Плохие оценки? как научить ребенка делать меньше ошибок: 4 шага

Содержание
  1. Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей
  2. Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях
  3. Ошибки не делают нас неудачниками
  4. Роль взрослого
  5. Разделение сложных проблем на части
  6. Как определить нужный навык
  7. Что делать с ошибками? 4 шага
  8. Динамика формирования навыков и привычек
  9. Когда у ребенка много проблем
  10. Еще по теме “Как решать проблемы ребенка с помощью игры”:
  11. Не могу научить ребенка
  12. Про “обучение” вниманию, интелекту…
  13. Как научить решать примеры в уме?
  14. Проблема – как играть с ребенком?
  15. Как научить мыслить логически?
  16. Стадии формирования навыков
  17. Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь
  18. Навык — это не способность не делать
  19. Формирование культурно-гигиенических навыков
  20. 1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе
  21. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

«Это ваши работы? Да за такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» — сурово заметил экзаменатор.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях

Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.

Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.

Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.

Мы выделили 4 универсальных навыка, качества (их группы), которые однозначно пригодятся вашему ребёнку в школе и дальнейшей жизни.

Ошибки не делают нас неудачниками

Мы, родители, хотим, чтобы наши дети во всем были успешны

Неважно, будет это домашнее задание, игра школьной сборной или бутерброд, который надо приготовить самому, не размазав желе и арахисовое масло по всей кухне

Чтобы помочь нашим детям достичь успеха, мы терзаем их постоянными напоминаниями, подстегиваем вопросами. И, словно супергерои, бросаемся к ним на помощь, если появляется хоть малейший риск, что они не справятся сами. Или, что еще хуже, решаемся на обман ради их побед.

И такая помощь приносит больше вреда, чем пользы.

Но мы поступаем так из лучших побуждений. Хочется, чтобы наши дети были счастливы, верили в себя и свои возможности.

Кроме того, когда нужно будет рисковать, они испытают неуверенность в себе. Им трудно будет отражать удары судьбы и мужественно принимать проблемы.

Когда мы постоянно страхуем наших детей, они верят, что у них всегда все получается. А это, конечно, не так.

Детский и подростковый психолог Дженнифер Хартстейн говорит: «Дети, которых постоянно выручают из проблемных ситуаций, в дальнейшем будут избегать любого риска, боясь потерпеть неудачу. С возрастом, когда нужно будет самим принимать решения, это может вылиться в депрессию и повышенную нервозность».

Если же мы разрешим нашим детям ошибаться, они научатся решать проблемы творчески.

Итак, давайте спросим еще раз: разрешим ли мы своим детям ошибаться?

Ошибки — часть повседневности.

Ошибки делают нас людьми, а не неудачниками.

Ошибки — это шанс чему-либо научиться, они помогают нам адаптироваться к новым и трудным ситуациям, с которыми мы будем сталкиваться всю жизнь.

Применять на практике даже самые простые рецепты всегда тяжело. Особенно когда отрабатывать навыки приходится на учебном материале. Не у каждого родителя есть время и возможность подобрать нужные примеры, задачи, упражнения для усвоения той или иной темы, разбить материал на блоки, чтобы не перегрузить ребенка, и контролировать результаты его работы.

Как научить ребенка писать без ошибок и правильно выполнять домашние задания? Можно выбрать подходящий именно вам учебник, можно привлечь репетитора, можно использовать онлайн-ресурсы и курсы. Параллельно своей основной практике по оказанию помощи детям с трудностями в обучении я консультирую некоммерческий проект онлайн-обучения Сursys.ru по выстраиванию учебного процесса в соответствии с особенностями психологических процессов школьников. Так что могу с уверенностью сказать, что сейчас уже есть технологии, которые направлены на отработку базовых навыков (например, сложения в пределах 100, таблицы умножения и др.) и дают возможность родителям не сидеть с ребенком все время занятий, но при этом держать процесс обучения под контролем. Можно использовать аналогичные специализированные ресурсы (например, ЛингваЛео, РусскийНа5).

На мой взгляд, основная роль взрослого в процессе обучения — помочь ребенку правильно организовать работу. Это именно то, что самому ребенку сделать практически невозможно.

Итак, можно руководствоваться таким алгоритмом:

  • вместе выяснить причину трудностей;
  • вместе сформулировать задачу и придумать способ решения;
  • помочь отработать нужный навык (с помощью доступных внешних ресурсов);
  • обсудить и зафиксировать результат.

Если изменить подход к обучению и проводить такую работу с ошибками регулярно, ребенок понемногу научится самостоятельно искать решения в трудных жизненных ситуациях, причем касаться они могут не только учебы. Кроме того, это будет значительно экономить время выполнения домашних заданий и нервы на принуждение ребенка к занятиям. Чувствуете? Вы решаете не только локальную проблему с конкретными ошибками, но и создаете задел для их исключения в будущем.

