- Особенности технологий воспитания
- Технология педагогики сотрудничества
- Описание учебно-воспитательных технологий
- Сущность технологии воспитания
- Здоровьесберегающая технология
- Технологии обучения и воспитания
- Классификация воспитательных технологий
- Современные образовательные технологии
- Какие же инновации используются в области здоровья в широком понимании этого слова
- Основные этапы технологии воспитания
Особенности технологий воспитания
Воспитание связано с личностным и индивидуальным взаимодействием. Процесс такого взаимодействия очень сложно поддается описанию по алгоритмам. Бывают такие ситуации, когда педагог отдает всего себя воспитанию, а потом о нем составляют легенды. Такими личностями были Макаренко и Сухомлинский. Потому хоть технология и важный аспект воспитания, но она не всегда дает тот результат, который можно получить при помощи таланта, упорства и отработанного мастерства.
В современной психологии существует более 70 технологий и концепций воспитания, которые открывают структуру личности. Эти технологии включают в себя важные пункты:
- определение четкой конкретной цели;
- разработка теоретического материала;
- структура деятельности по этапам;
- анализ результатов и мониторинг.
Технология педагогики сотрудничества
Она может быть как образовательной, так и воспитательной. Это особая проникающая методика, где собрались идеи практически всех педагогических технологий. Ее главные цели выглядят так:
- Обучение и воспитание должно работать в комплексе, поскольку если работать только над обучением либо только над воспитанием, то результата не будет.
- Гуманный подход к ребенку, где в центре внимания должен быть сам ученик, а не предмет и учитель, который его преподает.
- Педагогика требований заменяется педагогикой отношений.
Вот главные концептуальные положения:
- Необходимо придумать трудную цель.
- Индивидуальное и коллективное воспитание должно быть взаимосвязано друг с другом, а не идти врозь.
- Пытаться возродить национальные культурные традиции и обычаи.
- Всесторонне развивать творческие способности ребенка.
- Личность школьника должна быть в центре воспитательной системы.
- Школа должна предоставлять не только новые знания, но и должное воспитание.
Описание учебно-воспитательных технологий
Педагогические технологии воспитания — это сложные системы приемов и методик, которые направлены на то, чтобы не только воспитывать учащихся, но и чтобы на них накладывался такой отпечаток в этом процессе, который будет способствовать всеобщему развитию детей. Все эти и другие технологии направлены на организацию учебной и воспитательной работы. Именно воспитательные технологии играют важную роль.
Технологии воспитания — это средства воздействия, которые способствуют приобщению учащихся к культурным и национальным ценностям. Они включают несколько важнейших компонентов:
- контроль;
- управление;
- конструирование;
- проектирование;
- целеполагание;
- диагностирование.
Успешность и характер технологии определяет содержательный компонент. От него зависит, какой тип будет у воспитательной технологии. Преимущественно успешность технологии зависит от того, насколько эффективно сопоставлены цели и их содержание.
Содержание воспитательных целей выглядит следующим образом:
- создается ситуация успеха;
- организовывается творческая работа;
- проводится социализированная оценка школьника;
- анализируется ситуация, которая сложилась, и определяется цель;
- передается педагогический опыт;
- делаются выводы о проделанной работе.
Сущность технологии воспитания
Замечание 1
Технология воспитания представляет собой сложное динамическое явления, реализуемое на основании организованного и целенаправленного формирования полноценной личности гражданина независимого государства.
Потребности современного общества и требования со стороны государства к формированию полноценной и всесторонне развитой личности, определяют основные цели и задачи технологии воспитания.
Технология воспитания в рамках современной системы образования страны, базируется на идеях демократизма, гуманизма и обновления, а также включает в себя ряд следующих аспектов:
- Реализация целей воспитания, направленных на формирование и развитие разносторонней личности
- Осуществление процесса воспитания исключительно на принципах сотрудничества и демократического взаимодействия между педагогом и детьми
- Внедрение в процесс воспитания принципа интеграции положительных качеств личности
- Внедрение идей по развитию направленности личности – в центре процесса воспитания должна стоят личность ребенка, а не стремление реализации образовательной программы
Технология воспитания основана на следующих факторах:
- Объективные факторы – предполагают формирование у учащихся положительных общечеловеческих качеств, таких как доброта, человечность и честность.
