Развивающая среда для ребенка

Содержание
  1. Требования к предметно-развивающей среде
  2. Как создать развивающую среду дома?
  3. Безопасность
  4. Максимум свободы
  5. Правильные игрушки и книги, дидактические материалы
  6. Поощряйте самостоятельность
  7. Программа курса
  8. Модуль 1. Создаём пространство для развития
  9. Модуль 2. Выбираем правильные детские товары
  10. Модуль 3. Общаемся с малышом
  11. Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах
  12. Чего не нужно делать, создавая развивающую среду
  13. Развивающее общение
  14. Что происходит с ребёнком в первый год жизни
  15. Бонусный модуль. Как наладить сон ребенка до года
  16. Как проходит курс
  17. Что мне дал курс «Создание развивающей среды»
  18. Я узнала, как общаться с ребёнком и презентовать материал
  19. Спокойствие
  20. Время на себя
  21. Мы стираем, готовим, убираем вместе
  22. Экономия средств
  23. Ответы на частые вопросы
  24. Развивающий образ жизни и окружение
  25. Богатство впечатлений
  26. Родительский пример
  27. Личность родителя

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития. Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики). Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности. И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Как создать развивающую среду дома?

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное. Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка.

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома. Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Запрещайте только то, что действительно может навредить ребенку

Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту. Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.)

Чтобы ребенок полюбил книги, их нужно правильно выбирать и правильно читать.

Плакаты на стенах, карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию. Здесь поможет домашний спорткомплекс, различные спортивные снаряды

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность.

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Однако если ребенок не стремится делать все сам, я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Программа курса

Курс начнётся с вводного модуля. Мы познакомимся с принципами метода Монтессори и узнаем, что говорит современная наука о развитии малышей до года. Оптимизируем дела и распорядок дня, чтобы выделить время на обучение и поставим цели на курс.

Модуль 1. Создаём пространство для развития

В этом модуле мы шаг за шагом создадим дома развивающее пространство для малыша до года.

Теория: 

Почему важна свобода движений
Плач, который мы не понимаем: возможные причины
Сензитивные периоды развития речи, движения, порядка
Особенности восприятия в возрасте с рождения до 1,5 лет
Важность зонирования среды и принципы выделения зон

Практика:

  • Организуем зоны сна, движения, кормления и физического ухода
  • Обеспечим безопасность созданного пространства
  • Создадим условия для творческого развития малыша

Мастер-классы: как эффективно спланировать зоны в квартире (от архитектора); пример зонирования в квартире для ребёнка 5 месяцев; разбор примеров домашней среды на разные возрасты.

Дополнительные материалы: памятка для родителей малышей с описанием потребностей развития каждого месяца жизни, визуальная подборка основных составляющих интерьера для каждого периода и примеры развивающего пространства, инструкция по изготовлению топпончино, таблица размеров мебели, список полезных и опасных растений для детской, идеи репродукций картин для детской.

В конце первого модуля пройдёт первая онлайн-встреча с экспертом курса. Можно будет задать вопросы заранее и посмотреть встречу в записи.

Модуль 2. Выбираем правильные детские товары

В этом модуле мы разберём, как правильно выбирать, размещать и предлагать ребёнку игрушки. А также переделаем несколько бесполезных игрушек в полезные.

Теория: 

  • Алгоритм выбора полезных игрушек и мобилей
  • Как хранить игрушки, чтобы вызывать интерес малыша
  • Коммерческие товары для детей: как перестать тратить деньги на то, что вредит развитию

Практика:

  • Пошаговые инструкции для создания 5 мобилей
  • Предлагаем игрушки так, чтобы вызвать интерес малыша
  • Из вредных игрушек сделаем полезные

Дополнительные материалы: список лучших развивающих товаров до года; подборка неклассических мобилей в духе Монтессори; урок о том, как сохранить порядок в среде.

Модуль 3. Общаемся с малышом

Расскажем, чем ребёнок отличается от взрослого, как он воспринимает окружающий мир, почему даже в младенчестве важна независимость и как помочь её развивать. Научимся общаться с малышом, понимать его потребности и отвечать на них.

