Рекомендации для родителей: “тревожный ребенок” материал по теме

Причины возникновения тревожности

Первая причина

– это противоречивые требования к ребенку от двух значимых взрослых: от двух родителей, от родителя и воспитателя в саду, или родителя и учителя.

Например, в школе ругают за оценки, а дома мама говорит: «Да не беспокойся, все нормально». Вроде бы все правильно. Мама как бы смягчает, однако не объясняет, как ребенку реагировать в школе. Но намного хуже ситуация, когда и дома давление за оценки.

Как ребенку справляться с давление на него в школе, а возможно и дома?

Ребенок не знает, как ему реагировать на сердитую учительницу и иногда прилюдные разбирательства. Если ему не объяснять как нужно действовать, то у него нет инструмента, чтобы справиться со своими переживаниями и, например, возможного понижения социального статуса в школе.

Точно так же влияет на него противоречие в словах папы и мамы. Папа транслирует одно, а мама – совершенно противоположное. Ребенок слышит абсолютно две разные точки зрения и не может понять, какая для него верная.

Ему сложно выбирать между такими дорогими для него людьми.

Вторая причина

– это завышенные ожидания и требования.

Когда родители решают, что в данном возрасте ребенок уже должен что-то делать, а он пока не может. Да, по всем возрастным параметрам вроде бы как должен, но конкретно этот ребенок — не может.

Когда завышенные ожидания транслируются ребенку постоянно, он может начать все время стараться им соответствовать. У него может это не получаться.

В итоге, возникает состояние внутренней нестабильности, потому что «я не могу быть собой и не могу быть таким, как мама с папой хотят».

В итоге, ребенок словно сам не свой, постоянно “ерзает” и переживает.

Вместе с этим ребенок старается не проявлять свои какие-то личные качества, которые “не подходят” родителям. В результате он часто находится в “пограничном” состоянии, когда любая ситуация вызывает взрыв самокритики или страха.

Третья причина

– это родительская манипуляция. Когда ребенка ставят в зависимое положение словами.

Например, когда мама говорит ребенку: «Будешь себя плохо вести, я расскажу папе, а уж он разберется! Веди себя хорошо».

Вроде чего такого…

Но ребенок не всегда умеет справляться со своими эмоциями, а значит не в состоянии управлять своим поведением. Получается, он не может не делать того, за что накажут.

В итоге ребенок живет в постоянном страхе, ведь что ни сделаешь, все будет не так. При всем желании ребенка не справляется.

А потом учится манипулировать в ответ, защищаясь, из страха, начинает управлять другими, чтобы не пытались управлять им.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор

Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх

Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой)

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение

Признаки тревожного состояния у малыша

Тревожный ребенок легко расстраивается и по натуре пуглив. Он тихий и молчаливый, всегда ожидает неприятностей, боится публичных выступлений и всего нового. Малыш обладает низкой самооценкой и чувствует неуверенность в себе, а потому начинает суетиться, когда ему предлагают сыграть в новую игру, или когда он оказывается в незнакомой компании.

У ребенка, которому присуща тревожность, могут часто возникать проблемы со сном, периодически отмечаться: психосоматические боли в мышцах и гортани, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, повышенное потоотделение (при нормальном состоянии физического здоровья).

Тревожность может приводить к негативным последствиям и значительно усложнять жизнь ребенка, поэтому родители должны бросить все свои силы на преодоление этого болезненного состояния.

Формы проявления и виды

Психологи выделяют ситуативную тревогу и
личностную.  Ситуативная тревога –
эмоциональная реакция человека, личностная – это уже устойчивая индивидуальная
характеристика личности.

Различают
также специфическую и общую тревожность. Первая проявляется в какой-то
определенной сфере жизнедеятельности – сюда относится экономическая,
экологическая, межличностная и другая частная тревожность. Общей или
генерализованной считается такая тревожность, которая не зависит от какого-то
одного социального фактора.

Как
проявляется данная проблема?

О
необходимости работы психолога с тревожными детьми дошкольного возраста говорит
ряд изменений в и физиологии человека. Поведенческими формами проявления
проблемы является:

  • Чрезмерная жестикуляция, торопливость;
  • Необходимость что-то теребить в руках, грызть ногти;
  • Плаксивость;
  • Рассеянность;
  • Ступор, если ребенку задали вопрос;
  • Скованность.

