Виды детских страхов и методы их коррекции

Разновидности детских страхов

Они возникают в зависимости от множества факторов: социальных и биологических. Инстинкт самосохранения поддерживает врожденные страхи. С процессом развития и вступления в сферу общения с окружающей средой формируются социальные фобии.

Классификацию страхов определяют также некоторые другие факторы: объект, причины, продолжительность, отличительные особенности проявления. В связи с наличием этих факторов страхи бывают:

Навязчивые. Такая разновидность выражается в конкретной ситуации, например, при боязни высоты, закрытого пространства и т. д;

Сверхценные. В основном это страхи, основанные на проявлении фантазии ребенка

Они возникают в определенных обстоятельствах, например, в темноте, когда ребенок считает, что за кроватью сидит волк и караулит его.  Постепенно такой страх просто захватывая сферу переживаний и мыслей ребенка и становится сверхценной, самой важной идеей на фоне остальных;

Бредовые. Их невозможно объяснить с логической точки зрения, они никак не связываются с объектом, породившим чувство страха

Например, малыш, гуляя в ботинках, падает. У него формируется боязнь к обуви.

Как бороться с детскими страхами

Если вам не удалось предупредить появление того или другого страха у малыша, то это ещё не катастрофа мирового масштаба. С детскими страхами можно и нужно бороться. В помощь родителям предлагают уже несколько положительно зарекомендовавших себя приёмов:

Для начала нужно откровенно поговорить с ребёнком, обсудить его страхи и опасения. Делать это нужно со всей долей внимания и ни в коем случае не насмехаться над малышом

В основе большинства страхов лежит детское непонимание, поэтому важно объяснить ребёнку неясные ему явления

Если одних разъяснений оказалось недостаточно, то важно внушить малышу мысль, что с вами он в полной безопасности, и вы сможете защитить его в любой ситуации.

Ещё одним хорошим средством будет попытка с малышом нарисовать его страх. Как только ребёнок перенёс свои страхи на бумагу, то вы можете вместе покривляться «чудищу» и порвать, а лучше сжечь рисунок. Развеивание пепла будет весьма символичным – с ним ребёнок словно отпустит свой страх.

Бесполезно бороться со страхом темноты у ребёнка, пытаясь оставить его с темнотой один на один. Лучше приобретите светильник и игрушку-талисман, что помогут малышу справляться с приступами страха. К сожалению, нужно смириться с тем фактом, что такие страхи только перерастают.

Как уже упоминалось, не стоит недооценивать влияние ТВ, интернета и игр на психику ребёнка. Поэтому старайтесь избирательно относиться к выбору того, что попадает в поле зрения ребёнка, а также ограничивайте время, проведённое ребёнком за подобными занятиями.

На каком бы из способов борьбы с детскими страхами вы ни остановили внимание, главное – это не оставлять проблему без внимания. Только так можно вырастить из пугливого малыша уверенную в себе и не закомплексованную личность

Детская ложь: причины и решение проблемы

Синдром Карлсона у детей: причины, симптомы, лечение

Мой ребенок врунишка. Что делать?

Наиболее распространённые детские страхи

Для каждого возраста малыша характерны свои виды страхов:

  • От рождения до полугода — боязнь шума, падения, боязнь другого человека и так далее.
  • От семи месяцев до года — боязнь громких звуков, одевания или раздевания, незнакомых людей и даже душ.
  • От года до двух лет дети бояться незнакомых людей, сна (кошмаров), травм, засыпания.
  • От двух до трех лет — страх смены обстановки, отвержения со стороны матери и отца, резкого изменения жизненных обстоятельств, крупных механизмов (машин и кранов).
  • От трех до четырех лет — боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества.
  • От шести до семи лет — боязнь смерти.
  • Дети 7–8 лет больше всего боятся не угодить родителям — они опасаются разочарования с их стороны.
  • С 8 лет детей больше всего пугает возможная смерть родителей.