Юлия Ермакова,психолог

Разделение сложных проблем на части

Комплексное определение навыков, или работа с «большими» проблемами, может оказаться непростой задачей. Типичные примеры таких «сложносоставных» проблем — это низкая концентрация внимания, недостаток уверенности в себе, заниженная самооценка. Вы можете упростить процесс определения навыков, сперва разделив сложные проблемы на части, а затем преобразовав их одну за другой в соответствующие умения.

Возьмем плохую концентрацию внимания. Если перечислить все, что скрывается за этим понятием, и преобразовать в соответствующие умения, то у вас может получиться такой, например, список:

Способность оставаться на одном месте на протяжении какого-то времени.

Способность слушать, не перебивая.

Способность дожидаться своей очереди.

Способность поднимать руку, когда хочешь что-то сказать.

Умение «играть с другими детьми» — тоже пример сложного, комплексного умения, которым трудно овладеть, если не представить его в виде набора конкретных навыков.

Гарри был таким вспыльчивым, что в детском саду его определили во вторую группу. Это означало, что ему нельзя было играть с другими детьми без постоянного присмотра персонала. Когда Гарри спросили, чему он хочет научиться, он ответил: играть с другими детьми. Он хотел перейти из второй группы в первую и знал, что для этого ему нужно побороть свою вспыльчивость.

Темперамент Гарри проявлялся в разных ситуациях. Хуже всего было то, что, играя с детьми на площадке, он мог неожиданно рассердиться и, например, столкнуть другого ребенка с лестницы. То есть ему нужно было научиться играть на площадке с другими детьми, не сталкивая их с горок, лесенок и качелей. Это достаточно простое и определенное умение, которое Гарри мог начать практиковать в первую очередь.

Из соображений безопасности он начал тренироваться в здании детского сада. Раз в неделю ему давали возможность залезть на шведскую стенку в спортзале вместе с кем-то еще. Когда оба ребенка оказывались наверху, Гарри должен был показать воспитателю и другим детям, что он может какое-то время находиться там вместе с товарищем безо всяких проблем. После того как Гарри много раз продемонстрировал, что он на это способен, ему разрешили попробовать поиграть с другими детьми на уличной площадке.

Его умение быстро совершенствовалось, и не прошло и месяца, как сотрудники садика поняли, что можно без опасений- перевести его из второй группы в первую. На практике этот перевод означал, что теперь Гарри разрешали выходить на площадку даже тогда, когда воспитатель еще находился в здании, помогая другим детям собираться на прогулку.

Как определить нужный навык

Когда вы начнете рассматривать проблемы как навыки, которыми нужно овладеть, вы довольно быстро научитесь видеть, над каким именно навыком нужно поработать ребенку для того, чтобы справиться с конкретной проблемой.

Допустим, ребенок нетерпелив и хочет всего и сразу. В этом случае вы, вероятно, скажете, что ему необходимо научиться ждать.

Приступая к определению навыка, вы можете облегчить себе задачу, задав такой вопрос: чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой?

Размышляя над тем, какое умение поможет справиться с проблемой, вы всегда должны помнить о следующем правиле: умение должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности, а в обучении правильному поведению. Например:

  • если ребенок балуется с едой, ему нужно научиться не «перестать баловаться с едой», а есть правильно;
  • если ребенок слишком медленно одевается, то он должен научиться не тому, чтобы «не валять дурака во время одевания», а тому, чтобы одеваться быстро.

Что делать с ошибками? 4 шага

Выяснить, почему ребенок допустил ошибку

Важно делать это вместе с ребенком. Обсудите с ним: что произошло и почему эта ошибка появилась?
Причины могут быть самыми разными, и необязательно они касаются знания материала

Так, например, в одном классе несколько детей постоянно ошибались в примерах типа «56 + 47 = ?». После общения с каждым стало понятно, что Маша не поняла, что такое переход через десяток, Ваня так боится всяких контрольных и диктантов, что от страха все забывает, а Аня не очень хорошо помнит, что проходили на двух предыдущих уроках.

Понять, как можно исправить подход. Важно, чтобы сам ребенок принял ситуацию и поставил для себя задачу. Дальше он будет стараться работать над ней самостоятельно. Как это сделать?
Возьмем пример ребенка, который ошибается, потому что плохо помнит, что проходили на предыдущих уроках. Обязательно надо, чтобы ребенок сам это проговорил, «пропустил через себя». Затем вместе с ребенком стоит обсудить, что может помочь ему лучше запоминать пройденные темы. Если он будет активно участвовать в этом обсуждении, а потом сам или вместе с вами сформулирует задачу, над которой нужно работать, это будет его личная задача. И отношение к ней будет отличаться от отношения к задачам, поставленным учителем или родителем.

Решаем поставленную задачу — отрабатываем навык. Важно предложить ребенку конкретный способ решения поставленной задачи, поначалу помогать ему действовать по-новому и следить, чтобы он постоянно делал то, о чем договорились.
Например, Аня вечером повторяет с мамой то, что она прошла на уроке математики днем. Это ее новая задача и обязанность. Если чего-то не понимает, обязательно просит разъяснить.
В дальнейшем, когда Аня освоится с повторением материала, она сможет делать это сама. Таков закон развития: для овладения любым новым навыком ребенку нужно сначала делать это вместе с взрослым, который сможет показать, как делать правильно. Поначалу ребенок не может научиться чему-то новому один, но если ему помочь, он сможет освоить навык и уже очень скоро будет справляться самостоятельно.

