- Предметный подход
- К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?
- «Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…»
- Что делать с «домашкой»?
- Каковы разумные нормы школьной нагрузки?
- РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
- Школьные перегрузки непобедимы
- Стресс нехватки времени
- Что такое учебные нормы?
- Как определить, что ребенок перегружен?
- К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка
- Влияние нагрузок на детскую личность
- Как родителям поддерживать ребенка и помогать ему
- Воспитывайте примером
- Готовьте к школе
- Помогайте преодолевать трудности
- Последствия перегрузок
- Причины перегруза школьников
- Топ 5 советов родителям, как разгрузить школьника дома
- Признаки переутомления
- Еще по теме «Дополнительные занятия и переутомление — как не навредить ребенку?»:
- Плохой ночной сон
- Дополнительные занятия с неуспевающими учениками
- смешанные перекрытия
- Как понять, что логопед хороший спец-ст?
- Кто виноват? И что делать.
- Мотивация к учебе (дополнительные занятия)
- она действительно перегружена?
- Двойню могут не заметить?
- Как выжить в условиях суровой перегрузки на работе?
- Что значит «посадить сердце»?
- Быстрая утомляемость
- Ускорение темпа.
- Признаки перегруженности?
- Растяжки для детей — польза или вред?
- Не навредить ребенку…
- ШЕСТИДНЕВКУ ВВЕЛИ!!!
- Ребенок перегружен?
Предметный подход
Пожалуй, один из самых важных факторов перегрузки, по мнению большинства экспертов, зарыт в содержании образования. Добавляются новые предметы и новые формы работы, исследовательская, проектная деятельность. Внутри «старых» предметов появляются новые. А вот убрать что-то из школьной программы практически нереально.
33 примера по алгебре, две презентации по истории и обществознанию, практикум по географии и реферат по физкультуре… И это еще не весь список «домашки», которую могут задать ребенку
— Когда речь заходит о том, чтобы облегчить содержание предмета, в дело вступает профессиональное лобби. Учителя-предметники говорят, что им не хватает часов, что из программы нельзя ни в коем случае ничего убирать, а вот добавить — пожалуйста, — говорит Марьяна Безруких. — В итоге дети постоянно не успевают пройти все темы в классе. И вместо того чтобы идти на прогулку, после уроков еще два часа сидят за партами. Решают, к примеру, задачки по математике. За редким исключением именно так организована внеурочная деятельность в большинстве российских школ. Изменить-то СанПиНы можно. Но как снизить реальную учебную нагрузку? Необходимо серьезно пересматривать и содержание образования, и методики, технологии обучения.
Школьник придумал свой электронный дневник в соцсети
Проблема еще и в том, что в СанПиНах прописаны только общие требования. При этом нет четкого распределения по предметам. Учителя-предметники задают домашнюю работу, не согласовывая общую нагрузку.
Что делать? По мнению директора Института развития образования НИУ «ВШЭ» Ирины Абанкиной, необходимо пересмотреть нормы суточной нагрузки на школьников — и учесть в новом документе все формы занятости ребенка. Включая занятия в кружках, факультативах, детских технопарках, интерактивных музеях и библиотеках. И конечно, распределенную по предметам домашнюю работу.
Задача непростая и требует большой совместной работы педагогов, медиков, психологов, методистов, специалистов по детской физиологии.
К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?
Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.
Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.
Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.
«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…»
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях — эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, — куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. «Ничего страшного, — утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет». Это — одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.
Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения — в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями — более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.
Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться — меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. «Это все последствия излишней перезагруженности», — сказал мне врач.
После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще — плохо, много заниматься — тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?
Что делать с «домашкой»?
