Если подросток 13-15 лет не хочет учиться: заставить или разобраться в причинах?

4 Советы психолога

Необходимо никогда не винить школьника в его нежелании учиться. Выявить причины и найти пути их устранения:

С раннего возраста развивать любознательность, стремление к общению. Приучать к чтению. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Может так сложиться, что быть отличником – недоступная для него задача. Нужно смириться с этой мыслью. Поступить в академию ему не по силам, а поступить в колледж или стать востребованным рабочим-специалистом – отличная перспектива для ученика с “невыдающимися” способностями. Ненавязчиво, без криков, оскорблений и рисования мрачного будущего двоечника поговорить с ним, выяснить, в какой конкретно помощи он нуждается. Трудные для него задания выполнять вместе, демонстрировать удовольствие от таких совместных занятий. Рассказывать ему, какие трудности преодолели когда-то сами в школе, что сумели получить образование и благодаря этому хорошо устроились в жизни (даже если у вас нет “престижной” специальности или должности). Постепенно увеличивать время самостоятельной работы над домашними заданиями, но на случай затруднений быть где-то рядом. Выявить, каких учебных навыков не хватает ему и постараться в ходе совместных занятий постепенно формировать их. Научить его действовать аккуратно и рационально, чтобы не тратить время на исправление ошибок

Важно научить ребенка контролировать время. Составить подробный план дня с указанием точного количества времени на выполнение той или иной работы

Перерывы между учебными занятиями должны быть не менее 20 минут. Их можно заполнить полезной работой по дому: покормить животных, полить цветы, подмести во дворе, почистить обувь и погладить одежду к завтрашнему дню. Вечером расспросить, был ли выполнен план, что не удалось и почему.

Рекомендуемая длительность выполнения домашнего задания:

  • 1-й класс – не более 1 часа.
  • 2-й класс – не более 1,5 часа.
  • 3-4-й классы – максимум 2 часа.
  • 5-6-й классы – максимум 3 часа.
  • С 7-го класса – не более 3,5 часа.

Выполнение домашних заданий следует начинать с наиболее трудных учебных предметов, уставший ученик быстрее справится с легкими предметами, предвкушая отдых.

Не всегда стоит наказывать школьника, если он не справился с “домашкой”. После выявления причин этого на первых порах можно ограничиться строгим предупреждением, что из-за лени он будет лишен возможности пойти на любимый кружок, в кино, вечером его пораньше уложат спать. Физические наказания исключаются полностью, поскольку они могут пробудить ненависть как к школе, так и к родителям.

Необходимо довести до сознания ребенка, что ошибки и неудачи в школе неизбежны, не надо делать из них трагедию. Лучше приводить примеры проблем на работе, и того, как родители с ними справились. Задача – найти их причину (прослушал объяснения учителя, не успел записать задание, не понял материал) и вовремя их исправить.

Нужно приучайте ребенка делиться школьными впечатлениями, деликатно анализировать происшествия и негативные ситуации в школе, учить выходить из них с достоинством. Побуждать к участию в классных и школьных мероприятиях. Вместе продумывать, что и как он продемонстрирует другим детям полезного и интересного, чем он сможет вызвать интерес к себе. Моделировать и проигрывать ситуации вместе.

Важно поощрять общение с умными и творческими людьми. Совместно с ребенком решить, чем и где ему заниматься в свободное от школы время – спортом, музыкой, художественным творчеством

С учетом этого составить недельное расписание, внеся в него труд по дому, помощь по хозяйству.

Особенно внимательными, корректными в отношениях нужно быть с детьми в критические периоды их взросления, не допуская неуважительного отношения к себе. При этом не попрекать тем, что их содержат материально. Это может толкнуть не только на уход из школы, но и на уход из дому.

Важно постоянно, как верный друг, демонстрировать ребенку любого возраста, что родители его всегда поймут, простят ошибки и помогут преодолеть все трудности

Способ первый: «надо» вместо «хочу»

Отбить желание «чего-либо хотеть» можно уже в самом раннем возрасте. Например, все время пренебрегая собственными желаниями, родители не показывают ребенку, как это — «хотеть». Родители могут руководствоваться принципом: «Что значит „хочу или не хочу“? Есть слово „надо!“». Знакома вам такая житейская установка? Или: «Нет, нет, спасибо, я ничего не хочу…» Часто родители, которые так относятся к своим желаниям, желания своего чада тоже игнорируют.

Что важнее: режим дня или потребности ребенка? Я встречала много мужчин и женщин, которые не задумываясь отвечают: «Конечно режим!» И вот мама будит грудного младенца, чтобы его покормить, потому что пора, а потом не дает орущему от голода малышу поесть, поскольку «по расписанию до кормления еще пятнадцать минут». Если еда, сон, туалет жестко регламентированы, а любое заявление ребенка о своей потребности игнорируется («отстань!» «потерпи!»), наказывается («не смей!»), высмеивается («ишь, чего захотел!») или объявляется капризом, то рано или поздно ребенок начнет ориентироваться исключительно на правила и перестанет слышать и чувствовать себя.

И тогда ответ девочки-подростка на вопрос старшей сестры «Ты есть будешь?» — «А ты?» воспринимается вполне естественно

Ей неважно, проголодалась она или нет, решающим в ее выборе является чувство голода сестры. А ведь существуют вопросы куда более серьезные

Девочка вырастет и услышит: «Выйдешь за меня замуж?». Что станет критерием для принятия решения, от которого зависит ее будущее: «А что, уже пора? Ну ладно, если ты хочешь…» Сколько в результате разбитых судеб…

Конечно, каждому ребенку необходимы границы его «хочу», но любое родительское «нельзя» должно быть обоснованно. Отказывая в чем-либо ребенку, мы, независимо от его возраста, должны всякий раз обязательно объяснить ему причину отказа. Даже грудничку, который, казалось бы, ничего не понимает. Ведь постоянно сталкиваясь с непонятными для него запретами, ребенок рано или поздно теряет надежду, что ему когда-нибудь «будет можно». И ему проще не хотеть, чем каждый раз испытывать разочарование.

Человеку, выросшему в атмосфере постоянных необоснованных запретов, сложно ориентироваться в жизни. Он может впасть в одну из двух крайностей: или необоснованно ограничивать себя (и других) во всем, или не признавать никаких запретов и правил (аллергия на слово «нельзя!»), каждый раз поступая вопреки им.

Кто такие чайлдфри

В Америке и на Западе ещё в 50-х годах прошлого века появилось движение чайлдфри — это люди, которые не хотят детей. Своего пика в Европе оно достигло в 70-х гг. XX века. До России добралось только к началу XXI.

Категорически и сознательно отказываются иметь детей чаще всего обеспеченные, образованные, амбициозные молодые люди. Они не готовы жертвовать своими комфортом, свободой, карьерой в пользу беременности, доставляющей столько неудобств; декретного отпуска, который многим женщинам стоит продвижения по работе; пелёнок, бессонных ночей, режущихся зубов и прочих трудностей, связанных с рождением и воспитанием малыша.

Одни чайлдфри открыто заявляют о том, что хотят тратить все заработанные (или доставшиеся в наследство) деньги исключительно на себя. Они путешествуют по миру, посещают элитные клубы и закрытые вечеринки, питаются преимущественно в ресторанах. Другим гораздо важнее сделать карьеру и, продвигаясь по служебной лестнице, ни на что не отвлекаться. Командировки, задержки на работе допоздна, корпоративы, конференции и собрания — на семью просто не остаётся времени. Есть и такие пары, которые не отличаются богатством и амбициозностью. Как они заявляют, им так хорошо вместе, что больше никто не нужен и они не хотят ничего менять в своей жизни.

Движение чайлдфри резко осуждается церковью. В России против него враждебно настроена и общественность, тогда как в США и в Европе желание жить без детей уже давно является нормой. Несмотря на то, что социологи предсказывают всё возрастающую тенденцию в нашей стране увеличения тех, кто поддерживает и не осуждает их, на сегодняшний день подавляющая часть населения всё-таки — приверженцы классической семьи. В связи с этим на разных интернет-площадках и в СМИ разворачиваются целые словесные баталии обеих сторон.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка

Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит

Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

«Не хочешь со мной играть? Ну и ладно». Что делать ребенку, если его дразнят в школе

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы

Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Школьники “ленивой мамы”

Анна Быкова — педагог, психолог и арт-терапевт. Книги ее серии «Ленивая мама» стали бестселлерами и завоевали доверие родителей. У Анны есть опыт работы с детьми разных возрастов: она учила детей в школе, преподавала в колледже, была куратором первокурсников, а потом ушла от больших детей к маленьким в детский сад, где вела группы раннего развития. 

В каждой книге она опирается на свои практические знания и делится важными инструментами общения с ребенком. На этот раз Анна рассказывает, как родителям помочь своим детям преодолеть школьные трудности и почему именно этот период жизни ребенка очень важен: 
«Школа — это очень непростой период. Это период взросления, период становления личности. Период, когда осознают свои особенности. Период, когда учатся отстаивать свои границы. Период, когда учатся выстраивать отношения. Период поиска баланса между «хочу», «могу» и «надо». Пожалуйста, будьте в этот период на стороне ребенка!»

Виды мотивации

В зависимости от того, какие факторы формируют мотивацию, она бывает внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная:

  • Пример положительной внешней мотивации: «Получишь “пятёрки” в четверти — куплю тебе смартфон».
  • Пример отрицательной внешней мотивации: «Не получишь “пятёрки” в четверти — не будешь больше играть в компьютерные игры».
  • Пример положительной внутренней мотивации: «Если я получу “пятёрки” в четверти, то стану лидером в классе».
  • Пример отрицательной внутренней мотивации: «Если я не получу “пятёрки” в четверти, меня накажут».

Психолог Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой» и других бестселлеров о воспитании, считает, что ни положительная, ни отрицательная внешняя мотивация не работают. Когда их применяют, ребёнок ищет не творческий способ решения проблемы, а самый короткий и безопасный (срабатывает инстинкт самосохранения). Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и решать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». В итоге происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды (или избежания наказания).

Отечественная исследовательница детской психологии, профессор Лидия Ильинична Божович выделяла два типа мотивов в учебной деятельности: познавательные («Я хочу знать как можно больше!») и социальные («Я должен много знать, чтобы родители мной гордились»).

Считается, что к окончанию начальной школы у детей должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация. По крайней мере, она должна быть ведущей в структуре мотивов ребёнка. На деле лишь 10–15% детей имеют такую мотивацию.

Самые распространённые аргументы родителей, которые не хотят, чтобы их дети посещали школу

Родители отказываются от традиционного обучения с посещением школы по следующим причинам:

  1. Считают качество современного школьного образования низким. По мнению многих мам и пап, теоретические знания, приобретённые в школе, не пригождаются во взрослой жизни, это просто бессистемный набор фактов для заучивания. Сегодня ответ на любой вопрос можно найти в Яндексе или другой поисковой системе. Так зачем же забивать детям голову? Лучше целенаправленно изучать профильные предметы, нужные для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Школа даёт человеку мало практических навыков, к примеру, здесь гораздо важнее аккуратный почерк, чем быстрая скорость набора текста на компьютере.

  2. Ребёнок проводит в школе очень много времени, причём большая часть его тратится на дисциплинарные моменты, внешкольные мероприятия. Эти часы лучше провести с пользой. Тот же самый набор фактов, необходимый для аттестации, репетитор даст ученику в 10 раз быстрее, нежели школьный учитель (причём эти знания будут гораздо более полными). Ведь известно, что в старших классах сегодня большинство обычных школьников и так занимаются с репетиторами. Так почему бы не взять его с 5–7 класса и не мучить ребёнка утомительным многочасовым сидением за партой. А в освободившееся время ученик будет заниматься тем, что ему по душе, или просто отдыхать.

  3. Школа не учит необходимым для успеха в жизни качествам — активности, упорству, скорости мышления, силе воли, коммуникативным навыкам (например, умению вести переговоры), стрессоустойчивости. Здесь игнорируется искренняя увлечённость каким-то предметом: прозвенел звонок, и никого не интересует, чем ты хочешь заниматься, ты обязан бросить недоделанное и идти на другой урок. О какой скорости мышления может идти речь, если программа ориентирована на середнячков? О каких лидерских качествах — если система направлена на воспитание послушного ребёнка, который не доставляет хлопот педагогом? У ученика нет права на личное мнение, он эмоционально зависим от мнения учителя, часто предвзятого.

  4. Далеко не все учителя являются мастерами своего дела, работают в школе по призванию, хорошо разбираются в детской психологии. Нередко это те, кто поступил в педвуз, поскольку не набрал баллов в другое, более престижное заведение. Кроме того, жизнь показывает, что в школу часто идут работать малоинициативные выпускники, которые не смогли устроиться на более высокооплачиваемую работу. Безусловно, есть педагоги, которые «живут» своей работой, но их не так много, как хотелось бы.
  5. Школьный коллектив вовсе не является моделью современного общества, ведь потом человека в жизни явно не будут окружать люди только одного возраста. Кроме того, часто у ребёнка нет с одноклассниками общих интересов. Родители же опасаются дурного влияния сверстников на ребёнка.

Причина 3: уроки вызывают чувство беспомощности

Ребенок не понял новую тему, ему вовремя не помогли, и он потерялся в материале, а новые задания накатывают, как снежный ком. Отстав от класса, тяжело наверстать упущенное, и это становится одной из причин отказа ходить в школу.

Что делать? Если ребенок отстал, его нужно подтянуть. Помощь учителя — самый понятный и простой способ, потому что он знает критерии оценки и требования к ученику.

Но часто ребенка повергает в беспомощность неумение общаться. Его надо научить разговаривать с учителем — с этим авторитетным, важным взрослым, от которого зависит положение в коллективе

Как задать вопрос, как не бояться, как открыто контактировать с учителем — все это важно уметь школьнику, чтобы нормально себя чувствовать на уроке. Объясните, что опасаться нечего, и спросить, если что-то неясно, — правильно, а не стыдно

Родителям, в свою очередь, не стоит каждый раз бежать к преподавателю и выяснять, что случилось. Просто научите ребенка преодолевать барьер и общаться без страха.

Обидевшись на учителя, ребенок должен получать в семье установку “давай я тебе помогу разобраться”. Говоря “я сейчас позвоню учителю, и тебя не будут обижать”, вы только усилите чувство беспомощности.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.

Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.

Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.

Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы. Может учебный протест это крик о помощи

Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики, которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

Подписывайтесь
на наш канал или в

Следи за нами в соц. сетях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector