Список социальных компетенций дошкольника

Необходимые условия

Развитие социальных компетенций будет эффективно только при соблюдении следующих условий:

  1. Педагог или родители должны переориентироваться на работу с личностными элементами сознания ребенка, обеспечить поддержку его способности к ответственному выбору, рефлексии, самоорганизации, творчеству.
  2. Досуговые программы должны быть наполнены социальными и эмоциональными компонентами.
  3. Педагогические технологии, используемые в воспитании, должны быть построены с учетом специфики отношений взрослого и ребенка.
  4. Должно проводиться психологическое просвещение, коррекционно-развивающая работа, консультирование.

К педагогическим условиям формирования и совершенствования социальных компетенций в учебном заведении относят:

  1. Наличие специально созданной системы социально-педагогической помощи, организованной с учетом отрицательно воздействующих факторов, основанной на реализации разных вариантов досуговых программ.
  2. Наличие у детей возможности переживать в разных сферах жизни и деятельности за результаты успешного поведения.
  3. Обеспечение согласованного педагогического воздействия на учащихся.

Анализ результатов экспериментальной работы

Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена итоговая диагностика. Использовались те же методики, что и на контрольном этапе.

Основной задачей формирующего этапа исследования была проверка влияния выделенных организационно-педагогических условий на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста и результат — их социализированное .

На заключительном этапе исследования мы выделили основные задачи:

1. Проведение итогового среза

2. Обработка, анализ и систематизация результатов формирующего этапа исследования;

3. Выявление динамики изменений;

4. Сопоставление результатов начального и итогово этапов эксперимента;

5. Формулирование выводов исследования.

На данном этапе работы был проведен итоговый срез во всех группах по всем критериям. В таблицах 21, 22, 23, 24, 25 и на соответствующих диаграмма приведены полученные результаты.

Для количественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования данные, полученные в ходе опытно-поисковой работы, были подвергнуты обработке методами математической статистики.

Из возможных критериев оценивания достоверности выдвинутой гипотезы был выбран критерий Стьюдента, применяемый для сравнения двух средних значений (для разных групп детей) при неизвестных дисперсиях выборки.

Использование статистического критерия Стьюдента позволяет ответить на вопрос, имеются ли различия в уровне сформированности показателей в опытных группах детей.

Критерий Стьюдента вычисляется по формуле: \х-7\ = -!=—Т где V П\ «2 X — значение среднего балла первой группы детей; Y — значение среднего балла второй группы детей; S] — среднеквадратичное отклонение по первой группе; »%— среднеквадратичное отклонение по второй группе; п\ — количество детей в первой группе; п2 — количество детей во второй группе. Нулевая гипотеза Н0 — отсутствие достоверных отличий промежуточных и конечных результатов сформированности показателей между опытными группами детей.

Альтернативная гипотеза Нь соответственно, — наличие достоверных отличий промежуточных и конечных результатов сформированности показателей между опытными группами детей. Повышение уровня сформированности социально значимых качеств могло произойти либо в следствии случайных факторов, либо под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Если различие в уровнях детей опытных групп существенно, t набл t Крит ( t крит — табличная величина), то, согласно критерию Стьюдента, оно не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности. В этом случае нулевая гипотеза Н0 отвергается и истинной считается альтернативная гипотеза Нь

Результаты статистической проверки достоверности гипотез для уровней значимости а=0,05 и а=0,025 приведены в таблице 26.

На основании данных, представленных в таблице, мы сделали вывод о принятии альтернативной гипотезы по окончании формирующего этапа экспериментальной работы, что доказывает статистическую значимость различий, наблюдаемых в опытных группах.

По представленным результатам можно судить о динамике происходящих в ходе эксперимента изменениях и об уровне сформированности выбранных нами в качестве критериев социально значимых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Так в опытных группах ЭГ1 и ЭГ2, реализующих опробуемую нами структурно-функциональную модель формирования социальной компетентности, резко возросло число детей, находящихся на среднем и высоком уровнях. В то время как в группах, не реализующих модель, произошли незначительные изменения.

Чтобы получить обобщенный результат, по которому мы смогли бы судить о сформированности социальной компетентности детей, мы определили, сколько детей показали высокие результаты по всем или большинству критериев, сколько — средние и низкие. Затем провели сравнение с суммарным результатом, показанным детьми на начальном этапе эксперимента. Полученные данные приводятся в таблице 27 и показаны на рисунке 12.

Формирование социальной компетенции

Общественно-экономические изменения в современной России обуславливают новые требования к личным качествам субъектов. Воспитание индивида, вкладывание в него ключевых социальных компетенций осуществляется с самого раннего возраста. Важным условием воспитания является благоприятный психологический климат в семье, среди сверстников. На эмоциональном уровне отражаются взаимоотношения в дошкольном учреждении, в школе. Социальные компетенции у детей появляются и развиваются под наблюдением взрослых.