Закрепляем результаты. Очень важно подвести итоги и вместе обсудить результаты. Ребенок должен с вашей помощью проговорить и осознать, что у него получилось. Например, «я научился складывать с переходом через 10», «я решаю дома много контрольных и теперь не боюсь их в школе» или «я повторяю все важные темы и теперь всегда могу решить проверочные задачи».

Динамика формирования навыков и привычек

Знания — обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды — делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, — это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.

Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Умение — способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык — это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.

Привычка — сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).

Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого — он пример для подражания.

Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.

Когда у ребенка много проблем

«Но у нашего ребенка не какая-то одна проблема, у него их целая куча!» — так говорят некоторые родители после знакомства с методом обретения навыков. Вам будет легче, если вы будете думать о том, что ребенку просто надо овладеть несколькими навыками сразу. И если вам удастся определить соответствующие навыки, то перечень проблем превратится в список умений, которые ребенок должен приобрести.

Но мало кто из детей способен осваивать несколько навыков одновременно, поэтому следующее, что вам нужно сделать, — это решить, лучше вместе с ребенком, каким умением стоит овладеть в первую очередь.

В таком случае может быть разумнее начинать с самого простого навыка из списка — пусть это будет хотя бы привычка говорить «спасибо» после еды. Вероятность того, что ребенок успешно овладеет навыком, будет выше, а в результате он обретет уверенность в себе.

Еще по теме “Как решать проблемы ребенка с помощью игры”:

Не могу научить ребенка

Не могу научить ребенка. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Есть игры ловить буквы, ловить слоги. На счет есть. Ребенок с удовольствием сидит и играет обучаясь. Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите…

Про “обучение” вниманию, интелекту…

Я у ребенка тоже проблемы со вниманием вижу. Занимаюсь с ней по книжке пока, внизу ссылка

К сожалению, не могу ничего сказать по поводу Президентской школы, но то что есть специальные упражнения и игры, с помощью которых можно справиться с проблемой …

Как научить решать примеры в уме?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Хочу посоветовать вам в помощь еще одну хорошую книжку: Р. Лалаева, А Спасибо! Состав числа это наша проблема. Видимо они именно исходя из него все решают.

Проблема – как играть с ребенком?

В какие развивающие игры играть с ребенком ? Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Проблема – как играть с ребенком ?. Игры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы…

Как научить мыслить логически?

Как научить мыслить логически?. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Умение мыслить логически помимо решения задач могут подстегнуть шахматы, пасьянсы. Кстати и компьютерные игры -обучалки…

Стадии формирования навыков

  1. Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
  2. У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
  3. Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
  4. Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.

Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: “Это я сам!” Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.

Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.

Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.

Возраст Навык освоения Проявления навыка
1 год 3 месяца Самостоятельно ест густую пищу ложкой Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости
1 год 6 месяцев Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке
1 год 9 месяцев Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность
2 года Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий

Хочу подчеркнуть, что навык — это не способность не делать что-то нежелательное, а способность вместо этого делать что-то правильное. Это очень простой принцип, однако для того, чтобы применять его верно, нужна тренировка. Когда вы спрашиваете людей, каким, по их мнению, навыком должен овладеть ребенок, они, как правило, говорят так: «Он должен научиться не делать этого».

Как перейти от того, чего ребенок не должен делать, к тому, что он должен делать? Приведем пример.

— Каким умением должен овладеть Мэт?

— Он должен научиться не врать.

— Он знает, что ему не стоит выдумывать, но чему он должен научиться для того, чтобы этого не делать?

— Он просто должен прекратить выдумывать.

— Но вы же не хотите, чтобы Мэт вообще не фантазировал, правда? Ведь выдумывать что-то интересное — это искусство. А вдруг он в будущем станет писателем?

— Нет, я не имею в виду, что он должен вообще прекратить сочинять, но ему надо научиться отделять реальность от вымысла.

— Да, мне кажется, что для ребенка такой навык важен. Можно ли сказать, что Мэту нужно научиться различать правду и вымысел и уметь ставить людей в известность том, что он имеет в виду в каждом конкретном случае?

— Да, он должен усвоить именно это, потому что его истории вообще-то интересны. Он просто не понимает, что должен объяснять людям при необходимости, выдумывает он или говорит правду.

Начинать практиковать овладение навыками нужно с разговора между взрослыми, как правило, в отсутствие ребенка. Обсудите, какие навыки ребенку нужно освоить, чтобы избавиться от своей проблемы. После того как взрослые поймут, какой, на их взгляд, навык требуется ребенку, они должны предложить это ему.

Формирование культурно-гигиенических навыков

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Любовь Николаевна Павлова”Практическая энциклопедия раннего развития”Статья предоставлена издательством “РОСМЭН”

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой

В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector