Послесловие
Социальная ситуация развития юности – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.
В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект. В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает. Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.
К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:
- потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- жизненные планы;
- устойчивое самосознание;
- идентичность;
- ценностные ориентации;
- мировоззрение;
- внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.
Юным людям свойственно стремление к взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с позиции «на равных». Они испытывают потребность в неформальном и доверительном общении с родителями, дружбе и любви со сверстниками.
Трансформирующий опыт
Во взрослой жизни люди часто начинают акцентировать внимание на том, чего им не хватает. Уильямс Браун, автор книги Adulting, в 20 лет была сосредоточена на своей карьере
Несмотря на это, она ловила себя на том, что она с сожалением наблюдает за своими ровесниками, которые завели семью и детей:
Сейчас Уильямс Браун 31 год, и она недавно вышла замуж. Я спросила ее, чувствует ли она себя сейчас более взрослой, достигшей своих целей.
Пожалуй, самым трансформирующим опытом для перехода ко взрослой жизни считается родительство. Это не означает, что бездетные люди не могут считаться взрослыми. Но вот для тех людей, у кого дети есть, словно срабатывает тот самый переключатель. Дженсен Арнетт в своем интервью 1998 года сказал:
Если взрослением считать (по Берроу) комбинацию внутреннего чувства ответственности с убежденностью окружающих людей в том, что у тебя эта ответственность есть, рождение детей — это идеальная ситуация. Именно в этом случае ты чувствуешь себя взрослым, а другие люди уверены в этом.
Крайне важной валютой сегодня является чувство идентичности и цели, а дети дают и то и другое. Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями
Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо
Помимо рождения детей часто упоминается и обратная ситуация — уход за престарелыми родителями. Эти две ситуации при удачном стечении обстоятельств позволяют достигнуть взросления в короткий период. Но взрослеть не обязательно быстро — этот процесс может быть медленным и постепенным. Взросление — это не какое-то событие, о котором можно написать в Facebook и ждать поздравлений. Взросление происходит тихо.
Зрелость
Возраст самый приятный тот, что идет под уклон, но еще не катится в
пропасть. Сенека
Средний возраст — это когда еще веришь, что завтра будешь чувствовать себя
лучше. Лоренс Питер
Средний возраст — это когда ваш возраст становится виден в средней части
вашего тела. Боб Хоуп
Средний возраст — это когда на всякое новое ощущение смотришь, как на
симптом. Лоренс Питер
Средний возраст — когда из двух искушений выбираешь то, которое позволит
тебе раньше вернуться домой. Дэн Беннет
Средний возраст — это когда ты слишком молод, чтобы идти на пенсию, и
слишком стар, чтобы получить другую работу. Лоренс Питер
Одно из существенных удовольствий среднего возраста — разглядывать
фотографии девушек, на которых ты не женился. Лоренс Питер
Легкое взросление как историческая аномалия
Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.
Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.
Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:
А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.
Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.
Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:
Социальное взросление
Активное социальное взросление происходит за счет того, что цент духовной и физической жизни перемещается во внешний мир, и в среде взрослых и сверстников происходит социальное становление личности. Совместная деятельность со взрослыми и другими юношами формируют новый вид отношений, которые позволяют более серьезно относится к себе и окружающему миру.
Появляется более широкий диапазон видов деятельности, которые позволяет детям сформироваться во взрослого человека. Процесс становления личности к юности уже полностью запущен, и именно в эту пору появляются все возможно проявить себя и окончательно сформировать социальные установки. Постепенно формируется отношение к себе и к другим людям. Таким образом, возникают определенные формы межличностного поведения.
Взросление как телесная зрелость
Еще один из способов измерить уровень взросления — это телесная зрелость. Ведь должна же быть какая-то точка в развитии, после которой мы прекращаем телесно развиваться и становимся взрослым организмом? Однако и это зависит от единиц измерения. Сексуально люди становятся зрелыми после пубертатного периода, который может начаться в возрасте 8–13 лет для девочек и 9–14 лет для мальчиков, и всё это — варианты нормы.
К тому же простое достижение половой зрелости не означает прекращение роста и развития. Кстати, в течение столетий критерием зрелости служило физическое развитие (а если конкретнее — развитие скелета).
Физиологические изменения
Примерно
с двенадцатилетнего возраста ребенок
вступает в период полового созревания.
