Детская агрессия: причины, последствия и практические советы

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Способы борьбы с подростковой агрессией

Самые эффективные советы родителям, как справиться с подростковой агрессией самостоятельно:

  • Пересмотрите свои критерии воспитания и манеру поведения: зачастую именно ошибки в воспитательном процессе или поведенческие привычки родителей становятся главной причиной бунтарского поведения у тинейджеров. Помните, как бы ни отзывался о вас ваш ребенок, вы — его главный ориентир для подражания. Хотите сделать его лучше — начните с себя. Будьте положительным примером.
  • Будьте сдержанными и терпимыми. Сохранение самообладания даже в самой критической ситуации в семье, где есть проблемный подросток, может «убить двух зайцев». Во-первых, спокойный и рассудительный разбор ситуации не дает дополнительного повода для агрессии со стороны тинейджера. Во-вторых, такой способ решения проблемы показывает подростку, что силовые методы далеко не единственный вариант эффективно решать конфликты.
  • Давайте ребенку свободу принимать решения и нести за них ответственность. Конечно, этот совет тоже имеет свои нюансы — такая свобода не должна стать абсолютной. Вы как взрослые, опытные люди все же должны фильтровать безопасные решения, которые можно «пропустить», и небезопасные, которые могут навредить ребенку.
  • Станьте для своего трудного подростка лучшим другом. Вполне естественно, что далеко не все дети имеют идеальный набор качеств — ум, красоту, здоровье, силу, сообразительность, талант. Поэтому поддерживайте в вашем подрастающем человеке именно то, что у него есть. Хвалите его, поддерживайте начинания, радуйтесь достижениям, анализируйте ошибки и неудачи. И не ограничивайтесь только разговорами — проводите с ним больше времени вне дома. Организовывайте совместный отдых и досуг, поддерживайте его увлечения, приобщайте к общественно полезным делам, воспитывайте уважение к старшим.
  • Оберните его бурлящую энергию в нужное русло. Постарайтесь найти занятие для своего бунтаря, которое поможет перенаправить его буйство в положительный вектор — хобби, увлечение, спорт, танцы, музыка и т.д. В идеале это нужно сделать совместно с самим подростком. Найдите альтернативу, которая вырвет его из просторов интернета или влияния плохой компании. И не исключено, что первая попытка преобразования подростковой энергии будет успешной. Но это не повод останавливаться.
  • Будьте искренними. Подростки чрезвычайно чувствительны, поэтому тонко чувствуют неискренность. Не забывайте, что невнимательность к своему ребенку в подростковом возрасте впоследствии может значительно усложнить не только его жизнь, но и жизнь людей, которые находятся рядом. В том числе и самих родителей. Дети в пубертатном возрасте считают себя взрослыми, поэтому относитесь и разговаривайте с ними именно так, как с взрослыми, равными себе людьми.

Профилактика агрессивного поведения подростков

На агрессивное поведение подростка может влиять множество факторов – сложная ситуация в семье, отсутствие элементарных норм воспитания, переходной возраст, социальные и поведенческие факторы.

Профилактика агрессивного поведения подростков, как ни странно, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого.

Психологи отмечают, что профилактика агрессивного поведения подростков идет по следующей схеме — определение факторов, которые повлияли на развитие агрессивности у подростка, разработка мер ( как психологических, так и медикаментозных) по уменьшению агрессивности.

Программа профилактики агрессивного поведения подростков

Программа профилактики агрессивного поведения подростков должна быть утверждена на уровне Министерства здравоохранения и Министерства образования.

