- Сферы
- Творческий путь
- Профессиональная деятельность
- Жизнь в социуме
- Творческая самореализация ребенка
- Сложности периода
- Развитие самосознания, самооценки
- Влияние социума
- Самореализация личности
- Самореализация молодежи в разных странах мира
- Нравственное воспитание
- Условия для самореализации детей
- Поддерживать стремление ребенка к независимости
- От чего зависит возможность реализовать себя?
- Материнство как основа самореализации женщины
- Женщина после рождения ребенка
- Социальная самореализация
- Практические рекомендации
- Условия для самореализации детей
Сферы
У каждого из нас есть полная свобода выбора. На данный момент выделяется 3 наиболее распространенных сферы, в которых можно проявить себя:
- творчество;
- профессия;
- социум.
Давайте о каждой из них подробнее.
Творческий путь
Предполагает применение и развитие своих талантов и навыков, как в области искусства, так и в науке. Кроме того, она включает и процесс поиска способов самовыражения, решения задач, независимо от условий жизни и вида деятельности.
Это может быть всё что угодно: от быта до карьеры. Нет никаких сомнений в том, что креативность обеспечивает личности широкий спектр возможностей.
Когда человек задействует нестандартное мышление, он не только развивается, получает желаемое, экономит время и ресурсы. Но и осознаёт, что другие цели уже не кажутся ему такими недостижимыми.
Кстати, описание способов, которые помогут развить креативное мышление, вы получите, нажав сюда.
Профессиональная деятельность
Если вы выбрали карьеру, значит, вы готовы приложить усилия и работать именно в той профессиональной сфере, которая вас интересует наиболее всего. А если вы довольны своей должностью, решаете вопросы и задачи с интересом, а также удовлетворены окладом – значит, вы состоялись как профессионал.
Личностный потенциал и способности полностью раскрываются, когда выполняемая работа соответствует целям и мотивам, а также является полезной для общества.
Важно учитывать, что профессиональная деятельность занимает весомую часть нашей жизни. А в некоторых случаях вытесняет и остальные сферы
Жизнь в социуме
Успешным и социализировавшимся человеком можно назвать того, кому удаётся находить общий язык абсолютно разными людьми, которые его окружают. Когда шаблоны и социальные стереотипы, которые ставит общество, не имеют на него влияния.
А сам он способен проявлять эмпатию, то есть, сочувствовать другим, заботиться о них и оказывать поддержку. Также имеет значение уровень общего развития, что позволяет поддерживать любой разговор и оставаться интересным для собеседников.
Существует даже такой термин, как эмоциональный интеллект. Подробнее о том, что он собой представляет, а также как его развить, вы узнаете, нажав на эту ссылку.
Творческая самореализация ребенка
Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие
Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане
В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.
Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.
Сложности периода
Именно в молодости сознание человека наиболее восприимчиво к принятию информации, ее обработке и фильтрации. Это необычайно важный и сложный период в жизни. Происходящий процесс познания собственного «Я» требует очень много интеллектуальных и эмоциональных сил. Закладка определенных качеств начинается с детства под влиянием таких социальных факторов, как семья, школа, жизненные установки предыдущих поколений
Но именно в период молодости человек начинает учиться расставлять приоритеты, отбрасывать ненужное, концентрируясь на том, что для него действительно важно. Простые для взрослого человека задачи становятся сложно разрешимыми для молодого поколения
Трудности в выборе окружения или дальнейшей профессии, невозможность дать объективную оценку тем или иным ситуациям, необходимость выстроить правильное представление об окружающем мире – эти и многие другие факторы являются большой нагрузкой для неокрепшей психики, поэтому период молодости, однозначно, нельзя назвать самым простым в жизни человека.
Развитие самосознания, самооценки
В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.
Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.
Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.
Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.
Влияние социума
Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.
Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.
Самореализация личности
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.
Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.
Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.
Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.
Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.
Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.
Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.
Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.
Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.
Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.
Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:
объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
социально-психологических характеристик самой личности.
Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.
Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.
Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.
Самореализация молодежи в разных странах мира
Становление личности молодого человека во многом зависит от окружения. Этнические особенности, место проживания, историческое и культурное наследие предков сильно влияют на период молодости, когда и происходит самореализация молодежи.