Теория: 

  • Роль взрослого в развитии ребёнка до года и как научиться понимать потребности ребёнка
  • Принципы эффективного общения: говорить так, чтобы малыш вас слушал и понимал
  • Как общаться, чтобы ребёнок раньше заговорил
  • Какие запреты должны быть безусловными и как их вводить без сопротивления малыша
  • Техника наблюдения за ребёнком

Практика:

  • Научимся наблюдать за ребёнком, чтобы понимать, что предложить ему для развития в каждый момент его жизни
  • Общаемся с ребёнком по принципам эффективного общения
  • Подготавливаем ребёнка к самостоятельному одеванию и освоению горшка

Дополнительные материалы: как выбирать одежду и обувь для ребёнка до года;  как одевать малыша, чтобы дать ему больше самостоятельности; об одноразовых и многоразовых подгузниках; с чего и когда начинать осваивать горшок; о развитии и воспитании ребёнка после года; список рекомендуемой литературы.

В завершении модуля мы проведём заключительную онлайн-встречу с экспертом: разберём ситуации участниц курса и ответим на вопросы.

Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах

В некоторых педагогических системах созданию вполне определенной развивающей среды уделяется особое внимание. Вот примеры таких систем

Развивающая среда в педагогике Монтессори

Один из принципов создания развивающей среды в педагогике Марии Монтессори заключается в попытке создать такое пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно. Педагог в данном случае лишь направляет, но не учит и не показывает, что и как делать. Чтобы эти принципы воплощались в жизнь, развивающая среда предполагает включение множества тщательно продуманных и хорошо оборудованных зон: зоны сенсорного развития, языковой зоны, математической зоны, зоны практической жизни и пр.

Развивающая среда в вальдорфской педагогике 

В вальдорфских детских садах и школах развивающая среда исключительно важна. Считается, что именно правильно созданная среда может привести в движение все механизмы естественного, комфортного и счастливого развития детей. Вот некоторые особенности организации развивающей среды в таких учреждениях.

Все экстерьеры и интерьеры должны основываться на природных формах. В вальдорфской системе принято отказываться от острых и прямых углов, так как они ассоциируются с чем-то искусственным, а плавные и округлые линии, напротив, максимально приближены к тому, что встречается в самой природе.

Декорации и игрушки часто изготавливаются из природных материалов, то есть из дерева, ракушек, плодов, желудей. Интерьер меняется в соответствии со временем года.

Создавайте продуманные развивающие пространства!

Чего не нужно делать, создавая развивающую среду

Мы уже коснулись некоторых ошибок, которые можно совершить при создании предметно-развивающей среды: перегруженность предметами и декоративными элементами, небезопасность материалов, неуместное цветовое и тематическое оформление. Вот еще некоторые ошибки, совершаемые повсеместно.

Мебель и оборудование слишком тяжелые, лишены мобильности. Этот недостаток может быть не заметен на первый взгляд, но проявит себя сразу, как появится необходимость в перестановке и реорганизации пространства

Для детских учреждений исключительно важно выбирать легкую и мобильную мебель и любое оборудование, чтобы в случае необходимости педагоги могли переставить или убрать что-либо, не прибегая к специальной помощи

Присутствует нарочитое разделение пространства на зоны для мальчиков и девочек. Привычка оформлять все девчачье в розовый, а мальчишечье в голубой, кажется, намертво врослась в нашу ментальность. Однако психологи, педагоги, исследователи замечают, что подобное разделение лишено особого смысла и к тому же мешает детям проявлять себя и свободно исследовать пространство вокруг.

В организации и оформлении среды не учтены актуальные интересы детей. В конце концов, может быть так, что развивающая среда создана с учетом всех правил, но… с оглядкой на прошлое! Такая среда могла бы оказаться идеальной двадцать лет назад, но не сегодня. Поэтому не забывайте, что так или иначе предметно-развивающая среда должна включать в себя элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития. Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем, что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты. «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты

Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе.

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Что происходит с ребёнком в первый год жизни

Ребёнок в первый год стремительно развивается. Может быть, сейчас он только лежит, но уже через неделю начнёт переворачиваться, а еще через две недели поползёт. Он развивается по заложенным природой алгоритмам. Ваши любовь и забота важны малышу как воздух, но на его развитие повлияет не только это.