Физиологические признаки тревожности у ребенка
дошкольного возраста:

  • Беспокойный сон, бессонница;
  • Повышенная потливость;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Покраснения кожных покровов;
  • Дрожание конечностей;
  • Заикание;
  • Нарушение аппетита.

Тревожность
может проявляться в неуверенности в себе, постоянном чувстве вины и стыда,
боязни неудач или укоров, в ощущении незащищенности и одиночества.

Признаки

Учитывая, что подростки по мере роста испытывают самые разнообразные физические и эмоциональные изменения, тревожное расстройство может быть трудно обнаружить. Многие красные флажки могут показаться обычными подростками, которые борются с болезнью или получают гормональные сигналы. Следите за этими скрытыми признаками беспокойства у подростков.

Эмоциональные изменения

В то время как одни взволнованные подростки выражают чувство всепроникающего беспокойства, другие испытывают тонкие эмоциональные изменения, например:

  • Чувство «взвинчености»;
  • Чувствую себя на грани;
  • Раздражительность;
  • Сложность концентрации;
  • Неугомонность;
  • Необъяснимые вспышки гнева;

Социальные изменения

Многие физические жалобы, которые могут возникать при тревожном расстройстве, имитируют средние жалобы подростков, которые, как правило, возрастают по мере взросления

Обратите внимание на закономерности. Пара головных болей здесь и не должно быть повода для беспокойства, например, но частые головные боли — это тревожный сигнал

Следите за этими распространенными психосоматическими жалобами:

  • Частые головные боли, в том числе мигрени
  • Желудочно-кишечные проблемы
  • Необъяснимые боли
  • Чрезмерная усталость
  • Жалобы на плохое самочувствие без очевидной медицинской причины
  • Изменения в привычках питания.

Нарушение сна

Не секрет, что домашнее задание, изменение структуры мозга, внеклассные занятия и экранное время могут привести к нарушению привычек подростков к сну. Поэтому бывает трудно определить, является ли усталость результатом беспокойства или напряженного графика. Следите за этими красными флажками:

  • Трудность засыпания;
  • Плохой сон;
  • Частые кошмары;
  • Не чувствуя себя отдохнувшим после сна.

Плохая успеваемость в школе

Учитывая, что тревога может повлиять на все, от привычек сна до привычек питания до пропуска школы из-за физических проблем, неудивительно, что плохая успеваемость также может быть результатом необработанной тревоги. Уклонение от занятий в школе, пропущенные дни из-за связанных с тревогой заболеваний и постоянное беспокойство могут мешать беспокойным подросткам справляться со своей рабочей нагрузкой. Следите за этими изменениями в вашем подростке

  • Значительный скачок в оценках (обычно вниз);
  • Часто пропущенные задания;
  • Описывает чувство перегруженности работой;
  • Откладывает или имеет трудности с выполнением домашних заданий чаще, чем обычно.

Как «побрить» платье машинкой

  1. Расправьте платье, разложив его на столе
  2. Ведите устройство в направлении сверху вниз. (От горловины к подолу изделия).
  3. Потом в обратном направлении.
  4. Затем переходите к рукавам.

Важно: не забывайте чистить машинку. Она забивается.

Избавляемся от шариков без машинки

Если машинки у вас нет, катышки можно убрать подручным инструментом. У каждой женщины в арсенале найдутся маникюрные ножницы, которыми их можно срезать. Конечно, занятие это утомительное, но результат у вас будет.

Как предотвратить появление затяжек

Есть негласные правила, которыми нужно руководствоваться, если вы хотите всегда выглядеть аккуратно, без зацепов и катышек на своем красивом платье или другой одежде.

Перед тем, как постирать платье, прочитайте на этикетке рекомендации производителя. Практически все платья нужно стирать в деликатном режиме

Теперь вы знаете, как быстро можно восстановить платье из шелка, атласа, трикотажа, шерсти от зацепов и затяжек. Не нужно выбрасывать испорченное платье. Изъян можно замаскировать, украсив платье мехом, кружевами, бусинками или аппликациями.

https://youtube.com/watch?v=Ii_oRFKQWtk

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Влияние родителей на тревожных малышей

Безусловно, степень тревожности у малыша зависит от психологического состояния, характера и поведения его родителей. Подобный подход к жизни часто перенимается от мамы или папы.