После окончания второй мировой войны, когда практически весь мир нуждался в реконструкции и реабилитации после военных действий, неожиданно открылось много возможностей для молодежи проявить себя в различных сферах деятельности. Французская молодежь отдает предпочтение коллективным политическим собраниям, крайне активизируются молодежные союзы, заметна тенденция в политическом движении с участием молодых людей. В США же, напротив, подрастающее поколение становится аполитичным, преследую скорее гедонистические цели, активная социальная самореализация мало привлекала молодых жителей Соединенных Штатов. Молодые американцы послевоенного времени сделали основной упор на индивидуализм. Так же, собственно, как и молодежь Западной Германии, чьими приоритетами являлись личностный рост и досужее общение в тесных компаниях друзей и единомышленников. После краха германской империи юные немцы не стремились принимать участие в общественной деятельности.
Однако со временем, проходя длительный путь урбанизации и реформаций социальных систем, все страны мира выстраиваются в относительно прямую линию касательно вопросов развития молодежи. Географические условности и этнические стереотипы постепенно теряют свои четкие очертания. Идет активный всплеск развития культуры и духовности. Благодаря расширению творческой сферы, возможности проявлять себя н а этом поприще, молодежь начинает все более сплачиваться и интенсивно развиваться.
Нравственное воспитание
Это важный этап, поскольку, если ребенок не будет соблюдать принятые в обществе нормы морали, то ему будет сложно выстроить отношения с другими членами социума
Следует обратить внимание на следующие моменты:
Отношение к стране и к миру, стремление к справедливости.
К родине. Ребенок должен любить свою страну, но в то же время не допускать расовой неприязни.
Отношение к людям. Постепенно малыш осознает себя членом огромного коллектива, понимает, что должен помогать другим, но не допускать издевательства над собой.
Правильное отношение к труду. В любой работе необходимо соблюдать дисциплину, свои обязанности выполнять тщательно.
Отношения к материальным ценностям, природе
Важно беречь то, что нам досталось от предков, уважительно относится к животным и растениям, уважать чужой труд, не мусорить на улице.
Правильное отношение к себе. Важно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, но он не должен ставить себя выше других.
Добиться этого поможет планомерная регулярная работа, беседы, пояснение ребенку, почему нужно поступать так, а не иначе. И, конечно, от родителей требуется показывать положительный пример. В семье, где отец позволяет себе поднять руку на мать, не может быть и речи о формировании у ребенка нормального отношения к семейным ценностям.
Бывают ситуации, когда спокойный и послушный малыш начинает вести себя непривычным для него образом: дерзить, не слушаться, поступать назло. Причиной может быть его окружение в группе детского сада. Очень часто дошкольники начинают копировать манеру поведения лидера, ребенка, который является популярным у сверстников, но не всегда соблюдает нормы поведения
В этом случае важно пояснить малышу, что бездумно повторять нельзя, каждый должен развиваться по собственному пути
Условия для самореализации детей
В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.
Для детей очень важна ситуативная обстановка. Взрослые должны создать соответствующую атмосферу, которая будет способствовать успеху и подчеркивать возможности их воспитанника. Очень важна положительная оценка успехов ребенка в том или ином направлении, похвала, поддержка в виде слов: «Давай поработаем еще, чтобы получилось лучше», являются требуемыми условиями.
Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.
Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.
Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.
Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.
Поддерживать стремление ребенка к независимости
Уже не секрет, что наибольших успехов в самореализации достигают те, кто свободен от чужого мнения. Однако многие родители часто путают воспитание независимой личности с отсутствием воспитания как такового. Независимость в ребёнке нужно воспитывать, она никогда не расходится с тактичностью, то есть отстаивание своей позиции в споре не граничит с полемикой ради полемики, и отвержение чужого мнения должно быть убедительным.
Посмотрите видео «Как вырастить ребенка успешным и богатым».
style=»display:block»
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>
От чего зависит возможность реализовать себя?
В первую очередь, ребенок должен быть самостоятельным. Тогда он будет осознавать: я – личность, я хочу, я могу, я делаю, я самостоятельно могу добиться поставленных целей. Из самостоятельности вырастает уверенность в себе: когда ребенок понимает, что может добиться чего-то без посторонней помощи, он начинает ценить и уважать себя.
Самостоятельность и уверенность в себе необходимо прививать с самых ранних лет. К сожалению, многие родители ведут себя неправильно. Они слишком многое делают за ребенка, тем самым лишая его шанса научиться самостоятельности, а также слишком часто упрекают в неспособности сделать ту или иную вещь, тем самым развивая неуверенность и комплекс неполноценности.
Вы только подумайте: если постоянно говорить ребенку, что он неудачник, что он ничего не умеет и ничего не добьется, каковы шансы, что ребенок вырастет уверенной в себе личностью? Эти шансы очень малы. Некоторые, конечно, объявят родителям бойкот и забастовку, станут успешными ВОПРЕКИ, другие смогут выгрести из ямы с помощью близких людей, ценой невероятных усилий и потратив на это годы, но большинство детей так и вырастет в неудачников, которые не добьются в этой жизни ничего.
Материнство как основа самореализации женщины
Материнство — это прекрасно, ничто на свете не может сравниться с ощущением, когда прижимаешь к груди младенца. А когда он улыбается, можно отдать за это все богатства мира.
Да, это большой труд, требующий вложения сил, времени, знаний, любви. Говорят, это основная миссия женщины на Земле — быть матерью. Возможно, это очень важная часть жизни и реализации женщины. Скорее, суть женщины — хранить домашний очаг, заботиться о муже, детях, создавать уют, хранить тепло.
Однако самореализация современной женщины — не только материнство
Это, безусловно, очень важно, есть и женщины, которые всю жизнь посвятили семье, они заслуживают уважения. Однако часто есть потребность и в общественной реализации
Почему же материнство считается основой самореализации женщины?
- Стремление быть мамой заложено на генном, подсознательном уровне. Бывают ситуации, когда женщина, которая отчаялась найти хорошего спутника жизни, создаёт отношения только ради появления будущего ребёнка, так как есть очень большое желание реализовать «материнский инстинкт».
- Материнство позволяет открыть в себе новые способности, умения, учит женщину быть мудрее, терпимее к другим.
- Вместе с ребёнком мы заново познаём мир, открываем его новые грани, учимся радоваться жизни вместе с ним.
- После 2-х лет, когда у матери есть больше свободного времени, ребёнок взрослеет, женщины часто открывают в себе новые таланты, находят интересные увлечения, задумываются о смене деятельности после декрета.
Материнство в значительной степени меняет человека, делает женщину мудрее, появляется новый взгляд на окружающий мир.
Женщина после рождения ребенка
Важный момент — после рождения ребёнка фокус зрения концентрируется на подрастающем поколении
Любимое чадо становится «центром Вселенной», поэтому в течение 2-х лет с рождения ребёнка наблюдается сложный испытательный период для семьи, важно сохранить баланс в отношениях с супругом и заботой о ребёнке.
Женщине стоит приобщать мужа к уходу, прогулкам с ребёнком, уделять внимание отдыху и искать компромиссы. Очень важно сохранить семью — гармоничные, крепкие отношения
Материнство как основа самореализации женщины — очень важный аспект в картине счастья женщины. Он является обязательным, без него многие не чувствуют себя комфортно, реализованными полностью. В ряде случаев, при невозможности иметь детей, женщина может полностью посвятить себя работе, творчеству, часто — заботе о родственниках, племянниках.
Такова женская натура — есть большая потребность в заботе о ком-то.
Социальная самореализация
Данный вид реализации личностного потенциала больше остальных коррелирует с духовным ростом личности. Почему? Социальная самореализация — это прежде всего самоотдача человека, умение что-то бескорыстно и добровольно делать для других.
Часто люди реализуются через социум благодаря различной волонтерской деятельности. Социальные работники, к примеру, физически и морально помогают тем, кто находится за гранью бедности или пережил стихийное бедствие. От помощи окружающим индивид получает духовное вознаграждение и развитие личности в данном направлении. Материальная награда в данном случае не является для индивида приоритетом, целью самореализации.
Практические рекомендации
- Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
- Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
- Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.
- Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
- Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.
Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.
Условия для самореализации детей
В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.
На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.
Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.
Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.
Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.
Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять
Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой
Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.
Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.
Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.