- Какими бывают стадии формирования привязанности?
- Эффект воспитания в детских домах
- Подростки, яркая юность – а что дальше?
- Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка
- Отношения с родителями
- Отношения между супругами
- Отношение к себе
- Отношение к работе
- Привязанность родителей и детей
- Формирование стабильной привязанности
- Укрепляем привязанность
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Кризис одного года — упрямство и капризы?
- Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
- Объект и признаки явления
- Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
- Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности
- Не ругайте за ошибки
- Аффективная привязанность ребенка, что это?
- Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности
- Подводя итоги
Какими бывают стадии формирования привязанности?
Достаточное количество животных показывают привязанность, однако она считается заложенной на уровне инстинктов. У этой модели поведения нет готовой формы на момент появления на свет. Данная модель реализуется нейронами, структурами, ждущими опыта, и появляется в зависимости от пережитого опыта.
По мнению Боулби, стадия привязанности новорожденных, не является независимым от реальных опытов, с которыми сталкивается малыш. Боулби выделил четыре стадии становления модели поведения. Эти становления появляются у детей, растущих в благоприятной обстановке.
Первая стадия. Формируется в первые 3 месяца жизни малыша. Ориентировка, направленная на любого человека. Слежение глазами, улыбка, цепляние ребенком и хватание.
Вторая стадия. Формируется в период начиная с 3 до 6 месяцев жизни младенца. Малыш начинает определять из окружающих его людей, в первую очередь, маму, также тех, кто проявляет заботу. На основании полученного опыта, формируется модель привязанности.
Третья стадия. Формируется в период с 6-7 месяцев до 3 летнего возраста ребенка. У тех, кто не имел тесного контакта с основным, главным лицом, проявляющим заботу о нем, эта фаза может сдвинуться на более поздние сроки, и берёт свое начало после первого года от рождения.
Признаками развития модели поведения привязанности являются: улыбка, зрительный контакт, протягивание рук, или звуки, выражающие радость при контакте с матерью. Если мама уходит, выражение тревоги – плач, что появляется на этапе жизни в 4-6 месяцев от рождения. У 75 % детей, за которыми велось наблюдение к 6-9 месяцам чётко формируется поведение привязанности.
Четвертая стадия. В возрасте 3 лет, у малыша возникает перемена в поведении. К этому возрасту он научится переносить, переживать временное отсутствие мамы, и при этом не утрачивает свое чувство покоя и равновесия.
Боулби отмечает в своем докладе этот этап «порогом созревания». В этом возрасте дети способны чувствовать собственную безопасность. Для этого необходимо соблюдение 3 условий: Первое, с малышом должен оставаться замещающий маму человек. Второе, замещающий человек и мама должны быть знакомы (малыш должен был видеть маму и знакомого вместе, к примеру видеть их разговор). В-третьих, малыш должен понимать и быть уверен в том, что при необходимости контакт с матерью будет возобновлен по его самому первому пожеланию, требованию. Также, ребенок должен знать, где сейчас находится его родитель.
Эффект воспитания в детских домах
Интернатская депривация. Боулби обратился к этологии как к способу объяснения травмирующих и, по-видимому, необратимых эффектов интернатской депривации. Его особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов «личностями, лишенными любви»; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру — установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.
Условия во многих детских домах действительно кажутся неблагоприятными для формирования близких человеческих связей. Во многих детских домах о малышах заботятся несколько нянек, которые могут удовлетворять их физические потребности, но у которых мало времени на то, чтобы общаться с ними. Часто рядом нет никого, кто мог бы откликнуться на плач малышей, улыбнуться им в ответ, поговорить с ними, когда они лепечут, или взять их на руки, когда они этого хотят. Поэтому малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком.
Если «неспособность выработать импринтинг» объясняет эффекты интернатской депривации, должен быть некий критический период, по истечении которого эти эффекты становятся необратимыми. То есть у малышей, испытывающих до определенного возраста недостаток интеракций с людьми, может так никогда и не выработаться адекватное социальное поведение. Однако исследователи затрудняются указать точные сроки подобного критического периода.
Обсуждение импринтинга у Боулби предполагает, что критический период оканчивается с появлением реакции страха, как это происходит и у других видов. Тогда окончание критического периода приходится на 8-9-месячный возраст — возраст, к которому почти все малыши демонстрируют определенный страх разлучения с опекуном, а также боязнь незнакомцев. Фактически, ряд данных показывает, что малыши, лишенные интеракций с людьми до этого времени, могут испытывать постоянные трудности с вокализацией.
В целом, однако, представляется, что терапевтическое вмешательство может устранить большинство социальных недостатков до 18-24-месячного возраста. Согласно одной точке зрения, интернатская депривация как бы помещает малышей в «холодильную камеру», замедляя социальный рост и растягивая критический или сенситивный период (как это происходит и у некоторых других видов). После этого момента малыши, испытывающие недостаток в интеракциях с людьми, могут так и не начать нормально развиваться.