Усилению беспокойства сына или дочери способствуют следующие факторы.

  1. Завышенные требования взрослых, часто употребление слов «ты должен», «ты обязан» (ребёнок оказывается в ситуации хронической неуспешности).
  2. Частые упрёки (порождают боязнь и чувство вины перед родителями).
  3. Сдержанность мамы или папы в проявлении чувств (при этом присутствуют постоянные предостережения, предчувствие беды, которая может случиться с ребёнком).
  4. Недоверие (сыну или дочери указывают, с кем дружить, проверяют карманы и пр.).
  5. Отсутствие теплоты и привязанности между членами семьи (каждый имеет свои увлечения, круг интересов и пр.).

Частые упрёки со стороны родителей порождают тревожность и чувство вины

Сильным стрессом для ребёнка является развод родителей. В данной ситуации малыш, как правило, оказывается с мамой, которая сама испытывает эмоциональную перегрузку и чувство несостоятельности. Женщина часто меняется: становится возбуждённой, агрессивной, стиль воспитания становится авторитарным. У неё не хватает времени на сына или дочку, и у ребёнка закономерно возникает чувство тревоги, отверженности и одиночества.

Рекомендации для педагогов

Работая с тревожными детьми, педагог должен уделять им особое внимание, не допуская ошибок, которые усугубят состояние дошкольника или ученика

Воспитателю или учителю начальных классов очень важно создать в детском коллективе климат доверия и безопасности. Он должен безусловно принимать каждого ребёнка вне его способностей и успехов

В то же время следует подталкивать ученика или воспитанника к пониманию своих трудностей и дальнейшему развитию.
Замечания по отношению к ребёнку не должны быть публичными, в то время как похвалы стоит озвучивать при всём детском коллективе. Также недопустимы сравнения с другими детьми.
Тревожным ребятам очень важна стимулирующая помощь педагога — уверения в том, что у него обязательно всё получится. Мотивацией для тревожного ребёнка может стать просьба сделать педагогу приятное (например, «порадуй меня своим рисунком» или «мне нужна твоя помощь для организации выставки»).
Беспокойного дошкольника или ученика не следует торопить, при необходимости нужно повторить объяснение условий работы, акцентировать правильность выполнения отдельных деталей.

Полезные рекомендации родителям

Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них

Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами — подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

  • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже «репетировать» с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
  • Делайте акцент на том, что «нет худа без добра». Будьте позитивны!
  • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
  • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
  • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
  • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: «Ты сильный!», «Ты справишься!», «Я всегда буду рядом.».

Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл – суммируется количество “плюсов”.

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями

Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;

робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

мышечное напряжение;

постоянное беспокойство;

нарушения сна;

невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Повышенная тревожность у ребёнка: признаки

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в “фоновом режиме” можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен. Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;

  • двигательное беспокойство;

  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;

  • нарушения сна;

  • скованность;

  • панический страх нового, любых перемен;

  • неуверенность в себе;

  • отказ от новых видов деятельности;

  • серьёзность;

  • нежелание выделяться и стремление к тишине;

  • частые страхи без повода;

  • заниженная самооценка.

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями).
Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;

  • тремор или дрожь;

  • учащённое сердцебиение;

  • дискомфорт или боли в груди;

  • ощущение комка в горле;

  • затруднение дыхания;

  • обморочность или головокружения;

  • мышечное напряжение;

  • онемение или покалывания;

  • ощущение «пустоты в голове»;

  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М

Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Распространенные причины тревожности у детей

Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства. Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, «живущих» под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться. Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.

По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:

Непоследовательность взрослых.

В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.

Отдаление родителей.

Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.

Завышенные требования.

Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.

Угрозы со стороны родителей.

Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: «Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!», «Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!».

Проявление недоверия к малышу.

Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие «запрещенных предметов», читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.

Активное подавление.

Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от «нормы». Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.

Соперничество в семье.

Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В «проигрыше» чаще всего остается старший ребенок

Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.

Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.

Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector