Карантин, дистанцирование и удаленное обучение: как помочь ребенку справиться со стрессом, страхом и другими симптомами разлуки

Содержание

Харьковская психологическая школа: 1920e — начало 40-х

Разновидности детских страхов

Они возникают в зависимости от множества факторов: социальных и биологических. Инстинкт самосохранения поддерживает врожденные страхи. С процессом развития и вступления в сферу общения с окружающей средой формируются социальные фобии.

Классификацию страхов определяют также некоторые другие факторы: объект, причины, продолжительность, отличительные особенности проявления. В связи с наличием этих факторов страхи бывают:

Навязчивые. Такая разновидность выражается в конкретной ситуации, например, при боязни высоты, закрытого пространства и т. д;

Сверхценные. В основном это страхи, основанные на проявлении фантазии ребенка

Они возникают в определенных обстоятельствах, например, в темноте, когда ребенок считает, что за кроватью сидит волк и караулит его.  Постепенно такой страх просто захватывая сферу переживаний и мыслей ребенка и становится сверхценной, самой важной идеей на фоне остальных;

Бредовые. Их невозможно объяснить с логической точки зрения, они никак не связываются с объектом, породившим чувство страха

Например, малыш, гуляя в ботинках, падает. У него формируется боязнь к обуви.

Боязнь посторонних.

Боязнь посторонних проявляется плачем при появлении незнакомых людей. Обычно это начинается в возрасте 8—9 месяцев и уменьшается к двум годам. Боязнь посторонних связана с проявлением функции отличать знакомое от незнакомого. Длительность и интенсивность этого страха значительно отличается у разных детей.

Некоторые дети первых трех лет жизни начинают отдавать предпочтение одному из родителей, дедушки и бабушки могут вдруг начать восприниматься чужими. Знание и ожидание таких реакций во время посещения здоровым ребенком врача помогает правильно интерпретировать его поведение. Как правило, требуется лишь успокоить ребенка и избегать чрезмерного его возбуждения.

Отношение к этим страхам должно отвечать требованиям здравого смысла. Если приходит новая няня, родителям имеет смысл заранее провести какое-то время вместе с ней и ребенком. В день, когда впервые надо оставить ребенка с новой няней, перед уходом стоит побыть какое-то время с ней и ребенком. Если за ребенком во время отсутствия родителей в течение нескольких дней будут присматривать дедушка с бабушкой, лучше, чтобы они приехали на 1—2 дня раньше. Похожую тактику можно применить и перед госпитализацией.

Резко выраженная или длительная боязнь посторонних может быть проявлением более генерализованной тревоги и указывает на необходимость оценки семейного климата, родительских навыков, общего эмоционального статуса ребенка.

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом

Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта

Как бороться с детскими страхами:

Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога — создать во время игры условия, вызывающие у него страх

Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе

Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача — создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

По своему содержанию сеансы могут быть разными. Специалисты могут работать с такими приемами и методами:

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель — создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Почему разделение даётся так нелегко?

Разделение сложно даётся маленьким детям, потому что связано с их самой глубокой потребностью – потребностью в привязанности. Чем младше ребёнок, тем сильнее его стремление к контакту и близости, так работают инстинкты зависимости. Дети отчаянно нуждаются в близких отношениях, ведь это гарантия того, что о них позаботятся. А разделение означает столкнуться с тем, что люди, к которым они привязаны, недосягаемы. И чем больше дети от них зависят, тем больше тревоги испытывают. Именно из-за стремления к контакту и близости они тоскуют по нам, когда мы уходим. Привязанность является причиной возникновения тревоги разделения.

Маленькие дети – это существа привязанности, они противятся разлуке и испытывают тревогу. На самом деле все детёныши млекопитающих пользуются особым криком, призывающим заботящихся особей оставаться поблизости. Признаками сепарационной тревоги являются также цепляния, крики и протесты. Ребенок будто пытается сказать: «Если ты уйдешь, то кто же позаботится обо мне?» Также ощущение разделения может обостряться перед сном. Вопрос заключается в том, как помочь им справиться с неизбежными расставаниями, которые являются частью жизни? Это не означает, что мы не можем разлучаться с ними, но нам необходимо учитывать фактор привязанности.

Дети лучше всего развиваются, когда чувствуют поддержку окружающей их невидимой утробы привязанности. Когда же разлука с ближайшими привязанностями неизбежна, лучшее, что мы можем для них сделать, – это создать дополнительный, запасной круг взрослых, на который они смогут опереться. Дети и не должны чувствовать себя спокойно рядом с незнакомыми людьми. Нормальные инстинкты привязанности заставят ребёнка избегать людей, которых не одобряют его главные привязанности. Это гарантирует детям безопасность и позволяет оставаться в  сфере влияния своих родителей.

Когда люди жили в настоящих деревнях, дети обычно знали всех ее жителей и естественным образом создавали с ними отношения. Родителям не было нужды работать над формированием деревни привязанностей, и отношения воспринимались как должное. Сегодня же люди, которые заменяют родителей, являются «чужими». И перед нами встаёт следующая задача – помочь ребёнку принять в свою жизнь замещающих взрослых, выстраивая с ними крепкие отношения. Если дети будут чувствовать себя как дома рядом с такими взрослыми, это поможет снизить тревогу разделения.

Симптомы тревожного расстройства у детей, вызванного разлукой

Как и социальные фобии, тревожное расстройство, вызванное страхом разлуки, часто проявляется как отказ от посещения школы (или дошкольных учреждений). В то же время тревожное расстройство, вызванное страхом разлуки, более распространено у детей младшего возраста и редко встречается после пубертатного периода. Боязнь разлуки часто усиливается тревогой матери. Ее собственная тревога усиливает тревогу ребенка, что ведет к замкнутому кругу, который можно прервать лишь осторожным и адекватным лечением одновременно и матери, и ребенка.

Как правило, драматические сцены развиваются во время расставания ребенка с родителями; при разлуке ребенок фиксируется на том, чтобы вновь быть с лицом, к которому испытывает привязанность (обычно мамой), и часто переживает, что с ней могло что-то случиться (например, авария, тяжелая болезнь). Ребенок может также отказываться спать один и может даже настаивать на том, чтобы всегда находиться в той же комнате, что и лицо, к которому он привязан. Сцены прощания обычно болезненны как для мамы, так и для ребенка. Ребенок часто плачет, вопит и умоляет не оставлять его с таким отчаянием, что мама не может его покинуть, что ведет к продолжительным эпизодам, которые еще более сложно прервать. У ребенка часто появляются соматические жалобы.

Поведение ребенка часто нормальное в присутствии матери. Это нормальное поведение может иногда дать неверное впечатление, что проблема меньше, чем она есть на самом деле.

Лёгкая тревожность, возникающая в ответ на угрожающую или реальную разлуку с матерью, — нормальная реакция у младенцев и детей дошкольного возраста. Так называемую тревогу отделения наблюдают обычно у детей с возраста 6 мес, но возможно возникновение и в более раннем возрасте.

Ключевой диагностический признак тревоги отделения — чрезмерная тревога, по степени тяжести выходящая за пределы нормального возрастного диапазона. Тревога может принимать различные формы. Например, тревога по поводу того, что человек, к которому ребёнок привязан, может уйти и не вернуться, проявляется в упорном нежелании находиться в детском саду. Только проснувшись, дети уже начинают капризничать, хныкать, жаловаться на плохое самочувствие. По дороге дети плачут, упираются и даже проявляют агрессию по отношению к матери. В детском саду не хотят раздеваться, рыдают и кричат иногда на протяжении всего пребывания, отказываясь подчиняться общему режиму. Нередко к этому присоединяются психосоматические симптомы в виде тошноты, боли в животе, рвоты, головной боли, кашля и др. Такое состояние продолжается месяцами, заставляя родителей забрать ребёнка из детского сада. Гораздо реже сходные симптомы наблюдают у детей в период школьной адаптации.

Другая форма тревоги отделения — фантазии о несчастье, которое может случиться с ребёнком, оставшимся без родителей дома или в организованном детском коллективе (украдут, убьют и т.п.). Нереалистические страхи могут распространяться на отсутствующих родителей (попадут под машину, убьют бандиты и т.п.).