Разлучение. Хотя Боулби интересовался «неспособностью выработать импринтинг», еще больше его занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, снятом коллегой Боулби Джеймсом Робертсоном в 1952 г. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.
Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.
К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится «личность, лишенная любви», человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.опубликовано econet.ru
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
применяйте на практике активное слушание;
пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка
Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.
Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.
Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.
Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.
Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.
Отношения с родителями
- Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
- Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
- Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.
Отношения между супругами
- Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
- Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
- Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.
Отношение к себе
- Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
- Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.
Отношение к работе
- Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
- Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
- Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.
Привязанность родителей и детей
Развитие привязанности ребёнка растет с каждым днём. Такие отношения взрослых и детей длятся всю жизнь, и с каждым годом становятся только крепче. Учёными доказано, что уже на 24 недели беременности плод слышит, как с ним разговаривают родители. Постепенно он начинает узнавать их голоса. Они ассоциируются у него с близостью, теплом, защитой и заботой. Мало того, младенцы чувствуют, когда мама гладит себя по животу.
Людей, которых связывает такая эмоциональная связь, многое объединяет. Им даже комфортно просто молчать в присутствии друг друга. И это молчание будет самым прекрасным времяпрепровождением.
Чтобы закрепить отношения родителей и детей, необходимо постоянно обеспечивать взаимные осязательные действия. Возьмите малыша за руку, обнимите, поцелуйте. Скажите, как вы его любите, как вы счастливы, что он у вас есть. И обратная реакция не заставит себя ждать.
Формирование стабильной привязанности
Не болезненные отношения можно выработать, если вовремя заметить изменения в ребёнке. В этом случае помогут три ключевых момента: постоянство, контакт и чуткость со стороны матери.
Постоянное повторение одинакового поведения матери позволит малышу усвоить именно эту модель. Правильно отреагировать на плач — успокоить, разговорить, при контакте следует улыбнуться и спросить о том, чего он желает. Сформируется здоровая привязанность, показывающая, что мама именно тот человек, что всегда поможет и поговорит.
Последний параметр — чуткость. Мама всегда должна реагировать, принимать своё чадо и понимать его желания. Всё что потребуется — доверять и верить в него.
Укрепляем привязанность
Откликайтесь на любые призывы малыша. Крик — это сигнал о помощи, а не инструмент манипуляции родителями
Смех не менее важное коммуникативное средство: новый член семьи хочет разделить с вами свою радость
• По возможности кормите грудью. Помимо решения задачи, о которой мы говорим в этой статье (выстраивание и поддержание привязанности), кормление грудью защищает малыша от инфекций и помогает дозревать его кишечнику, готовя его к взрослой пище.
• Постарайтесь увеличить количество кормлений, особенно в предутренние часы, в которые вырабатывается гормон лактации пролактин. Это позволит стимулировать его производство, у вас станет больше молока, вы сможете чаще прикладывать малыша к груди, а следовательно, наладить и поддерживать контакт будет проще.
• Попробуйте практику совместного сна, если вы ничего не имеет против этого пункта обширной темы естественного родительства. Сомневаетесь? Есть альтернатива. Совершенно не обязательно спать в одной постели: вы можете придвинуть детскую кроватку вплотную к своей, сняв переднюю стенку и подняв дно так, чтобы у вас образовалось общее пространство с малышом. Если вам не нравится идея совместного сна, в любом случае оставайтесь с ребенком на ночь в одной комнате хотя бы до 6 месяцев.
• Поддерживайте телесный контакт: носите малыша на руках, прижимайте его к себе, делайте гимнастику, массаж. Теплом своего тела, нежностью рук и объятиями вы создаете ощущение психологического комфорта у ребенка. Выполняя массаж, вы научитесь «читать» сигналы, идущие от малыша, станете более чуткими к его сиюминутным чувствам и потребностям, и это еще больше сблизит вас. Тактильная стимуляция и эмоциональное подкрепление способствуют развитию мозга ребенка и появлению новых нейронных связей — вы делаете малыша умнее!
• Используйте минуты ухода за вашим чадом для укрепления эмоциональной связи: смотрите ему в глаза, улыбайтесь, имитируйте мимику друг друга, разговаривайте (для совсем маленьких достаточно монолога — например, вы можете просто сопровождать свои действия по уходу комментариями).
• Носите ребенка в слинге (перевязи, кенгуру).