Своевременная профилактика, диагностика и лечение агрессии среди подростков позволит в будущем существенно снизить уровень криминогенной обстановки в обществе. Тем более, что психологи и психотерапевты успешно справляются с подростковой агрессией, но при своевременной диагностике.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков
встречается хотя бы один с признаками
агрессивного поведения. Он нападает на
остальных, обзывает их, намеренно употребляет
грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего
коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого
ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё
труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой,
нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что
его агрессия – это, прежде всего, отражение
внутреннего дискомфорта, неумения адекватно
реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя
отверженным, никому не нужным. Жестокость и
безучастность родителей приводит к нарушению
детско-родительских отношений и вселяет в душу
ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая
проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет
способы привлечения внимания взрослых и
сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда
заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку,
но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог
Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую
возможность, стремится разозлить маму, учителя,
сверстников; он не успокоится до тех пор, пока
взрослые не взорвутся, а дети не вступят в
драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего
добивается ребёнок и почему он ведёт себя так,
хотя заранее знает, что со стороны детей может
получить отпор, а со стороны взрослых –
наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная
попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим
способом можно бороться за выживание в этом
странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и
настороженны, любят перекладывать вину за
затеянную ими ссору на других. Такие дети часто
не могут сами оценить свою агрессивность, они не
замечают, что вселяют в окружающих страх и
беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир
хочет обидеть именно их. Таким образом,
получается замкнутый круг: агрессивные дети
боятся и ненавидят окружающих, а те в свою
очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников
нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения,
как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и
неагрессивные дети:

Проявления подростковой агрессии

  1. Физическая форма агрессии. Ставит перед собой цель причинить вред, боль, ущерб. Здесь в качестве потерпевшего могут выступать как неодушевленные предметы, так и живые существа. Она проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах — от битья посуды дома до разрушений объектов благоустройства (памятников, скамеек, остановок и т.п.). В худшем случае агрессия направляется на людей, животных. Это наиболее опасная форма подростковой агрессии, поскольку у подростков еще не полностью сформировано понятие ответственности, в том числе за чужую жизнь.
  2. Вербальная форма агрессивного поведения. Более «легкое» проявление подросткового протеста, но не менее безвредное. Поскольку даже словесные оскорбления и унижения со стороны других детей могут нести за собой страшные последствия для детской психики. Словесная агрессия может проявляться в виде споров, отрицания, сквернословия, критики других людей, угроз, насмешек, злобных шуток, проявления ненависти и обиды.
  3. Экспрессивная форма агрессии. Проявляется в ярко окрашенных «тонах», то есть в виде физических движений (жестов, ударов), выраженной мимике (гримасах, недовольном выражении лица) и/или словесных высказываниях на повышенных тонах или в виде не нормативной лексики.
  4. Прямая агрессия. В этом случае весь негатив подростка направлен на определенный объект, который и вызывает в нем эти самые негативные чувства. Она может выражаться физически и словесно.
  5. Косвенная форма агрессивного поведения. Это форма, когда за какие-то неприятности, неудачи или просто плохое настроение подростка «расплачивается» его окружение — вещи, предметы, люди, животные.
  6. Скрытая агрессия. Протест, который проявляется в виде игнорирования просьб и замечаний. Ребенок в таком случае абсолютно спокоен, но при этом не слышит то, что ему говорят. А если и слышит, то не спешит выполнять.

Формирование способности к эмпатии, доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий
уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность
чувствовать состояние другого человека, умение
вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют
страдания окружающих, они даже представить себе
не могут, что другим людям может быть неприятно и
плохо.

Считается, что если агрессор сможет
посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий
раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям,
агрессивный ребенок сможет избавиться от
подозрительности и мнительности которые
доставляют так много неприятностей и самому
“агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя
ответственность за совершенные им действия, а не
сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным
ребенком, тоже не помешает избавиться от
привычки обвинять его во всех смертных грехах.
Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки,
можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От
тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но вряд ли такое заявление снизит
эмоциональное напряжение “негодника”.
Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он
никому не нужен и весь мир настроен против него,
обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать
ребенку о своих чувствах, используя при этом
местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо:
“Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я
расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я
– сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка,
не угрожаете ему, даже не даете оценки его
поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.
Как правило, такая реакция взрослого сначала
шокирует ребенка, ожидающего града упреков в
свой адрес, а затем вызывает у него чувство
доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим
с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не
раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно,
нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно,
что с ним сейчас происходит?”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Психея
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.