— Чтобы часик погулять с подружкой, моей дочке-восьмикласснице приходится каждый раз искать «окно» в плотном графике. В этом году у нее появился второй иностранный язык — и так немалая нагрузка еще больше увеличилась. Ежедневно высидеть минимум 6-7 уроков, затем кружки и факультативы, ну и на «закуску» — невероятное количество домашних заданий, причем обязательно письменных, — говорит член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая. — Выпишите 15 республик Советского Союза, решите 33 (!) примера по алгебре за раз, составьте список российских городов, схожих с канадской Оттавой по климатическим характеристикам. Не забудьте при этом подготовить презентацию о выдающемся деятеле эпохи Просвещения…
Знакомая ситуация? Однозначно, да: по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские дети находятся на втором месте в мире по времени, которое затрачивается на домашние задания. В среднем — около 10 часов в неделю. Опережают россиян только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.
В 5-7 классах допускается семь уроков ежедневно, а начиная с 8-го класса — восемь уроков. Если школа даст такую нагрузку, придраться не к чему
Как замечает директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова, у нас часто днем после уроков ребенка никто не контролирует. И он занимается чем угодно, но только не учебой. Утомительный, нервный процесс выполнения «домашки» начинается вечером, когда взрослые приходят с работы.
— Как поступают во многих странах? Если ребенок находится к школе полный день, домашнюю работу он делает здесь же, в школе. А дома только отдыхает, — говорит Ирина Абанкина. — У нас же домашнюю работу нельзя включать ни во внеурочную деятельность, ни в работу групп продленного дня. Учителям порой напрямую запрещают выполнять с детьми «домашку» на «продленке». И получается, что в России «школа полного дня» все равно не полная.
Официально
Как ранее рассказали «РГ» в министерстве просвещения, снизить нагрузку на учеников и учителей помогут новые образовательные стандарты. Они, как ожидается, будут утверждены уже в этом году.
В Минпросвещения одобрили более 360 новых учебников для школ
— Вопрос нагрузки на учащихся действительно один из важных аспектов образовательной программы, — рассказали в ведомстве. — Рамки к объему изучения в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся.
По новым стандартам второй иностранный язык перестанет быть обязательной частью учебной программы. А значит, в год удастся «сэкономить» десятки часов.
Прямая речь
Каковы разумные нормы школьной нагрузки?
Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.
До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?
6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.
Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Дмитрий РАСТИМЕШИНШкольные перегрузки непобедимы
Оказывается, по мнению врачей, самым
отрицательным фактором, влияющим на здоровье
ребенка, являются школьные перегрузки. Такую
информацию представил министр здравоохранения
РФ в 2002 году Президенту России по итогам
очередной общероссийской диспансеризации
школьников. Он отметил, что “перегрузки в школе
колоссальные, так как расписание уроков чаще
всего не учитывает физиологию ребенка”. По
официальным данным, нагрузки в российских школах
превышают предельно допустимые санитарные нормы
на 300–400%. С этой точки зрения российская школа,
несмотря на распространенные иллюзии и
предрассудки, перестала быть безопасной камерой
хранения для большинства детей, выносящих из ее
стен кроме аттестата букет хронических
заболеваний. Российская школа становится в
буквальном смысле вредной для жизни.
До поздней ночи вся семья решает, проверяет,
пересказывает, переводит, чертит, рисует. Дети
ощущают себя загнанными лошадьми. А по нормам –
детям от 5 до 12 лет нужно ложиться спать часов в
девять. Существуют нормативы для выполнения
домашнего задания, которые не меняются уже
несколько десятков лет: в первом классе дети
должны работать дома один час, в средних классах
– полтора-два, в старших – три с половиной,
максимум четыре. Сегодня этот режим нереален
из-за того, сколько задают на дом. Обиднее всего,
что нагрузки часто просто бессмысленны. Недавно
была проведена независимая экспертиза школьных
учебников. Вошедшие в состав комиссии педагоги и
медики признали бесполезной до 70% информации,
заложенной в учебниках.
