- Как бороться с детской агрессией
- Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора
- Причины
- Неблагополучная ситуация в семье
- Конфликты в школе
- Особенности характера
- Нервные нарушения
- Причины детской жестокости
- Виды
- Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии
- Откуда агрессия у ребенка?
- Что такое домашний терроризм
- Причина плохого поведения детей: генетика или воспитание?
- Ужасные дети — в четырех поколениях одной семьи
Как бороться с детской агрессией
1
Главное правило для достижения любого результата по отношению к ребенку – безусловная любовь! Важно показывать. сыну или дочери, что это не зависит от жизненной ситуации и его поступков
Необходимо оговаривать происшедшее и делать замечания, но ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка любовью. Выражая свои чувства, разъясняйте только ситуацию, не переходите на личности, не оскорбляйте и не унижайте ребенка
сыну или дочери, что это не зависит от жизненной ситуации и его поступков. Необходимо оговаривать происшедшее и делать замечания, но ни в коем случае нельзя шантажировать ребенка любовью. Выражая свои чувства, разъясняйте только ситуацию, не переходите на личности, не оскорбляйте и не унижайте ребенка.
2. Найдите способ, который поможет ему выплеснуть страсти. В комнату мальчика можно повесить боксерскую грушу, в случае крайнего недовольства позвольте ребенку вдоволь покричать
Ни в коем случае не пытайтесь «заглушить» его эмоции, важно именно перенаправить энергию в мирное русло
3. Не ругайтесь при ребенке. Если вы понимаете, что с кем-либо из домашних у вас начинают кипеть страсти, проведите беседу за закрытыми дверями. Ищите способы, чтобы семейные конфликты не отражались на детях.
4. Делитесь опытом. Рассказывайте, как вы справляетесь с похожими ситуациями сейчас и как делали это в его возрасте. Не обесценивайте его проблемы, не называйте их «глупыми». Это может еще сильнее озлобить.
5. Обнимайтесь. Это эффективный способ снять вспышки агрессии. Спустя некоторое время это даcт ощущение безопасности.
6. Разговаривайте. Не пытайтесь выстраивать диалог в момент выплеска. Дайте ему остыть и только потом обсудите ситуацию, проговорите причины и последствия, объясните, как бороться с нахлынувшими эмоциями в такие моменты.
7. Хвалите ребенка. Когда он получает положительные отзывы о себе и своем поведении, он стремится к хорошим поступкам. Ему необходимо понимать, что хорошо, а что плохо.
8. Не путайтесь во мнениях. Установите четкие границы дозволенного. Если один раз вы ребенка наказали за плохое поведение, а в другой раз спустили подобную ситуацию на тормозах – это неверно.
9. Будьте спокойны. Не впадайте в состояние злобы вместе с ним
Вам важно показать свое присутствие и участие, а не применить силу и физические наказания
10. Дайте ребенку свободу. Каждому человеку необходимо иметь личное пространство, обязанности, правила и возможности решать задачи самостоятельно. Советуйте, обсуждайте, делитесь, но не старайтесь «упростить жизнь» ребенку, взвалив на себя всю ответственность за его решения.
Если вы сможете установить с ребенком доверительные отношения и убедите его в своей безусловной любви, вам не придется бояться ни за его безопасность, ни за состояние окружающих его людей.
Автор — Анастасия Тихомирнова
Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора
Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.
Определение агрессивности у детей дошкольного возраста
Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:
- ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
- ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
- он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
- он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.
Агрессивные дети часто затевают драки
Причины
Подростковая агрессия имеет свои основания. Она не возникает просто так, без причины. Иногда определенные нарушения являются едва заметными, в ином случае – бросаются в глаза и видны при непосредственном общении. Рассмотрим подробнее причины.
Неблагополучная ситуация в семье
Не обязательно, что родители страдают алкогольной зависимостью или ведут асоциальный образ жизни. Сформировавшегося непонимания достаточно, чтобы возросло отчуждение и негодование. Ребенок 14-15 лет попытается вырваться из-под опеки родителей, проявить себя в определенных занятиях. Плохо, когда родители мало интересуются увлечениями своего чада, не желают до конца понять его. Если отец отсутствует, то матери становится трудно справляться с подрастающим ребенком. Если это мальчик, то ему особенно необходимо влияние сильного пола. Ребенок-подросток очень остро реагирует на любые изменения в семье и в ближайшем окружении: ему не хватает мудрости и соответствующего опыта, чтобы понять, как действовать самому, на что опираться при выборе стратегии поведения.