Начинается развитие вторичных половых
признаков: у девочек становятся шире
бедра и округляется грудь, а у мальчиков
грубеет голос и развиваются мышцы. У
подростков обоих полов начинают расти
волосы на лобке и под мышками. Половое
созревание завершается к тому времени,
когда у подростков появляются основные
половые функции. У девочек начинаются
менструации, а у мальчиков увеличиваются
размеры пениса и появляется потенция
и способность к эякуляции. Возраст
наступления половой зрелости колеблется
в широких пределах. Обычно у девочек
половое созревание начинается на два
года раньше, чем у мальчиков.
Расширение сферы межличностных отношений в юности
Именно в этот период формируются основы межличностного поведения людей, и юность определяет то, как будет участвовать человек в межличностных отношениях. Если в подростковом возрасте дети ощущают стремление подражать взрослым и преждевременно осознавать себя взрослым человеком, то в юности человек уже осознает себя, как отдельную личность и формирует межличностные отношения на основе своих убеждений и своих личностных характеристик.
Молодые люди самостоятельно формируют круг своего общения, и определяют партнеров по общению и дружбе, учитывая их личностные качества, замечая их преимущества и недостатки. Сфера межличностных отношений значительно расширяется за счет общего социального развития юноши, это касается и сферы семьи, и сферы дружбы и любви.
Произошедшая в подростковом возрасте ролевая дифференциация стабилизируется по причине развития всех видов межличностных отношений. Именно в пору юности происходит первая серьезная любовь, которая меняет социальное сознание человека и расширяет границы его отношений с другими людьми.
Также в пору юности люди определяются с профессией и стремятся достичь карьерного роста в определенной сфере, а это тоже влияет на обновление уровня взаимоотношений с окружающими людьми.
Куда уходит детство
Профессор Гриффин предлагает взглянуть на проблему детства и взросления с другой стороны и задать совсем иной вопрос: не «Когда можно считать меня взрослым?», а «Когда можно считать меня ребенком?».
Все так переживают за то, что молодежь слишком поздно взрослеет. Почему мы не волнуемся о тех, кто становится родителями в 15? Или за тех, кому приходится ухаживать за умирающими родителями еще ребенком? Порой случается так, что человеку приходится играть роль взрослого тогда, когда он еще к этому не готов. Интересно, такие люди переживают период формирующейся зрелости?
Эта привилегия может сработать по-разному: кто-то проедет весь мир в погоне за работой своей мечты, а кто-то спокойно поживет в родительском доме, чтобы немного поразмышлять.
Взросление не всегда бывает желанным. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может обернуться стрессом и тревогой.
Минтц пишет о том, что некоторым образом взросление несколько обесценилось в культуре:
В сравнении с романами XIX столетия, полных томительного ожидания взросления, романы второй половины XX века полны разочарования. В них сквозит вопрос: а хотим ли мы становиться взрослыми?
Рекомендации родителям
В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.). Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же. Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.
Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.
Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления. Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он. Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:
- Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
- Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
- Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
- Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.
Старость
В семьдесят мир начинает вас утомлять; в восeмьдесят — мир утомлен вами. Аксель Оксеншерна
В двадцать лет вас заботит, что о вас думают; в сорок лет вам наплевать на
то, что о вас думают; в шестьдесят вы уже знаете, что никто вообще не думал
о вас. Эймен Дэниэл
Нет стариков столь дряхлых, чтобы им зазорно было надеяться на лишний
день. Сенека
Я ужасно боялась старости. Боялась, что тогда уже не смогу делать все то,
что хочу. Но теперь я вижу, что мне вовсе не хочется этого делать. Нэнси
Астор в день своего 80-летия
Многие вышедшие на пенсию мужья обеспечили полную занятость своим женам. Элла Харрис
К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки
внешности. Франсуа Ларошфуко
К восьмидесяти годам вы уже знаете абсолютно всё. Вот только — как это
вспомнить? Джордж Бернс
Старость — это когда знаешь ответы на все вопросы, но никто тебя не
спрашивает. Лоренс Питер
В старости есть только одно утешение: то, чего ты не смог получить в
молодости, тебе уже и не нужно.
Юность
На данный момент периодом юности называют период от 15-16 лет до 20-21 года. Первый этап социального и психологического взросления начинается с 15-16 лет и его именуют ранней юностью. К 20-21 годам личность проходит основные этапы взросления и может считать сформировавшейся.
Это и позволяет детям не просто активно участвовать в социальных отношениях, но и осознавать самого себя в них. В этот период меняются условия развития детей, в юношеском возрасте познавательные процессы усиливаются, и таким образом, у человека появляется возможность проявлять свои личностные качества и черты характера. К изменениям условий относятся изменения в организме — организм ребенка полностью превращается в организм взрослого человека.