и игр, которые можно использовать с фантазией:
- Мешочек с бобами или крупами. Его можно ощупывать, подбрасывать, положить на ногу и так далее. Нужно предложить ребенку самому придумать, что можно с ним сделать.
- Рисование – отличный способ творческого развития ребенка, его увлекает сам процесс, при котором карандаш, ручка или пальчики оставляют след, со временем ребенок стремится изобразить что-то конкретное.
- Пластилин дает возможность для создания объемных фигурок и преобразовывания их во что-то другое. Нужно показать ребенку, как лепить простые формы, и по мере развития малыша усложнять задания.
- Музыка и танец – отличный способ самовыражения ребенка. Нужно чаще включать несложные мелодии и предлагать ребенку потанцевать, причем так, как ему хочется. Впоследствии можно ему показать несложные движения.
Существует огромное множество способов развивать творческие способности ребенка. Но не стоит концентрировать свои усилия только на одном виде деятельности, лучше обеспечить разнообразие в занятиях.
Развитие ребенка в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Родители только удивляются, как быстро растет их кроха и как быстро он все усваивает. То, как будет происходить это развитие, зависит от психологической обстановки внутри семьи и от того, как и сколько занимаются с малышом.
Причины отставания в развитии
Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин — как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.
Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:
- Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
- Кислородная недостаточность у плода.
- Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
- Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
- Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.
Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.
Развитие и воспитание ребенка по возрастам
Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.
В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.
Как общаться с подростком
Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.
Вспомните себя в этом возрасте
Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.
Поддерживайте увлечения ребёнка
Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.
Помогите ему справиться с новым телом
Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.
Не доставайте расспросами и советами
Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.
Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться
Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно
В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.
Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»
Позволяйте совершать ошибки
Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»
Чаще обнимайте
Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.
Принимайте тинейджера таким, какой он есть
В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.
Каковы особенности детей переходного возраста
На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .
Их очень смущают пристальные взгляды
Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.
Они принимают невыгодные решения под влиянием компании
Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.
У них ухудшается память
Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.
Их не мотивируют наказания
Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.
Шесть детских кризисов — ступени на пути к взрослой жизни
Психологи выделяют всего шесть основных детских кризиса, характеризующихся значительным ухудшением поведения детей. Несмотря на указанный возраст, все кризисы крайне условны и могут отклоняться на несколько месяцев или даже лет от указанных цифр.
- Кризис новорожденности. Первые несколько месяцев — одни из самых сложных в жизни маленького человека, который переходит от внутриутробного к самостоятельному существованию.
- Кризис одного года. Малыш вырос и научился ходить. Он впервые начинает отделять себя от матери и прислушиваться к своим желаниям. В этом возрасте дети отвечают крайним негативизмом на любые запреты со стороны взрослого.
- Кризис трех лет. Один из самых сложных периодов в жизни маленького человека. Проявляется крайним негативизмом, протестом против правил взрослых, самостоятельностью, строптивостью и упрямством.
- Кризис семи лет. Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность и наивность, стремится к получению внешней оценки и социальным контактам. Для семилеток характерна вычурность и манерность поведения, вспышки необъяснимой агрессии.
- Подростковый кризис. Обычно начинается в районе 13-ти лет и связан с гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка. Подросткам характерна эмоциональная неустойчивость, стремление к эмансипации и конфликты с окружающими взрослыми.
- Кризис юности настигает детей в возрасте 17-18 лет, когда гормональные бури уже позади. Человек стремится окончательно отделиться от родителей, однако испытывает при этом повышенную тревожность и нервозность, часто агрессивно реагирует на любую помощь или советы.
Плохое поведение детей: профилактика
Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Так и к детским кризисам, несмотря на то что предотвратить их невозможно, лучше подойти подготовленным.
Одно из основных условий — создание дружелюбной, открытой обстановки дома, готовность понять ребенка и помочь ему, в какой бы жизненной ситуации он ни находился.
Второе условие — достаточное, качественное общение с детьми. Ребенку жизненно необходимо напитываться от взрослых энергией, их любовью, лаской
Важно не просто в пол-уха послушать, как прошел его день или что он узнал в школе. Важно принять в этом участие, обсудить, поспрашивать, а где-то помолчать, дать выговориться или невзначай что-то посоветовать
И только тогда проблема плохого поведения навсегда останется в прошлом, а кризисы пройдут незаметно.
Возраст родителей и поведение ребенка
Были рассмотрены модели развития, связанные с социальными навыками, включая поведение, проблемы со сверстниками.
Дети, родившиеся от отцов в возрасте до 25 лет и старше 51, имели тенденцию проявлять более просоциальное поведение на ранних этапах развития. Достигнув подросткового возраста, они отстали в развитии от своих сверстников, зачатых отцами среднего возраста. Анализ данных также показал, что большинство этих различий связаны с генетическими факторами, а не с окружающей средой.
Эксперты подтверждают, что отцовский возраст при зачатии может повлиять на потомство. Дети, рожденные от очень юных или пожилых отцов, могут находить социальные ситуации более сложными, даже если они не соответствуют диагностическим критериям для аутизма.
Предполагается, что за этими двумя крайностями отцовского возраста могут быть разные механизмы, хотя полученные поведенческие характеристики у их потомков были схожими.