А причина этого банальна. Ведь
высокотехнологичным, по определению, трудом
педагога сегодня управляют при помощи «свистка и
секундомера» – школьного звонка и
академического часа. Количество этих звонков в
течение определенного этапа – главное мерило
эффективности учительского труда и единственный
способ определения размера его оплаты. Для того
чтобы получать приемлемую зарплату, у учителя
есть только один выход – становиться
стахановцем. Проблема школьных перегрузок
порождена исключительно уродливой
экономической политикой государства по
отстаиванию классно-урочной системы
функционирования школы. А чем больше количество
академических часов – тем соответственно больше
времени ребенок вынужден проводить за
выполнением домашних заданий. Тем большим
становится удельный вес контрольных и иных
проверочных работ. А значит, бесцельных детских
стрессов. И тем меньше времени педагог в
состоянии уделить каждому ученику в отдельности.
Что же делать родителям? Главное – не
поддаваться на провокации школы и философски
относиться к неуспехам детей. И не устраивать
дома “травли” за несделанные уроки и двойки,
если отдали ребенка в так называемую престижную
школу. Его здоровье и душевный комфорт должны
быть на первом месте. Хочется напомнить: Эйнштейн
и Мандельштам были двоечниками
Кафка учился
плохо по всем предметам, и чуть ли не половина
голливудских кинозвезд страдали дислексией!
Важно помнить, что в жизни вашему ребенку
пригодятся далеко не все знания, “вбиваемые” в
школе (вспомните, много ли пригодилось вам?).
Сегодняшняя система образования лишает
родителей права быть полноправными заказчиками
тех услуг, которые оказывает школа. К тому же мы
не знаем, что именно понадобится нашим детям
через 11 лет, и социальный успех мало зависит от
уровня образованности
Но есть известная максима
Артура Шопенгауэра: «Девять десятых счастья
зависят от здоровья». Давайте следовать ей – и не
ошибемся.
Стресс нехватки времени
«Я ничего не успеваю!» — отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.
В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение — танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.
Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…
Что такое учебные нормы?
Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.
Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.
Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными
На что нужно обратить внимание?
— На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.
— На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; проблемы с засыпанием).
— Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания «все надоело, устал» и т.п.
— Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
— У некоторых «младшеклассников» переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение — следствие нервного перевозбуждения.
— Крайние проявления со стороны нервной системы — такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.
К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка
С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:
- постоянно меняющаяся учебная программа,
- увеличение количества учебных часов,
- установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
- увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов,
- появление новых предметов и факультативов,
- избыток содержания в каждом предмете,
- сокращение перемен,
- концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
- общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).
Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).
Влияние нагрузок на детскую личность
Теперь давайте разберемся, как нагрузка в школе влияет на личность ребенка. К сожалению, очень часто родители в погоне за престижем не учитывают актуальный уровень образовательных возможностей или склонности собственного ребенка. Для начала хотелось бы отметить причины перегрузки современных учеников:
Недостаточный уровень адаптации научных знаний для адекватной подачи ученикам.
Преимущество теоретической составляющей образования над практической.
Несоответствие программы возрастным возможностям учащихся.
Слишком высокое внимание к второстепенным подробностям при изучении конкретных тем.
Чрезмерный объем домашних заданий.
Большое количество учебных предметов, которые пригодятся не далеко каждому ребенку.
Пренебрежение индивидуальным подходом в педагогическом процессе.
Критика и давление со стороны педагогов и родителей.
В результате у ребенка возникают признаки психологической и физиологической дисгармонии. Кроме этого, чрезмерная загруженность во время учебного процесса влияет на нормальное развитие личности в целом.
С психологической точки зрения, явными признаками истощения ученика является отсутствие желания учиться, частые срывы и истерики, подавленное настроение, общее истощение, нарушения поведения, протесты и агрессия, а также неспособность расслабиться. Такие признаки влекут за собой нарушения в работе высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.