В раннем возрасте закладывается фундамент для всего последующего развития ребёнка. Реализация заложенных природой возможностей зависит от действий взрослого и проявляется в мелочах: какую игрушку дать, как разговаривать, что показывать. Часто мы не обращаем внимания на эти мелочи и даже по незнанию вредим развитию.

Способность не упускать возможности развития малыша — навык, которому вы можете научиться.

Бонусный модуль. Как наладить сон ребенка до года

Этот бонусный модуль откроется вам в начале обучения. С этими знаниями вы сможете наладить сон ребёнка так, чтобы он получал достаточное количество сна, необходимое для развития мозга, роста, «подзарядки» всех систем организма, хорошего настроения, избежал усталости и переутомления.

Теория: 

  • Норма сна и бодрствования и как её определить
  • Циклы и структура сна

Практика:

  • Диагностика: есть ли у вашего ребёнка эти трудности со сном
  • Как перестроить режим и ритуалы малыша для оптимизации сна
  • Разбор наиболее частых проблем и варианты решения

Дополнительные материалы: алгоритм укладывания на сон; таблица наблюдения для выявления проблем; таблица норм сна.

Как проходит курс

Доступ к курсу откроется вам в день старта ближайшего потока. Занятия можно смотреть в любое время и с любого устройства. Вас ждут три учебных модуля с короткими видеоуроками, аудио-дорожками и конспектами уроков, полезными списками и чек-листами.

Эксперт в течение 6 недель будет проверять и комментировать ваши домашние задания. Также будет две онлайн-встречи с участниками курса, на которых Анастасия ответит на все вопросы и разберёт наиболее частые ситуации. А в учебном чате вы сможете общаться с другими участницами курса: делиться успехами и сомнениями, поддерживать и получать поддержку.

Если вы выполните все домашние задания и напишите отзыв об итогах курса, то мы выдадим вам диплом.

После окончания курса, вы можете пересматривать уроки в течение года.

Старт ближайшего потока — 11 ноября.

Что мне дал курс «Создание развивающей среды»

Я узнала, как общаться с ребёнком и презентовать материал

До этого училась на большом курсе, но он был ориентирован на педагогов. Конечно, полезно, но там было больше философии и теории. Здесь же рассказали, что нужно ребёнку, когда и как ему это преподнести, что делать потом, как с ним правильно общаться, чтобы он понимал и развивался. Много открытий было по развитию речи — как же много ошибок я допустила по незнанию.

Спокойствие

До курса было постоянное ощущение, что я что-то упускаю, пропускаю, хотя я уже много знала о возрастных особенностях и сензитивных периодах. Не нужно покупать новые дорогие игрушки, заниматься с ребёнком, посещать развивающие центры. Мой опыт показал, что многое из того, что делалось с первой дочерью — лишнее. И я наблюдаю
счастливого спокойного ребёнка, которому интересно занимать себя самому.

Время на себя

Жизнь только ради детей мне кажется неправильной. Я работаю, много читаю, занимаюсь рукоделием, что-то крашу и переделываю. Сейчас, например, изготавливаю низкий пуфик для младшей в зону переодевания. Спокойно смотрю лекции, если мне хочется, участвую в разных семинарах и тренингах, живу интересной жизнью.

Мы стираем, готовим, убираем вместе

Я готовлю, дочь рядом тряпочки на детской кухне перебирает. Развешиваю бельё — она вытаскивает его из контейнера. А когда она спит, я занята своей работой и увлечениями.  Телевизор не смотрим — он не приносит никакой пользы ребёнку до трёх лет. Только старшая дочь по выходным смотрит мультфильмы.

Экономия средств

У меня и раньше не было большого желания ходить в детские магазины. Теперь точно знаю, что там мало полезного. Как оказалось, хорошие натуральные и полезные материалы для ребёнка стоят гораздо дешевле, чем эта груда цветного пластика. А если проявить смекалку, многое можно сделать самостоятельно. Курс научил меня находить действительно полезные материалы из домашней утвари. Например, солонка с крышкой «Хохлома» — сейчас любимая игрушка дочери. В неё я просто вложила шар от пинг-понга. 

Мне понравилась система работы курса.