Особенности детских страхов у воспитанников детских домов

Исследование, проведенное по методике А. И. Захарова в 2008—2011 годах в Пензенской области (средний возраст обследованных — 9 лет), показало, что по ряду детских страхов нет существенных различий между детьми, воспитывающимися в детских домах, и детьми, живущими в родных семьях. Оказалось, что у обследованных воспитанников детских домов многие страхи встречаются гораздо реже, чем у детей, живущих в родных семьях:

  • Страх заболеть (заразиться) выявлен у 70 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 43 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх опоздать в школу выявлен у 84 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 17 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх наказания родителями — 73 % опрошенных детей из родных семей, 15 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх смерти родителей — 99 % опрошенных детей из родных семей, 82 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх перед засыпанием — 50 % опрошенных детей из родных семей, 24 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх глубины — 32 % опрошенных детей из родных семей, 22 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх войны — 45 % опрошенных детей из родных семей, у 26 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх врачей — 30 % опрошенных детей из родных семей, 20 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх уколов — 65 % опрошенных детей из родных семей, 47 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх неожиданных, резких звуков — 68 % опрошенных детей из родных семей, 49 % опрошенных воспитанников детских домов;
  • Страх сделать что-либо неправильно выявлен у 92 % опрошенных детей из родных семей и лишь у 46 % опрошенных воспитанников детских домов.

Однако, как показало то же исследование в Пензенской области, воспитанники детских домов намного чаще, чем дети, живущие в родных семьях боятся одиночества, каких-то людей, сказочных (либо мистических) персонажей, страшных снов, темноты, стихии и замкнутого пространства.

Как предупредить появление страхов у ребенка

Период беременности. В благополучных семьях, где между детьми и родителями существует взаимопонимание, детские страхи практически отсутствуют.

О профилактике появления страхов нужно помнить с периода беременности. Будущей маме нельзя тревожиться, поскольку ее эмоциональные переживания от стрессовых ситуаций передаются младенцу

В период беременности важно спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг, стараться не напрягаться на работе и уравновешенно реагировать на слова или действия окружающих людей

Дети похожи на вас. Большинство страхов и фобий дети получают от родителей: неуверенность, тревожность, мнительность — проблемы, которые есть у вас самих. Работайте над собой и старайтесь строить с детьми ровные спокойные отношения.

Также важно отказаться от гиперопеки, поскольку такое отношение формирует у детей неуверенность, зависимость, отсутствие самостоятельности. Единство требований

С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить

Единство требований. С ростом ребенка меняются и требования к нему. Родителям нужно согласованно относиться к процессу воспитания. Если мама говорит одно, а отец — совершенно противоположное, то у ребенка наступает момент непонимания и напряженности. Он становится нервным, легко возбудимым, непослушным, пытается манипулировать и хитрить.

Организация сна. Рекомендуется ребенка до пяти лет не оставлять в комнате одного в момент засыпания. Можно побыть рядом, почитать сказку, либо оставить открытой дверь в комнату и сказать, что вы находитесь поблизости. Спокойное засыпание просто необходимо для психического здоровья крохи. Важным фактором для выработки привычки к здоровому сну считается время, когда ребенок ложится спать.

В данном вопросе от родителей требуется четкое требовательное отношение. По мнению психологов, оптимальным временем для отхода малыша ко сну можно считать 9 часов вечера. До этого времени полезны прогулки и активные занятия, в результате которых ребенок получает массу эмоций, впечатлений, физически утомляется, легко и крепко засыпает.

Взаимоотношения между родителями. Малышу необходимо ощущать в семье и отношениях родителей стабильность, уравновешенность, спокойствие. В такой среде ребенок растет спокойным и чувствует себя защищенным. Если же у родителей взрывной темперамент, они не могут понять друг друга, игнорируют воспитательные функции, то в этих условиях дети вырастают нервными, неуверенными в себе, со множеством страхов и комплексов.

Адекватная самооценка. Вопрос формирования самооценки у ребенка требует грамотного подхода. Важна именно адекватная самооценка, поскольку ее заниженность или завышенность одинаково вредны для полноценного развития и роста ребенка. Всегда и во всем поддерживайте малыша, хвалите за объективные успехи, не акцентируйте неудачи, поощряйте к активным действиям, проявлению самостоятельности.

Страхи обходят стороной детей, которым уделяют много времени и внимания, с которыми подолгу общаются, играют, организуют прогулки и походы в театр, кино, на природу, занимаются полезной познавательной деятельностью, о которых постоянно заботятся и любят, принимая со всеми недостатками и достоинствами.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Причины страхов

Богатая детская фантазия

Подобные страхи характерны для очень чувствительных, эмоциональных и впечатлительных малышей. Таких крох часто называют «детьми с тонкой кожей». Они очень восприимчивы к чужой боли и склонны к сопереживанию

Поэтому родителям таких деток очень важно контролировать поток информации, направленный на их малышей

В первую очередь стоит обратить внимание на сказки. Как ни парадоксально это звучит, но множество страхов приходит именно благодаря вымышленным историям

Так что нужно отслеживать, чтобы в сказках, которые рассказываются малышам, не было пугающих и злых героев

Также важно следить за телепрограммами и мультфильмами, ведь только так вы сможете уберечь ребёнка

Тревожность родителей, которая передаётся детям

Тут всё просто и сложно одновременно. Довольно легко понять и принять тот факт, что наличие определённого страха у кого-то из родителей с большой вероятностью перейдёт к малышу, но куда сложнее контролировать проявления своего страха при ребёнке. Но стараться нужно, если вам дорого психологическое здоровье своего отпрыска.

Гиперопека родителей и ограждение от всех опасностей

Другой крайностью может выступить стремление родителей оградить малыша от всех возможных опасностей

Взрослые постоянно отдёргивают малыша, фокусируя тем самым его внимание на предметах возможной опасности. Естественно, что такая информация при взаимодействии с богатым детским воображением – это самая благодатная почва для возникновения различных страхов в будущем

Запугивание родителями

Часто малыши растут вполне полноценными и в меру активными, но в один момент, родителям, бабушкам или воспитателям детского сада приходит в голову припугнуть непослушного ребёнка «бабаем», Бабой-Ягой или же милиционером. А дальше уже этот процесс гораздо сложнее приостановить. У ребёнка формируется целый ряд страхов: чудовищ и ночных монстров, темноты и посторонних людей, а также многие другие.

Конфликты в семье, ссоры родителей и телесные наказания

Это те факторы, которые приводят к максимальному количеству проблем и страхов у детей. Они очень чувствительны к атмосфере, которая царит в доме и, конечно же, взаимная холодность родителей, лишь изображающих нормальную семью, а также выяснение отношений при ребёнке, способны причинить порою непоправимый вред. Такие дети начинают бояться всего подряд.

Детские страхи очень быстро растут, подменяя одну ассоциацию абсолютно другой.

Так, в семье, где родители часто кричат на ребёнка или же применяют физические наказания, можно наблюдать следующую картину. Со временем у малыша начинает возрастать враждебность по отношению к родителям, но, так как ребёнок страстно желает продолжать любить родных, то его эмоции перенаправляются в другое русло.

Возникает огромное количество страхов, которые впоследствии только возрастают и быстро трансформируются. Поэтому порой очень сложно понять, что же послужило отправной точкой в возникшем страхе. А ведь они порой способны вылиться вполне опасные заболевания, к примеру, в астму.

Конфликты со сверстниками

Довольно распространённой причиной страхов являются проблемные отношения с ровесниками. Дети могут быть очень жестоки. И получивший травмирующий опыт ребёнок может отказаться ходить не только в сад, а в дальнейшем и в школу, но и превратится, со временем, в социофоба. К тому же есть ещё одна грань этой проблемы.

В группе или классе может присутствовать негласный лидер, склонный к запугиванию или же просто рассказывающий страшные истории. Не игнорируйте проблемы малыша. Постарайтесь с особой внимательностью выслушивать его рассказы о прошедшем дне и тогда, ни один тревожный сигнал не пройдёт мимо вас.

Невнимание со стороны родителей

Очень часто нежданные и нежеланные дети страдают от дефицита внимания со стороны родных. Такие дети, по сути, предоставленные сами себе, обрастают страхами со скоростью света. Да и как иначе? Не имея возможности объяснить как-либо окружающую и пугающую реальность, дети прибегают к единственному доступному инструменту – своей фантазии. Именно она и порождает огромное количество страхов, так как такие малыши действительно бояться всего подряд.

Работа со страхами у детей

У мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс — отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи — реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами — в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: «Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!»

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело. Смотри Советы родителям: как помочь ребенку справиться со страхами

Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и тревожность родителей, и работать нужно не с ребенком, а с родителями, чаще мамами и бабушками. Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей. Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке — самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.

Основной прием в работе со страхами у детей — это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца — проявление основного страха

Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца («вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!»), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой — это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Причины возникновения детских страхов

Детские страхи не возникают на ровном месте. Всегда существует причина (пусть и несущественная):

  • Случай в жизни, который напугал вашего малыша. К примеру, ребенок мог застрять в лифте или его покусала собака. Подобные виды фобий лечить проще всего. Но скорость восстановления зависит от характера малыша, его внушаемости, отношения к жизни и так далее.
  • Детская фантазия. Малыши большие выдумщики — они способны придумать для себя предмет боязни. И то, насколько быстро они справятся с возникшей ситуацией, зависит от состояния психики. Один ребенок забывает о проблеме на следующий день, а другой страдает годами.
  • Причиной появления внутренних страхов часто становятся бабушки, родители и воспитатели. Взрослые люди предупреждают ребенка об опасности, тем самым пугая его. Ребенок «рисует» страх в воображении и запоминает на всю жизнь.
  • Взаимоотношения со сверстниками — это также одна из причин. Если коллектив не принял вашего малыша, то он будет бояться идти в детский сад или школу.
  • Конфликты внутри семьи также имеют свое влияние. Ребенок может чувствовать себя виноватым в постоянных ссорах родителей и думать, что все проблемы из-за него.
  • Невроз — это очень серьезное расстройство и поставить такой диагноз может только специалист.

Советы психолога

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.

Какому вину декантация противопоказана?

  • Бургундские вина любого возраста принято наливать из бутылки.
  • Бордосские с выдержкой менее 2 лет тоже не подлежат декантации.
  • Это же справедливо для тосканских вин возрастом менее 3 лет.
  • И для большинства вин Нового Света, не достигших 3 лет.

А вы декантируете вино перед подачей? Ощущаете изменения? Расскажите, ведь нам это очень интересно!


Не забывайте, что главная задача вина – ваше наслаждение. Будьте здоровы!

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Страхи у детей

Фобии у детей – это результат пережитой травмы или убеждения, которые случайным образом зародились в детском подсознании. Ребенок не осознает влияние фобии, для него защитная реакция организма — нормальная и естественная. Постепенно он привыкает испытывать испуг в той или иной ситуации.

Психотерапия описывает детские фобии, как попытку адаптироваться к окружающей среде. Бояться малышу проще, чем противостоять тому, что однажды приносило вред или в настоящий момент выглядит угрожающее. Немаловажен фактор воспитания, когда родители делятся с сыном или дочерью пережитым опытом.

Передаются ребенку страх потери, страх смерти или боязнь взрослой жизни. Малыш не видит разницы между словами родителя и действительностью, он принимает сказанное, как единственно возможный вариант.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.