Конфликты в школе
Однозначно подобные проблемы выбивают из колеи, мешают строить отношения с окружающими, осознавать реальность в полной мере. Проявление агрессии в подростковом возрасте связано с нарастанием внутреннего напряжения. Школа – это не только источник знаний, но и проводник стресса, который постоянно сопровождает чадо на протяжении всего дня. У ребенка возникает ответная реакция, предполагающая, что необходимо всеми силами стремиться отстоять собственные интересы, защититься от нападок окружающих. Если приходится сталкиваться с подобными проявлениями в столь юном возрасте, то невольно начнут вырабатываться механизмы, которые диктуют совершенно другое поведение.
Особенности характера
Есть дети мнительно-тревожные, есть и такие, которые с помощью агрессии пытаются выразить свой протест. Это всего лишь способы ослабления внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что со временем эти методы показывают, что не работают, а человек уже привык действовать определенным образом и не готов меняться в угоду обществу. Некоторые особенности характера могут значительно осложнять жизнь другим людям. Например, нетерпимость нередко становится причиной появления агрессивности. Юному подростку кажется, что его никто не любит и не понимает. Вследствие чего нарастает напряжение, приходится искать деструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Нервные нарушения
Еще одна причина, которую нельзя не принимать во внимание. Если подросток страдает приступами эпилепсии, не умеет общаться со сверстниками, то он не сможет чувствовать себя комфортно
Ощущение безопасности происходящего сугубо субъективно, но столь необходимо для комфортной жизни. Нередко у таких детей встречаются проявления панических атак, неуверенность в себе, скованность и мнимое безразличие ко всему окружающему. Любые нервные нарушения, будь то страхи или агрессивные выпады могут привести к неконтролируемому поведению. Подростки, совершающие противоправные действия, опасны еще и потому, что не вполне осознают мотивы и последствия своих поступков.
Причины детской жестокости
В первую очередь агрессия – это выражение эмоций
Это могут быть гнев, страх, желание привлечь внимание, защититься или самоутвердиться
Важно сразу понимать это именно так, а не как проблему, с которой необходимо справиться. Проблема кроется глубже
Проблема кроется глубже.
Причинами для агрессивного поведения ребенка являются моральные сложности, преодолеть которые ребенок не готов. Например, ему сложно адекватно оценивать реальность и общаться, он отличается от остальных или его дразнят сверстники. Все это служит поводом для того, чтобы «включить ежа» и использовать злобу в качестве самозащиты. Наиболее опасны такие всплески в местах, где ребенок находится один, без родителей и семьи.
На детскую агрессию влияет и семейная ситуация. Если родители скандалят друг с другом в присутствии ребенка или выясняют отношения рукоприкладством, неудивительно, что ребенок выбирает тот же путь. Такой образ поведения становится нормой, он копирует модель семьи, унижая обидчиков или проявляя грубость по отношению к другим людям.
Сильное влияние на развитие детской враждебности оказывают два противоположных явления – гиперопека и, наоборот, равнодушие. Ни одна из этих крайностей не способствует спокойному моральному состоянию ребенка
Ему приходится отбиваться от чрезмерной заботы или, наоборот, привлекать к себе внимание дурными поступками
Таким же образом агрессию могут развивать вседозволенность и нагромождение различных запретов. Когда можно все, человек не нуждается в принятии решений, не проводит анализ перед совершением поступка, а просто делает, что хочет. Тирания не дает самостоятельно принимать решения, а значит, учит самовыражаться другими способами.
Чаще всего агрессивный ребенок – это недовольный собой и своей жизнью маленький человек, который испытывает страх и дискомфорт во время общения с другими ребятами, недополучает искренней родительской любви и поддержки и не уверен в себе.
Виды
Формы проявления неблагополучия отличаются разнообразием. По ним можно понять характер, предположить объективные причины происходящего. Рассмотрим подробнее виды подростковой агрессии.
- Открытая агрессия. Характеризуется прямотой проявления конфликта. Часто подросток действует, находясь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и не умеет этого контролировать. Открытая форма не опасна, потому что сразу видны намерения человека. Его можно остановить, попробовать с ним поговорить или оказать иное воздействие.