- Субъективные факторы – представлены системой организованных и целенаправленных воздействий на личность каждого учащегося, со стороны педагогов, родителей, сверстников и т.д.
Здоровьесберегающая технология
Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. Такие технологии очень необходимы в образовательных учреждениях. Она, в свою очередь, включает:
- Медико-гигиенические технологии — с их помощью контролируют и обеспечивают надлежащие гигиенические условия на территории школы. Прививки учащимся должны делать в медицинском кабинете. Также здесь должны психологи проводить консультации. Кроме того, все желающие могут обратиться за неотложной медицинской помощью в случае травм и падений. Также медицинский кабинет организовывает разные методические мероприятия, на которых уведомляют учеников, как правильно придерживаться санитарно-гигиенических норм.
- Технологии физического воспитания. Они направлены на физическое развитие тех, кто занимается спортом и физкультурой. Здесь тренируются скорость, выносливость, гибкость, сила, а также закаляется организм в целом.
- Экологические технологии сбережения здоровья. Цель их заключается в обустройстве пришкольной территории, где растут разные деревья и кусты. Также подразумевается озеленение класса цветами на подоконниках и создание живых уголков.
- Технологии, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности. В курсе “Основы здоровья” подробно рассказывают, как школьникам сохранять свою жизнь и как избегать нежелательных ситуаций (в первую очередь на дорогах).
Современные технологии воспитания — это настолько разнообразные средства, что не ограничиваются только здоровьем. Потому опытные педагоги выделяют еще технологии проектного обучения. Здесь учащиеся самостоятельно приобретают все необходимые для себя знания. Они тут развивают коммуникативные умения. Все обучение проходит в форме игры. Дети собирают интересующую их информацию, а потом защищают свой проект.
Технологии обучения и воспитания
Около ста лет тому назад впервые появилось такое понятие, как педагогическая технология, или технология воспитания. Главная идея — это полное управление учебно-воспитательным процессом. Саму технологию педагоги должны постоянно проектировать и регулярно воспроизводить на уроках, тем самым проверяя эффективность своей же работы. Благодаря этим концепциям педагогический процесс должен гарантировать осуществление поставленных заданий.
По мнению ученых, продуктивные педагогические идеи каждого учителя должны обсуждаться на педагогических советах, где будут разрабатывать проекты по их внедрению в школах. Таким образом, все участники учебно-воспитательного процесса смогут получить новые знания, которые пригодятся в будущей работе.
Классификация воспитательных технологий
Существует 3 основных классификации:
- Философская основа.
- Научные концепции.
- По категории объекта.
Воспитательные технологии хороши тем, что здесь возможно воспроизвести воспитательную цепочку, где потом можно будет проанализировать полученные результаты.
Цепочка любого воспитательного процесса выглядит так:
- подготовка;
- психологический настрой;
- содержательная деятельность;
- заключительный этап;
- перспективное проектирование.
В современном мире воспитание играет важную роль. Педагог должен уметь не только интересно подавать учебный материал, но и при этом воспитывать успешных граждан своей страны. Сейчас в мире айфонов и компьютерных игр сложно вовлечь школьников в учебный процесс. Потому разработка и внедрение этих технологий принесет пользу не только сейчас, но и в будущем. Новые поколения учителей будут их совершенствовать. Далее рассмотрим основные технологии воспитания.
Современные образовательные технологии
- Поддержание и укрепление идеи здорового образа жизни и заботы о своём здоровье (подразумевается не только физическое здоровье, но и психологическое, энергетическое информационное). Целью в данном случае ставится сохранение здоровья ребёнка и развитие необходимых навыков и умений для ведения здорового образа жизни.
- Интерактивное обучение. За счёт вовлечения ребёнка в образовательный процесс и благодаря возможности межличностного взаимодействия у них появляется социальный опыт. Сюда можно отнести проведение опытов, беседы, наблюдения и все то, куда вовлечен непосредственно ребёнок.
- Введение в образовательный процесс электронных средств передачи информации и возможность использовать блага информационно — коммуникационного прогресса. Электронная доска, возможность подачи материала в виде презентации, компьютер, планшет.
- Образовательный и воспитательных процессы, как говорилось выше, стали личностно-ориентированными. В центре системы образования ставится ребёнок, его личность. И задача образовательного учреждения обеспечить безопасное и неконфликтное развитие и полную реализацию природного потенциала каждого ребёнка.
- Обучение и развитие с помощью игры. Образовательный процесс необходимо строить в форме диалога учитель — ученик. Педагог регулирует и организует процесс общения, формулирует темы и вопросы для обсуждения, консультирует и контролирует порядок выполнения заданий.
Вот примеры некоторых интерактивных технологий, которые помогут дошкольнику научиться выражать себя, свои мысли, в то же время не получая оценки своих действий:
- «хорошо» или «плохо». Сидящий и слушающий ребёнок может не услышать. А учавствующий прекрасно освоит необходимый материал и включится в работу;
- игра «дебаты». Дети высказываются на заданную тему. При этом каждый участник может высказать свое мнение по поводу того, что сказал другой. Конечно же, в форме конструктивного диалога;
- Коллективное мышление или одна голова хорошо две-лучше. Дети объединяются в небольшие группы и выполняют определённое задание. Одно на группу. Таким образом они учатся взаимодействовать, слышать других и считаться с их мнением.
Какие же инновации используются в области здоровья в широком понимании этого слова
- Физическая составляющая здоровья развивается и укрепляется при формировании потребности в активности за счёт спортивных достижений.
- Всё больше проводится физкульт минуток, все больше секций появляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
- Практически в каждом детском саду есть соляная комната, бассейн, сухой бассейн с шарами. Также не редки инфракрасные сауны.
Все эти и другие мероприятия направлены на сохранение здоровья, интереса к образовательному процессу и, конечно же, на полноценное развитие личности ребёнка.
Современные учебные заведения делают все возможное для комфортного пребывания ребёнка в их стенах.
Основные этапы технологии воспитания
Этап первый. Постановка конкретной и четкой цели воспитания.
Цель технологии воспитания по своей сути является гипотетической идей всего реализуемого проекта. Оценку результативности технологии определяют по соотношению поставленной цели и достигнутому успеху.
Этап второй. Разработка актуального содержания «пакета» теоретических оснований.
Она основана на том, что технология воспитания всегда направлена на реализацию конкретных теоретических аспектов и представлений о сущности воспитательного процесса, его основных закономерностях и ведущих педагогических концепций. В зависимости от предпочтений педагога, осуществляется выбор воздействия на ребенка.
Так, если педагог воспринимает процесс воспитания как целенаправленное воспитательное воздействие на личность ребенка, с целью всестороннего формирования его личности, то его выбором будет технология, основанная на жесткой организации деятельности и жизни воспитанников.
В том случае, если педагог понимает процесс воспитания как механизм личностного взаимодействия с каждым из воспитанников, то вся его деятельность, в рамках технологии воспитания, будет направлена на обеспечение воспитаннику позиции субъекта общения и деятельности.
Этап третий. Пошаговая структура деятельности.
Структурными элементами технологии воспитания выступают разнообразные воспитательные ситуации, такие как: функциональная, подготовительная, контрольная и итоговая.
Этап четвертый. Анализ результатов технологии.
На этом этапе происходит осуществление мониторинга, рефлексии и последующей коррекции проделанной воспитательной работы.
Процесс оценивания результатов технологии осуществляется «послойно», начиная от признаков изменений воспитанников, которые «лежат на поверхности», постепенно переходя к глубинным личностным изменениям. Осуществляется процесс оценивания следующим образом:
- Наблюдение за внешним видом детей, их позой, мимикой, движениями и т.д., которые позволяют «увидеть» их личностное отношение.
- Оценка изменений в картине психического и физического здоровья детей. В том случае, если картина ухудшается, например, отмечается нервозность детей, то используемые педагогом средства и методы воспитания в рамках технологии, подобраны не верно, и подлежат тщательному пересмотру.
- Отслеживание изменений в деятельность детей, их взаимоотношениях друг с другом, фиксация новых интересов и предпочтений.
- Наблюдение за изменением в отношении ребенка к самому себе, собственному самоопределению, видению себя в рамках современного общества.
Основными результатами качества реализованной технологии воспитания, являются сами воспитанники. В том случае, если визуально видны изменения в поведении ребенка, его стремлении понять смысл событий и обстоятельств, возникновение желания принимать в них активное участие, обращение к собственному жизненному опыту, пониманию значимости получаемых знаний, умений и навыков, и т.д., то можно сказать об успешности проведенной технологии воспитания.
Замечание 2
Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.