• Даже когда вы не держите малыша на руках, старайтесь быть как можно ближе к нему, чтобы он вас видел, разговаривайте с ним. Носите его за собой в переноске/колыбельке в течение дня.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Кризис одного года — упрямство и капризы?Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития» |
- возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Объект и признаки явления
Выбор объекта привязанности неоднозначен. Чаще всего это мать, или отец, или кто-то заботящийся о ребенке. В разных социальных ситуациях объектом может стать воспитатель, няня. Поэтому корректным будет и такое соотношение, как «ребенок — заботящийся о нем», а не только «ребенок — мать».
Признаки привязанности:
- самый важный человек лучше других может успокоить, утешить;
- к нему ребенок обращается в поисках душевного тепла, эмоционального общения чаще, чем за удовлетворением других потребностей;
- реакция на разлуку — негативная;
- в присутствии этого человека ребенок реже, чем с другими, испытывает страх и чаще – ощущение безопасности.
Привязанность формируется к тому, кто заботится о малыше ежедневно, ухаживает за ним, когда он болен, расстроен, испуган. Качество привязанности зависит от отношения взрослого к ребенку
Из всех педагогических ролей взрослого роль объекта привязанности — самая важная в формировании социальной и эмоциональной сторон жизни ребенка.
Малышу не так важно, кто будет кормить, играть с ним, устанавливать границы поведения или обучать новым навыкам, хотя именно в таком общении с взрослым формируются эмоциональные нити. Главное — ощущение спокойствия и безопасности, возможности исследовать мир.
Важно: привязанность не зависимость
Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.
Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».
Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.
Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности
Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу.
Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»
Не ругайте за ошибки
Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.
Аффективная привязанность ребенка, что это?
В различных информационных источниках для родителей можно встретить два взгляда на феномен аффективной привязанности.
С одной точки зрения, аффективная привязанность определяется как чрезмерная, очень сильная привязанность ребенка к матери (реже к другому значимому для крохи взрослому). Ребенок не хочет расставаться с мамой буквально ни на минуту.
Другая точка зрения гласит, что аффективная привязанность — это один из видов «искаженной привязанности». Она выражается в том, что с одной стороны ребенок очень привязан к маме и очень тяжело переживает ее исчезновение из поля зрения, с криком и плачем. С другой стороны, когда мама вновь появляется, он испытывает радость и злость одновременно. Кроха стремится к ней, цепляется и «липнет» и в ту же минуту отталкивает ее и начинает кричать, плакать. Такое поведение малыша зачастую провоцируется самими родителями.
Родительский вклад: мамочки, ведущие себя неоднозначно по отношению к своему чаду, ласкающие и ругающие его не по заслугам, а по настроению, не понимают, что сами формируют у ребенка аффективную привязанность, что такое поведение негативно сказывается на формировании базовых моделей реагирования малыша на самого себя и окружающий мир.
Непоследовательное поведение мамы заставляет ребенка тревожиться. Он не понимает, каким должно быть «правильное» и «неправильное» поведение, потому что в разное время его могут похвалить и поругать за один и тот же поступок. В результате, самый важный человек не вызывает у него чувства принятия, безопасности и безусловной любви, а создает условия для болезненной привязанности к нему, вызывая противоречивые чувства.
Примерами такого поведения матери могут быть следующие ситуации: мама может нежно обнимать ребенка и при этом выговаривать ему за неправильное поведение или радоваться и через секунду демонстрировать абсолютную холодность, она может ласково успокаивать плачущего ребенка, но при отсутствии результата начинает ругаться и кричать на него. Случается, что поведение мамы на людях и наедине с малышом разнится. В присутствии посторонних людей мать ведет себя ласково и приветливо, обнимает и «сюсюкает» кроху, а наедине с ним проявляет холодность и отстраненность. При таком обращении малыш усваивает двойственный паттерн поведения, и сильная привязанность ребенка к матери становится показателем его неуверенности в ее к нему отношении. Например, кроха может истерически проситься на руки к маме, но попав туда, тут же требует, чтобы его отпустили.
При таком подходе к воспитанию привязанность ребенка к матери становится формой манипуляции. Он усваивает, что желаемое можно получить, устроив истерику, и начинает вполне успешно воплощать такой подход в жизнь.
Проблема формирования личности ребенка с расстройствами привязанности
Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.
Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.
Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна интрапсихическая травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.
Подводя итоги
Одним из ключевых моментов первого года жизни младенца, требующих особого внимания и участия мамы, является процесс формирования надежной привязанности ребенка к матери, так как он окажет влияние на процесс дальнейшего взросления и будущее крохи.
Привязанность – это процесс, складывающийся постепенно, и, значит, поддающийся изменению. И если у мамы закрадываются сомнения относительно правильности уже выстроенных с крохой отношений, никогда не поздно внести коррективы и сделать их лучше.
Главное открыто контактировать, безусловно любить и принимать своего ребенка, и тогда все получится.
Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери в раннем возрасте https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36561.php
Лечение ожогов от электричества и кипятка у детей
Щенячий патруль – с экрана в детскую