- Скрытая форма. Опасна тем, что плохо поддается влиянию со стороны. Подросток замышляет противоправные действия, но об этом никто не знает. Он может долго вынашивать коварные планы, ждать нужного момента. Но взрослые вряд ли способны оценить, что с ним происходит на самом деле и предотвратить процесс разрушения.
- Целенаправленная агрессия. Это самая жестокая форма, которая практически не поддается никакой коррекции. Она говорит о том, что подросток сознательно желает причинить кому-то боль, хочет спровоцировать открытый конфликт, ведущий к сильному противостоянию. Чем все закончится заранее предугадать невозможно.
Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии
Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.
Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка. Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства
Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда
Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка
Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы
Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.
Откуда агрессия у ребенка?
Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.
Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.
Укус — это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.
Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации
Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей
Агрессия мамы очень сильно отражается на ребенке. Малыш очень быстро усваивает такое поведение мамы, а жестокое поведение может послужить предпосылкой к неврозам
Важно усвоить, что поведение малыша — это полное зеркальное отражением того, что он видит в семье
Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят.
Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудачам, и следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно
В этом случае родителям необходимо просто переключить внимание малыша на другое занятие или убрать провоцирующий фактор
Агрессия у детей 4 лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Для малышей идет восприятие так: или все плохое или хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно делать. Малыши 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к их играм. Их восприятие такое: на мою территорию вторглись. Поэтому им сложно объяснить, что другие детки миролюбивы.
Агрессия у ребенка 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальное нападение (прозвища, молчание, игнорирование), однако могут прибегать и к агрессивной форме защиты своих интересов.
Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных, проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность малыша, но, несмотря на это, дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.
Что такое домашний терроризм
Последняя мать (моя пациентка, которую я назову здесь Эми), когда я впервые спросил, какое у нее было детство, ответила: «Ужасное», — и разрыдалась. Ее мама не могла настроиться на маленькую дочку, как это случалось и в предыдущие поколения. Эми же была сложным младенцем, она много плакала и казалась матери ненасытной. Это факт определил последующий ход событий.
Мать Эми была «злой», «не терпящей возражений», она била Эми с раннего возраста. В магазине мать могла поднять руку на дочь, когда та хотела купить брюки, а не платье, стыдя Эми при посторонних.
Однажды мать устроила истерику и каталась по полу, как ребенок, потому что дочь не собрала чемодан. Помешанная на контроле мать устраивала ссоры из-за таких вещей, как порядок, выбор еды и т.п.
Поведение матери Эми является формой так называемого домашнего терроризма. Свойственное агрессивным супругам или родителям, оно означает использование любого случая как средства внушения страха жертве с помощью ярости и угроз физического насилия. Домашний терроризм передавался из поколения в поколение от первой матери, а возможно, и от ее предков.
Неплохая спортсменка в юности и перфекционистка, мать во всем требовала от Эми высоких результатов. Она никогда не говорила, что неправа, и видела мир только черно-белым, без оттенков.
Эми она изображала ущербным ребенком, с которым что-то не так. Бывало, Эми, с ужасом ожидая, что ее объявят психически больной и отправят в больницу, сидела на лестнице и слушала, как ее мать обсуждает с отцом, в чем же дело. Тот терпеливо внимал жене (мужа она тоже терроризировала). Все детство Эми представляло собой сплошную безвыходную ситуацию.
Причина плохого поведения детей: генетика или воспитание?
До того как появились результаты проекта «Геном человека», у нас были бы основания предполагать, что каждая из дочерей рождалась с генетическим кодом, отвечающим за предрасположенность к трудному характеру. Люди с определенной последовательностью ДНК страдают генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна, и, согласно этой теории, то же самое относилось бы к плохому характеру.
Но данная модель была полностью дискредитирована: практически никто из ученых больше не верит, что существуют особые гены, отвечающие за интеллект, личностные качества или, как в нашем случае, поведенческие проблемы детей.
Насколько не вызывает сомнений тот факт, что варианты генов не являются причиной плохого поведения, настолько же очевидна важность воспитания. Проводилось множество исследований, в рамках которых ученые наблюдали за детьми с первых лет до взросления и которые показали, что поведенческие проблемы, такие как непослушание и агрессия, уходят корнями в воспитание в детстве
Отсутствие родительского тепла, враждебность и раздражение в любом возрасте делает ребенка более склонным к агрессии. Исследования доказывают, что трудные дети чаще имеют родителей, которые пытались применять к ним «силовые» методы.