Физиологическая симптоматика может иметь как отдельный характер, так и выражаться в различных психосоматических проявлениях. Явными признаками таких нарушений считаются головные боли, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, неправильная осанка, отсутствие аппетита, нарушение сна, частые болезни и слабость иммунитета в целом.
Важно вовремя замечать подобные проявления, ведь часто ими пренебрегают и списывают на лень или отсутствие способностей
Как родителям поддерживать ребенка и помогать ему
Воспитывайте примером
Дети усваивают ценности и установки принятые в семье. Например, родители хотят, чтобы ребенок научился читать, но сами очень редко берут в руки книгу. Дети не понимают, зачем взрослые требуют, если сами этого не делают.
Готовьте к школе
Создайте все условия для развития у него личностных качеств и способностей. Пробуйте с ним рисовать, лепить, читать вслух, проводить развивающие игры. Ребенок должен иметь желание общаться со сверстниками.
Не ругайте и не делайте все уроки за него.
- Помогайте собирать портфель;
- Учите вовремя встать;
- Правильно распределять учебный день.
Помогайте преодолевать трудности
Главное – вовремя заметьте проблему. Если надо, обратитесь за помощью к учителям.
- Подсказывайте, как организовать самостоятельные занятия;
- Помогайте с трудными заданиями;
- Запишите на факультатив.
Последствия перегрузок
Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному отсутствию учебной мотивации. Но хуже всего, что рост образовательных нагрузок способен спровоцировать проблемы со здоровьем.
По данным Роспотребнадзора, число абсолютно здоровых детей среди учащихся не превышает 10–12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания. Наиболее распространены заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет), анемия, сколиоз, проблемы со зрением.
Переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе иммунной системы. Порой дети «цепляют» простуды одну за другой, а карантин в школах длится по нескольку недель.
<<Форма с консультацией>>
Причины перегруза школьников
Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я».
Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.
Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада.
А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.
Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»:
снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться),
детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.
Топ 5 советов родителям, как разгрузить школьника дома
Елена Романова, психолог, эксперт «Союза профессионалов в сфере образовательных инноваций»:
1. Дайте отдохнуть после школы. Маленький может поспать час-полтора. Который постарше — просто полежать, послушать любимую музыку, посмотреть фильм, принять душ. В общем, переключиться.
2. Начинать делать домашнее задание нужно не позже 17 часов. И заканчивать не позже 20.00.
3. Старайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Можно вместе с ним выйти на вечернюю пробежку.
4. Не нагружайте кружками и репетиторами сверх необходимости. Все дети разные: кто-то может одновременно заниматься и спортом, и английским языком, и робототехникой. А некоторые могут осилить только один кружок, и то по выходным.
5. Следите за режимом. Ребенок не должен ложиться спать в два часа ночи. На сон — не менее 8-9 часов в сутки.
Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова
Признаки переутомления
Непосильная учебная нагрузка в школе проявляется в поведении ребёнка. Случаи, когда родителям стоит насторожиться и задуматься о сокращении учебной нагрузки:
- Ребёнок днём чувствует сонливость, а вечером, наоборот, подолгу не может заснуть.
- У него плохой аппетит.
- Ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает и не испытывает никакого интереса к учёбе.
- Младшеклассник становится импульсивным или плаксивым, а подросток — раздражительным, у него постоянно меняется настроение.
- Ребёнок часто жалуется на головную боль, у него периодически поднимается артериальное давление.
Обнаружив любой из этих симптомов, необходимо обратиться к врачу. Если обследование не выявит проблем со здоровьем, значит, речь идёт о переутомлении, образ жизни школьника пора менять.
