Игры для коррекции страха темноты у детей

Содержание
  1. Когда страх становится осознанным?
  2. Страх темноты — это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску.
  3. «В тёмной норе» (для 4-5-летних детей)
  4. Рекомендации для родителей
  5. Верьте в монстров вместе с ребенком
  6. Поддерживайте самооценку
  7. Играйте против страха
  8. «Зверушки в норке» (для 3-4-летних детей)
  9. Почему дети боятся темноты?
  10. Кто притаился в темноте? (для детей 4-8 лет)
  11. Что делать родителям?
  12. 1. Поговорить с ребенком
  13. 2. Контролировать увиденное
  14. 3. Исследовать комнату и подарить талисман
  15. 4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо
  16. Преодоление страха темноты и клаустрофобии
  17. «Зверьки в норке»
  18. «Найди клад»
  19. «Смелый разведчик»
  20. «Лисья нора»
  21. Справочная информация
  22. Что родителям делать нельзя?
  23. Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.
  24. 1. Игра «Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет)
  25. 2. Игра «Бобры» (для детей 3-6 лет)
  26. 3. Игра «Кто притаился в темноте?» (для детей 4-8 лет)
  27. 4. Игра «В темной норе» (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)
  28. 5. Игра «Кукольные прятки» (для детей 4-6 лет)
  29. 6. Игра «Смелый разведчик» (для детей 5-8 лет)
  30. «Кто притаился в темноте?» (для 4-8-летних детей)
  31. Советы психолога
  32. Возрастные этапы страха
  33. 2 года
  34. 3 года
  35. 4-7 лет
  36. 8-10 лет
  37. Борьба со страхом физических наказаний, нападений, уколов
  38. «Пятнашки»

Когда страх становится осознанным?

  1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты — это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
  2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу — позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
  3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
  4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
  5. Если ребенку слишком многое запрещается.
  6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.

Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период или ухода одного из родителей.

Страх темноты — это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску.

Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его не выключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! «Пусть привыкает» — вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.

«В тёмной норе» (для 4-5-летних детей)

Два приятеля – зайчонок и утёнок отправились на прогулку. Но по дороге они встретили лису, которая заманила их в свою нору, пообещав что-то вкусненькое. Когда они подошли к лисьей норе, то та открыла перед ними дверь, предложив зайти внутрь первыми. Но стоило им перешагнуть за порог, как хитрая лиса захлопнула дверь и накинула крючок. Лиса стала смеяться, что ловко провела друзей и сказала, что теперь пойдёт за дровами, чтобы развести в очаге огонь, вскипятить воду в котле и сварить там бедолаг. Они сами и станут тем вкусным угощением. Оказавшиеся в темноте лисёнок и утёнок поняли, что попали в западню. Пока утёнок плакал и безуспешно звал маму, зайчонок продолжал думать, пока не придумал прокопать подземный ход, что и предложил утёнку. В результате активной работы в конце норы сначала появился маленький просвет, который рос, пока друзья не смогла выйти на волю. Обрадованные зайчонок и утёнок побежали по домам. А вернувшаяся с вязанкой дров лиса, когда открыла дверь темницы, была сильно удивлена, никого там не обнаружив.

В этой игре норой может быть лишённое окон помещение (кладовка, прихожая и т. д.). Подземный ход дети могут рыть, просто скребя ноготками по двери, а взрослый с другой стороны некоторое время спустя начинает понемногу приоткрывать дверь. Если в игре участвует один ребёнок, то он может либо озвучивать обе роли, говоря на разные голоса, либо взять в помощь себе соответствующую мягкую игрушку, либо вовсе действовать в одиночку.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т.

     д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;

  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

«Зверушки в норке» (для 3-4-летних детей)

Нужно при включённом свете забраться с малышом в постель, накрыться одеялом и начать там рассказывать. Пусть он представит, что они с мамой маленькие зверушки, которые сидят в своей уютной норке. На улице холодно, темно, воет ветер, идёт дождь, а в норке – уютно, тихо, тепло. И сюда никакой незваный гость не заберётся – стены у норки толстые, поэтому её обитателям никто не страшен. Всё это следует говорить спокойным убаюкивающим голосом, чтобы малыш постепенно расслабился и заснул. Утром можно разыграть сценку, как в норку к зверушкам пытается проникнуть волк, но те его смело прогоняют (малыш также может иногда примерить на себя роль волка). Но вечером к этому сценарию не стоит обращаться, чтобы не перевозбудить малыша.

