«развитие личности ребенка в условиях организации технологии «детский сад-открытая система» в доу» методическая разработка на тему

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
Личность. Вот предмет нашей беседы

Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек

Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны

Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество

Превращение в социальную личность

Если мы хотим, чтобы наши дети реализовали свой потенциал в качестве граждан мира, тогда им придётся учитывать мнение другого человека, не упуская из виду свою точку зрения. Несмотря на бессчётное количество противоположных и конфликтующих взглядов, им нужно суметь придерживаться своей идентичности, своих идей, мнений, предпочтений и намерений. Быть социальной личностью означает быть способным к сотрудничеству, пониманию справедливости и учитывать контекст, в котором они находятся. Эти качества лежат в основе здорового морального развития и способности использовать слова, чтобы донести до других свои мысли и чувства.

Так как 3-4-летки находятся в процессе формирования своей личности, превращение в социальное существо для них пока неактуально.

Индивидуальность должна возникать раньше, чем общность, поэтому фокус маленьких детей обычно находится на самих себе. Иногда родители малышей могут волноваться, что их ребёнок слишком зациклен на себе, но такова была задумка природы – они должны сначала научиться понимать самих себя, прежде чем попасть под влияние множества взглядов и точек зрения других людей.

Их мозг всё ещё находится в процессе развития, поэтому им
часто недостаёт терпения, а справедливость они понимают как возможность сделать
по-своему. Они плохо взаимодействуют с другими, для них совершенно естественно
предпочитать одиночество и пропадать в мире собственной фантазии.

Когда ребёнок
приближается к возрасту 8-11 лет, он становится всё более способен понимать
иронию и парадокс.

Наконец-то до них доходят анекдоты, они понимают игру слов, и теперь они могут быть более терпеливы, когда испытывают фрустрацию. При идеальном развитии мозга они будут к этому времени способны испытывать смешанные чувства, учитывать не только свою точку зрения, но и чужую. Они могут демонстрировать признаки истинного сотрудничества и предупредительности, а также способны на мужественные поступки. Если развитие идёт правильным путём, они будут лучше взаимодействовать с другими и работать над решением проблем и конфликтов. Они будут демонстрировать больше уравновешенности и стабильности в выражении эмоций, так как увеличилась их способность к рефлексии и пониманию происходящего с ними.

Когда у ребёнка
начинается подростковый период, то кажется, что он сделал шаг назад, стал непредсказуемым
и менее эмоционально стабильным. Это происходит вследствие изменений в мозге и
благодаря увеличивающемуся самосознанию, что может переполнять их эмоциями и
новым опытом.

К 14-15 годам в идеальном случае возникает уравновешенность и возвращается эмоциональная стабильность. Подростки должны всё чаще начинать видеть мир не через единственную точку зрения, а быть способны учитывать разнообразные события и проблемы. Начнётся развитие морального суждения и осознание себя частью большего общества, это будет время от времени проскальзывать в их утверждениях или идеалах. Их способность к мужеству позволит им уверенно двигаться по направлению к своим целям.

К моменту окончания
подросткового периода ребёнок должен стать готовым к жизни в обществе и способным
приносить ему пользу.

Индивидуальность нельзя преподать нашим детям или навязать им; её нужно взращивать, культивировать, сохранять и защищать. Реализация личностного потенциала зависит от нашей способности эволюционировать и превращаться в отдельные, адаптивные и социальные личности. В каждом из нас заложены семена зрелого будущего, но для того, чтобы они взошли, требуются время, терпение, понимание и подходящая забота.

Карл Юнг, швейцарский психиатр, высказал прекрасную мысль, что рост можно оценить, только оглядываясь на него в прошлое, но не во время того, как он происходит. В наших детях заложена перспектива зрелого будущего, для которого взрослые в их жизни играют роль повитух.

Дебора Макнамара Перевод Ирины МаценкоИсточник

Дорогие читатели! Чтобы продолжить знакомиться с темой раскрытия личностного потенциала, а также для углубления в тему предлагаем вам прочесть эту подборку статей.

Гордон Ньюфелд о личностном потенциале

О раскрытии внутреннего потенциала

О периодах развития

Как рождается личность ребенка

О значимости покоя для развития

Превращение в адаптивную личность

Когда дети развиваются как адаптивные личности, они должны демонстрировать признаки того, что способны выстоять при столкновении со сложностями. Они должны становиться всё более находчивыми и психологически устойчивыми, справляться с неудачами. Они способны с уверенностью выдерживать стресс и принимать то, что не всегда получается так, как они задумали. Как адаптивные личности они способны отказаться от своих требований, когда становится ясно, что они тщетны. Другим словами, они способны услышать слово «нет» и принять последствия, которые идут с ним в комплекте. Адаптивные дети учатся на ошибках, и замечания взрослых идут им на пользу.

Дети 3-4 лет только
начинают понимать пределы и ограничения, существующие в окружающем мире.

Слёзы будут для них частым явлением, особенно если они столкнулись с отказом. Если близкие взрослые проявляют достаточно терпения и помогают им пережить сильные чувства во время столкновения с ограничениями, дети обычно смиряются с тщетностями, являющимися частью жизни, например, с тем, что печенье до завтрака нельзя, а бегать голышом на улице не позволено.

Они будут склонны к взрывам агрессии при фрустрации, так как части их мозга, отвечающие за контроль над импульсами, не будут задействованы до 5-7 лет (при условии, что развитие идёт правильно).

По достижении 8-11
лет дети должны демонстрировать способность справляться со сложными событиями,
такими как экзамены в школе или проигрыш своей футбольной команды.

Они всё ещё могут быть фрустрированы своими ошибками, однако уже демонстрируют больше терпения, когда это происходит, и не взрываются агрессией каждый раз. Они кажутся более устойчивыми и находчивыми, принимая неизбежные ограничения в своей жизни, они даже могут напоминать младшим детям о правилах и запретах. В школе они способны учиться на ошибках, демонстрируя небезразличие и терпение, они также могут не опускать руки, сталкиваясь со сложными задачами.

Когда у ребёнка наступает подростковый период, он может протестовать против запретов и ограничений, так как входит во вкус превращения в отдельное человеческое существо.

Когда подросткам уже 14-15 лет, им бывает сложно слышать слово «нет», особенно если их ровесники и культура тянут их совсем в другом направлении

В этом возрасте важно продолжать сохранять с ними отношения, накладывая необходимые ограничения, например, насчёт использования цифровых устройств или свиданий. К этому возрасту у них должно набраться достаточно опыта столкновения с тем, что тщетно, и они уже понимают, когда необходимо настаивать, а когда – измениться самим

Превращение в отдельную личность

В качестве отдельной личности ребёнок должен двигаться к всё возрастающей независимости и ответственности за свои решения. У него должно формироваться ощущение управления своей жизнью, при котором он уверенно стремится к своим собственным целям и за своими идеями. Реализация своего потенциала как отдельной личности означает, что ребёнок видит себя как уникальное существо, он редко будет скучать, он будет полон жизненной энергии и любопытства к тому, что происходит в мире вокруг него.

Признаками
превращения в отдельную личность у ребёнка 3-4 лет будут способность играть
самостоятельно на протяжении коротких периодов времени, а также время от
времени выражение недовольства по поводу накладываемых на него ограничений и запретов.

Чем больше подрастает ребёнок и формирует свои собственные намерения, тем больше его может фрустрировать, когда эти намерения наталкиваются на препятствия и на слово «нет». Дети в этом возрасте могут демонстрировать признаки того, что они хотят что-то делать самостоятельно, например, одеваться сами, приучаться к горшку, они также с готовностью сообщают нам свои идеи и мнение об окружающем мире.

Когда ребёнок дорастёт до среднего периода детства, с 8 до 11 лет, у него возникнут более определённые предпочтения и идеи о том, что ему нравится и кто он такой.

У детей в этом возрасте могут формироваться особые интересы, и они могут брать на себя обязательства в определённых видах деятельности. В идеальном случае они смогут более ответственно относиться к домашним делам, а также выполнять свою домашнюю работу лишь с небольшими подсказками. Им будет доставлять удовольствие обретение большей свободы и возможность рассказывать свои идеи тем, кому они доверяют.

Подростки 14-15 лет,
развивающиеся как отдельные личности, в идеале будут способны находиться в
одиночестве и заполнять своё время творческими занятиями, такими как рисование,
сочинение текстов, музыка или физическая деятельность.

Они должны уметь ставить перед собой цели и уверенно двигаться к ним, например, стремиться больше трудиться, чтобы достичь лучших оценок или освоить музыкальный инструмент. Их могут раздражать друзья, которые копируют других или добиваются успеха обманом. Чем сильнее в подростке идёт процесс становления самим собой, тем больше он будет отталкивать идеи других людей, чтобы создать пространство для своих собственных. Короче говоря, у них возникает аллергия на принуждение.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми

Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.. Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить

Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно
Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения

Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Личностное развитие дошкольника – ответственная задача для родителей

В данной статье кратко изложены особенности формирования личности ребенка, и на что должны обратить внимание взрослые

Воспитывая дошкольника, важно признавать самостоятельность и автономность его личности. Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений

Ребенок, несмотря на свой малый возраст, имеет право на выбор, на реализацию своих предпочтений.

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение

Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу

Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.