Теория социального научения джулиана роттера

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З

Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Оглавление книги открыть закрыть

Экзаменационные билеты по медицинской психологии1. Предмет и задачи медицинской психологии — кратко2. Краткая характеристика основных разделов медицинской психологии — кратко3. Методы исследования в медицинской психологии — кратко4. Этические аспекты деятельности медицинского психолога — кратко5. Определения понятия и критериев психического здоровья — кратко6. Критерии психического здоровья по Б.С. Братусю — кратко7. Подходы к определению психической нормы — кратко8.Понятие психической болезни и психического расстройства. Критерии психической болезни — кратко9. Определение понятий симптома и синдрома — кратко10. Диагностические принципы — альтернативыСовременная классификация и виды психических расстройств — кратко13. Психические расстройства как следствие нарушения работы головного мозга — кратко14. Роль генетических факторов в развитии психических заболеваний — кратко15. Роль биохимических факторов в развитии психических заболеваний — кратко16. Роль нейрофизиологических факторов в развитии психических заболеваний — кратко17. Теория стресса Г. Селье — кратко18. Когнитивно-феноменологическая модель стресса (Лазарус, Фолкман) — кратко19. Виды стрессоров и стрессовых реакций — кратко20. Роль стресса в возникновении психических заболеваний — кратко21. Представление о психической патологии в классическом психоанализе З.Фрейда. — кратко22. Механизмы формирования психической патологии в психологии самости — кратко24. Механизмы формирования психической патологии в Эго-психологии — кратко25. Механизмы формирования психической патологии в психологии объектных отношений — кратко26. Психоаналитический диагноз и уровни развития личности — кратко27. Модель психической патологии в поведенческом подходе — кратко28. Виды научений и их роль в возникновении психических расстройств — кратко29. Модель психической патологии в социально-когнитивной теории А. Бандуры — кратко30. Модель психической патологии в теории социального научения Дж.Роттера — кратко31. Модель формирования психических расстройств по А.Беку — кратко32. Искажение когнитивных элементов в теории А.Бека — кратко33. Искажение когнитивных процессов в теории А.Бека — кратко34. Искажение когнитивного содержания в теории А.Бека — кратко35. Модель формирования психических расстройств А.Эллиса — кратко36. Модель психической патологии в экзистенционально-гуманистическом подходе — кратко37. Характеристика основных экзистенциональных проблем и их проявления при психических расстройствах — кратко38. Факторы возникновения психических расстройств по К.Роджерсу — кратко39. Роль социальных факторов в формировании психических расстройств — кратко40. Социальные факторы, повышающие устойчивость к стрессу — кратко41. Роль культурных факторов в формировании психических расстройств — кратко42. Критическая психиатрия (Д.Инглби, Т.Шаш, Лэнг) — кратко43. Теория «навешивания ярлыков» — кратко44. Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман) — кратко45. История развития медицинской психологии в дореволюционный период — кратко46. Культурно-историческая обусловленность человеческой психики — кратко47. Проблема развития и строения ВПФ — кратко48. Проблема соотношения биологического и социального — кратко49. Проблема развития и распада психики — кратко50. История развития медицинской психологии в СССР — кратко История развития клинической психологии как науки

MED24INfO

С точки зрения социально-когнитивной теории Роттера (Rotter, 1954) внешние события могут оказывать разное влияние на поведение человека, и характер этого влияния будет существенно зависеть от способа восприятия этих событий, присущего конкретному человеку. Одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом и вследствие этого по-разному влиять на их поведение.

Способ восприятия событий внешнего мира формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Те, в свою очередь, исходят при этом из своих убеждений, так или иначе передавая их друг другу. В процессе взаимодействия между людьми и происходит социальное научение — передача опыта от поколения к поколению.

Суть теории Роттера составляют несколько базовых предпосылок. 1.

Разные стереотипы поведения в определенной ситуации имеют разный потенциал, то есть могут разворачиваться в одной и той же ситуации с разной вероятностью. 2.

Далее, разные подкрепления имеют для нас разную ценность. При равной вероятности получить подкрепление мы выбираем тот стереотип поведения, который ведет к более ценному для нас подкреплению. 4.

Взаимодействие ожидания подкрепления и ценности подкрепления происходит в конкретной психологической ситуации.

Под психологической ситуацией понимается индивидуальное восприятие человеком происходящих с ним событий в существенных для него компонентах.

Три названных первыми компонента Роттер связывает воедино в своей формуле прогноза поведения. С его точки зрения, потенциал поведения складывается из ожидания и ценности подкрепления. Чем выше ожидания и ценность подкрепления, связанные в определенной психологической ситуации с некоторым стереотипом поведения, тем выше вероятность того, что именно этот стереотип будет выбран.