Почему дети боятся темноты?

Светлана Ройз

Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.

Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы

Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Кто притаился в темноте? (для детей 4-8 лет)

Игра использовалась И. Я. Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях

Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет… И выясняется, что чудовище — это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

Что делать родителям?

1. Поговорить с ребенком

На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.

2. Контролировать увиденное

Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх — как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.

Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».

3. Исследовать комнату и подарить талисман

Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.

Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.

4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо

Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра — так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.

Преодоление страха темноты и клаустрофобии

Самый распространенный детский страх в возрасте 3-4 лет — боязнь темноты. Взрослые должны постепенно приучать малыша к маленьким и темным пространствам. Для этого хорошо сгодятся следующие игры:

«Зверьки в норке»

Смысл игры заключается в том, что взрослый вместе с ребенком прячутся под одеялом в полностью освещенной комнате. Из одеяла можно сделать импровизированную норку и предложить крохе представить себя зайчиком, котенком, утенком, белочкой или мышкой. При этом попросить его закрыть от света все щелочки. Объяснить это тем фактом, что на улице холодно и идет дождь. Поэтому зверьку надо надежно укрыться от непогоды.

Следующую игру можно усложнить, оставив малыша в норке одного. После того, как он хорошо укроется и заткнет все щели, можно сыграть роль волка или медведя, который хочет вломиться в дом зайчика. Для этого достаточно искать уязвимые места и забираться туда рукой. Задача малыша — защитить свое жилище.

Усложненный вариант игры лучше практиковать утром, чтобы не перевозбудить ребенка перед сном. При этом рекомендуется меняться с ним местами.

«Найди клад»

В эту игру нужно играть всей семьей одновременно, так как она требует отключения в квартире света. Поначалу можно оставлять свет в коридоре, а играть в смежной комнате, в будущем — создавать полную темноту. Ребенку вручается фонарик и предлагается найти определенную вещь, например, куклу. Усложнить игру можно поисками предмета во дворе.

«Смелый разведчик»

По своим правилам игра схожа с предыдущей. Только предметов нужно найти несколько. Например, придумать легенду, что в дом забрались диверсанты. Задача ребенка найти их всех и принести командиру. Диверсантами должны выступить солдатики, разбросанные в разных углах комнаты (всего 6-8 игрушек).

«Лисья нора»

Малыши изображают роль утят, зайчат или цыплят. Лучше, если их будет двое. На прогулке малыши встретили хитрую лису, которая пригласила их к себе в гости. Когда они пришли к норке лисы, та их благодушно пропустила вперед, а потом захлопнула дверь. По правилам игры норой служит помещение, не имеющее естественного освещения: кладовая, гардеробная, коридор.

Оставшись снаружи, лиса приговаривает: «Ага, попались. Вот сейчас я печь истоплю и зажарю вас на угощение. Только дров схожу принесу».

Пока хищница отсутствует, дети придумывают как им выбраться из норы: вырыть подземных ход или позвать кого-нибудь на помощь. Начинают скрести дверь и в это время она потихоньку приоткрывается. Друзья радостные выходят и прячутся неподалеку. Лиса возвращается с дровами, никого не застает в своей норе и расстраивается.

Если ребенок один, в качестве друга может выступить мягкая игрушка, которую он будет успокаивать и именно ей предлагать пути выхода из ситуации.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Что родителям делать нельзя?

  1. Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
  2. Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
  3. Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.

Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

1. Игра «Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет)

Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки — кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.

Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

2. Игра «Бобры» (для детей 3-6 лет)

Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу — то есть выйдет в соседнюю комнату — и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

3. Игра «Кто притаился в темноте?» (для детей 4-8 лет)

Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет… И выясняется, что чудовище — это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки.

4. Игра «В темной норе» (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)

Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми.

Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!» Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было!

Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.

5. Игра «Кукольные прятки» (для детей 4-6 лет)

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые — в темном (днем — в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером — при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

6. Игра «Смелый разведчик» (для детей 5-8 лет)

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

Т.Л. Шишова

«Кто притаился в темноте?» (для 4-8-летних детей)

Эту игру можно использовать на занятиях по психокоррекции. Если в ней будут участвовать несколько детей, то игра получится намного оживлённее. Ребёнок должен лечь на кровать и притвориться спящим. На первых занятиях свет можно выключать понарошку, но потом это следует делать по-настоящему. Итак, в темноте малышу почудилось какое-то косматое чудовище. Он хочет закричать, дрожит от страха, хочет позвать маму, но овладевает собой, поднимается и включает свет. Тут-то и выясняется, что чудовищем был симпатичный котёнок (которым может быть другой переодетый ребёнок или соответствующая игрушка).