Задачей педагогов и родителей является создание благоприятного психологического климата для ребенка. Необходимо обеспечивать детям возможность говорить о себе, изучать себя, общаться с другими детьми и взрослыми, слышать их.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Структурные элементы

Компонентами социальной компетенции являются:

Знания особенностей поведения окружающих людей. Субъект должен понимать суть высказываний, проблемы других индивидов, знать методы поиска информации, способы разрешения конфликтов

Умение общаться с конкретными субъектами (адресная коммуникация), предлагать свою помощь, привлекать внимание собеседников, проявлять заинтересованность в них, вступать в контакт, ориентироваться в окружающих условиях, аргументировать мнение, разрешать и предотвращать конфликты, нести ответственность за свое поведение, проявлять терпимость к другим людям. Индивидуальные характеристики

О наличии социально-личностной компетенции свидетельствуют такие индивидуальные черты субъекта, как организованность, настойчивость, креативность, активность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, любознательность, коммуникабельность, наблюдательность, принципиальность, готовность к сотрудничеству, честность и порядочность, самостоятельность, решительность, уверенность в себе. Способности конструктивно взаимодействовать с разными людьми, поддерживать общение, сопереживать, понимать и принимать точку зрения собеседника, определять психологическое состояние партнера по общению, оценивать условия коммуникации и уметь построить свою речь в соответствии с ними, внимательно относиться к собеседнику, контролировать свое поведение, доводить начатые дела до конца, правильно формулировать мысли и высказывать свое мнение.

Из сказанного следует, что социальная компетенция представляет собой систему:

  • Знаний о себе и социальной действительности.
  • Сложных навыков и умений.
  • Моделей поведения в стандартных (типичных) условиях, благодаря которым субъект может быстро адаптироваться к обстоятельствам и оперативно принять нужное решение.

Проблемы терминологии

Социальная компетенция рассматривается некоторыми авторами как совокупность таких человеческих качеств:

  • Эмпатия.
  • Социальная чуткость.
  • Терпимость.
  • Открытость.
  • Независимость.
  • Непосредственность.
  • Способность к творчеству.

Другие авторы выделяют только два аспекта – кооперацию и автономию. В настоящее время нет общепринятого определения социальной компетенции. Проблема связана с тем, что в различных научных дисциплинах термин «компетенция» имеет разное значение.

Кроме этого, следует учитывать, что содержание понятия зависит от специфики ситуации, в которой находится субъект

Немаловажное значение имеют и особенности требований, предъявляемых к индивиду

Если в бытовых условиях какая-то модель поведения признается успешной, то в трудовой деятельности ее использование может привести к краху

Поэтому важно развивать различные виды компетенции (социально-профессиональные в том числе). Ожидания по отношению к одному субъекту будут сильно изменяться в зависимости от его роли в обществе

К примеру, окружающие предъявляют разные требования к коллегам, подчиненным, управляющим.

Ожидаемые результаты

Правильно построенная работа по формированию социальных компетенций должна привести к пониманию детьми сути понятий «тренинг», «друг», «дружба», «эмоции», «чувства», «ощущения», «ценности», «команда».

У каждого ребенка должны быть развиты умения и навыки:

  1. В сфере самопознания – понимание и принятие своих ощущений, чувств, оценка своего состояния и состояния собеседника по внешним признакам, использование невербальных и вербальных коммуникативных средств.
  2. В сфере межличностного взаимодействия – способность преодолевать барьеры и стереотипы при общении.

Одним из ключевых условий эффективного саморазвития и самореализации всех участников образовательно-воспитательного процесса является психологический комфорт в учебном заведении.

Компетентностный подход

В настоящее время образовательный процесс находится в стадии реформирования. Для реализации концепции модернизации отечественной педагогической системы учебным заведениям необходимо решить ряд задач. В качестве одной из них выступает формирование компетенций, определяющих качество образовательного процесса.

Для эффективного использования компетентностного подхода педагогам необходимо четко определить, какие ключевые (универсальные) и квалификационные (специальные) личностные качества потребуются выпускникам школы в их жизни и трудовой деятельности. Решение этой задачи предполагает умение педагогов формировать ориентировочную основу своей деятельности. Она представляет собой комплекс сведений об образовательно-воспитательной работе, описание ее предмета, целей, средств и результатов. Педагог должен сформировать и развить у детей те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предусматривает не усвоение детьми обособленных друг от друга навыков, а овладение их комплексом. В соответствии с этим положением формируется и система методов обучения и воспитания. Процесс их конструирования и выбора основывается на специфике компетенций и образовательно-воспитательных задач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.