Их постоянные придирки, капание на мозги — «Перестань», «Я сказал, перестань», «Я СКАЗАЛ, ПЕРЕСТАНЬ» — переходят в крик. Далее может наступить кульминация в форме физического насилия, которое, как доказано, напрямую вызывает агрессию в детстве и насилие во взрослом состоянии независимо от генов.
Короче говоря, существуют неопровержимые доказательства, что агрессивные дети с деструктивными склонностями получили эти качества в результате непреднамеренного воспитания. Их родители слишком часто полностью теряют контроль, краснеют от злости и становятся эмоционально несдержанными, как ребенок, которого они пытаются воспитывать. С большинством из нас, если не со всеми, иногда случается подобное, однако у некоторых родителей такое поведение входит в обыкновение и повторяется все чаще.
Мамы и папы ведут себя так, потому что — сюрприз! — у них самих были родители, неспособные к «авторитетному», взрослому воспитанию. Столкнувшись с нормальным избытком чувств и самовыражением маленького ребенка, они начинают реагировать с агрессией, потому что сами пережили истерики и приступы гнева родителей (у которых было то же самое, и так из поколения в поколение). Отчасти это простое подражание, отчасти — идентификация и отчасти — травма вследствие плохого обращения, когда родители кричали на них и регулярно теряли самоконтроль.
Вышеупомянутый пример матерей и дочерей, записывавших свои переживания, показал: с матерями плохо обращались в детстве, и теперь им казалось, что дочери плохо обращаются с ними. И правда, дочери действительно были трудными. Но матери не могли понять, что сами провоцировали их на агрессию, придираясь, срываясь и наказывая физически.
Ужасные дети — в четырех поколениях одной семьи
В начале XX в. одна мать считает свою новорожденную дочь некрасивой. Чтобы скрыть ее некрасивость от взоров гостей — и собственного — она часто прикрывает ее лицо накидкой. Мать, выросшая в скромной семье и вышедшая замуж за представителя верхних слоев среднего класса, боится социального унижения.
Позже она говорит своей «некрасивой» дочери, что та не найдет себе мужа, и жалуется в дневнике: «Что я сделала не так, что моя дочка не имеет успеха в обществе и не располагает к себе?».
Десятки лет спустя в старости дочь напишет о себе: «Грустная правда в том, что, признаюсь, я жила и продолжаю жить в мире воображения, я не выношу реальность». На реальный мир набросили накидку.
Предполагаемая некрасивость младенца (девочка родилась недоношенной, с маленьким весом) является проекцией чувства неполноценности и социальной непривлекательности самой матери. Это тот случай, когда ребенку приписывают нежелательные ощущения родителя, перенося на внешность ребенка собственную социальную непривлекательность («Я в порядке, ты — нет»).
В 1940-х дочь сама становится матерью. В свою очередь она пишет, что одна из ее дочек «была невозможна. Она кричала и орала, пока не получала того, чего хотела. Она шумела и не контролировала себя с рождения и до подросткового возраста». Женщина пишет об этой девочке так, как будто та мучила и тиранила ее. Мать считает, что проблема в девочке.
В 1970-х у «невозможной» дочери рождается собственная дочь. Позже женщина напишет, что дочка ненасытна, постоянно кричала в младенческом возрасте и была «очень трудным» ребенком и подростком. Как и ее предшественницы по материнской линии, мать считает, что причина сложного характера в самой девочке и не связана с тем, как она обращалась с ней.
В 2013 г. эта «девочка» написала мне по электронной почте письмо о своей семилетней дочери. Та ужасно капризна, не переносит попыток матери следить за ее нарядами, питанием, своевременным посещением школы (если ребенок вообще ходит в школу). Ежедневные приступы гнева похожи на детские истерики, во время которых девочка царапает и бьет мать. Дочь тиранит маму, говорит ей, где встать, нападает на нее с заднего сиденья автомобиля, отказываясь идти в школу пешком.
Четыре матери одна за другой страдали от собственных дочерей, трое из которых были маленькими тиранами. История повторялась из поколения в поколение по материнской линии. С помощью какого механизма она передавалась?