Трудный ребенок

Принципы решения задач повышенной сложности

Что же нам поможет решить нашу «задачу со звездочкой»?

Реальные цели, оптимистический настрой, понимание того, что задача в принципе решаема. Четко определите, что в ребенке подлежит изменениям, а что нет. Исключите психопатологию. Уберите из своих ожиданий временные ограничения. Возродите веру в успех.
Настойчивость без одержимости, смирение без отчаяния. Очень важна спокойная последовательность в словах и действиях. Если чувствуете, что решение не идет (а такого будет много) — откладывайте (только ненадолго).
Нестандартные задачи решаются нестандартными способами. Смените заезженные пластинки, которые все равно ничего не дают. Имейте дерзость выйти за рамки. Рискуйте. Удивляйте сами себя.
Состояние интереса-азарта-вдохновения

Это самое сложное и самое важное! Без этого состояния ничего не будет работать. Всегда начинайте с него.
Трудная задача дается достойному! Учитель задает сложные задачи только тем, кто способен их решить

Развивайтесь! Дорастите до уровня своей задачи!
Учитесь у тех, кто трудное умеет делать легким. В любой профессии (слесари, водители, врачи…) есть Мастера, которых интересуют только задачи со звездочкой, двумя, тремя. У них есть чему поучиться.
Помните, что у всех задач есть Автор, который их придумал и наполнил смыслом. Иногда размышляйте об этом…

Почему с ним тяжело

И действительно, бывает ведь, что то, что сложно и неподъемно для одного — легко и просто для другого, и наоборот. Но давайте ближе к конкретике нашей темы.

Вот примерный обобщенный перечень затруднений, с которыми обращаются за помощью родители

Пройдитесь по нему и обратите внимание, что в вашем восприятии соответствует категории «трудность», а что — нет

Критерии трудности:

  • постоянно разговаривает и задает много вопросов;
  • молчит, сам в себе, ни с кем не идет на контакт;
  • ребенок-инвалид;
  • врет;
  • курит;
  • выпивает;
  • прогуливает школу;
  • не учит уроки;
  • ворует;
  • болеет;
  • не может дать сдачи, постоять за себя, ребенок-тюфяк;
  • ребенок-катастрофа;
  • берется за все на свете;
  • решает все вопросы кулаками;
  • грубит, игнорирует, унижает, оскорбляет, матерится;
  • обещает, но не выполняет;
  • не слазит с рук;
  • не спит сам;
  • плохо ест;
  • много ест;
  • мальчик-девочка;
  • девочка-мальчик;
  • не умеет проигрывать;
  • издевается над слабыми;
  • живет исключительно потребительски;
  • мучает животных;
  • переживает за всех и за всё;

Если вы вспомните ребенка, который подпадает под категорию «трудный», то наверняка обнаружите, что ему присущ не один конкретный критерий, а целый букет. И чем труднее ребенок, тем, как правило, этот букет объемнее и масштабнее.

Кроме того, важно различать трудность ситуативную и системную. Первая имеет локальный характер, однократное проявление, привязана к конкретному периоду или возрасту

Вторая, соответственно, характеризуется повторяющимися эпизодами, растянута во времени, не поддается родительской коррекции, имеет тенденцию к усугублению.

Часто соприкосновение родителя с трудным ребенком или трудностью в ребенке в конце концов приводит к состоянию растерянности, тупика, безысходности, отчаянья, негодования… Те же самые чувства будет испытывать любой ученик, взявшийся решать стандартным способом задачу повышенной сложности, не делая поправку на «звездочку».

А ведь трудный ребенок — это всего лишь «задача со звездочкой», ее просто нужно по-другому решать.

Трудность задачи определяется уровнем развития того, кто ее решает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.