Нередко дети отказываются спать в отсутствие человека, к которому испытывают большую привязанность. Часто дети видят повторяющиеся кошмарные сновидения о разлуке с родителями. Проснувшись ночью, они в страхе бегут в постель к родителям и отказываются вернуться к себе в постель.

Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха

Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Возрастные страхи

На каждом этапе жизни (ступеньки детства) проявляются разные страхи. Это нормальная реакция организма, которая помогает адаптироваться к условиям окружающего мира.

Современная психология различает следующие детские возрастные страхи.

От рождения до полугода

Особенности проявления страха у детей следующие: боязнь громких и шумных звуков. С раннего детства проявляется обостренное чувство страха потерять поддержку матери.

От семи месяцев до года

На этом отрезке жизни чувства тревожности могут возникнуть по причине громких звуков и криков. Такие дети боятся чужих людей, новой обстановки. Для этого возраста характерны фобии высоты и сливного отверстия в ванной или бассейне.

От одного года до двух лет

На этом этапе формирования личности могут сохраняться предыдущие страхи. Их могут дополнять фобии травмы, ранения, боязнь нового и неизведанного. К 2 годам дети боятся разлуки с родителями. Для такого возраста характерны чувства тревожности перед засыпанием по причине боязни сновидений.

От двух до трех

Детские страхи, что мама уйдет, остаются в этом возрасте. К ним добавляется страх отверженности. От 2 до 3 лет появляется боязнь жизненных перемен: вхождение в семью нового человека, смерть родственников, развод родителей. Часто к 3 годам дети младшего возраста боятся грома, града, молнии. Боязнь уснуть развивается, если часто снятся кошмарные сны.

От трех до пяти

Для дошкольного возраста характерны детские страхи, виды которых связаны со смертью. Ребенок боится, что он умрет или умрет кто-то из его родителей. На фоне этого к 4 годам жизни развиваются фобии заболеть и умереть. У дошкольников присутствует страх пожара, фобия укусов ядовитых насекомых, змей, собак. Также в этот период жизни проявляется боязнь больших машин (камазов), поездов и самолетов.

От пяти до семи

Начиная с пятилетнего возраста обостряется страх остаться в одиночестве. Для этого возраста характерны школьные страхи, поскольку с 6-7 лет ребенок идет в первый класс. В 7-летнем возрасте хорошо развита фантазия, способствующая развитию новых боязней. Первоклассники боятся не соответствовать образу примерного ученика. Возможны проявления боязни физического насилия и насмешек со стороны сверстников.

От семи до восьми

Страхи по поводу школьных неудач остаются. К ним добавляются другие виды фобий: боязнь опоздать на урок, выполнить неправильно домашнее задание и получить за это плохую оценку. Обостряются страхи одиночества, отверженности со стороны родителей, учителей и одноклассников. Часто в 8-летнем возрасте появляется боязнь темных мест, катастроф, войны. На этапе 7-8 лет остается страх физических наказаний.

От восьми до девяти

В этом возрасте у школьников преобладают детские страхи, связанные с неудачами в учебе и игровых состязаниях. На фоне собственных неудач дети боятся насмешек со стороны сверстников. У них появляется боязнь поссориться с родителями, потерять их доверие и любовь. Присутствует фобия физического насилия.

От девяти до одиннадцати

Продолжают прогрессировать страхи перед собственными неудачами в учебном процессе и спорте (перед прыжком, растяжкой, сдачей кросса и т. д.). Такие чувства тревожности больше характерны для мальчика, чем для девочки. С 9-10 лет возможны проявления страхов перед плохими людьми: бандитами, алкоголиками, наркоманами и ворами.

От одиннадцати до тринадцати

Это подростковый возраст, в котором не последнюю роль играют страхи быть некрасивым, нелепым, смешным, особенно в компании своих друзей. Сюда же относится логофобия. Это страх выступать перед публикой. В период с 11 до 13 лет бывают страхи сексуального насилия и смерти

Начиная с 11-летнего возраста родителям особенно нужно проявить внимание к воспитательному процессу и к психологической поддержке

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимесячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимесячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося транспорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания. При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей. Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх смерти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу смерти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения

Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил. В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.