«Конечно, к каждому ребенку надо находить свой подход, но советы, которые я дам, многим помогают», — написала в своем блоге в Инстаграм психолог Екатерина Силина.
Советы
1. Не нервничаем! Если малыш устраивает маме концерты при каждой подготовке к прогулке, мама уже сама ожидает сцены и своим эмоциональным состоянием передаёт тревогу ребёнку, от этого он становится ещё более непоседливым. Поэтому убеждаем себя, что сегодня всё пройдёт хорошо и готовимся к лучшему.
2. Смещаем акценты. Цель – не одеть ребёнка, а выйти на прогулку и там нас ожидает много интересного. Разговариваем с малышом, строим планы, обсуждаем куда пойдём, что будем делать, какой реквизит с собой возьмём. И тогда, когда приходим к этапу одевания, мы уже полностью должны быть поглощены предстоящей прогулкой.
А вот и советы, которые помогут облегчить процесс одевания:
Сопровождаем процесс потешками, стишками, песенками.
Превращаем процесс в игру. Придумайте историю как маленькие ручки проходят через тоннели-рукава, а зимние сапоги становятся «скороходами».
Одеваемся на скорость – поставьте таймер или песочные часы и предложите сыграть в игру – успей одеться до того, как прозвенит звонок.
Одеваем игрушку – предложите ребёнку взять с собой на прогулку любимую игрушку. И чтоб игрушка не замёрзла, надо её одеть. И вот когда игрушка одета, начинаем одевать и ребёнка. Т.к. ребёнок уже вжился в роль наставника для своей игрушки, он будет вести по-взрослому, одеваясь сам.
Ну и конечно, очень важно чтоб одежда легко одевалась, была удобной и нравилась ребёнку, тогда он с большей готовностью будет одеваться. Сейчас очень популярны комбинезоны в виде различных персонажей.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ОДЕВАТЬСЯ?
Нежелание одеваться возникает по разным причинам. Условно эти причины можно разделить на две категории:
- нежелание не связано с действиями родителей;
- действия родителей провоцируют нежелание ребенка самостоятельно одеваться.
Ситуации, не связанные с действиями родителей, чаще всего вызваны особенностями детской физиологии и развития:
-
Недостаточная самостоятельность, обусловленная возрастом. Навык самостоятельного одевания автоматизируется по своим законам. По мере роста ребенок учится сотрудничать, помогает маме одеваться: протягивает ручки, ножки, чтобы мама его одела и т.д., пока не научится одеваться сам. Возможно, ваш ребенок еще не достиг необходимого уровня навыков для самостоятельного одевания. Кроме того, стОит помнить, что любой навык развивается по принципу “шаг вперед — два назад”, а это значит, что ребенок вполне может перестать делать то, что еще вчера делал с удовольствием.
-
Низкий уровень самоконтроля. У детей дошкольного возраста навыки самоконтроля еще формируются. Уровень владения собой также зависит от настроения и самочувствия: если ребенок не выспался, голоден, расстроен, устал или приболел — мы получаем капризы, нытье и нежелание одеваться. И наоборот: в хорошем настроении и самочувствии малыш одевается сам и с удовольствием.
-
Недостаточная целенаправленность. Ребенок склонен отвлекаться на более интересные вещи, и это также связано с возможностями еще формирующейся психики. И в этом вопросе мама может помочь малышу сконцентрироваться на одевании, оказывая ему помощь и подсказки, то есть компенсируя нехватку внутреннего контроля внешним.
-
Повышенная чувствительность. Некомфортная одежда, неудачный крой, плохая посадка, швы, колючая ткань — все это может доводить до сумасшествия особо мнительных или чувствительных детей. Аллергия, атопический дерматит, раздражение на коже тоже могут доставлять неудобства малышу в ходе одевания.
Но иногда родители могут сами провоцировать нежелание ребенка одеваться. Поводами могут быть слишком высокие требования, или полное их отсутствие, например:
-
Неадекватные запросы. Когда мама просит ребенка сделать что-то, что не соответствует уровню его развития — одеваться быстро, не отвлекаться на посторонние вещи, с первого раза запомнить последовательность действий при одевании или обувании. Часто эти требования невозможно соблюдать просто потому, что ребенок еще не умеет контролировать свои реакции, он физически неспособен выполнить мамину просьбу.
-
Критика. Когда ребенок осваивает новый навык, мама хвалит его, и малышу приятно одеваться самому. Но как только этот навык переходит в раздел привычных — мама уже не хвалит, а ожидает самостоятельного выполнения. И это естественно. Но вместе с исчезновением похвалы может появиться также повышенное нетерпение и даже критика. Мама не только не поддерживает в сложные моменты, но и начинает ругаться. Так интерес и желание самостоятельности у ребенка пропадает.
-
Давление и уговоры. Мама заставляет ребенка одеваться с помощью угроз или давления. Например: “Если не оденешься сейчас, больше никогда не возьму тебя с собой”. Или: “Сынок, ну давай, одевайся, мы уже все ждем тебя, ну сколько можно, где твои носочки, давай, поторопись пожалуйста, мы опаздываем”. Ни тот, ни другой метод не работают, т.к. вводят ребенка в состояние стресса и не дают конкретных выходов из него. Во-первых, вспомните себя, легко ли собираться, когда муж все время подгоняет, а во-вторых, учтите: даже сформированный навык самостоятельности порой подводит. В итоге ребенок собирается еще медленнее, мама психует, начинает одевать его сама. Что плавно приводит нас к следующему пункту.