Удовольствие и наслаждение сами по себе являются достаточно ценным подкреплением, и в нормальной ситуации человек стремится к действиям, доставляющим удовольствие, а не избегает их.

Получать удовольствие он начинает считать стыдным и страшным делом и в ситуации выбора совершенно добровольно отказывается от удовольствий в пользу штрафов и страданий. Следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения из-за страха получить наказание.

Ценность и ожидание подкрепления создаются в первую очередь осознанными целями, к которым стремится человек. Понимание и осознание целей позволяет прийти к наслаждению намного более надежным способом в долгосрочной перспективе.

Цель, по Роттеру, возникает в результате материализации и осознания одной из шести потребностей: потребности в статусе и признании, защите, доминировании, независимости, любви и привязанности, физическом комфорте. Потребность понимается

Роттером как устойчивая связь между определенными стереотипами поведения и подкреплениями, которые обычно связаны с этим поведением.

Потенциал потребности означает наличие некоторого поведения, приводящего к ее удовлетворению с большей или меньшей вероятностью.

Ценность потребности определяется как средняя ценность подкреплений, к которым ведет ее удовлетворение.

Шесть названных ранее потребностей имеют разную ценность для разных людей в зависимости от прошлого опыта подкреплений, к которым вело удовлетворение соответствующих потребностей.

Каждый раз, когда человек планирует свои действия, он оценивает свои возможности достижения той или иной потребности. Если с его точки зрения эти возможности невелики, то он теряет свободу деятельности в отношении этой потребности. Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.

Низкая свобода действий в сочетании с высокой ценностью потребности по Роттеру означает плохую адаптацию и часто ведет к невротическим нарушениям. Если человек присваивает высокую ценность тем потребностям, для удовлетворения которых у него недостаточно ресурсов, то наслаждаться жизнью у него едва ли получится.

Таким образом, целями предлагаемого тренинга являются: ?

исследование жизненного стиля личности; ?

реориентация, которая понимается как: ?

повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждение, способов мышления и поведения; ?

повышение уровня ожиданий получить подкрепление в результате эутимных действий; ?

Тренинг состоит из ряда последовательных этапов. Первый этап тренинга не является групповым и осуществляется в ходе индивидуальной беседы клиента и психотерапевта. Полученные на первом этапе результаты используются для обсуждения с клиентом возможности участия в групповой работе.

Суть теории Бандуры

Автор теории социального научения – Бандура – полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его поведения, социального окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека

Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание

Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

По мнению А. Бандуры, центральным понятием в теории социального научения выступает именно научение, сознательное или бессознательное, которое перенимает каждый рождающейся на земле человек от своего ближайшего окружения.

При этом ученый указывал на то, что поведение людей регулируется главным образом тем, что они понимают последствия своих действий. Даже преступник, идущий грабить банк, понимает, что последствием его действий может стать длительный тюремный срок, однако он идет на это дело, надеясь, что избежит наказания и получит крупный выигрыш, который выражается в определенной сумме денежных средств. Таким образом, психические процессы человеческой личности дают людям, в отличие от животных, способность предвидеть свои действия.

Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия

Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.

Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца Альберта Бандуры, однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.

Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.

Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?

Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.

Работы других ученых

Теория социального научения, кратко рассмотренная нами выше, нашла свое воплощение и в трудах других психологов в США и Канады.

Так, ученый Дж. Гевирц занимался изучением условий рождения социальной мотивации у детей. Психолог пришел к выводу о том, что такая мотивация создается в процессе взаимодействия взрослых и детей и проявляется с младенчества у последних в том, что дети смеются или плачут, кричат или, наоборот, ведут себя умиротворенно.

Коллега Дж. Гевирца, американец У

Бронфенбреннер, особое внимание уделял проблеме развития личности в семейной среде и указывал, что социальное научение происходит в первую очередь под воздействием родителей

Как автор теории социального научения, Бронфенбреннер описал и подробно рассмотрел феномен так называемой возрастной сегрегации. Суть его заключалась в следующем: молодые люди, выйдя из определенных семей, не могут найти себя в жизни, они не знают, чем им заниматься, и чувствуют себя чужими для всех окружающих.

Работы ученого по этой тематике оказались очень востребованными в современном ему обществе. Причинами такого социального отчуждения Бронфенбреннер называл необходимость женщин-матерей проводит очень много времени в отрыве от семьи и детей на работе, рост разводов, приводящих к тому, что дети не могут полноценно общаться со своими отцами, дефицит общения с обоими родителями, увлечение членов семьи продуктами современной технической культуры (телевизорами и прочее), что тормозит взаимодействие взрослых и детей, уменьшение контактов внутри большой межпоколенной семьи.

При этом Бронфенбреннер полагал, что подобная организация семьи отрицательно влияет на личности детей, что приводит к их отчуждению как от членов семьи, так и от всего общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.