Для детей старше 6 лет игру можно несколько усложнить, например, ребёнок жестами попытается изобразить померещившееся ему в темноте чудовище, а другие дети попытаются угадать, кого он имел в виду. Другой вариант – называть только первую и последнюю букву названия этого монстра. Отгадавший первым ребёнок награждается баллами.

Советы психолога

Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.

Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.

Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.

Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.

Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.

Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова

Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.

Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки

Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.

Возрастные этапы страха

2 года

Бояться темноты дети, как правило, начинают в 2 года, когда их фантазия уже достаточно развита и способна создавать целостные образы, в том числе и негативные. Но малыши в этом возрасте еще не могут внятно и детально сообщить родителям о том, что их беспокоит. Поэтому они могут просыпаться по ночам, устраивать истерики, упорно отказываться спать в своей кроватке и постоянно проситься спать вместе с родителями.

3 года

В 3 года, когда начинается кризис, связанный с первым переходным возрастом, границы окружающего мира для ребенка раздвигаются. Он теперь знает, что за пределами квартиры есть что-то еще: площадка, парк, детский сад… По мере накопления опыта и знаний, растут и страхи. Ребенок в состоянии рассказать о них, нарисовать их по вашей просьбе. Воспользуйтесь этим, чтобы устранить причину боязни.

4-7 лет

В 4 года почти все дети невероятно впечатлительны. У них появляются оценочные суждения, они хорошо запоминают события, диалоги, лица. Вкупе с буйной фантазией все это может приводить к страху темноты.

В 5 лет ребенок активно общается со сверстниками, и поводом для ночных страхов может стать история-страшилка, рассказанная кем-то в детском саду или увиденная по телевизору. Малыш еще не способен отличать вымысел от правды, и его мозг сразу «нарисует» пугающий образ

С пятилетнними малышами важно обсуждать страхи, рассуждать самим и учить дитя мыслить логически

В 6 лет ребенок способен «видеть» в темноте своей комнаты персонажей любимых книг и мультфильмов. Фантастические герои, не всегда положительные и добрые, приходят, как назло, ближе к ночи. И разве тут уснешь!

Кроме того, в этом возрасте развивается ассоциативное мышление. Так, обычный комод может стать злым монстром, а висящее пальто (как это было в моем случае) мистическим существом

Важно продемонстрировать ребенку, что в комнате никого нет

В 7 лет страх темноты может быть следствием стресса, который ребенок испытывает в связи с началом обучения в школе. Если уговоры не помогают, сделайте в комнате первоклассника перестановку. Пусть все пугающие предметы поменяют место дислокации.

8-10 лет

В 8 лет страх темноты обычно отступает. Но если ребенок все еще боится, не нужно игнорировать его проблемы, думая, что «скоро все само пройдет».

В 9 лет, равно как и в 10 лет, страх темноты – явление не такое уж частое. И обычно оно связано с тем, что у растущего быстрыми темпами чада меняется психика. Это нормальный процесс, просто каждый переживает его по-своему. Если страх темноты не носит панического характера, повода для волнений нет. С помощью психолога родители легко справятся с неприятной ситуацией.

Борьба со страхом физических наказаний, нападений, уколов

«Пятнашки»

Игра, имеющая далекие корни. Распространены пятнашки были и у наших предков. Секрет популярности объясняется ощутимой пользой в устранении боязни неожиданных действий, сближает детей с родителями и приносит хорошее настроение.

Смысл пятнашек заключается в том, чтобы водящий смог «засалить» кого-либо из других играющих, хлопнув его по спине, либо ниже. Хлопок по ягодицам должен быть не символическим касанием, а таким, чтобы ребенок смог его ощутить.

Для игры в просторной комнате нужно расставить стулья и столы в беспорядочном направлении. «Осаливание» через стул или стол не считается — попадание обязательно должно быть прямым.

При этом, ведущему нужно приговаривать: «Вот ты у меня получишь», «Сейчас я тебя догоню», «Ну, держись». Шуточная форма приучает ребенка к неожиданным воздействиям, устраняя тем самым страх реального наказания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.