Условия устранения страхов у детей

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Арт терапия против детских страхов

Сегодня большинство психотерапевтов для того, чтобы помочь детям и взрослым решить проблему мучительных страхов, применяют современные методики арт-терапии. На самом деле, использовать силу творчества для преодоления психологических проблем могут не только специалисты, но и все желающие.

Это не значит, что у него больше не будет страхов. Нет, они будут, но они перестанут приносить страдания и будут выполнять исключительно свое защитное предназначение. Чем можно заняться с малышом, чтобы помочь ему справиться с боязнью? Давайте посмотрим.

Рисование.

Постарайтесь создать спокойную обстановку, в которой ребенку можно будет не думать ни о чем и заниматься рисованием. Не говорите о сюжетах для рисования, не делайте замечаний – пусть малыш рисует все, что он хочет.

Нет ничего эффективнее, чем перенесение эмоций на бумагу – это работает не только для преодоления страхов, но и как профилактическое средство, повышающее устойчивость к стрессу и развивающее творческий потенциал.

Лепка.

Лепка из пластилина, детского цветного теста, глины, и других материалов – это не только хороший способ справиться с детскими страхами, но также стимуляция развития мелкой моторики и творческого потенциала. Эффективнее всего практиковаться в этом регулярно, хотя бы 2-3 раза в неделю.

Театральное искусство.

Этот способ больше подходит для деток постарше, школьного возраста и подростков. Если ребенок страдает от страхов, идеальный вариант – записать его в театральную группу. Это способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает успокаиваться и контролировать свои чувства.

Еще один плюс – в театральном действии ребенок погружается в определенное эмоциональное состояние и проживает внутренне различные ситуации, которые его пугают. Это позволяет взять контроль над страхом, ослабить его до переносимого уровня, а также учит ребенка стрессоустойчивости.

Страхи у детей будут существовать всегда, но задача родителя – помочь ребенку научиться жить с ними, не поддаваться и контролировать. Страхи не должны омрачать жизнь, мешать развитию и счастью!

Желаем всем семьям здоровья и успехов!

Чем являются страхи у детей?

Независимо от возраста человека страх является одним из врожденных механизмов. Этот механизм призван защищать человека, сигнализировать об опасности и в случае необходимости мобилизовать все ресурсы для устранения проблемы или бегства.

Среди психологов существует теория, которая гласит, что абсолютно все страхи, осознанные и бессознательные, вытекают из страха смерти, который заложен в нас природой и называется инстинктом самосохранения. Этот страх позволяет нам избегать и предотвращать нежелательные ситуации, которые могут нам навредить.

Конечно же, проявляется сознательно совсем другой страх, например, боязнь высоты – если залезть в подсознание к человеку, боящемуся высоты, то можно понять, что боится он не столько высоты, сколько падения.

Большинство страхов мы просто не осознаем, некоторые из них являются результатом функционирования наших инстинктов, а некоторые – всего лишь плодом приобретенного опыта и знаний, или даже разыгравшимся воображением.

Поэтому, прежде всего, важно усвоить, что страх не является какой-то негативной чертой характера, слабостью или трусостью. Страх так же естественен, как дыхание, и его отсутствие скорее говорит о патологии и проблеме

Детские страхи: причины и последствия

Определение 1

Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.

Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.

Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.

Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:

  • страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
  • в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Важно понимать, что в любом возрасте малышу и даже уже взрослому школьнику, невозможно без эмоциональной и энергетической поддержки родителей справиться с маленькими и большими страхами. Вот некоторые советы, которые помогут родителям лучше понимать своих детей и научить их управлять страхом

Вот некоторые советы, которые помогут родителям лучше понимать своих детей и научить их управлять страхом.

  1. Никогда не игнорируйте и не обесценивайте страхи у детей. Для него это намного важнее, чем вам кажется. Если взрослый, опираясь на личный опыт и богатство знаний, уверен в том, что «монстров под кроватью» не существует, то ребенок с такой же уверенностью может сказать обратное. И дело не в упрямстве, а в том, что маленький человек действительно в этом уверен. Просто примите тот факт, что детские страхи – это серьезно, и покажите малышу, что вы на его стороне, что с вами он может чувствовать себя безопасно.
  2. С детьми постарше можно начинать разговаривать на тему страхов. Это помогает не только снизить интенсивность страха, но также способствует развитию эмоционального интеллекта, благодаря которому ребенок сможет осознавать свои страхи и не подавлять их, а контролировать.
  3. Постарайтесь проанализировать события или поведение, которое могли спровоцировать страх у малыша. Иногда достаточно просто устранить причину. Например, маленький ребенок однажды испугался громкого звука лопнувшего шара и теперь боится мячей и всех прочих предметов, напоминающих ему это по форме или цвету. Обычно такое бывает у детей до двухлетнего возраста. Вот что можно с этим сделать – постараться убрать из поля зрения все пугающие предметы, подождать какое-то время, пока тягостные переживания останутся под наслоением новых, ярких и позитивных впечатлений, и начать понемногу предлагать малышу то, что ранее вызывало у него страх.
  4. Не настаивайте на том, чтобы ребенок вопреки страху делал то, чего он боится – это не закалит его характер, а скорее наоборот – будет имеет негативные последствия в виде присоединения неуверенности в себе.
  5. Постарайтесь организовать жизнь вашего ребенка таким образом, чтобы он меньше внимания уделял тому, чего он боится, а максимально концентрировался на том, что безопасно, что у него получается и приносит удовольствие.
  6. Обязательно расскажите своему ребенку о том, чего вы боитесь и поделитесь своим опытом того, как с этим справляетесь. Если ребенок будет видеть в вас такую поддержку и личный пример, ему будет гораздо проще со своими страхами.
  7. Постарайтесь быть в моменты страха рядом и поддерживать контакт с ребенком, например, держа его за руку. Дети младшего возраста быстро успокаиваются и забывают о своих страхах на руках у родителей.

Причины детских страхов

Как правило, у здорового ребенка с первых жней жизни появляются различные страхи, которые он в силу своего уровня развития, не осознает. Эти страхи у детей примитивные, простые и легко устраняются восполнением потребностей малыша. Все что нужно младенцу, чтобы не бояться – это заботливая мама рядом. Но, с детками постарше немного сложнее.

Рассмотрим основные причины детских страхов.

  1. Все дошкольники активно развиваются – с этим никто не поспорит. Но, в определенные этапы у детей особенно интенсивно развивается воображение и творческий потенциал. Не удивительно, что в этот период дети слишком чувствительны и могут сами придумывать себе страхи, которые не имеют ничего общего с реальностью.
  2. Страх так же может быть результатом негативного опыта, повторяющегося несколько раз. Дети запоминают события с сильной эмоциональной окраской, поэтому оказавшись снова в подобной ситуации, их память может восстанавливать картину предыдущего опыта.
  3. Страх может быть «унаследован» от родителей. Конечно же, не на генетическом уровне. Но, эмоционально дети отражают своих родителей, поэтому у чрезмерно тревожных мам дети чаще страдают от разного рода страхов.
  4. Страхи у детей иногда являются причиной неправильного подхода к воспитанию. Например, если родители, чтобы обезопасить своего малыша часто говорят ему: «Не тронь это – тут опасность!», «Сюда не ходи, тут опасно!», они сами формируют страхи у ребенка.
  5. Страх может быть результатом невроза и его же симптомом. Это тот единственный случай, когда проблему нельзя решить без привлечения к этому специалиста.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.