-
Непоследовательное поведение. Сегодня мама требует одеваться самостоятельно, завтра откликается на его просьбу и помогает малышу одеться, а послезавтра — ругается, почему ребенок не хочет одеваться самостоятельно. Ребенку трудно понять, какого поведения ждет от него мама, потому что правила меняются по ходу действий. Ребенок не может в них сориентироваться, и ведет себя самым простым для себя способом — ждет, пока мама его оденет.
-
Подкрепление детского саботажа. Это парадоксально, но иногда мамы сами дают ребенку зеленый свет на отказ от сборов. Например, мама просит ребенка одеться, но он начинает баловаться. Залазит на шведскую стенку, просит почитать или радостно убегает. Мама улыбается и отвечает на его игру. Ребенок усваивает: он задает тон и ведет за собой, а значит, можно не одеваться.
Дело в том, что дети от 1 до 3-х очень консервативны в выборе одежды. Они долго привыкают к чему-то новому. И лучше выйдут на холод в сандалиях, чем в незнакомых сапогах. Что же делать, чтобы свести переживания мамы и ребенка по поводу смены сезонной одежды к минимуму? «Летидор» дает советы, которые помогут закутать детей во все осеннее максимально быстро (и бесшумно).
- Подготавливайте ребенка к осенне-зимнему сезону уже сейчас. Рассказывайте, что совсем скоро погода переменится. Чтобы выглядеть более убедительно, покажите, что у мамы и папы тоже есть тёплые вещи, устроив разбор шкафов. Изучайте предметы осенне-зимнего гардероба на практике. Помните, что личный пример заразителен. Если вы сами не надеваете шапку, потому что боитесь испортить прическу, ребенок будет повторять за вами.
- Учите ребенка одеваться весело! Например, среди китайских и японских мамочек давно распространён этот нестандартный способ надевать куртку.
- Положите детские шапку и теплые сапоги на видное место, периодически обращайте на них внимание ребенка. Не отказывайте малышу, если он хочет их померить и походить в них по квартире. Так он знакомится с новыми вещами, и через месяц без проблем согласится выгулять их уже на улице.
- Если холода застали вас врасплох, дайте малышу самому выбрать заранее подготовленные вами варианты одежды. Можно вместе заглянуть в магазин и купить понравившуюся вещь. Это может сработать, так как в возрасте от 1 до 3-х дети любят проявлять самостоятельность во всем.
-
Действуйте быстро. Если малыш не любит надевать шапку и перчатки, делайте это перед выходом из подъезда или прямо на улице. За минуту ребенок не замерзнет, а на прогулке он сразу отвлечется на другие предметы, и до шапки ему не будет никакого дела.
-
Если уловка с самостоятельным выбором не сработала, находим наклейки или нашивки с любимыми героями из сказок и мультфильмов вашего малыша и приделываем их к его одежде. Проверено – после нехитрых манипуляций любая вещь со стикером станет самой любимой! Как вариант, рассмотрите покупку фабричной вещи с узнаваемым ребенком принтом.
- Превратите подготовку к прогулке в игру. Шапка-шлем и штаны на лямках без труда помогут перевоплотиться малышу в водолаза. Пришейте к головному убору забавные ушки, и ребенок сможет играть в мышку. В магазинах одежды вы без труда найдёте носки и перчатки с мордочками животных, которых так любят дети.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Как мы обычно учим ребенка какому-то новому действию? Один-два-три раза рассказали-показали и надеемся, что ребенок усвоит. При этом мы часто забываем, что процесс обучения устроен намного сложнее и повторять его нужно много-много раз. Ведь кроме того, чтобы сказать и показать, нужно еще проверить и поправить. И делать это каждый раз, как только понадобится, не ожидая, что ребенок уловит с первой попытки. Кроме того, во всем этом процессе важно сохранить самое главное — интерес ребенка и его желание учиться, что становится уж совсем непростой задачей, учитывая монотонность и примитивность ее для родителя
Чтобы облегчить эту задачу себе и ребенку, воспользуйтесь таким алгоритмом обучения:
-
Поставьте ребенку задачу. Простыми словами озвучьте ребенку инструкцию, что ему нужно сделать: “Пожалуйста, надень штанишки”. Для самых маленьких эту задачу можно обыграть: “Где твои штанички? Вот! Молодец! Как мы их сейчас снимем? Вот так!” При этом родитель сопровождает свои слова активными действиями, чуть опережая ответ ребенка.
-
При необходимости разбейте задачу на этапы: “Возьми штанишки и посмотри, где у них перед? Надень штанину на одну ножку, потом на вторую. Затем встань на ножки и натяни штаны на попу”.
-
Мотивируйте. Расскажите ребенку, какие выгоды ждут его, если он выполнит задачу: “Сейчас ты быстренько оденешься, мы сходим в магазин, а на обратном пути зайдем на площадку, и ты сможешь кататься целый час!” Если мысли о будущем вызывают только протест, тогда мотивировать стоит по-другому: “Ого! Как быстро ты справился! Ничего себе, я даже за тобой не успеваю!”
-
Помогите ребенку начать. Подскажите, что нужно сделать в первую очередь, а при необходимости физически помогите ему: дайте в руки одежду и проконтролируйте, чтобы ребенок начал одеваться. “Возьми, пожалуйста, эти штанишки (даете их в руки ребенку) и надень их”. Если ребенок колеблется, сделайте вашу интонацию ниже и тверже, подойдите ближе, повторите увереннее и громче, оказывая телесные подсказки. Однако не путайте настойчивость и нетерпеливое или раздраженное давление. Представьте, что вы хороший тренер, задача которого разжечь азарт и уверенность в ребенке, а не уставший учитель, который видит в детях вредин и неудачников.
-
Похвалите ребенка. По мере одевания, когда ребенок берет сложные для него рубежи в процессе одевания, подбадривайте его похвалой. Проговаривайте, в чем именно он большой молодец.