Сущность системы Е.Н. Ильина
Замечание 1
Евгений Николаевич Ильин – педагог 84-й школы города Санкт-Петербурга, преподаватель литературы.
Основной вклад Е.Н. Ильина в современную отечественную педагогику состоит в том, что он разработал уникальную концепцию преподавания литературы. В основе системы Е.Н. Ильина лежит то, что литература как учебный предмет преподносится в виде нравственно-эстетического курса, который помогает каждому учащемся состояться как Человеку.
Основные классификационные параметры системы Е.Н. Ильина, заключаются в следующем:
- Уровень применения: частнопредметная
- Философская основа: гуманистическая
- Основной фактор развития: совокупность психогенного и социогенного развития
- Концепция усвоения: ассоциативно-рефлекторна с элементами суггестии
- Ориентация на личностные структуры эмоциональной сферы (СЭН)
- Характер содержания: совокупность обучения и воспитания, имеющая светский, гуманистический и общеобразовательный характер
- Тип управления: системы малых групп
- Организационная форма: классическая классно-урочная форма, имеющая групповые и индивидуальные элементы подхода.
- Подход к учащемуся: личностно-ориентированный
- Преобладающий метод обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами диалога, имеющего направленность на творчество и проблемность
- Направление модернизации образования: демократизация и гуманизация педагогических взаимоотношений
- Категория учащихся: совокупность массовой и продвинутой категории
Основными целевыми ориентирами системы Е. Н. Ильина являются:
- полноценное и всестороннее эмоционально-нравственное воспитание личности учащихся, осуществляемое в процессе обучения
- преподавание литературы как своеобразного вида искусства.
Особенности методики
Замечание 2
Особенность методики системы Е.Н. Ильина в первую очередь заключается в том, что педагог призывает обучать предмету в соответствии с формулой «к анализу художественного произведения подходить через опыт личности каждого учащегося».
Введение учащихся в учебный материал необходимо осуществлять через проблему, вопрос или деталь. Тем самым создается мотивирующая ситуация, которая заставляет каждого ученика принимать участие в педагогическом процессе.
Форма урока фронтальная, но при этом важно помнить, что урок литературы подразумевает словесное обсуждение проблемы. Каждый ученик имеет право высказать свои мысли, предположения и чувства
Это поможет не только коллективно организовать поиск решения на поставленный вопрос, но значительно раскрепостит учащихся.
Учителю литературы необходимо помнить, что урок литературы – это:
- процесс формирования человека, который подразумевает не просто работу над произведением, не просто отработку классных часов, а процесс духовного и нравственного развития каждого учащегося;
- своеобразный процесс общения между педагогом и писателем, который представлен учащимся в виде искусства;
- не холодные аргументы и факты, а чувственные и красочные открытия;
- всегда совместная деятельность педагога и учащихся, в основе которой лежит творчество, духовность, нравственность и равенство межличностного общения.
Концептуальные положения и гипотезы
Концептуальными положениями и гипотезами системы, разработанной Е.Н. Ильиным, являются:
Важным в обучении является усвоение основ наук, которые составляют фундамент всего обучения и создают предпосылки для формирования у учащихся научного мировоззрения, собственных взглядов и убеждений, необходимых для полноценного существования современному человеку.
Обучение должно опираться в первую очередь на принцип гуманизации, который провозглашает о том, что нравственный потенциал содержат в себе книги.
Урок должен быть построен на основании художественности, в соответствии с законами искусства
Важно соблюдать закон трех «О»:
очаровать ребенка книгой;
окрылить ребенка героем;
обворожить писателем.
Необходимо опираться на принцип обучающего воспитания: «обучение не является доминирующим абсолютом, оно является всего лишь составной частью учебной программы».
Важно не упускать из вида воспитание таких качеств личности как патриотизм, познавательная активность, потребность в самообразовании и саморазвитии, нравственность и эстетический вкус, уважение к труду.
Девиз педагога «Идти к детям не только с темой учебного занятия, а с острой и актуальной проблемой».
Общение с книгой намного важнее и значимее, чем выполнение учебно-теоретических упражнений и задач.
Основой процесса нравственного воспитания личности учащихся должна быть направленность на «получение знаний через общение, не общение через знания».
Личность педагога, его нравственный облик, убежденность, отношение к преподаваемому предмету, педагогическое мастерство оказывают большое влияние на формировании и развитие личности учащихся.
Слово педагога должно быть чувственно и экспрессивно, только в этом случае можно будет донести научную мысль до детей.
Необходимо соблюдать формулу личностного подхода «любить – понимать – принимать – сострадать – помогать».
Одной из основ успешного урока является «метод духовного контакта».
Большое значение в системе Е.Н. Ильина отводится наполнению (содержанию) учебного урока.
Каждое литературное произведение, которое входит в учебную программу несет в себе определенную проблему. Проблемы могут быть нравственного, патриотического, чувственного и т.д. содержания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, необходимо показать им актуальность данной проблемы в рамках современного общества. Для этого:
- Необходимо так поставить вопрос или преподнести проблему, чтобы она была личностно значима для каждого ребенка.
- Каждый вопрос (проблема) необходимо обращать не ко всем учащимся в общем, а конкретно к учащимся данного класса или даже к определенному ученику.
- Ответ на поставленный вопрос или проблему должен содержаться не только в произведениях учебной программы, но и в дополнительной литературе, биографии автора и т.д.