Еще по теме «Дополнительные занятия и переутомление — как не навредить ребенку?»:
Плохой ночной сон
Сложно делиться врачебными рецептами — не навредить бы… Но нам врач для засыпания прописал мелаксен, говорит, что самое убрать половину доп. занятий и купить >. Переутомление ну, думала, может, наладится ночной сон, организм будет восстанавливаться…
Дополнительные занятия с неуспевающими учениками
Дополнительные занятия с неуспевающими учениками. Школы. Образование детей. Можно ли учителю отказаться от обучения ребенка ? В школе один 2 класс, в близка позиция мамы отстающего мальчика, и хотя я не требую от учителей заниматься дополнительно с моим…
смешанные перекрытия
Что такое смешанные перекрытия — никто из жильцов дома объяснить не может. При просмотре квартира нравится многим, но потом при звонке начинают предлагать значительно снижение…
Как понять, что логопед хороший спец-ст?
Неквалифицир. логопед и навредить может (или я сгущаю краски?) Возможно я сильно заморачиваюсь, и нужно просто обращаться к Имхо, искать для себя и своего ребенка. То что логопед имеет огромный опыт, совсем не означает что он подойдет конкретно вашему ребенку.
Кто виноват? И что делать.
…дети не перегружаются. уроков до ночи и слез из-за того, что что-то не успевается сделать никогда Не перегрузи ! Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка…
Мотивация к учебе (дополнительные занятия)
Как замотивировать ребенка на дополнительные занятия, которые ему нравятся? Но не хочет выполнять домашние задания по ним. Мой ребенок тоже дополнительно к школе занимается английским и китайским. Когда-то сам выбрал эти занятия.
она действительно перегружена?
Ларис, мне кажется, перегружается. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.
Двойню могут не заметить?
Привет всем! Вернулась из ж/к. Врач положила на кушетку, померяла живот и спрашивает у акушерки: -какой срок?, -30 недель, -а что такая матка тогда большая?. Первый вопрос: возможно ли на таком сроке на узи не заметить двойню? Уж не смейтесь, но в родне мужа были случаи, да и все замучали с вопросом этим (живот оч большой))))
Как выжить в условиях суровой перегрузки на работе?
Уходят часть сотрудников, не справившись с перегрузками и стрессом. Замены пока нет. Один из моих замов в дурку попал, в связи с перегрузками и стрессами. Я И за себя работала…
Что значит «посадить сердце»?
А почему возник вопрос: я пошла на групповое силовое занятие после долгого перерыва в спорте вообще, и после серии упражнений на ноги (выпады, приседания) у меня сердце И раньше замечала, что именно упражнения на ноги выбивают меня из строя очень быстро.
Быстрая утомляемость
Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Цель образовательного процесса — помимо получения знаний, еще и не навредить.
Ускорение темпа.
Учительница говорит, что не успеваем программу пройти, поэтому такая спешка. Домашних заданий не было и нет пока. Только в букваре читали по страничке на ту букву, которую прошли.
Признаки перегруженности?
Признаки перегруженности? Подскажите, как определить, не перегружен ли ребенок доп Зарегистрироваться. Не перегружаю ли ребенка ? У нас ребенок явно перегружается, если…
Растяжки для детей — польза или вред?
У меня ребенок занимается, там их регулярно тянут. Растяжка уже довольно приличная. А тут я услышала мнение, что все гимнастки и балерины страдают суставными болями, связанными именно с чрезмерными растяжками. Я заволновалась, может прекратить нам эти занятия.
Не навредить ребенку…
Не навредить ребенку …. Отношения с детьми. Детская психология. Не навредить ребенку … Навеяно топиком «У меня проблема» от Лето. Цивилизация наша, вроде бы, прогрессирует, ценность Детства, как необходимого этапа в развитии личности, вроде бы, принимается, а…
ШЕСТИДНЕВКУ ВВЕЛИ!!!
А кто не придет на уроки в субботу, будет расцениваться как прогул. Дочь в шестом классе. Лет пять назад уже пытались ввести шестидневку. Директор никак не могла этому…
Ребенок перегружен?
Не перегружаю ли ребенка ? У нас ребенок явно перегружается, если занятий много, посему может капризничать сильно. Поэтому у нас развивалки по 40-50 мин 2 раза в неделю и еще…