Уроки изучала как удобно — есть видео-лекции, аудиозаписи и конспекты. Смотрела их в любое удобное время. Не нужно сидеть и оформлять задание в Word и отправлять по почте, а можно подгрузить на платформе и там же получить ответ.

Индивидуальные консультации эксперта. Даже спустя три месяца даются ответы на мои вопросы, причём достаточно быстро. Выполненные задания помечаются на платформе автоматически, чтобы не забыть.

Если бы этот курс появился раньше, я бы прошла его во время беременности. Тогда бы осталось больше времени на подготовку и меньше ушло на чтение книг. Очень жду курс 1—3, 3—6 и даже 6—12, так как меня не устраивает система школьного образования, а школы Монтессори, к сожалению, у нас нет.

Фото, видео и текст — Ярослава Елагина
 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Ответы на частые вопросы

Что произойдёт после оплаты?
После оплаты вы получите подтверждение на почту. Утром в день начала курса также — доступ к видеозаписям уроков в личном кабинете. В личном кабинете также находятся PDF-конспекты и аудиозаписи лекций, чек-листы, списки литературы. С первого дня курса вы получите доступ в закрытую учебную группу и в чат с экспертом.

А если курс мне не подойдёт?
Если по какой-либо причине курс вам не подойдёт или вы не получите результат, то мы вернём 100% стоимости после вашего развернутого отзыва. Вы также можете отказаться от участия и запросить безусловный возврат в течение первых 2 недель после старта курса, без каких-либо вопросов с нашей стороны.

Реально ли пройти курс, если мало свободного времени?
Курс можно проходить даже во время прогулки с малышом — уроки доступны не только с компьютера, но и с планшета или телефона. Все ключевые видео-уроки дублируют аудио-записи и конспекты, к урокам прилагаются чек-листы. Наши эксперты помогут с выполнением заданий и ответят на все вопросы, а куратор вдохновит практическими примерами и лайфхаками.

Можно ли купить курс в подарок?
Да, просто после оплаты заказа напишите нам на [email protected] вашу почту и почту получателя подарка. Мы пришлем подарочный сертификат. Его вы сможете распечатать или переслать на почту. Получатель подарка получит письмо с доступом в день старта курса.

Этот курс — идеальный подарок семье на рождение ребёнка. А еще такому подарку обрадуются няни, педагоги и дизайнеры детских комнат.

Подойдёт ли мне курс, если я ничего не знаю о Монтессори?
Если вы чувствуете, что ещё не определились с методикой, по которой будете развивать своего малыша, то с курсом вы быстрее разберетесь, что такое Монтессори и насколько эта методика созвучна взглядам вашей семьи.

Метод Монтессори, который лежит основе курса — метод научной педагогики со столетней историей. Все наши эксперты — дипломированные Монтессори-педагоги с международными дипломами АМИ: вы будете учиться у лучших.

Основные положения метода Монтессори: уважение к ребёнку и помощь в раскрытии природного потенциала. Вы узнаете больше о методе на курсе, на практических примерах, и сможете оценить результаты, применяя практические рекомендации курса дома.

Подойдёт ли мне курс, если только готовлюсь стать мамой?

Если вы только готовитесь стать мамой, сейчас идеальное время для обучения на курсе. Вы можете использовать время перед вашей первой встречей с малышом, чтобы внести перемены в домашней среде, всё спланировать без стресса и покупать только самое необходимое.

Вы сможете избежать тревоги по поводу развития ребёнка и создадите дома условия для естественного гармоничного развития с первых дней. Оптимизируете время на домашние дела, чтобы даже с малышом дома был порядок, еда и оставалось время на себя и заранее продумаете пространство и купите только самое необходимое. Узнаете, какие товары могут навредить развитию и сможете сэкономить на их приобретении. Организуете сон ребёнка и приобретете правильный режим с самого начала, чтобы избежать проблем в дальнейшем.

Для выполнения домашних заданий не нужно, чтобы ребёнок был рядом, а доступ к курсу у вас сохранится на год: вы всегда сможете вернуться к урокам, чтобы пересмотреть их после рождения малыша.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне. А как полезно общение с домашними животными!

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку: детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам.

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания.

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.