Принципы решения задач повышенной сложности
Что же нам поможет решить нашу «задачу со звездочкой»?
Реальные цели, оптимистический настрой, понимание того, что задача в принципе решаема. Четко определите, что в ребенке подлежит изменениям, а что нет. Исключите психопатологию. Уберите из своих ожиданий временные ограничения. Возродите веру в успех.
Настойчивость без одержимости, смирение без отчаяния. Очень важна спокойная последовательность в словах и действиях. Если чувствуете, что решение не идет (а такого будет много) — откладывайте (только ненадолго).
Нестандартные задачи решаются нестандартными способами. Смените заезженные пластинки, которые все равно ничего не дают. Имейте дерзость выйти за рамки. Рискуйте. Удивляйте сами себя.
Состояние интереса-азарта-вдохновения
Это самое сложное и самое важное! Без этого состояния ничего не будет работать. Всегда начинайте с него.
Трудная задача дается достойному! Учитель задает сложные задачи только тем, кто способен их решить
Развивайтесь! Дорастите до уровня своей задачи!
Учитесь у тех, кто трудное умеет делать легким. В любой профессии (слесари, водители, врачи…) есть Мастера, которых интересуют только задачи со звездочкой, двумя, тремя. У них есть чему поучиться.
Помните, что у всех задач есть Автор, который их придумал и наполнил смыслом. Иногда размышляйте об этом…
Почему с ним тяжело
И действительно, бывает ведь, что то, что сложно и неподъемно для одного — легко и просто для другого, и наоборот. Но давайте ближе к конкретике нашей темы.
Вот примерный обобщенный перечень затруднений, с которыми обращаются за помощью родители
Пройдитесь по нему и обратите внимание, что в вашем восприятии соответствует категории «трудность», а что — нет
Критерии трудности:
- постоянно разговаривает и задает много вопросов;
- молчит, сам в себе, ни с кем не идет на контакт;
- ребенок-инвалид;
- врет;
- курит;
- выпивает;
- прогуливает школу;
- не учит уроки;
- ворует;
- болеет;
- не может дать сдачи, постоять за себя, ребенок-тюфяк;
- ребенок-катастрофа;
- берется за все на свете;
- решает все вопросы кулаками;
- грубит, игнорирует, унижает, оскорбляет, матерится;
- обещает, но не выполняет;
- не слазит с рук;
- не спит сам;
- плохо ест;
- много ест;
- мальчик-девочка;
- девочка-мальчик;
- не умеет проигрывать;
- издевается над слабыми;
- живет исключительно потребительски;
- мучает животных;
- переживает за всех и за всё;
- …
Если вы вспомните ребенка, который подпадает под категорию «трудный», то наверняка обнаружите, что ему присущ не один конкретный критерий, а целый букет. И чем труднее ребенок, тем, как правило, этот букет объемнее и масштабнее.
Кроме того, важно различать трудность ситуативную и системную. Первая имеет локальный характер, однократное проявление, привязана к конкретному периоду или возрасту
Вторая, соответственно, характеризуется повторяющимися эпизодами, растянута во времени, не поддается родительской коррекции, имеет тенденцию к усугублению.
Часто соприкосновение родителя с трудным ребенком или трудностью в ребенке в конце концов приводит к состоянию растерянности, тупика, безысходности, отчаянья, негодования… Те же самые чувства будет испытывать любой ученик, взявшийся решать стандартным способом задачу повышенной сложности, не делая поправку на «звездочку».
А ведь трудный ребенок — это всего лишь «задача со звездочкой», ее просто нужно по-другому решать.
Трудность задачи определяется уровнем развития того, кто ее решает.